Дмитрий Александрович Ларионов направлялся домой. Черный блестящий «Мицубиси Паджеро» – подарок тестя к дню свадьбы – увозил начальника отдела логистики подальше от ненавистного ему офиса.
Да-да, именно ненавистного!
О том, что работа не только не доставляла Дмитрию Александровичу профессионального удовлетворения, но и тяготила его, не знал никто. Только он сам, но это чувство было глубоко запрятано в самых потаенных закоулках души зятя Антона Владимировича. Возникал закономерный вопрос: зачем столько усилий в ремесле, которое не по нраву?
С одной стороны, это простой вопрос, с другой – очень даже допустимый для того, кто знал истинные черты характера господина Ларионова и оказался посвященным в мотивы, которыми тот руководствовался при совершении определенных поступков. Но таких было очень немного.
Сотканный из внутренних противоречий, эгоистичный и властный – вот три основные черты душевного склада внешне интеллигентного, благополучного и оригинального супруга дочери главы «Прометея».
Так получилось, что основным движущим началом молодого мужчины стало достижение формируемых его холодным сознанием основных жизненных целей. Причем достижение любой ценой!
К счастью для окружающих, такие устремления возникали нечасто. Но если это происходило, все внутренние ресурсы Дмитрия Александровича мобилизовались для выполнения поставленной задачи. Поражение не допускалось в принципе. Когда манящая мечта начинала ускользать от охотника, мозг принимался искать самые невообразимые варианты решения проблемы. Позволительными считались любые средства. В этот момент организм был способен довести себя до самоистощения, самоуничтожения, лишь бы в конце тоннеля появился желанный свет.
И обстоятельства выравнивались. Результат достигался. Разум, воля расслаблялись и пребывали в аморфном состоянии до следующего задания.
Никто не знает, почему поступает в определенной ситуации так, а не иначе. На подсознательном уровне рецепторы19 настраивают внутреннюю систему на конкретное поведение, исходя из обстановки. После того как событие происходит, мозг пытается оценить, действовал ли он в соответствии с принципами, присущими своему носителю. Часто эти принципы отодвигаются на задний план, а тот же самый мозг пытается успокоить расшалившиеся нервы из-за совершенных в состоянии аффекта действий.
Когда на шестом году обучения в школе классный руководитель объявил, что трое победителей по курсу истории средних веков поедут на олимпиаду в Болгарию, Дима Ларионов тоже объявил (лично себе): одним из участников будет он сам.
Мальчик неплохо учился, но конкуренция в классе была значительной. Как и в других социальных группах, в нем присутствовали лидеры, хорошисты и «остальные». Дима в течение учебного года, как правило, по нескольку раз переходил из первой категории во вторую и наоборот. К «остальным» он относился пренебрежительно и уже только из этого чувства настраивал себя на серьезное отношение к учебному процессу. Не дай бог скатиться!
Среди лидеров явно выделялось четверо: Светка Морозова, зубрежница и педантка, Владик Степанов – сынок из академической семейки, Петя Силин, очкарик и энциклопедист, и Алена Клепикова – аскетичная особа, уродина и дылда.
До поездки на олимпиаду оставалось два месяца, и Дима методично принялся двигаться к своей цели. Во-первых, он снова «перешел» в первую категорию, после того как сделал доклад о правлении короля Филиппа II, реформатора Франции двенадцатого века. Выступление имело ошеломительный успех. Класс рукоплескал, а историчка, Вера Андреевна, даже немного прослезилась. Но не стоило расслабляться. Как известно, фурор одного заставляет конкурентов собраться с силами. Стоило ожидать ответного удара. И он не ошибся. За его докладом последовали рефераты, презентации и просто активная работа на уроках истории лидеров. Воздух в классе накалился до предела. Каждый ожидал ошибки соперника. Остальные ученики группы «отдыхали».
По прошествии месяца Дима почувствовал, что начал сдавать позиции. Опыт передовиков, накопленный в бесконечных изнурительных учебных баталиях, приносил свои плоды. Требовались и так серьезные усилия, чтобы находиться с ними рядом. Внутренний голос заставлял искать дополнительные возможности для продолжения борьбы. Мальчик осунулся, стал необщительным и резким. Мозг лихорадочно пытался обнаружить брешь в обороне противника. Когда упорство, казалось, все же будет сломлено, на выручку пришла природная наблюдательность.
За одной из парт соседнего ряда находилось рабочее место самой беспечной ученицы класса – Кристины Солнцевой. Не отягощенная излишним интеллектом, из состоятельной семьи, девочка пыталась получить от жизни все только самое лучшее. Домашние задания, контрольные работы, диктанты и прочая школьная деятельность вызывали у нее головную боль и зевоту. Сознание ученицы полностью растворилось в глянцевых журналах, модных шмотках и импортной косметике. Для того чтобы держаться на плаву и иметь мало-мальски приличные отметки, Кристина прибегала к помощи других одноклассников, в основном материально нуждающихся. Их услуги она щедро оплачивала, благо родители с завидной регулярностью ссужали любимой дочурке средства на карманные расходы. Таким образом, контрольные решались, диктанты писались, домашние задания выполнялись.
Помимо непригодности к учебному процессу, Кристина была чудовищно рассеянной. Свою косметичку она по десять раз на дню оставляла в местной столовой, туалете, на подоконниках в коридоре и прочих местах. Чуть в меньшей степени аналогичную судьбу разделили мобильный телефон и кошелек шестиклассницы. Довольно часто на перемене парта Солнцевой пустовала, но указанные предметы были выставлены на всеобщее обозрение.
Никого не удивило, когда в один из дней после урока английского класс наполнился возгласами, охами и ахами Кристины по поводу исчезнувшего портмоне. Все бы ничего, но проблема заключалась в том, что английский в этот день стоял в расписании первым уроком и девочка еще не успела никуда после него отправиться.
Помещение скрупулезно обыскали, но, увы, пропажи не обнаружили. Пришлось о событии рассказать классному руководителю – Ольге Петровне. Учитель внимательно выслушала новость и попросила присутствующих вернуть вещь «по-хорошему». Недоуменные взгляды красноречивее любых слов выражали отношение класса к поступившему предложению. Тогда педагог сменила тактику. Она пообещала всех отпустить, если каждый из детей покажет свой портфель или рюкзак. В противном случае дальнейшие мероприятия по расследованию инцидента придется проводить уже в присутствии завуча.
Ребята переглянулись и стали выкладывать вещи на стол. С каждым новым опустошенным вместилищем школьных принадлежностей лицо Солнцевой становилось все пунцовее. Она с радостью отказалась бы от любых своих притязаний, лишь бы прекратить молчаливую экзекуцию. В кошельке находилось около трех тысяч рублей, не бог весть какое сокровище. Пропади оно пропадом! Но признать в такой момент вину означало окончательно настроить против себя весь коллектив. Чувство загнанного в ловушку зверька полностью завладело ею. Злорадные взгляды и ухмылки одноклассников не давали возможности ослабить сковавшее душу девочки оцепенение.
Проверка докатилась до «галерки» класса. Оставалось всего пять-шесть человек, чьи вещи еще не подвергались осмотру. Лицо Ольги Петровны принимало все более сердитое выражение. С ее губ уже готово было сорваться резкое слово в адрес возмутителя спокойствия.
Но слететь с уст учителя пришлось совсем другим словам, и относились они совсем не к Солнцевой.
Петя Силин раскрыл потрепанный серый портфель и непослушной рукой извлек из него прямоугольный предмет из крокодиловой кожи – бумажник Кристины. Аудитория ахнула. Мальчик зашатался и обессиленно опустился за парту. Очки свалились с лица и со звоном упали на пол.
– Что это, Силин? – закричала Ольга Петровна.
– Это не мое, – только и смог выдохнуть «вор».
«Конечно, не твое», – пронеслось в мозгу Димы Ларионова.
Ему пришлось очень постараться, чтобы перед началом урока английского не прозевать момент, когда владелица кошелька отошла от своей парты и незаметно накрыть его фиолетовой папкой. Затем изобретательный подлец подхватил бумажник и переместился за свой стол. До начала урока оставалось семь минут. «Жертва» увлеченно читала какой-то учебник. Дима направился по проходу и, поравнявшись с Силиным, «нечаянно» задел находившиеся на углу стола раскрытый пенал и стопку тетрадей. Последние карточным веером спикировали вниз. Карандаши и авторучки бойко запрыгали по полу. Ларионов пробормотал что-то похожее на извинения и начал собирать школьные принадлежности. Для этого ему даже пришлось стать на колени. Петя вышел из-за парты и принялся помогать. Серый портфель Силина очутился перед самым лицом Димы. Через какое-то мгновение бумажник Кристины перекочевал из фиолетовой папки в свое новое хранилище. Мальчик поднялся, отряхнулся и отошел от стола Пети. Спустя две минуты раздался звонок, и небольшое происшествие выветрилось из головы отличника.
Комбинатор сделал верный расчет. Класс переполняли противоречивые чувства. Первоначальное возмущение быстро сменилось всеобщим удивлением, никто не ожидал от робкого очкарика подобной прыти. Но когда эмоции немного улеглись, многие обратили внимание, что Петя часто нуждался в средствах и даже недоедал. Родители расстались три года назад, и мальчик воспитывался одной матерью, получавшей скромную зарплату продавца бакалейного магазина.
Свою «неполноценность» в материальном плане ребенок компенсировал прилежностью в учебе и редкой любознательностью. У него не было ни ноутбука, ни планшета – этих новомодных штучек, которые, как известно, больше отвлекают детей от занятий, нежели помогают в них. В свободное время он зачитывал до дыр старые энциклопедические издания – наследство деда – и выполнял различные поручения матери по дому. Инцидент с кошельком полностью деморализовал мальчика.
После того как причина исчезновения карманных денег Солнцевой выяснилась, Ольга Петровна отпустила учеников на другой урок, а Петю попросила дать ей свой дневник. В нем она размашистым почерком приглашала мать Силина на беседу.
Воровство в школе не такая уж и редкость. Педагоги пытаются воздействовать на ситуацию собственными методами, по возможности без передачи ее органам правопорядка. Не всегда, правда, этого удается избежать. В данном конкретном случае дело можно было попытаться замять. Но внутренние школьные директивы обязывали Ольгу Петровну сообщить об инциденте завучу. Да и сама беседа пройдет с его участием, о чем в дневнике классный руководитель делать отметки не стала.
Состоявшийся впоследствии разговор, к удивлению учителей, вызвал искреннее негодование со стороны матери Пети Силина. Она полностью отрицала способность ее ребенка совершить подобную мерзость и пообещала обо всем написать в комитет по образованию и прокуратуру. В конце беседы нервы несчастной не выдержали, и она разрыдалась. Завуч школы впечатлилась прямотой и естественностью поведения родителя и постаралась ее успокоить. Куда там! Женщина не могла принять вменяемой интерпретации происшествия. Через какое-то время она отправилась домой, а спустя неделю от Силиной поступило заявление о переводе Пети в другую школу.
Итак, один участник «гонки» с дистанции сошел!
Дима не желал для выбранной жертвы такого финала. Это являлось еще одной чертой сложного характера мальчика. Даже творимое им зло должно быть рациональным. Нет нужды уничтожать вещь, если ее просто можно вывести из строя. Ларионов хотел заставить Силина отвлечься от учебы, сделав из него «обвиняемого». Когда мысли отличника заняты тем, как снова стать для всех окружающих «хорошим, честным мальчиком», ему некогда серьезно думать об истории Средневековья. Таким образом, новая «жвачка для мозга» служила цели сделать неспособным ученика конкурировать с другими претендентами на поездку в Болгарию. Перевод Пети в другую школу в его планах не значился, и поэтому мальчик искренне огорчился столь неприятному завершению своих манипуляций.
Правда, грустил он недолго. Остававшееся время до олимпиады заставляло фантазию снова прийти на помощь, чтобы намеченный проект был «достойно» реализован.
Во вторник учитель истории Вера Андреевна объявила о том, что через неделю состоится проверочная работа. Поскольку курс истории подходил к концу, в школьной программе специальное место уделялось закреплению основных событий изучаемого периода. В памяти Дмитрия хорошо зафиксировалось, что аналогичное мероприятие проводилось в прошлом году по курсу истории древнего мира. Проверка заключалась в интерактивном опросе учеников класса. Учитель упоминала о какой-нибудь вехе в истории и просила назвать год, в котором она запечатлелась в анналах хроник. Или наоборот: Вера Андреевна обозначала конкретную дату и просила раскрыть, чем она знаменательна.
Для ответа на каждый из задаваемых вопросов учитель выбирала ученика. Если пояснение было верным, следующий вопрос адресовался уже другому школьнику. Если нет, опрос продолжался.
Для лучшего запоминания дат Света Морозова делала специальные карточки. Стандартный лист она делила на шесть частей, в каждую из которых при помощи своего любимого ноутбука помещала на одной стороне карточки дату исторического события, а на другой – в чем оно заключалось.
Заполненные информацией листы она разрезала на шесть частей и приступала к зубрежке. Подобная методика уже сослужила ей добрую службу на проверочной работе в пятом классе. Нельзя сказать, что девочка была в высокой степени интеллектуалкой, но свои природные пробелы она с лихвой компенсировала усидчивостью и чрезвычайной работоспособностью. Благодаря этим качествам Светлана прочно закрепилась среди лидеров.
Когда на парте Морозовой появились карточки с историческими датами, Дима уже знал, что ему следует делать. Действовать требовалось немедленно, пока Света не успела запомнить материал.
В двенадцать класс отправился на обед. Ларионов вышел из помещения со всеми вместе, но затем в него вернулся. Мальчик переснял на телефон карточки, а на следующий день в это же время произвел замену трети из них. Чтобы подмена не бросалась в глаза. Расчет строился на том, что Морозова только день назад приступила к запоминанию материала.
Основной упор Дима делал на датах, с которыми класс знакомился самостоятельно ввиду частых болезней учителя. Случалось, за год Вера Андреевна умудрялась до четырех-пяти раз отправляться на больничный. Пользование общественным транспортом, постоянный контакт с большим количеством людей может нанести серьезный удар по иммунитету любого человека.
После выхода на работу учитель истории бегло повторяла пропущенный материал. При этом опроса учеников по нему не осуществлялось. Новые темы подгоняли педагога двигаться дальше. Получалось, что знания по не изученным должным образом историческим событиям были у класса очень даже поверхностные. А если это так, то мозг постарается запомнить то, что ему предложат. И не важно, каким способом. На той же самой самодельной карточке.
Назначенный для проверочной работы день наступил. Среди школьников ощущалось заметное волнение. Все понимали, что результаты опроса сыграют решающую роль при окончательном выявлении лидеров и аутсайдеров.
Вера Андреевна вошла в класс за две минуты до звонка. В ее руках находился уже знакомый по прошлому году лист формата А3 с фамилиями учеников и контрольными датами по курсу истории Средних веков. Подобно полководцу перед началом сражения, учитель зорко осмотрела расположенный перед ней опросник. Сделала в нем какие-то пометки и приступила к проверке.
Для разминки Вера Андреевна начала с легких вопросов.
– Александрова, в каком веке возник ислам?
Невысокого роста девчушка вскочила с места и бойко произнесла:
– В седьмом.
– Это правильный ответ. – Учитель поставила в ведомости крестик. – Федоров, в каком государстве происходила война Алой и Белой розы?
– В Англии.
– Верно. Может быть, ты скажешь, между какими династическими группировками возник конфликт?
Мальчик улыбнулся, поскольку это был действительно несложный вопрос.
– Между Ланкастерами и Йорками. В конечном итоге победили Ланкастеры, то есть Алая роза.
– Отлично, Федоров, прошу садиться. Лившиц, в каком году состоялось Ледовое побоище?
– В 1242-м. Русские войска под предводительством Александра Невского разгромили крестоносцев на льду Чудского озера.
– Очень хорошо. Давайте разовьем немного тему Крестовых походов. Сколько их было всего, я имею в виду – основных? Есть желающие?
Вера Андреевна бросила взгляд в аудиторию. Пять или шесть поднятых рук откликнулись на ее призыв.
– Так-так… – в задумчивости произнесла учительница. Спустя мгновение она сделала выбор и кивнула в сторону Клепиковой.
– Девять, – ответила отличница.
– Превосходно. А какова причина Третьего крестового похода и в каком году он произошел? Попытаешься, Алена?
– Да, Вера Андреевна. – Глаза девочки радостно заблестели от представившейся возможности блеснуть знаниями и подняться вверх в рейтинге. – В 1187 году правитель Саладин нанес христианам несколько поражений, а осенью этого же года захватил Иерусалим. Его успехи привели к большому крестовому походу. В 1189 году крупные силы европейцев отправились отвоевывать город. Поход возглавили несколько государей, в том числе король Ричард I по прозванию Львиное Сердце.
– Прекрасно, Клепикова. – Учитель поставила напротив фамилии ученицы два жирных плюса. – Еще один, последний вопрос из рассматриваемой тематики. В каком году произошел так называемый Крестовый поход детей?
Рука Светы Морозовой решительно взметнулась вверх. С небольшим запозданием вслед за ней поднялась рука Степанова. Педагог посмотрела в лицо Морозовой и улыбнулась.
– Прошу.
– В 1232 году.
Улыбка сползла с лица учителя.
– К сожалению, Светлана, это неверный ответ. Может быть, ты, Владислав?
Интеллигентного вида подросток вышел из-за своей парты.
– Такой поход состоялся двадцатью годами ранее только что прозвучавшей даты. Его возглавил юный провидец Стефан. Он убедил французских и немецких детей отправиться в путь. К сожалению, многие из его последователей даже не достигли Средиземного моря.
– Исчерпывающе, Степанов. – Вера Андреевна приготовилась задать очередной вопрос. Ее взгляд окинул класс, и она заметила поднятую руку Ларионова.
– В чем дело, Дмитрий, у тебя имеются какие-то дополнения?
– Да, я хотел бы внести небольшое уточнение. Многие историки так называемый Крестовый поход детей называют провокацией работорговцев, поскольку его истинная цель заключалась в стремлении продать участников акции в неволю. Летописи содержат информацию о том, что крестоносцы погрузились в Марселе на корабли. Часть из них погибла от бури, множество других – проданы в Египет в рабство.
Учитель заинтересованно посмотрела на мальчика.
– Очень ценное замечание, Ларионов. И тебе, и Степанову по плюсу.
Класс оживленно загудел. Чувствовалось, что атмосфера в аудитории начала накаляться.
– Ну а кто мне скажет, шестой «В», в каком году образовалось Венгерское королевство? – Вера Андреевна продолжила экзаменацию.
Рука Морозовой снова взмыла ввысь. Раздосадованная неверным ответом ученица жаждала реванша.
До сегодняшнего дня учитель не сталкивалась с неудачами этой школьницы. Стоило дать девочке второй шанс. Поэтому именно ее она предпочла другим при ответе на заданный вопрос.