Тема 2. История возникновения и становления международного права и его науки

2.1. Возникновение и развитие международного права

Появление права чаще всего связывают с разделением общества на классы и возникновением государств. Международное право возникло не благодаря желанию отдельных людей, групп, классов и т. д., а вследствие реальных общественных процессов. Исторический материал свидетельствует, что даже на самых ранних этапах своего развития первобытные общины и племена не существовали раздельно, а были объединены неписаными родовыми законами. Если исходить из первоначального смысла понятия международного права как права именно в отношениях между народами, то можно полагать, что первые обычные нормы зарождались еще в период первобытно-общинного строя, до становления государственности. Уже в то время союзнические связи племен не сводились лишь к заботе о внешней защите, а включали в себя множество других норм поведения, которые, закрепляясь с течением времени, привели к появлению права в форме обычая. Межплеменные отношения не только предшествовали межгосударственным, но и сопутствовали им, являлись их составной частью. Международное право – результат общественной практики. Возникнув как способ осознания людьми (группами, классами) своего материального интереса, особенно в связи с постоянно изменяющимися международными отношениями, оно оказало и продолжает оказывать огромное влияние на развитие государств и народов. В течение всей истории человечества оно не только развивалось вместе со сменой способов производства, но и определенным образом влияло на них. Именно поэтому международное право имеет естественно-объективное значение. Общая предпосылка его становления – не воля государств, а условия материальной жизни человечества в их историческом развитии, взаимоотношения человека с окружающим миром, общественное разделение труда, возникновение государств и т. д. Каждое новое государство, вступая в международные отношения, соприкасается с тем, что было создано до него, включая международное право с его нормами и принципами.

Первоначально это был этап первобытно-общинных, локальных «международных отношений». Ему соответствовал период зарождения обычаев. В древнем мире международные отношения характеризовались региональностью. В этот период региональный характер имело и международное право. Универсализации международного права предшествовал этап его деления на право «цивилизованных» и прочих народов.

Международные правоотношения в ранней средневековой Европе характеризовались отсутствием признаваемых в качестве общеобязательных международных правил поведения и наличием межнациональной и межрелигиозной вражды.

Становление международного права как науки происходит в эпоху Возрождения. В средние века международному праву придается уже более существенное значение, и оно отождествляется с дипломатией и внешней политикой. Международное право делилось на права «цивилизованных» и прочих народов.

В настоящее время международное право находится на этапе его всеобщего признания и применения.

2.2. Международное право рабовладельческого общества

Межгосударственные правовые нормы начали складываться в 4 тыс. до н. э. с возникновением первых рабовладельческих государств на базе уже имевшихся правил догосударственного межплеменного «права». Родиной международного права явился Ближний Восток, долины рек Тигра, Евфрата, Нила. Именно там в 4 тысячелетии до н. э. образовались древнейшие государства. Международные нормы, применявшиеся между государствами в этих районах, первоначально имели религиозный и обычно-правовой характер. В процессе взаимодействия между ними формировались первые межгосударственные правовые нормы.

Основными чертами таких межгосударственных правовых норм были:

– пришедшие из догосударственного межплеменного «права» правила, закрепленные в обычаях и договорах;

– религиозность;

– регионализм;

– обычай как главный источник международного права.

Древнейшим из известных на сегодняшний день международно-правовым актом считается договор около 3100 г. до н. э., заключенный между правителями месопотамских городов Лагаш и Умма. Он подтверждал государственную границу и говорил о ее неприкосновенности. По этому договору споры сторон должны были решаться мирным путем на основе арбитража. Обязательство по исполнению договора гарантировалось клятвами с обращением к богам. Религиозная клятва была важным элементом договора. Она включала торжественное обещание, священный обет соблюдать договор и призыв к божеству вмешаться в случае его нарушения. Считалось, что боги как бы незримо присутствовали при заключении договоров и становились их участниками, и это должно было содействовать выполнению соглашения. Нарушение договора рассматривалось как клятвопреступление. Помимо клятвы, заключение договора сопровождалось обрядом жертвоприношения.

К первым древним договорам можно отнести и договор хеттского царя Хатгупшля III с египетским фараоном Рамзесом II (начало XIII в. до н. э.). Это был договор, отражавший в своем тексте мир и братство двух народов, взаимную поддержку друг друга в войне против захватчиков, выдачу беглых рабов.

В период зарождения норм международного права его субъектами в Древнем Египте считались фараоны, цари и другие правители, а что касается Индии, то она не знала равенства субъектов международного права. В Древней Греции (VI–IV вв. до н. э.) субъектом международного права был каждый полис, что предполагало его собственное гражданство и государственную территорию, а поэтому он (полис) имел право вести дипломатические сношения, объявлять войну и заключать мир.

Главным средством ведения внешней политики древнейших стран являлись войны. В Египте во время войны господствовал юридически неограниченный произвол. В Индии обычаи права войны были наиболее развитыми, они получили закрепление в «Законах Ману» и «Артхашастра». Но если война и считалась правомерным действием, рассматривалась она как нежелательное явление. Здесь же встречались и определенные ограничения. Так, нельзя было убивать женщин, детей, стариков и раненых, а также лиц, сдавшихся в плен. Неприкосновенностью пользовались храмы и другие культовые сооружения и их служители. В то время уже существовали нормы, ограничивающие применение оружия. Именно в Индии возникли первые юридические правила о ведении войны на море.

В Риме все войны считались справедливыми, ибо, по мнению римлян, велись они по воле богов. Вследствие этого войны не были связаны какими-либо юридическими ограничениями. Отсюда и жестокость римской армии, не щадившей никого. Даже святыни народов – храмы – подвергались опустошению.

Основной тенденцией объявления и проведения войн того времени являлась религиозность, также ее можно проследить и в дипломатии. В Китае вопросы церемониального характера отражали обычаи того времени.

Для решения внешнеполитических задач стали направляться послы и даже учреждаться посольства. Послы пользовались покровительством фараонов и царей и в период выполнения своей миссии рассматривались в качестве неприкосновенных.

Правовая защита иностранцев в определенной мере складывалась под влиянием обязательств, вытекающих из международных договоров. Так, сложившиеся ритуальные нормы о приеме послов и заключении договоров сопровождались обрядами и жертвоприношениями. Неприкосновенность послов того времени была общепризнанной, нарушение ее могло привести к войне. По существовавшему в Риме убеждению послы находились под охраной богов и были неприкосновенны.

У греков стал складываться институт проксенов (покровителей), в начале своего развития носивший личный характер. Затем постепенно этот институт приобретает государственные черты. Проксен являлся защитником иностранных граждан в своем полисе. В Риме была создана должность претора перегринуса – должностного лица, определявшего принципы и нормы, связанные с положением иностранцев и их пребыванием в Риме. Он также разрешал споры между ними. Позднее из указанных институтов сформировалось консульское право.

Заканчивается период международного права Древнего мира с падением Западной Римской империи в 476 г. н. э. К этому времени Рим вобрал в себя все «новорожденные» институты международного права и дополнил их своими специфическими чертами. Когда война не заканчивалась полным покорением, заключался мирный договор. Появляется договор о покровительстве, который предусматривал предварительную сдачу оружия, выдачу противной стороной своих вождей и заложников. Побежденная сторона оставалась вместе с тем субъектом международного права. В дальнейшем договор о покровительстве стал заключаться и в мирное время. Государства, получившие его, становились союзниками Рима.

Система регулирования международных отношений Римской империи с иностранными государствами оказала немалое влияние на содержание международно-правовых норм древнего мира. Эта система получила название «право народов». Последнее представляло сочетание норм гражданско-правового характера и международно-правовых норм. Так, защита собственности в гражданских отношениях подкреплялась международными нормами о возмещении военного ущерба.

Период зарождения международного права плавно переходит в следующий, неразрывно связанный с возникновением феодальных отношений.

2.3. Международное право феодального общества

Падение в 476 г. н. э. Западной Римской империи дало простор развитию феодально-общественных отношений. Этот период связан с развитием международных отношений феодальных государств в процессе их образования, преодоления раздробленности, возникновения крупных феодальных сословных монархий, а также с началом формирования абсолютистских государств.

Особенностью регулирования международных отношений феодальных государств явилась преемственность ими многих международно-правовых правил рабовладельческого периода.

Начали быстро складываться феодально-экономическая формация и вместе с ней – феодальный тип международного права. Сформировались общие международно-правовые правила. Система юридических принципов и норм, постепенно сложившихся в V–XVII вв. и регулировавших отношения государств той исторической эпохи, именуется международным правом средних веков.

Отличительными чертами этого периода являлись:

– регионализм;

– преобладание обычных норм над договорными;

– значительное влияние церкви на процесс формирования норм международного права.

Единого для всех государств международного права, как и в древности, не существовало. Центрами международной жизни были: Западная Европа, Византия, Киевская Русь, затем Московское государство, Арабский Восток, Индия и Китай. Субъектами международного права в то время являлись не только монархи, Папа Римский, некоторые религиозные организации – рыцарские ордена (Тевтонский и Ливонский), но и так называемые вольные города и их союзы (г. Висби, Венеция, Ганзейский союз и др.).

Первые века феодализма отмечены многочисленными устными договорами, которые сопровождались либо клятвой, либо рукопожатием. Однако постепенно устанавливается форма и письменного заключения договоров. Чаще их тексты были написаны на латинском языке. Сроки действия таких договоров были самые различные (от 1 года до 50 лет и более). Давность международных соглашений к тому времени не была известна и четко определена. К расторжению международных договоров вели войны. В ту эпоху появились новые виды международных договоров: торговые, о плавании по рекам, консульские, валютные и другие соглашения. Феодальные договоры были в основном двусторонней сделкой, но в истории известно заключение и многосторонних договоров. Как правило, это были мирные договоры. Так, договор 1648 г. вошел в историю как Вестфальский трактат, которым закончилась Тридцатилетняя война. В основе этого трактата лежал принцип политического равновесия, и с тех пор решение европейских проблем осуществлялось не на религиозной, а на светской основе. Наибольшее распространение получили третейские суды. В качестве арбитров выступали монархи, светские феодалы, Папа Римский, иногда образовывались коллегии из равного числа участников от каждой из сторон спора.

Средневековая практика дипломатии исходила из принципа: «Посол лицо государя носит и речи его говорит». Таким образом, послы являлись личностями неприкосновенными. Они наделялись особыми привилегиями и преимуществами, как-то: невозможность задержания их властями государства и наложения ареста на имущество, освобождение от уплаты пошлины и т. д. Они могли рассчитывать на особые почести церемониального характера.

Вместе с тем возникает институт консулов. Первые из них уже начали складываться в X в. в Средиземноморье. Консулы первоначально представляли собой избранных из числа иностранных купцов и мореплавателей лиц, которые должны были защищать их интересы перед местными властями. Получая дальнейшее развитие в Европе, институт консулов постепенно приводит к появлению соответствующих государственных учреждений.

Тяжелым оставалось положение иностранцев. Они находились в полной зависимости от феодала. Их личная безопасность и имущество не были каким-либо образом обеспечены. Имущество умершего иностранца переходило не к его наследникам, а к феодалу. Существовало так называемое «береговое право». В соответствии с ним все имущество, выброшенное на берег в случае кораблекрушения, переходило в собственность феодала. С течением времени этот режим несколько смягчается и вопросы о положении граждан, проживающих за границей, становятся предметом международных договоров.

Меняются нормы права войны. Участниками войны считаются все взрослые мужчины (с 14 лет). В мусульманских странах в священной войне могли участвовать и женщины. Законы войны этой эпохи остаются суровыми, так как не проводилось различие между военными и мирным населением, пленных обращали в рабство, города и селения подвергались разграблениям. А вот на Руси существовал обычай объявления войны заранее («иду на вы» – предупреждение киевских князей), а также неприкосновенности мирных жителей.

Суверенитет государства приравнивался к форме суверенитета монарха, так как он являлся единственным его носителем. Равенство государств сводилось к равенству монархов («равный над равным власти не имеет»).

В средние века возникает наука международного права. Ее основоположником принято считать выдающегося голландского юриста Гуго Греция (1583–1645 гг.). В 1625 г. он издал первый систематический труд «О праве войны и мира», охвативший все основные вопросы международного права.

Великие географические открытия и возникновение в связи с этим глобальных мирохозяйственных связей постепенно приводят к формированию общего для всех уголков планеты международного права. Оно становится по преимуществу договорным, а роль и значение церкви в становлении новых норм международного права неуклонно падает.

2.4. Международное право капиталистического общества

Следующим шагом в истории является этап, связанный с зарождением капиталистического уклада жизни, классического международного.

Английская буржуазная революция, сопровождаемая гражданскими войнами (1642–1649 гг.), дала толчок к возникновению других буржуазных революций XVIII в. в странах Западной Европы и Северной Америки. Это привело к новым буржуазным международным отношениям, а следовательно, и к изменению международного права.

Подписанный 24 октября 1648 г. Вестфальский трактат сформулировал новые, ранее не существовавшие международно-правовые принципы, ставшие доминирующими почти на два последующих столетия: политического равновесия, независимости светской власти от власти духовной, равенства государств. Он также сформулировал декларативную теорию признания, предусмотрел применение коллективных санкций против агрессоров, мирные средства разрешения споров, внес изменения в правовой режим рек, трансформировал статус консулов и т. д. Трактат подготовил переход к качественно новому периоду в развитии международного права.

Система юридических принципов и норм, постепенно сложившихся с 1648 по 1919 гг. и регулировавших отношения государств той исторической эпохи, именуется Классическим международным правом. Основные черты этого периода следующие:

– договор становится главным источником норм международного права;

– демократизация международного права;

– колониализм;

– война как нежелательный, но в целом законный способ разрешения международных разногласий.

Эта эпоха отмечена открытием новых земель, бурным развитием мореплавания, международной торговли и широкомасштабными колониальными захватами. При капиталистическом укладе жизни демократические принципы становятся неотъемлемой частью и находят свое отражение в Декларации независимости США 1776 г., Конституции США 1787 г., актах Французской революции 1789 г. (Декларация прав человека и гражданина 1789 г., Декларация международного права 1795 г., Конституции 1791 и 1793 гг. и пр.). Такими принципами являлись народный суверенитет, суверенное равенство государств, невмешательство во внутренние дела государств, неприкосновенность государственной территории, принцип взаимности, свободы речного торгового судоходства и др. Эти же Конституции 1791 и 1793 гг. провозглашали право убежища для политических эмигрантов, борцов за дело свободы.

В связи с образованием капиталистического мирового рынка, торговли, технических международных связей увеличивается рост количества международных договоров. Начали заключаться специальные договоры, которые позволяли устанавливать правовой режим важнейших морских каналов и проливов. Получил повсеместное признание принцип свободы открытого моря. Установилось и понятие территориального моря. Оно стало пониматься как часть Мирового океана, примыкающего к прибрежному государству на расстоянии пушечного выстрела. Международный договор постепенно становится основным наряду с обычаем, а затем и главным источником международного права. Структура большинства международных договоров трехзвенная: преамбула, основные положения и заключительная часть. Нередко появляются приложения к договорам. Двусторонние договоры составлялись на языках обеих сторон, а многосторонние – на французском, позже на английском.

Основными способами обеспечения договоров были различные международные гарантии и поручительства в отличие от существовавших ранее дачи клятв, взятия заложников, поручительств пап римских и др. Возникает также институт оговорок. Это связано с многосторонними договорами. Оговорки отличались односторонним характером и делались как при подписании договора, так и при его ратификации.

В этот период сохраняется право государств на войну, осуждение войны носит лишь моральный характер, юридического же запрещения войны не было. Все государства склонны были считать войну нежелательным явлением, но если все иные мирные средства разрешения споров не давали результатов, государства могли обратиться к войне. Международные соглашения той эпохи содержали формулировки типа «государства, прежде чем начать войну, должны использовать все мирные средства разрешения споров» или «государства по возможности должны использовать мирные средства для разрешения взаимных споров» и т. д.

В области законов и обычаев войны были сделаны некоторые шаги к гуманности. Большой вклад в это дело внесла Россия (Женевская конвенция 1864 г. о режиме раненых и больных, Петербургская декларация 1868 г. о запрещении употребления разрывных пуль и т. д.). Запрещенными на войне считаются отравленное оружие, а также средства, причиняющие излишние страдания.

Усложняется количество и содержание консульских конвенций. Договоры феодализма, заключаемые на многосторонней основе, были замкнутые, в отличие от них многосторонние договоры эпохи капиталистических преобразований становятся открытыми и предоставляют возможность присоединения к ним новых государств.

К концу XIX столетия международное право стало необходимым регулятором межгосударственных отношений. Был накоплен значительный нормативный материал и заложены основы международно-правового сознания.

2.5. Международное право XX века

В конце XIX – начале XX вв., международное право становится всеобщим. В 1919 г. образовалась Лига Наций – межправительственная международная организация, которая имела целью развитие сотрудничества между народами и обеспечение гарантии мира и безопасности. На международное право значительное влияние оказывает первая мировая война, события в России 1917 г., а также первые декреты советской власти в России, особенно Декрет о мире, объявивший войну преступлением против человечества.

Важной вехой в его развитии стал Парижский мирный договор 1928 г., запретивший войну как орудие национальной политики. Победа стран антигитлеровской коалиции во второй мировой войне, юридические решения Тегеранской, Ялтинской, Потсдамской и других международных конференций, Устав ООН (1945 г.) и Приговор Международного военного трибунала в Нюрнберге (1946 г.) завершили процесс создания основ нового исторического типа международного права.

Отличительными характеристиками данного типа международного права являются:

– антивоенная направленность;

– антиколониальная сущность;

– значительный количественный рост договорных норм, «второе рождение» старых отраслей международного права (субъекты международного права, международно-правовая ответственность, морское право внешних сношений, право международных договоров и т. д.);

– возникновение обусловленных научно-технической революцией новых отраслей (право международной безопасности, космическое, экономическое, экологическое право, право международных организаций, права человека и т. д.);

– резкое расширение пространственной сферы действия международного права (весь земной шар, его суша и недра, Мировой океан, дно и недра, а также воздушные, космические пространства и небесные тела).

Огромное значение для становления принципов и норм международного права имели внешнеполитические предложения и практика Советской России и СССР. Россия предлагала «всем воюющим народам и их правительствам начать немедленные переговоры о справедливом и демократическом мире». Агрессивная война объявлялась международным преступлением. Продолжать войну «из-за того, как разделить между сильными и богатыми нациями захваченные ими слабые народности правительство считает величайшим преступлением против человечества».

Статут Лиги Нации 1919 г. обязывал всех «уважать и сохранять против всякого внешнего нападения территориальную целостность и существующую политическую независимость всех членов Лиги». Статут Лиги Наций ограничивал право государств-членов прибегать к войне. Однако юридического запрещения агрессивной войны не было.

Важным событием явилось подписание 27 августа 1928 г. Парижского договора об отказе от войны в качестве орудия национальной политики. В данном договоре осуждается обращение к войне для урегулирования международных споров и указывается, что его участники «отказываются от таковой в своих взаимных отношениях в качестве орудия национальной политики», также говорилось, что «урегулирование или разрешение всех могущих возникнуть между ними споров или конфликтов должно всегда изыскиваться только в мирных средствах». Таким образом, война была юридически запрещена. Идея противоправности агрессивной войны, провозглашенная в Декрете о мире, получила закрепление в международном праве.

Постепенно международное право вобрало в себя идею права народов и наций на самоопределение. Первоначально эта идея была оформлена в мирных договорах Советской России с прибалтийскими государствами и странами Востока. К примеру, в договоре между Россией и Турцией 1921 г. говорится, что «обе договаривающиеся стороны признают за народами права на свободу и независимость, а равным образом их право на избрание формы правления согласно их желаниям».

Важным шагом к юридическому оформлению данного принципа была Декларация об освобожденной Европе, принятая в феврале 1945 г. в Ялте. В ней указывалось на «право народов свободно устанавливать по их собственному усмотрению общественный строй и форму правления в своих странах».

На принцип равноправия и самоопределения народов ссылается ст. 1 Устава ООН. Данному принципу посвящена Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам от 14 декабря 1960 г. В ней констатировалось, что «все народы имеют право на самоопределение, в силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и осуществляют свое экономическое, социальное и культурное развитие». Право всех народов на самоопределение закреплено в ст. 1 обоих Пактов о правах человека 1966 г.

После окончания второй мировой войны произошла договорная кодификация ряда отраслей международного права: воздушное право (Чикагская конвенция 1944 г. о международной гражданской авиации), право внешних сношений (Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г.); право международных договоров (Конвенция о праве международных договоров 1969 г.); морское право (Конвенция ООН по морскому праву 1982 г.), космическое право (Договор о космосе 1967 г.). Серией международных договоров (Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в трех средах 1963 г., Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 г., Конвенция о запрещении бактериологического оружия 1972 г., советско-американские соглашения в области ограничения и сокращения ракетно-ядерных вооружений в 70—80-е гг. и т. д.) в короткие сроки была создана такая отрасль международного права, как право международной безопасности. В 70-е гг. сформировалось право окружающей среды (Конвенция ЮНЕСКО об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 г. и др.).

Особенностью международного права данного периода явилось формирование отдельной отрасли права человека. После второй мировой войны был принят ряд международных документов (Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. и др.), которые и создали костяк данной отрасли. Вопросы регулирования прав человека перестали быть прерогативами только национального законодательства государств.

Сложилась система межгосударственных юридических норм, в значительной мере отличающихся от старого международного права. Старые демократические принципы сохранились: принципы суверенного равенства государств, невмешательство во внутренние дела, добросовестное выполнение международных обязательств.

Появились новые важнейшие принципы международного права: неприменения силы и угрозы силой, равноправия и самоопределения народов, нерушимости границ, территориальной целостности государств, мирного разрешения споров, уважения прав человека, сотрудничества, ответственности государств за агрессию и другие международные преступления (геноцид, апартеид и др.).

Создалась принципиально новая социально-экономическая и правовая ситуация. Период борьбы («холодной» или «горячей» войны) постепенно перерастает в период партнерства, разумного соперничества, взаимовыгодного общения государств, все более сближающихся друг с другом по своему социально-экономическому и правовому облику.

Загрузка...