Сура «′али Имран», аят 102.
Сура «ан-Ниса», аят 1.
Сура «аль-Ахзаб», аяты 70—71.
У кого были бы такие же имена и особенности.
Сура «Марьям», аят 65.
Аль-Бухари, 629; Муслим, 1031; ат-Тирмизи, 2391; ан-Насаи, 5380; Ахмад, 4/598; Малик, 1709; Ибн Хузейма, 358; Ибн Хиббан, 4486, со слов Абу Хурейры.
Аль-Бухари, 2240; Муслим, 107, 108; Абу Дауд, 3474; ат-Тирмизи, 1595; ан-Насаи, 2575, 4462, Ибн Маджах, 2207; Ахмад, 2/253, 480, со слов Абу Хурейры.
Сура «аль-Касас», аят 38.
Сура «аль-Исра», аят 102.
Сура «аль-Касас», аят 38.
Сура «аль-Анбия», аят 25.
Следует заметить, что как основной текст книги, так и разъяснение принадлежат шейху Ибн ′Усеймину, да помилует его Аллах.
Сура «аль-Фатиха», аят 2.
Сура «Худ», аят 49.
Сура «аль-Бакара», аят 193.
Сура «аль-Фатиха», аят 4.
Сура «аль-Фатиха», аят 4.
Сура «аль-Хаджж», аят 62.
Сура «Лукман», аят 30.
Это – отрывок стихотворения, принадлежащего Лябиду ибн Раби′е ибн Малику Абу ′Акылю аль-′Амири. Он был одним из поэтов времен доисламского невежества, а затем принял ислам. После принятия ислама поселился в Куфе и прожил долгую жизнь. Скончался в 41 г. х.
Это – отрывок стихотворения, принадлежащего Ахмаду ибн уль-Хусейну ибн уль-Хасану аль-Джу′фи аль-Куфи аль-Кинди. Он более известен как Абу ат-Таййиб аль-Мутанабби. Родился в 303 г. х., а скончался в 354 г. х.
Сура «аль-Бакара», аят 118.
Сура «аль-Бакара», аят 118.
Сура «аль-А′раф», аят 188.
Сура «аль-Ан′ам», аят 50.
Сура «аль-Джинн», аяты 21—23.
Речь идет о ночном вознесении Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) на небеса (аль-ми′радж).
Сура «аль-′Анкабут», аяты 50—51.
Аль-Бухари, 3342; Муслим, 2286; Ахмад, 2/312, 411; аль-Бейхакы в «аш-Шу′аб», 1483, со слов Абу Хурейры.
Исра» и ми'радж – вознесение Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) на небеса и его ночное путешествие в Иерусалим. О ночном путешествии (исра) и вознесении (ми'радж) упоминается в Коране (см. аяты 17:1, 53:12—17) и ряде достоверных хадисов.
Об этом говорится в хадисе, который передали Муслим, 172; и ан-Насаи в «Сунан аль-кубра», 6/455, со слов Абу Хурейры.
Сура «аль-Бакара», аят 157.
Сура «Гафир», аят 46.
Имам ар-Рагыб аль-Асфахани сказал: ««Ахль» (или: аль) человека – это все те, с кем его связывает родство, религия, а также род занятий, дом или место, в котором он живет. Изначально словосочетание «ахль» человека означало «все, кто живет с ним под одной крышей». Позже оно приобрело другое значение, и «ахлю-бейт ар-раджуль» («люди дома человека») стало означать «все те, с кем его связывает кровное родство». А словосочетанием «Ахлю-ль-бейт» обозначают только семью Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), ибо Сам Всевышний Аллах сказал: «О обитатели дома (ахлю-ль-бейт)! Аллах желает лишь избавить вас от скверны» (Сура «аль-Ахзаб», аят 33). О супруге человека говорят «ахль», а о людях, исповедующих Ислам, – «ахлю-ль-Ислям»… «Тааххаля» означает «женился», а фраза «АхалякаЛлаху фи-ль-джанна» означает «Да дарует Аллах тебе супругу в Раю»». См. «Аль-муфрадат фи гараиб аль-Кур’ан», стр. 28. Далее он говорит о слове «аль», имеющем то же значение, что и «ахль»: «Этим словом обозначают самых близких для человека людей – тех, кого связывают с ним узы родства, а также тех, кто верен и предан ему и с кем у него близкие, дружеские отношения. Всевышний сказал: «Семейство (аль) Ибрахима и семейство «Имрана…”. (Сура «Али ′Имран», аят 33). «Аль» Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) – это его родные и близкие, а также те, чье знание религии и особенно Сунны обширно. Мусульман можно условно разделить на две группы: те, кто обладает глубокими познаниями в религии и строго соблюдает ее предписания, – о таких говорят, что они «аль» Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и его община (умма). А есть еще те, чье знание является традиционным, и, исповедуя религию, они подражают более знающим. О таких говорят, что они – община (умма) Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). То есть и те, и другие называются «умма» Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), но «аль» Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) – это только первая группа». См. Ар-Рагыб аль-Асфахани, «Аль-муфрадат», стр. 29—30.
Всевышний Аллах сказал: « (Только) Он [Аллах] – Тот, Который послал Своего посланника [Мухаммада] с верным руководством и религией истины, чтобы явить ее превыше всякой другой религии, хоть это и ненавистно многобожникам» (Сура «ат-Тауба», аят 33).
Сура «аль-Анбия», аят 107.
Это сообщение передал ат-Табарани в «Му′джам аль-Кабир», №1647. Оно является достоверным. См. «Сильсиля ас-Сахиха», 1803.
Муслим, 262; Абу Дауд, 7; Ибн Маджа, 316; Ахмад, 5/437, 439; ат-Табарани в «Аль-Кабир», 6080 со слов Сальмана.
Сообщается, что Абу Са′ид аль-Худри (да будет доволен им Аллах) рассказывал: «Когда Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) надевал новую одежду, он произносил ее название (например, рубаха или чалма), а затем говорил: «О Аллах! Хвала Тебе, ибо это Ты одел меня в эту одежду. Я прошу Тебя о её благе и благе того, для чего она была изготовлена, и прибегаю к Твоей защите от её зла и зла того, для чего она была изготовлена». Один из передатчиков этого хадиса сказал: «Когда кто-либо из сподвижников Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) надевал новую одежду, другие говорили ему: «Да возместит тебе Аллах Всевышний, когда ты износишь её!» Этот хадис передали Абу Дауд, 4020; ат-Тирмизи, 767; Ахмад, 3/30, 50. Хадис достоверным. См. «Сахих аль-Джами′», 4664. Передается со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Когда кто-нибудь из вас будет надевать сандалии, пусть начинает справа, а когда будет снимать их, пусть начинает слева, чтобы получалось так, что правую наденут первой и снимут последней». Этот хадис передали аль-Бухари, 5856; Муслим, 2097. Существует множество других хадисов на эту тему.
Передается со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Когда кто-нибудь из вас явится на собрание, пусть поприветствует (присутствующих), и если ему захочется сесть, пусть сядет. Затем, когда он захочет уйти, пусть (также) поприветствует их (салямом), ибо первое (приветствие) не более обязательно, чем второе». Этот хадис передали Абу Дауд, 5208; ат-Тирмизи, 2706; Ахмад, 2/287, 439. Хадис достоверный. См. «Сильсиля ас-Сахиха», 183.
Передается со слов Ибн «Умара, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Пусть никто из вас ни в коем случае не поднимает человека с его места, (чтобы) потом сесть на него самому! (Не делайте так), но потеснитесь и постарайтесь сесть посвободнее». Этот хадис передали аль-Бухари, 6270; Муслим, 2177; Ахмад, 2/16.
Передается со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Когда кто-нибудь из вас (захочет) отправиться в свою постель, пусть отряхнёт её изнанкой своего изара, ибо ему неизвестно, что на ней находится позади него, а потом скажет: „С именем Твоим, Господь мой, преклонил я бок свой, и благодаря Тебе я подниму его. Если Ты заберёшь душу мою, то помилуй её, а если Ты отпустишь её, то храни её посредством того, чем хранишь Ты Своих праведных рабов“». Этот хадис передали аль-Бухари, 6320; Муслим, 2714; Абу Дауд, 5050; ат-Тирмизи, 3401; Ибн Маджа, 3874; Ахмад, 2/246.
Муслим, 2363; Ибн Маджа, 2471; Ахмад, 3/152; Ибн Хузейма, 410; Ибн Хиббан в «Сахихе», 22; ад-Даракутни, 13.
Сура «ан-Нахль», аят 89.
Сура «аль-Анбия», аят 7.
Тафуид – это лишение атрибутов Аллаха смысла. Сторонники тафуида говорят, например: «Да, у Аллаха есть „йад“ (буквально: рука), но мы не знаем, что здесь имеется в виду под словом „йад“».
Сура «Та Ха», аят 5.
Сура «аль-Маида», аят 64.
Сура «ар-Рахман», аят 27.
Сура «Та Ха», аят 5.
Сура «аш-Шура», аят 10.
Са» – мера объёма, о которой часто упоминается в хадисах. Члены Комитета крупнейших ученых Саудовской Аравии считают, что вес са» равен 2 600 г, относительно чего была издана соответствующая фетва.
Аль-Бухари, 2201; Муслим, 1593; ан-Насаи, 4553; Ибн Хиббан в «Сахихе», 5021; аль-Бейхакы в «Сунан аль-кубра», 5/285, со слов Абу Са′ида аль-Худри и Абу Хурейры.
Аллах сказал: «О вы, которые уверовали! Когда вы даете (друг другу) в долг на определенный срок, то записывайте его…» (Сура «аль-Бакара», аят 282).
Аль-Бухари, 3641; Муслим, 1037; Ахмад, 2/340; Ибн Хиббан в «Сахихе», 6835; Абу Я′ля в «Муснаде», 7383; и другие со слов Му′ауии.
Сообщается, что ′Абдуллах ибн ′Амр ибн уль-′Ас сказал: «А потом Аллах пошлёт ветер с ароматом мускуса, прикосновение же этого ветра будет подобно прикосновению шёлка. Он заберёт с собой душу каждого человека, имеющего в сердце хотя бы немного веры, после чего останутся на земле худшие люди, при жизни которых и наступит Час это». Муслим, 1924; Ибн Хиббан в «Сахихе», 6836; аль-Хаким в «аль-Мустадрак», 8409.
Муслим, 148; ат-Тирмизи, 2207; Ахмад, 3/107; аль-Хаким в «аль-Мустадрак», 8511; Абу Я′ля в «Муснаде», 3526; аль-Бейхакы в «аш-Шу′аб», 524; ′Абд ибн Хумейд, 1412, со слов Анаса.
Сура «ад-Духа», аят 11.
На все вопросы также отвечает шейх Мухаммад ибн Салих ибн уль-′Усеймин, да помилует его Аллах. Также обратим внимание читателя на то, что некоторые вопросы, не имеющие отношения к теме, будут опущены.
Муслим, 2404; ат-Тирмизи, 3731; Ибн Маджа, 121; Ахмад, 6/369; Ибн Хиббан в «Сахихе», 6926; ат-Таялиси, 213, со слов Са′да ибн Аби Уаккаса.
Аль-Бухари, 2731; Муслим, 1784; Ахмад, 4/86; ат-Табарани в «аль-Кабир», 20/9; аль-Баззар, 148.
Джизья – подушная подать, которую выплачивали мусульманам иноверцы, жившие на мусульманских землях.
Муслим, 8; Абу Дауд, 4695; ан-Насаи, 4990; Ахмад, 1/51; Ибн Хузейма, 2504; ат-Таялиси, 21; аль-Бейхакы в «Сунан аль-кубра», 10/203, со слов ′Умара ибн уль-Хаттаба. Также этот хадис передали аль-Бухари и Муслим со слов Абу Хурейры.
Сура «аль-А′раф», аят 54.
Сура «аль-Джасия», аят 27.
Сура «ан-Нур», аят 61.
Сура «аль-Муминун», аят 6.
Хамиса – одежда (или рубаха) из полосатой шелковой или шерстяной ткани.
Далее в хадисе сказано: «Он остается довольным, если ему дают (это), а если не дают, то он негодует. Да окажется он в бедственном положении, и да вернется к нему болезнь, а если он уколется, пусть не (найдет никого, кто извлек бы колючку из его тела)!» Этот хадис передали аль-Бухари, 2886, 2887; ат-Тирмизи, 2375; Ибн Маджа, 4135, 4136; Ибн Хиббан в «Сахихе», 3218; аль-Бейхакы в «аль-Кубра», 9/159, со слов Абу Хурейры.
Сура «Али ′Имран», аят 18.
Сура «ан-Наджм», аят 23.
Сура «Худ», аят 101.
Сура «аль-Касас», аят 88.
Сура «аль-Хаджж», аят 62.
Сура «аль-А′раф», аят 180.
Сура «ан-Нахль», аят 60.
Сура «ан-Намль», аят 88.
Потому что ни в Коране, ни в Сунне не передается, чтобы Аллах назвал Себя этим именем, сказав, например: «Я есть сани′ (делающий создания)».
Всевышний Аллах сказал: «Аллах поиздевается над ними и увеличит их беззаконие, в котором они скитаются вслепую» (Сура «аль-Бакара», аят 15).
Потому что ни в Коране, ни в Сунне не передается, чтобы Аллах назвал Себя этим именем, сказав, например: «Я есть издевающийся».
Всевышний Аллах сказал: «И вот ухищряются против тебя (о Пророк) те, которые не уверовали, чтобы удержать тебя, (надев на тебя оковы), или убить, или изгнать тебя (подальше от твоего города). И они ухищряются, но ухищряется (и) Аллах. И (ведь) Аллах – самый хитрый из ухищряющихся!» (Сура «аль-Анфаль», аят 30).
Имена людей лишены смысла (джамид). Например, человека могут назвать словом «асад» (лев), хотя он не является львом. Или, например, человека могут звать «хаким» (мудрец), но при этом он может быть самым глупым человеком. Также, например, человека могут звать «салих» (праведный), но при этом он может быть самым нечестивым человеком. Все дело в том, что имена людей не указывают на атрибуты, а являются просто именами, лишенными дальнейшего смысла.
Сура «аль-Анбия», аят 34.
Что это означает?! Для понимания этой фразы можно привести несколько примеров. Например, среди имен Аллаха «аль-′Алим» («Знающий»). Это не просто имя, но оно содержит в себе еще и смысл. Это имя указывает на то, что Аллах обладает абсолютным знанием. Также, например, среди имен Аллаха «аль-′Азым» («Великий»). Это имя указывает на то, что Аллах обладает абсолютным величием. Также, например, среди имен Аллаха «аль-Кауий» («Сильный»). Это имя указывает на то, что Аллах обладает абсолютной силой. То же самое можно сказать обо всех именах Аллаха. Все они не только являются именами, но и указывают на атрибуты.
Например, человек говорит: «Клянусь величием Аллаха! Клянусь знанием Аллаха!»
Аль-Бухари, 6628; Абу Дауд, 3263; ат-Тирмизи, 1540; ан-Насаи, 3761, со слов ′Абдуллаха ибн ′Умара.
Сура «Сод», аят 82.
Шейх Ибн уль-′Усеймин указывает на то, что можно клясться смысловыми атрибутами (сыфаты аль-ма′науия), но нельзя клясться атрибутами «аль-хабария». Атрибуты «аль-хабария» – это атрибуты, которые можно утвердить в отношении Аллаха только посредством религиозных текстов от Аллаха и Его Посланника (да благословит его Аллах и приветствует). Поэтому и их название происходит от слова «хабар» (весть). Например, это такие атрибуты, как лик, две руки и так далее. Дело в том, что разум не может догадаться, что у Аллаха есть эти атрибуты. И это, например, в отличие от атрибута Аллаха «мощь» (кудра). Этот атрибут устанавливается не только наличием религиозного текста, но и разумом. Человеческий разум может догадаться, что Аллах обязательно должен быть могущественным и обладать абсолютной мощью. Но такие атрибуты, как, например, рука, устанавливаются только наличием религиозного текста. Разум не может догадаться, что у Аллаха есть такой атрибут, если нет религиозного текста. Поэтому эти атрибуты называют термином «хабария». Иначе говоря, их наличие устанавливает только «хабар» (религиозный текст). А смысловые атрибуты Аллаха – это, например, Жизнь, Знание, Могущество, Мудрость и так далее. Однако следует заметить, что в других своих книгах шейх говорит о дозволенности клясться всеми атрибутами Аллаха. Возможно, в этой книге шейх запрещает клясться атрибутами «аль-хабария», так как подобные клятвы не передаются в хадисах и в словах предшественников. Поэтому если человек не будет клясться атрибутами «аль-хабария», то это будет лучше для него, так как в вопросе имеется разногласие. А Аллах знает лучше!
Разве ты знаешь кого-нибудь, у кого были бы такие же имена и особенности?!
Сура «Марьям», аят 65.
Сура «Марьям», аят 65.
Сура «аль-Бакара», аят 255.
Сура «аль-Хадид», аят 3.
Сура «ар-Ра′д», аят 33.
Сура «Фатыр», аят 15.
Сура «ар-Рум», аят 25.
Дело в том, что люди будут мучиться от долгого стояния в ожидании Суда.
Передали «Абдуллах ибн Ахмад в «ас-Сунна», (№572); ад-Дарими в «ан-Накд», (№89); Ибн Хузейма в «ат-Таухид», (№156), и другие со слов Ибн Аббаса. А также Ибн Мандах в «ар-Радд аля ль-Джахмия», (№17); «Абдуллах ибн Ахмад в «ас-Сунна», (№573); Мухаммад ибн Аби Шейба в «аль-«Арш», (№60); Ибн Джарир в своем тафсире, (3/9); Абу ш-Шейх в «аль-«Азама», (№245); аль-Бейхакы в «ас-Сыфат», (№859) со слов Абу Мусы аль-Аш'ари. Сказал ад-Дарими: «Это сообщение мы знаем от Ибн «Аббаса как достоверное и известное» См. «ан-Накд», №89. Абу Зур'а и Ибн Мандах также назвали сообщение достоверным. См. «ат-Таухид» ибн Манды, (№1002); «ар-Радд аля ль-Джахмия» ибн Манды, (№17). Также это сообщение единогласно приняли Абу «Убейд аль-Касим ибн Салям, Харб ибн Исмаиль аль-Кирмани, Ибн Аби Заманин и многие другие.
Ибн Хиббан, 361; Ибн Батта в «аль-Ибана», 7/181; Абу Ну’айм в «аль-Хилья», 1/166, со слов Абу Зарра аль-Гифари (да будет доволен им Аллах).
Сура «аль-Бакара», аят 255.
Муслим, 810; Ахмад, 5/141; аль-Хаким в «аль-Мустадрак», 5326; ат-Таялиси, 550; ат-Табарани в «аль-Кабир», 526; «Абд ур-Раззак, 6001; аль-Бейхакы в «аш-Шу′аб», 2/456; Абу Ну′айм, 1/65, 260; ′Абд ибн Хумейд, 178, и другие.
Сура «Али ′Имран», аят 18.
Фитра – врождённое свойство; естественная предрасположенность к чему-либо.
Аль-Бухари, 1358; Муслим, 2658; Абу Дауд, 4714; ат-Тирмизи, 2138; Ахмад, 2/223, 481; Ибн Хиббан в «Сахихе», 128; ат-Таялиси, 2359; ат-Табарани в «аль-Кабир», 828, и другие.
Сура «аль-Фуркан», аят 58.
См. «Аудах уль-масалик», 1/239; «Шарх ибн ′Акыль», 1/274.
Сура «аль-Исра», аят 23.
Например, у Аллаха есть такой атрибут, как желание. Аллах говорит: «Кого же Аллах пожелает наставить (на истинный путь, тому) Он раскрывает его грудь для Ислама, а кого Он пожелает ввести в заблуждение, (тому) Он делает его грудь узкой, тесной, как будто бы он поднимается в небо (и испытывает затруднение в дыхании). Так Аллах насылает наказание на тех, которые не веруют!» (Сура «аль-Ан′ам», аят 125). На наличие этого атрибута указывает множество других аятов Священной Книги. Но у Аллаха не установлено наличие такого имени, как «аль-Мурид» (Желающий). Иными словами, в религиозных текстах пришло указание только на наличие атрибута, но нигде Аллах не назвал Себя этим именем.
Переходные имена – это имена, которые проявляются на творениях. Например, «ар-Раззак» (Наделяющий уделом), «аль-Гаффар» (Много прощающий); «ас-Сами′» (Слышащий) и так далее. Непереходное имя – это имя, которое не имеет отношения к творениям. Например, «аль-Хайй» (Живой), «аль-Кабир» (Большой).
Сура «аль-Мутаффифин», аят 14.
Сура «ас-Сафф», аят 5.
Сура «аль-Хиджр», аят 48.
Сура «Фуссылят», аят 46.
Сура «аль-Кахф», аят 49.
Отрицание недостатков не является основной целью отвергаемых качеств, потому что отрицание свидетельствует о совершенстве только в том случае, если оно дополняется доказательствами совершенства. Отрицание подразумевает отсутствие, а отсутствие не только не свидетельствует о совершенстве, но и является признаком небытия. Кроме того, отсутствие может быть следствием неспособности, и в этом случае оно также не является качеством совершенства. Например, мы говорим, что стена не причиняет вреда. Это является следствием того, что стена не способна причинить вред, и в данном случае это является недостатком. Также один из поэтов сказал: «Маленькое племя не поступает вероломно в договорах И не притесняет людей даже на вес горчичного семени». То есть поэт говорит, издеваясь над ними, что это племя является очень слабым, и потому они ни на кого не нападают и не способны причинить людям никакого вреда.
Сура «аз-Зариййат», аят 22.
Сура «аль-Мульк», аят 16.
Сура «аль-Исра», аят 44.
Сура «ан-Наба», аят 12.
Сура «аль-Мумимун», аят 86.
Сура «ат-Таляк», аят 12.
Аль-Бухари, 2542, 2543; Муслим, 1610; Ахмад, 1/188; ад-Дарими в «Сунане», 2606; Ибн Хиббан в «Сахихе», 3195; аль-Хаким в «аль-Мустадраке», 7808; ат-Таялиси, 237; аль-Баззар в «Муснаде», 1257, со слов Са′ида ибн Зейда.
Сура «ан-Наба», аят 38.
Например, определенный человек пожелает заступиться за своего сына в День Воскресения. Это заступничество свершится только при наличии трех условий, на которые указывают религиозные тексты. Во-первых, Аллах должен быть доволен самим этим человеком. Те, кем недоволен Аллах, не смогут заступиться. Во-вторых, Аллах должен быть доволен сыном этого человека. Если Аллах кем-то недоволен, то за них никто не сможет заступиться и никто не будет способен им помочь. В-третьих, Аллах должен позволить этому человеку начать заступничество.
Сура «Юнус», аят 18.
Сура «аль-Бакара», аят 255.
Сура «Саба», аяты 22—23.
Ваши мольбы не принесут вам пользы, потому что ваши ложные божества беспомощны и не в состоянии внять вашим мольбам. Они не обладают никакой самостоятельной властью над происходящим на небесах и на земле. Нет у Аллаха среди них соратников, потому что ваши божества не только не обладают самостоятельной властью, но и не разделяют власть над небесами и землей вместе с Всемогущим Аллахом. Однако человек, который не является самостоятельным владельцем или сотоварищем во владении, может быть помощником или заместителем настоящего владельца. Если бы придуманные язычниками божества занимали такое положение перед Аллахом, то мольба к ним непременно приносила бы людям пользу. Земные правители всегда нуждаются в своих заместителях и помощниках, и последние могут помочь людям, которые обращаются к ним за помощью. Однако все это не имеет никакого отношения к царству Аллаха, и поэтому Он сказал, что у Него нет помощников среди творений. Он – Единственный и Всемогущий Владыка, который не нуждается в помощниках для того, чтобы управлять Вселенной. Какое же тогда положение могут занимать перед Аллахом языческие божества? Для них не остается ничего, кроме заступничества перед Всемогущим Правителем, но Аллах отверг подобное заступничество. В этих аятах Всевышний отверг все, на что могут рассчитывать многобожники, которые поклоняются идолам, праведникам, деревьям и прочим ложным божествам. Аллах изобличил порочность их суждений и разрушил основание многобожия. Любой язычник молится и поклоняется своему божеству в надежде на его помощь. Именно эта надежда подталкивает его на поклонение ложным богам. А поскольку никто, кроме Аллаха, не обладает властью на небесах и на земле, не способен самостоятельно принести людям добро или причинить им зло, не разделяет власть вместе с Аллахом, не является Его помощником и не имеет права даже ходатайствовать перед Ним без Его разрешения, то поклонение кому-либо, кроме Аллаха, противоречит здравому смыслу и религии. В результате многобожник не только не добивается своей цели, но и отдаляет себя от нее. Всевышний сообщил, что поклонение идолам не принесет язычникам никакой пользы, а лишь обречет их на страдания. В День воскресения идолы и идолопоклонники будут отрекаться друг от друга и осыпать друг друга проклятиями. Всевышний сказал: «А когда люди будут собраны, они станут их врагами и будут отвергать их поклонение» (Сура «аль-Ахкаф», аят 6).
Сура «Та Ха», аят 110.
Один из основателей джахмизма.
Аль-Бухари, 6518; Муслим, 2373, со слов Абу Хурейры.
Сура «аль-А′ля», аят 1.
Сура «аль-Бакара», аят 255.
Сура «ас-Саджда», аят 5.
Сура «Фатыр», аят 10.
Сура «аль-Ан′ам», аят 61.
Муслим, 772; Абу Дауд, 870, 883; ат-Тирмизи, 262; ан-Насаи, 1008; Ибн Маджа, 888; Ахмад, 1/371.
Ад-Дарими в «ар-Радд ′аля-ль джахмия», 81; Ибн Хузейма в «ат-Таухид», 1/242—243; Абу аш-Шейх в «аль-′Азама», 2/565; Ибн Батта в «аль-Ибана», 128, как слова Ибн Мас′уда.
Муслим, 1218; Абу Дауд, 3334; ан-Насаи, 3606; Ибн Маджа, 3055; аль-Хаким в «аль-Мустадрак», 2/361, со слов Джабира.
Муслим, 537; Малик в «аль-Муватта», 1468; Абу Дауд, 930; ан-Насаи, 1218; Ахмад, 5/448, со слов Му′ауии ибн уль-Хакама ас-Сулями.
Сура «ан-Нахль», аят 60.
Муслим, 1015; Ахмад, 2/328; ад-Дарими в «Сунане», 2717; аль-Бейхакы в «аш-Шу′аб», 5/49, и другие со слов Абу Хурейры.
Абу-ль Ма′али, ′Абд уль-Малик ибн Мухаммад ибн ′Абдуллах ибн Юсуф аль-Джувейни – шейх шафи′итов. Родился в 419 г. х.
Все эти убеждения высказывались различными философами, относящими себя к исламу. Да упасет нас Аллах от такой ереси! Сказал Аллах: «Пречист Господь твой (от недостатков), Господь величия, (и превыше Он) того, что они [неверующие] Ему приписывают! И мир всем посланникам! И хвала Аллаху, Господу миров!» (Сура «ас-Саффат», аяты 180—182). А также: «Пречист Господь небес и земли (от недостатков), Господь Трона, (и превыше Он) того, что они Ему приписывают! Оставь же их погружаться и забавляться (в этом мире), пока они не встретят свой день [день наказания], который им обещан» (Сура «аз-Зухруф», 82—83). А также: «Пречист Он и премного выше того, что они говорят» (Сура «аль-Исра», аят 43).
Абу-ль Касим, Махмуд ибн Субуктикин ат-Турки – завоеватель Индии.
Абу Бакр, Мухаммад ибн уль-Хасан ибн Фаурак – аш′арит, один из предводителей философов.
См. «Даръу та′аруд аль-′акли уа ннакли», 6/253.
Помимо тех доводов, которые привел автор, доводов еще великое множество. Если бы мы стали упоминать все эти доводы, то книга сильно бы растянулась. Однако эта книга является кратким разъяснением вопросов вероубеждения и не призвана развеять все сомнения оппонентов. Ограничимся лишь приведением некоторых аятов Корана. Аллах сказал: «Славь имя Господа твоего Высочайшего!» (Сура «аль-А′ля», аят 1). А также: «И Он – Владычествующий и (находится) над Своими рабами» (Сура «аль-Ан′ам», аят 18). А также: «Они [ангелы] боятся своего Господа, (Который) над ними, и делают то, что им велено» (Сура «ан-Нахль», аят 50). А также: «Восходят ангелы и Дух [ангел Джибриль] к Нему [к Аллаху] за (один) день, величина которого (равна по меркам этой жизни) пятидесяти тысячам лет» (Сура «аль-Ма′аридж», аят 4). А также: «Разве вы (находитесь) в безопасности от Того, Кто над небом [от Аллаха], что Он не провалит вас в землю?» (Сура «аль-Мульк», аят 16). А также: «Поистине, Господь ваш – Аллах, Который создал небеса и землю за шесть дней, а затем возвысился над Троном» (Сура «аль-А′раф», аят 54).
Аллах сказал: «Он – Аллах, Который (таков, что) нет (другого истинного) бога, кроме Него, Владыка [аль-Малик], Пресвятой [аль-Куддус], Источник мира [ас-Салям], Верный [аль-Муъмин], Хранитель [аль-Мухеймин], Величественный [аль-′Азиз], Всевластный [аль-Джаббар], Высокомерный [аль-Мутакаббир]. Пречист Аллах (и превыше Он) того, что они придают Ему в сотоварищи!» (Сура «Аль-Хашр», аят 23). Разъяснение этого аята придет в следующих главах, если пожелает Аллах.
Передается от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Всемогущий и Великий Аллах сказал: «Слава – Мой изар, а величавость – Моя накидка (рида); того же, кто (попытается) отнять у Меня одно или другое, Я подвергну мучениям!» Муслим, 2620.
Сура «аль-Хашр», аяты 22—24.
Сура «ан-Намль», аят 65.
Сура «аль-Кахф», аят 58.
Сура «аль-′Анкабут», аят 21.
Атрибуты сущности (сыфат аз-затия) – это атрибуты, присущие Аллаху во все времена. Например, «аль-ильм» (знание), «аль-кудра» (власть, могущество), «ас-сам′” (слух), «аль-басар» (зрение), «аль-′изза» (могущество, величие), «аль-хикма» (мудрость), «аль-улув» (возвышенное положение), «аль-′азама» (величие, достоинство) и т. п. К ним также относятся такие качества, как «аль-уаджх» (Лик), «аль-йадан» (две Руки), «аль-айнан» (два Глаза). Атрибуты действия (сыфат аль-фи′лия) – это атрибуты, связанные с волей Аллаха, и Он совершает их или не совершает их, когда Ему угодно. К таким атрибутам относятся, например, «аль-истиуа» (вознесение на Трон), «ан-нузуль» (нисхождение на ближайшее небо) и т. п.
Сура «аль-Ан′ам», аят 133.
Сура «аль-′Анкабут», аят 21.
Сура «Али ′Имран», аят 152.
Сура «аль-Исра», аят 19.
Сура «аль-Исра», аят 18.
Сура «ан-Нур», аят 2.
Сура «аль-′Анкабут», аят 21.
Сура «аль-А′раф», аят 33.
Сура «аль-Исра», аят 36.
Сура «аш-Шура», аят 11.
Передают со слов Абу Хурейры (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Аллах посмеется двум мужам, один из которых убьет другого, после чего оба они войдут в Рай. Первый станет сражаться на пути Аллаха и будет убит, а потом Аллах примет покаяние его убийцы, и тот (примет ислам) и погибнет в сражении за веру». Аль-Бухари, 2826; Муслим, 1890.
То есть не должны ни уподоблять, ни представлять образ.
Аль-Бухари, 7405; Муслим, 2675; ат-Тирмизи, 3603; Ибн Маджа, 3821, 3822.
Но не должны ни уподоблять, ни представлять образ.
Сура «аль-Фаджр», аят 22.
Сура «аль-Ан′ам», аят 158.
Имам Ибн уль-Каййим сказал: «Можно встретить многих из них (искажающих и отрицающих качества Аллаха), которые не любят упоминать и распространять пророческие тексты (с упоминанием атрибутов). Они ставят условием, чтобы не зачитывались хадисы касательно качеств Аллаха. А некоторые поздние из их числа, которые считаются среди них самыми авторитетными, издавали указы о том, чтобы сжигать или скрывать и прятать книги о Сунне, в которых упоминались атрибуты. И дошло до меня от многих из их числа, что, когда они доходили до конца книги „Сахиха“ аль-Бухари, они уходили с собрания, поскольку в ней была глава о единобожии и опровержении джахмитов. И от таких исходила ругань в адрес Мухаммада ибн Исма’иля (аль-Бухари). Но в чём же был грех аль-Бухари, который лишь передал то, что сказал Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)?!» См. «ас-Сауа’ик аль-мурсаля», 3/463.
Аль-Хатыб в «Шарафу асхаб иль-хадис», 1; аль-Бейхакы в «Шу′аб уль-иман», 8131; ′Абдуллах ибн Ахмад в «аль-′Иляль», 1585; аль-Маруази в «Та′зым кадр ис-салят», 2/670; Ибн Батта в «аль-Ибана», 582.
Передают со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «В День воскресения Всемогущий и Великий Аллах скажет: „О сын Адама, Я болел, но ты не навестил Меня“. Тот, к кому Он обратится, воскликнет: „О Господь мой, как же я мог навестить Тебя, ведь Ты – Господь миров?!“ Аллах скажет: „Разве не знал ты, что такой-то раб Мой заболел? Ты знал это, но не навестил его. И разве не знал ты, что если бы ты его навестил, то нашёл бы рядом с ним и Меня? О сын Адама, Я просил, чтобы ты накормил Меня, но ты не накормил Меня“. Человек воскликнет: „О Господь мой, как же я мог накормить Тебя, ведь Ты – Господь миров?!“ Аллах скажет: „Разве не знал ты, что такой-то раб Мой просил тебя накормить его? Ты знал это, но не накормил его. И разве не знал ты, что если бы ты накормил его, то потом непременно нашёл бы это у Меня?! О сын Адама, Я просил у тебя воды, но ты не напоил Меня“. Человек воскликнет: „О Господь мой, как же я мог напоить Тебя, ведь Ты – Господь миров?!“ Аллах скажет: „У тебя просил воды такой-то раб Мой, но ты не напоил его. Разве не знал ты, что если бы ты напоил его, то потом непременно нашёл бы это у Меня?“». Муслим, 2569.
Таким образом, имя «ас-Салям» означает «свободный от любого изъяна или недостатка; совершенный.
Аль-Бухари, 835; Муслим, 402.
Сура «аль-Маида», аят 48.
Ахмад, 4/24; Абу Дауд, 4806; аль-Бухари в «Адаб уль-муфрад», 211; ат-Табарани в «аль-Кабир», 4597; ан-Насаи в «аль-Кубра», 6/70. Хадис достоверный. См. «Сахих уль-джами′», 3700.
Сура «Али ′Имран», аят 26.
Сура «аль-Мунафикун», аят 8.
Сура «аль-Мунафикун», аят 8.
Тот, Кто по причине Своего величия и Своей гордости превозносится над злом, недостатками и пороками.
Сура «аль-Джасия», аят 37.
Муслим, 91 со слов Ибн Мас′уда (да будет доволен им Аллах).
Аль-Бухари, 2105; Муслим, 2107, со слов ′Аиши. По мнению ученых, изображать живые существа строго запрещено, а создание таких изображений есть тяжкий грех, за совершение которого, как указывается в целом ряде хадисов, человека ждет суровое наказание. Не имеет значения ни то, маловажными или значимыми станут для человека предметы с наносимыми на них изображениями такого рода, ни то, где будут находиться эти изображения – на ковре, одежде, монете, стене, листе, сосуде или ином предмете. Все изображения и изваяния живых существ запретно создавать в любом случае, поскольку это является попыткой уподобиться Аллаху, помимо Которого никто не способен создать ничто живое. Создавать же изображения деревьев, верблюжьих седел и прочих неодушевленных предметов разрешено. Что касается использования того, на чем есть вышеупомянутые изображения, равно как и изваяния живых существ, то запретно использовать всё украшаемое ими и являющееся значимым для владельца, будь то сосуды, предметы одежды или то, что вешают на стене. Этот запрет не распространяется на использование кукол, которыми играют дети, и фотографий в документах.
Сура «Али ′Имран», аят 6.
Верующий непременно должен уверовать в это, ибо Аллах сказал: «И нет ничего, что не восславляло бы (Его), вознося хвалу Ему, но вы (о люди) не понимаете их славословия» (Сура «аль-Исра», аят 44). Передают со слов Джабира ибн Самуры (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, я знаю в Мекке один камень, который приветствовал меня ещё до того, как я был послан (к людям в качестве пророка), и мне известно, (где этот камень находится) ныне». Муслим, 2277. То есть неживые предметы могут говорить, но мы не слышим их славословия.
Сказал шейх Ибн ′Усеймин: «Религиозное постановление Аллаха – это то, что Всевышний Аллах повелел рабам (Своим), и то, что Он запретил им. А бытийное постановление Аллаха – это то, что сотворил Аллах в этом бытии. Таким образом, всё сотворенное Аллахом – это Его бытийное постановление. Например, сюда относится ниспослание дождя. А, например, веление совершать молитву – это религиозное постановление Аллаха». См. «Шарх ′акыда ахли ссуна», стр. 105 (новое издание, 1437 г. х.).
Сура «аль-Маида», аят 50.
Сура «аль-Мумтахана», аят 10.
Сура «Юсуф», аят 80.
Сура «ат-Тин», аят 8.
Например, у определенной девушки менструация длится двенадцать дней. После окончания менструации ей придется возместить шестьдесят молитв, что является непростым делом.
Аллах сказал: « (Лунный) месяц рамадан, в который ниспослан был Коран как руководство для людей и как ясные знамения из (верного) руководства и различения. И кто из вас застает этот месяц, пусть соблюдает пост (в дневное время)» (Сура «аль-Бакара», аят 185).
Сура «аль-Уакы′а», аяты 68—69.
Сначала автор книги разобрал аяты 49—50, а затем – аяты 11—12.
Сура «аш-Шура», аят 49—50.
Сура «Фатыр», аят 44.
Сура «аш-Шура», аяты 11—12.
Здесь и далее читатель увидит явное опровержение заблудшим группам, которые постоянно пытаются внушить людям, что приверженцы сунны (ахлю ссунна) уподобляют Аллаха творениям. Они обвиняют приверженцев сунны в этом, чтобы внушить людям страх пред их убеждениями, но здесь читатель увидит настоящие взгляды приверженцев сунны в этом вопросе.
Сура «Марьям», аят 65.
Сура «аль-Бакара», аят 22.
Шейх, имам Абу ′Абдуллах, Мухаммад ибн Аби Бакр ад-Димашки, более известный как «Ибн Каййим аль-Джаузия» (691 г. х. – 751 г. х.) – великий ученый, знаток исламского вероучения, фикха и его методологии, толкования Корана, арабского языка и других исламских наук. Отличался набожностью и богобоязненностью, высоким интеллектом и мудростью, неутомимостью и решительностью в опровержении ереси и заблуждений.
См. «аль-Кафия аш-Шафия», 1/22; «ас-Сауа′ик аль-мурсаля», 1/148.
Аллах сказал: «И сделай (о Нух) ковчег пред Нашими глазами и по Нашему внушению» (Сура «Худ», аят 37). А также: «И терпи (о Мухаммад) до решения Господа твоего! Ведь, поистине, ты на Наших глазах» (Сура «ат-Тур», аят 48). Сообщается со слов Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Каждый пророк обязательно предостерегал свою общину от одноглазого лжеца (ад-Даджжаля). Поистине, он – одноглазый, а, поистине, Господь ваш не является одноглазым». Аль-Бухари, 7408; Муслим, 2933. То есть у Аллаха два глаза, и они такие, как подобает Его величию, и они не подобны глазам творений.
Сура «Ибрахим», аят 39.
Сура «Та Ха», аят 46.
Сура «Али ′Имран», аят 181.
Сура «Али ′Имран», аят 181.
Сура «аз-Зухруф», аят 80.
Сура «аль-Муджадиля», аят 1.
Аль-Бухари передал эти слова без цепочки передатчиков в своем достоверном сборнике. См. книга единобожия, глава о словах Аллаха: «И (ведь) Аллах – Слышащий, Видящий». С полноценной цепочкой передатчиков этот хадис передали Ахмад, 6/46; ан-Насаи, 3460; Ибн Маджа, 188.
Сура «аль-Худжурат», аят 18.
Сура «Али ′Имран», аят 15.
Муслим, 2999, со слов Сухейба ар-Руми.
Сура «ан-Намль», аят 40.
Аль-Бухари, 6425; Муслим, 2961, со слов ′Амра ибн ′Ауфа.
Сура «ат-Тагабун», аят 11.
Сура «ат-Тагабун», аят 11.
Абу Шибль, ′Алькама ибн Кайс ибн ′Абдуллах ибн Малик ан-Наха′и – великий имам, один из крупнейших учеников сподвижников.
Передал ат-Табари в своем толковании Корана, 23/12. Также см. «Тафсир Ибн Касир», 8/161.
Сура «аль-Инсан», аят 30.
Сура «аль-Хаджж», аят 11.
Речь идет об 11-ом и 12-ом аятах, которые были разобраны выше.
То есть имя Аллаха «ас-Сами′» (Слышащий) указывает на наличие у Аллаха слуха, а имя Аллаха «аль-Басыр» (Видящий) указывает на наличие у Него зрения.
Аль-Бухари, 2067; Муслим, 2557, со слов Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах).
Сура «аль-А′раф», аят 34.