СКАЗАЛ АВТОР КНИГИ:
«Я свидетельствую, что нет истинного бога, кроме одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварищей. Он – Царь, Истинный Бог и Явный».
Разъяснение текста книги:
«Я свидетельствую…» ― то есть признаю сердцем и свидетельствую языком. Ведь посредством свидетельства человек сообщает о том, что у него в сердце.
«…что нет истинного бога, кроме одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварищей…» ― то есть нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха.
«Он – Царь…» ― Всемогущий и Великий Аллах является Царем. Здесь нужно отметить, что у суры «аль-Фатиха» есть два достоверных и правильных вида чтения (кыраата). Согласно основной форме чтения, аят из этой суры читается так:
«Властелину Дня Воздаяния»16.
А согласно другой форме чтения, аят читается так:
«Царю Дня Воздаяния»17.
Если объединить два вида чтения этой суры, то получится, что Аллах – Царь и Властитель.
Бывает так, что человек является властителем чего-то, но его владения ограничены. Например, я владею имуществом и могу распоряжаться им, но у меня нет власти над людьми. А, например, у царя есть общая власть над подданными. Однако бывает и так, что человек является царем, но не обладает властью. В качества примера можно упомянуть королеву Великобритании. Она именуется королевой, но у нее нет никакой власти. Также существуют цари, которые обладают властью, но их власть является крайне ограниченной и слабой, потому в их странах распоряжаются другие люди. Они являются царями, но не являются властителями.
Но Всемогущий и Великий Аллах является и Царем, и Властителем. Именно поэтому сура «аль-Фатиха» имеет две формы чтения. Аллах является обладателем высочайшей власти, и выше Его власти уже нет никакой иной власти.
«…Истинный Бог…» ― Всевышний Аллах является истинным Господом и Богом, а остальные объекты поклонения – это ложь. На это указывают слова Всевышнего Аллаха:
«Это потому, что Аллах – Истинный Бог, и (потому что) то, что они [многобожники] призывают помимо Него, есть ложь»18.
В другом аяте сказано:
«Это потому, что Аллах – Истинный Бог, и (потому что) то, что они [многобожники] призывают помимо Него, есть ложь»19.
«…Явный…» ― у имена Аллаха «аль-Мубин» есть два значения:
Первое значение: Явный. Всевышний Аллах является Истиной и Явным. Ни от кого ни скрыто Его существование. Сказано в стихотворении20:
«В каждое вещи есть Его знамение,
Указывающее на то, что Он – один!»
Другой поэт сказал21:
«Как может быть здоровым разум человека,
Если (для него) даже день нуждается в доводе?!»
Второе значение: Разъясняющий. Всевышний Аллах разъясняет истину. Аллах говорит во многих аятах:
«Мы уже ясно изложили знамения для людей, которые убеждены»22.
Оба этих значения являются правильными.