Глава первая Как вы видите себя

Давайте немножко поиграем. Представьте себе, что сейчас утро. У вас звонит телефон. Вы поднимаете трубку, и на том конце говорят: «Привет! Я давно собираюсь тебе позвонить. Давно хочу сказать, что ты самый приятный человек из всех, кого я знаю. Ты – украшение общества. Ты делаешь честь своей профессии. Наша дружба – большое счастье для меня. Мне очень хочется проводить с тобой побольше времени, потому что когда ты рядом, ты вдохновляешь меня и наполняешь энтузиазмом. И тогда у меня всё получается гораздо лучше. И знаешь еще что? Если бы мы могли общаться каждый день по двадцать минут, моя жизнь стала бы гораздо богаче, и мне удавалось бы достигать большего. Я знаю, что уже давно нужно было позвонить тебе и сказать это, но мне всегда что-то мешало. И вот, я говорю тебе это сейчас. Я жду – не дождусь нашей следующей встречи, чтобы пообщаться по душам. До скорого свидания!»

И на том конце вешают трубку.

А теперь позвольте задать вам вопрос. Если вам когда-нибудь звонили и говорили такое, или если когда-нибудь позвонят и скажут, и вы будете знать, что это говорит ваш близкий друг, причем говорит абсолютно серьёзно – как сложится ваш день после этого звонка? Это будет замечательный день, правда ведь?

Если вы врач, разве после этого вы не станете лучше как врач? Если вы управляете семейным хозяйством, разве не станете управлять лучше? Если вы торговый агент и собираетесь звонить потенциальному покупателю, неужели этот звонок вам не удастся? Если вы мать, разве вы не станете лучше как мать? Если вы водите грузовик, разве не будете лучше водить в этот день? Если вы учащийся, разве не будете в этот день лучше учиться? Конечно, вы станете делать своё дело, каково бы оно ни было, лучше.

А почему? Вы ведь не повысили свою квалификацию врача, водителя, торгового агента. Вы знаете столько же, сколько и вчера, но вы станете гораздо лучше в своем деле, потому что ваш взгляд на себя изменится. Ваша самооценка повысится. Почему? Потому что вы будете думать: «Я украшение общества. Я делаю честь своей профессии. Так сказал мой друг, а уж он-то знает». Вы ведь не будете спорить с его словами, правда? Истина заключается в том, что вы станете лучше себя чувствовать и лучше работать, и вообще станете лучше, потому что теперь вы лучшего мнения о себе.

Видите, какую пользу вам принес один телефонный звонок! Задам еще один вопрос: почему бы вам не звонить время от времени людям, которых вы уважаете и которыми восхищаетесь, о которых можете искренне сказать что-нибудь хорошее? Ваш звонок, несомненно, украсит день этого человека.

У меня есть добрый друг, тоже мотивационный оратор, очень известный. Однажды он услышал, как я кому-то звоню таким образом, и сказал: «Знаешь, я тоже хочу попробовать». В следующую субботу он позвонил своему другу, с которым не виделся несколько недель. И когда он завел разговор примерно в том же духе, что я изложил выше – может быть, чуть менее цветисто, но с таким же лестным смыслом, – его собеседник был так поражен и обрадован, что они проговорили больше получаса.

Мой друг сказал, что когда положил трубку, был на седьмом небе. С того дня он проводит такие звонки каждую субботу.

Я твердо верю: в жизни можно добиться чего угодно, если при этом помогаешь другим людям добиться того, что нужно им. Но вы должны понять, что это – концепция. Это философский принцип, а не тактика. Если вы будете что-то делать для других людей с мыслью: «Я помогу тебе, а взамен ты кое-что сделаешь для меня», ничего не получится.

Почему эта концепция работает как для звонящего, так и для того, кому звонят? Дело в том, что такой звонок соответствует основному принципу взаимоотношений. Важнейший движущий фактор нашей жизни – потребность чувствовать себя для кого-то важным. Если не чувствуешь себя важным хоть для кого-нибудь, хоть изредка, будешь не на высоте и во всех других аспектах жизни. Это хорошая иллюстрация к данной книге, в которой мы будем обсуждать самооценку. От такого телефонного звонка вы почувствуете себя лучше, независимо от того, вы ли это звонили, или позвонили вам. Он подкрепит ваш позитивный образ себя.

Я ТВЕРДО ВЕРЮ: В ЖИЗНИ МОЖНО ДОБИТЬСЯ ЧЕГО УГОДНО, ЕСЛИ ПРИ ЭТОМ ПОМОГАЕШЬ ДРУГИМ ЛЮДЯМ ДОБИТЬСЯ ТОГО, ЧТО НУЖНО ИМ

Три вора

Насколько важен образ себя? Доктор Джойс Бразерс говорит, что ваш выбор одежды, профессии, спутника жизни, моральных стандартов и тому подобное – все это зависит от того представления о себе, которое сложилось у вас в голове.

Я хочу рассказать вам три истории о ворах. Все три случились на самом деле. Одного из воров звали Эммануэль Нингер. События развернулись в 1887 году. Мужчина лет шестидесяти зашел в лавку, чтобы купить продуктов, в том числе зелени. Он дал продавщице двадцатидолларовую бумажку. Продавщица только что заворачивала зелень, и потому руки у нее были влажные. Она взяла деньги и заметила, что краска с банкноты испачкала ей руки. Продавщица взглянула на стоящего перед ней человека. Это оказался Эммануэль Нингер, ее сосед, друг и давний покупатель.

Продавщица растерялась. Конечно, Эммануэль Нингер не станет давать ей фальшивую бумажку! Этого не может быть! И она выдала ему сдачу. Но в 1887 году двадцать долларов были большими деньгами, так что продавщица решила рассказать всё полиции. Двое полицейских пришли в лавку – посмотреть на деньги. Один сказал: «Мадам, я бы не отказался от тысячи таких бумажек». Но другой спросил: «Если эти деньги настоящие, почему тогда краска линяет?»

Долг приказывал им оформить ордер на обыск. Так они и сделали. Они обыскали дом Нингера. Обыск не давал результатов, пока они не поднялись на чердак. Там они обнаружили средства для изготовления фальшивых денег. Инструменты, которыми пользовался Нингер, были очень просты: мольберт, кисти, краска и бумага. Эммануэль Нингер был талантливым художником. Он тщательно, штрих за штрихом, рисовал двадцатидолларовые бумажки.

При обыске чердака полицейские также нашли три портрета. Их отправили на аукцион и выручили за них по шестнадцать тысяч долларов. Интересно, что для написания портрета Нингеру нужно было примерно столько же времени, сколько на рисование двадцатидолларовой бумажки.

Конечно, Эммануэль Нингер был вором. Но кого он обкрадывал в первую очередь? Самого себя. Как талантливый художник он мог бы много дать обществу, и притом жить гораздо лучше. Он был вором. Тут двух мнений быть не может.

Второго вора звали Артур Барри. Шли «ревущие двадцатые», а он специализировался на краже ювелирных изделий. Он был талантливым вором. Он жил и работал в Бостоне и прославился под кличкой «Вор-джентльмен», поскольку крал лишь у представителей высших слоёв общества. Аристократы и богачи даже слегка гордились, если Барри у них что-нибудь украл. Светские дамы судачили о нём и спрашивали друг друга: «Ну что, Артур Барри еще не нанес вам визит?»

Но полиция по-другому смотрела на его деятельность. Ему устроили ловушку. Его поймали на месте преступления и выстрелили в него трижды. Когда в глаза Артуру Барри попали осколки стекла, а в тело – пули, он сделал заявление, которое вас не удивит. Он сказал: «Я больше не буду этим заниматься».

Но он каким-то образом умудрился сбежать и жил несколько лет свободным человеком, не привлекая к себе внимания закона. Потом его выдала ревнивая женщина, и он отсидел много лет в федеральной тюрьме. Выйдя на волю, он сдержал обещание и не вернулся к преступной жизни. Артур Барри поселился в небольшом городке в Новой Англии и стал образцовым гражданином. Его избрали председателем местной организации ветеранов, и он добросовестно служил на этом посту.

Но всё тайное рано или поздно становится явным. В городок слетелись журналисты, чтобы взять интервью у знаменитого преступника былой эпохи. Один журналист спросил: «Мистер Барри, вы обокрали множество богатых людей. Скажите, у кого вы украли больше всего?» На это бывший преступник ответил: «Больше всего я украл у Артура Барри. Я мог бы стать финансистом на Уолл-стрит. Я мог бы стать преуспевающим бизнесменом. Вместо этого я две трети своей жизни провел за решеткой».

Я ВЕРЮ, ЧТО ЛЮДИ СОЗДАНЫ ДЛЯ УСПЕХА, ЗАПРОГРАММИРОВАНЫ НА ДОСТИЖЕНИЯ И СНАБЖЕНЫ ЗАДАТКАМИ ВЕЛИЧИЯ

Третий вор, о котором я хочу поговорить – это вы. Я считаю, что любой человек, не признающий собственного потенциала, обкрадывает сам себя. Я верю, что люди созданы для успеха, запрограммированы на достижения и снабжены задатками величия. Тот, кто не видит своих собственных способностей, обкрадывает себя, свою семью и общество в целом, недодавая им того, что мог бы дать.

Сразу, в начале обсуждения, оговорюсь, что под повышением самооценки я не имею в виду развитие чрезмерно раздутого чувства собственной важности. Чванство – странная болезнь. От нее бывает плохо всем, кроме ее носителя.

Здоровое отношение к себе

А вот что я на самом деле имею в виду под здоровой самооценкой.

Большинство ваших соседей никогда не узнает, что вы вор. Они считают вас хорошим человеком. Они думают, что у вас сильный и благородный характер. Они считают вас выдающейся личностью. И все же я повторяю снова и снова: пока вы не научились объективно видеть собственный потенциал, вы воруете.

Что же случается, когда мы начинаем объективно видеть себя? Когда признаём, что мы уникальны и другого такого человека не было и не будет на свете? Когда признаём, что обладаем способностями и талантами?

Я очень люблю пересказывать историю, главный герой которой – человек по имени Виктор Серебряков. Когда Виктору было шестнадцать лет, один из его учителей сказал: «Виктор, ты болван. Ты никогда не закончишь школу. За всю жизнь ты не сделаешь ничего полезного. Лучше уходи из школы и освой какое-нибудь ремесло. Тогда хотя бы сможешь сам себя содержать».

Профессионал в области образования, то есть человек, который, по идее, в этом разбирается, вынес вердикт. Виктор поверил учителю. Он и впрямь бросил школу и шестнадцать лет болтался без цели. Он подрабатывал там и сям и некоторое время служил в армии. Там провели тестирование, и оказалось, что Ай-Кью, коэффициент интеллекта, у него равен ста шестидесяти одному!

МЫ ФУНКЦИОНИРУЕМ НАСТОЛЬКО ХОРОШО, НАСКОЛЬКО ВЫСОКО ОЦЕНИВАЕМ СВОИ ВОЗМОЖНОСТИ

Хочу подчеркнуть, что до этого момента Виктор Серебряков по утрам просыпался болваном, одевался болваном, шел на работу болваном и работал как болван. Мы функционируем настолько хорошо, насколько высоко оцениваем свои возможности. Соответственно, и зарабатывал Виктор сумму, достойную лишь болвана.

И вот в один прекрасный день Виктора просто информировали, чем он уже обладает. Ему не дали никаких дополнительных знаний. Ему просто сказали: «Виктор, твой ай-кью равен ста шестидесяти одному. Ты гений».

Услышав это, Виктор переменился. Теперь он каждое утро просыпался гением, шел на работу гением и работал как гений. Он стал чрезвычайно удачливым бизнесменом и популярным писателем. Он стал президентом международного общества Менса – туда принимают только людей с ай-кью не меньше ста сорока. Эта разительная перемена свершилась, когда Виктор узнал, что он такое на самом деле.

Эта история заставляет задуматься: а сколько гениев так и не узнали, чего на самом деле стоят?

Милдред Ньюмен и доктор Бернард Берковиц написали книгу под названием «Как стать своим собственным лучшим другом». Они задают вопрос, бьющий в самую точку: «Если мы не умеем любить себя, то как же тогда научимся любить других?» В Писании сказано: «Возлюби ближнего своего как самого себя», а это подразумевает, что мы и себя должны любить. Доктор Максвелл Мольц говорил, что вся цель любой психотерапии – в том, чтобы изменить наше представление о себе самих.

Какую роль играет в нашей жизни самооценка? Компания «Гэллап» провела опрос на эту тему, и Лерой Поуп, журналист информационного агентства «Юнайтед Пресс Интернэшнл», написал статью о результатах. Он объяснил, что самооценку не следует путать с самомнением. Самомнение бывает у преступника или у больного манией величия. Самооценка же, с точки зрения социологов, основана на позитивном отношении к миру. В отчете «Гэллапа» говорилось, что при опросе использовалась шкала самооценки, разработанная известным социологом доктором Моррисом Розенбергом. Шкала Розенберга использует ответы на вопросы об отношении людей к самим себе.

Исследования показали, что у тридцати семи процентов американцев самооценка высокая. Всего у тридцати семи процентов. Опросы также показали очень важную вещь – оказывается, люди с низкой самооценкой чаще страдают от физического и эмоционального стресса и чаще прогуливают работу. Это определенно снижает их производительность.

Но опросы этим не ограничились. Они показали, что элементы, обычно способствующие выработке высокой самооценки – хорошая семья, крепкие моральные принципы, религия, близкие друзья, финансовое благополучие, хобби и статус. Именно здесь надо искать меры, которые помогут повысить самооценку.

Психологи Мэри Эллен Фишер и Гарольд Лихтенберг опубликовали статью в выпуске журнала «Психология сегодня» от июля 1986 года. Они опросили более пятисот вермонтских школьников, чтобы исследовать проблему: как умение видеть долгосрочную перспективу в обстоятельствах собственной жизни влияет на эту жизнь. Психологи работали со школьниками четвертого, пятого и шестого классов. Они провели три сессии, измеряя самооценку школьников, их популярность у сверстников и их ожидаемый успех во взрослом возрасте.

ЭЛЕМЕНТЫ, ОБЫЧНО СПОСОБСТВУЮЩИЕ ВЫРАБОТКЕ ВЫСОКОЙ САМООЦЕНКИ – ХОРОШАЯ СЕМЬЯ, КРЕПКИЕ МОРАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ, РЕЛИГИЯ, БЛИЗКИЕ ДРУЗЬЯ, ФИНАНСОВОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ, ХОББИ И СТАТУС

Все дети ожидали, что добьются успеха, когда вырастут. Мало кто из них предсказал, что будет неудачником. Фишер и Лихтенберг утверждают, что независимо от возраста, пола и личностных черт, на ожидания от будущего влиял только уровень нынешней самооценки.

Иными словами, то, как вы видите себя сегодня, влияет на то, как вы функционируете сегодня. Хорошая новость заключается вот в чём: какого бы вы ни были мнения о себе в настоящем или в прошлом, это мнение можно изменить – определенно, точно, несомненно изменить в хорошую сторону. Если вы собой недовольны, не расстраивайтесь. Вы не обязаны всю жизнь довольствоваться тем, что у вас есть сейчас. И это – отличная новость.

Визуализация

Однако следует понимать: то представление о себе, которое существует у нас в голове, кардинально влияет на нашу способность функционировать сейчас и в будущем. Поэтому я хотел бы сейчас остановиться подробней на процессе визуализации. Ведь стоит нам нарисовать картинку у себя в голове, и наш мозг всячески старается воплотить ее в жизнь.

Вы, наверно, сталкивались с демонстрацией такого опыта. Если взять доску шириной тридцать сантиметров, положить на пол и попросить кого-нибудь по ней пройти, он обидится: ведь такое упражнение может быть сложным разве что для двухлетнего ребенка. Но если мы возьмем ту же доску и перекинем между крышами двух двадцатиэтажных домов, а потом пригласим того же человека по ней пройти, он скажет: «Вы с ума сошли. Я упаду с высоты двадцати этажей и сломаю шею. Я понимаю, что ширина доски не изменилась, но ее положение изменилось радикально!» Представление этого человека о прогулке по этой доске станет совершенно другим.

Джек Никлаус, великий игрок в гольф – он победитель большего числа чемпионатов, чем любой другой игрок в гольф, и некоторые считают его величайшим гольфистом всех времен и народов – утверждает, что самые лучшие тренировки у него бывают в самолете по дороге на соревнования, еще до прибытия на место. Эти тренировки у него самые важные. Он подробно представляет себе каждый удар на поле, где должен пройти матч, и отыгрывает его в воображении. Он видит, как мяч влетает в каждую лунку по очереди. Он визуализирует успех, еще не прикоснувшись к мячу.

ЕСЛИ ЧЕЛОВЕК НЕ ВИДИТ СЕБЯ ПОБЕДИТЕЛЕМ, ОН НЕ СМОЖЕТ СТАТЬ ПОБЕДИТЕЛЕМ

Мотивация и позитивное мышление не помогут человеку, считающему, что он не способен добиться поставленной цели. Если человек не видит себя победителем, он не сможет стать победителем. Иногда очень способные люди, которые, казалось бы, должны оценивать себя высоко, имеют нездорово низкую самооценку. Дело не в возрасте, не в образовании, не в интеллекте и не в чем-либо ином. Но нужно признать, что всё это важно, когда речь идет о самооценке.

Я помню, как много лет назад – еще до того, как подбирать голосующих на дорогах стало опасно – я ехал из города Роли, штат Северная Каролина, в Атланту, штат Джорджия. На дороге голосовал мужчина. Я решил подвезти его, поскольку дорога предстояла долгая и я был не прочь скоротать ее разговорами. Но стоило попутчику сесть в машину, как я пожалел, что его взял. Он явно выпил, и первые его слова были: «Я сегодня вышел из тюрьмы».

Подобные заявления не очень способствуют непринужденной беседе. Я решил немного оживить атмосферу и ответил:

– Я очень рад, что вас выпустили. А за что вы сидели?

– За самогоноварение.

– И долго ли вы там были? – спросил я.

– Пару лет, – ответил он.

– Ну и как, вы чему-нибудь научились за это время?

– Чегой-то? – переспросил он.

– Я говорю, вы за это время научились чему-нибудь такому, что поможет вам вернуться в общество и стать более полезным другим людям?

– Ну, вроде того, – сказал он. – Я выучил названия всех округов во всех штатах Америки и всех церковных приходов в Луизиане.

– Вы смеетесь надо мной! – воскликнул я.

– Ничуть, – ответил он. – Я знаю их все. Проверьте.

Я много лет прожил в Северной Каролине и потому спросил его про этот штат. Он начал перечислять:

– Аббевилль, Андерсон… – и далее по списку. Он перечислил все округа, а потом попросил назвать какой-нибудь другой штат.

– Достаточно, – сказал я. – Вы меня убедили.

Мой попутчик явно не получил никакого образования. И все же у него был живой ум. Я не знаю, что он будет делать со всей этой информацией. Единственное место, где ее можно было бы применить – это викторина на телевидении. Если бы его туда когда-нибудь пригласили, а потом участников конкурса попросили назвать все округа всех американских штатов, этот человек, пожалуй, единственный смог бы ответить правильно.

К чему я все это рассказываю? Дело в том, что будь его самооценка на уровне его интеллекта, он бы, без сомнения, выучил что-нибудь полезное, что пригодилось бы ему в жизни.

Несколько лет назад я прочитал, что уборщик в муниципалитете города Портленда в штате Орегон обладает коэффициентом интеллекта, равным ста семидесяти трём. Меня очень заинтересовал как сам факт, так и интервью с этим человеком. Его спросили, почему, ради всего святого, человек с ай-кью сто семьдесят три работает уборщиком в муниципалитете. На что он ответил: «Я искал такую работу, где меня точно не обдурят».

Не знаю, как вы, а я бы побоялся связываться с человеком, ай-кью которого равен ста семидесяти трём. Но если бы я всё-таки с ним связался, я бы скорее боялся, что это он меня проведёт. А вот имея дело с уборщиком, я бы не стал об этом беспокоиться. Точно вам говорю.

Правда, очень странная история? Этот человек не хотел, чтобы с ним обходились несправедливо. Но насколько я понимаю в устройстве общества, уборщик стоит в самом низу общественной пирамиды и гораздо скорее многих других станет жертвой несправедливости. Но самооценка этого человека продиктовала ему, какое место в обществе он должен занять.

Помните: образование и интеллект это разные вещи. Например, Генри Форд бросил школу в четырнадцать лет, но мы знаем, что он был очень умён. Трое самых успешных людей, каких я знал в своей жизни, закончили соответственно три, пять и восемь классов. Все они весьма преуспели в жизни и обладали высоким ай-кью. Просто их учеба в школе была непродолжительной. Я это говорю потому, что часто слышу от людей: «Ну, у меня низкая самооценка, потому что я закончил всего столько-то классов».

Учиться всю жизнь

Сейчас я расскажу вам кое-что интересное. Во всяком случае, для меня эти сведения оказались интересными. Знаете ли вы, что человек, имеющий степень кандидата наук, получает в учебных заведениях лишь полпроцента всех своих знаний? И это кандидат наук!

Знаете ли вы, что к моменту, когда ребенку исполняется шесть лет, он уже обладает двумя третями знаний, которые накопит за всю жизнь? Знаете ли вы, что к трем годам ребенок, согласно одному исследованию, проведенному в штате Миссури, уже владеет примерно двумя третями активного словаря, которым будет пользоваться во взрослом возрасте?

МЫ УЧИМСЯ НА ПРОТЯЖЕНИИ ВСЕЙ СВОЕЙ ЖИЗНИ

А почему я об этом говорю? Я просто хочу подчеркнуть, что мы учимся на протяжении всей своей жизни. И все же многие люди достигают успеха только в сорок, пятьдесят, шестьдесят, семьдесят лет, или даже ближе к восьмидесяти, как произошло с известной художницей бабушкой Мозес. Бывает, что человек не осознаёт своего таланта, пока не достигнет определенного возраста.

Мне все равно, сколько раз Земля успела обернуться вокруг Солнца, пока вы на ней сидели. Важно не это. Важно то, что вы должны понять: человек может начать прямо сегодня с того места, на котором находится, и предпринять шаги, которые изменят его жизнь коренным образом.

Не поймите меня превратно. Я вовсе не имею в виду, что учиться бесполезно. Я свято верю в силу образования. В течение каждого года я учусь в среднем два часа в день. Я просто хочу сказать, что образование получают не только в классе или аудитории. Если вы ушли из школы, пусть вас это не пугает. Вы можете вернуться в школу и получить новые знания. А еще вы можете сделать так, чтобы вашей школой стала сама жизнь, и там вы узнаете всё, что нужно.

Вы можете

Загрузка...