Как известно, вся философия была рождена в Древней Греции, и явилась игрой ума нескольких десятков греческих интеллектуалов. Вот об одном таком философе я и хочу рассказать, тем более, что его происхождение более чем интересно и интригующе – он был выходцем из Северного Причерноморья. Речь пойдёт о Сфере Борисфенском, философе-стоике, ученике самого Зенона, а по совместительству – успешном политологе и политтехнологе.
Принято считать, что Сфер Борисфенский родился около 285 года до н.э., а умер около 210 года до н.э., учился у Зенона Китийского – выдающегося философ-стоика, основоположника стоической школы философии. Но по-настоящему звезда Сфера зажглась в Спарте, куда его пригласили в качестве педагога и наставника будущего царя Клеомена III, и так сложится судьба, что именно у своего ученика Клеомена он станет советником и идеологом целой программы реформ, которая поставит перед собой амбициозную цель – возродить Спарту в её прежнем духе и мощи.
Так, подробно и обстоятельно о деятельности Сфера Борисфенского в Спарте сообщает известный историк Л.Г. Печатнова в своей монографии «Спарта. Миф и реальность».
«Идеи стоиков были хорошо известны в Спарте и имели для спартанцев большую притягательную силу. В своем увлечении философскими учениями спартанцы не были одиноки. Знакомство с ними являлось основой высшего образования для молодежи той эпохи. Учеников Зенона и Аркесилая приглашали в качестве наставников и советников многие эллинистические монархи. Так, Антигон Гонах позвал к своему двору самого Зенона (Diog. Laert. VII. 1. 7).
Из философов-стоиков теснее всего со Спартой был связан Сфер. Этого философа очень интересовала Спарта с ее уникальной историей и удивительными общественными порядками. Два трактата Сфера непосредственно были посвящены Спарте, это «О спартанском государственном устройстве» и «О Ликурге и Сократе».
Плутарх весьма осторожно формулирует свое сообщение о том, что учителем Клеомена был философ-стоик Сфер Борисфенский, ученик Зенона (Cleom. 2. 2). Он утверждает также, что Сфер помогал Клеомену в его реформаторской деятельности. Таким образом, если верить Плутарху, Сфер побывал в Спарте дважды: первый раз еще при царе Леониде в качестве учителя его сына Клеомена, а второй раз много позже (зимой 226 г.), когда уже сам Клеомен пригласил Сфера в Спарту и поручил ему воспитание юношества по древнему образцу».
Программа реформ царя Клеомена поражала современников своим размахом, это была настоящая консервативная революция, всеобъемлющая попытка вернуть «золотой век» Спарты, опираясь на старинные обычаи и установления, – вернуться к законам предков, чтобы преодолеть пропасть между бедными и богатыми в настоящем, вдохнуть новую жизнь в поражённые коррупцией и гниением государственные институты. Процитируем снова книгу «Спарта. Миф и реальность».
«Обратимся к самим реформам, насколько мы можем восстановить их на основании очень скудной информации Плутарха.
Предложенные Клеоменом реформы были радикального свойства. По-видимому, две основные социально-экономические реформы – перераспределение земли и отмена долгов – были осуществлены практически одновременно. Что касается долгов, то Плутарх говорит, что Клеомен собирался их отменить, но оставляет без внимания ключевую деталь – реализовал ли царь свое намерение. Однако современные ученые, как правило, не сомневаются, что долги были аннулированы. Это в истории Спарты второй случай отмены долгов. Первый имел место в 242 г., когда по приказу Агиса все заемные документы были сожжены на рыночной площади (Plut. Agis 13. 3-4). С тех пор прошло 15 лет. Даже если старые кредиторы после казни Агиса и не смогли добиться восстановления долговых обязательств, за полтора десятилетия выросла целая армия должников, снова требовавших аннулировать их долги.
Клеомен не совершил ошибки Агиса и не затянул с земельной реформой. Плутарх, не вдаваясь в подробности, сообщает только, что «земля была поделена» (Cleom. 11. 2), и далее обращается уже к военной реформе: «Пополнив число граждан самыми достойными из периеков, он создал четырехтысячный отряд тяжелой пехоты, научил этих воинов биться вместо копья сариссой, держа ее обеими руками, и заменил съемную рукоять щита ремнем, натянутым из края в край» (11. З). В этой фразе логическое ударение делается на военной реформе Клеомена, а вовсе не на его социальных новациях, которые упоминаются лишь мимоходом. [Здесь речь идет о перевооружении спартанской армии по македонскому образцу. В других греческих полисах македонский тип оружия применялся уже давно, так что и тут Спарта к моменту реформ Клеомена безнадежно отстала.]