Глава 1 Понятие, предмет, метод, система российского трудового права

Возникновение трудового права связано с появлением особого объекта – живого труда человека и востребованием этого труда в виде рабочей силы другими людьми как своеобразного товара, выраженного в виде услуги. С появлением этого объекта складываются и различные правоотношения, требующие соответствующего правового подхода и урегулирования. При этом вопрос о характере таких правоотношений всегда был и остается достаточно спорным и противоречивым, особенно в связи с регулированием труда, возникающего при организации и найме самих работников[1].

Трудовое право – сравнительно молодая отрасль российского права. До установления в России советского строя в 1917 г. такой отрасли в российском праве не существовало. Трудовые отношения поглощались и регулировались административным (соотносимым в основном со службой государству) либо гражданским правом. В этом ракурсе труд рассматривался либо как государственная повинность, либо как специфический предмет, присущий «производящей и говорящей вещи», хотя к тому времени уже были приняты отдельные законы – уставы, регулирующие труд наемных работников в отдельных отраслях.

Трудовое право – порождение советского времени, когда стали необходимы не только контроль и регулирование поведения людей, участвующих в общественном труде, но и учет их личных интересов, возможность распоряжаться своим трудом, право на отдых, на достойную заработную плату и т. п. Труд в советском обществе был провозглашен «делом чести, доблести и геройства». Воедино слились не только право на труд, но и всеобщая обязанность трудиться каждого способного к труду гражданина. Именно в тот период возникла необходимость выделить служебные, трудовые и гражданско-правовые отношения, которые специфичны по своему составу и предмету регулирования.

1.1. Понятие и предмет трудового права

Трудовое право – это термин, обозначающий:

• отрасль российского права, т. е. составную часть системы права, которая является совокупностью правовых принципов и норм, регулирующих трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения;

• юридическую науку, изучающую закономерности развития и правового регулирования общественных отношений, складывающихся в процессе организации и применения наемного труда, функционирования рынка труда;

• учебную дисциплину, вобравшую в себя основные принципы и нормы регулирования трудовых и иных непосредственно с ними связанных отношений, принятые и устоявшиеся в науке положения, идеи, концепции в сфере регулирования труда, закономерности и особенности такого регулирования, адаптированные к дидактическим задачам и возрастно-психологическим особенностям обучаемых, с целью их усвоения и применения в жизни, на практике и в профессиональной деятельности.

Изучающим трудовое право каждый раз необходимо четко знать, в каком именно значении в контексте употреблен этот термин.

Предметом любой отрасли права являются общественные отношения, специфические именно для данной отрасли. Благодаря предмету формируется отрасль права, где он выступает средством разграничения одной отрасли от другой. Таким образом, предмет трудового права составляют трудовые (возникают непосредственно по поводу труда) и иные (сопутствуют труду), непосредственно связанные с ними отношения (ст. 1 Трудового Кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ, далее – ТК РФ).

Когда человек трудится для себя, то он сам определяет основные параметры своего труда (вид трудовой деятельности, ее режим, средства и способы труда и т. п.), и его труд не регулируется нормами трудового права. Примером такого труда может быть труд на садово-огородном участке, выполнение различных домашних работ и др.

Если человек трудится совместно с другими людьми, между которыми распределены обязанности, операции, связанные с использованием орудий труда и получением нужного результата труда, то в действие вступают нормы трудового права. В процессе функционирования рынка труда, организации и применения наемного труда складываются общественные отношения, которые регулируются правом. При этом нормы трудового права регулируют не процесс и не технологию труда, а отношения, которые возникают в процессе трудовой деятельности.

Предмет трудового права отвечает на вопрос: «какие виды общественных отношений им регулируются?». Это:

• трудовые отношения, складывающиеся в общественно-экономической практике;

• иные, непосредственно связанные с ними отношения.

В результате воздействия трудового права на общественные отношения складывается система правовых отношений, характеризующаяся определенным единством. Трудовые отношения являются в ней главными (отсюда и название отрасли – «трудовое право»).

Специфические признаки трудовых отношений:

• протекают в условиях внутреннего трудового распорядка с подчинением работника регламентированным условиям совместной деятельности;

• работник включается в состав конкретной организации и становится частью этой организации;

• включение работника в этот состав опосредовано особым юридическим фактом (трудовым договором, актом об избрании на должность и т. п.), согласно которому работник «продает» свой особый товар – рабочую силу, получая за нее заработную плату;

• содержание трудовых отношений сводится к выполнению работником определенного рода работы в соответствии с его квалификацией, должностью, специальностью, профессией.

Эти признаки позволяют отграничить трудовые отношения от других отношений, которые возникают в различных отраслях права, где труд является лишь частью таких отношений либо является второстепенным по отношению к материальному или нематериальному результату деятельности.

В сферу действия трудового права входят также иные отношения, тесно связанные с первыми. Они являются производными от трудовых. Тесная связь этих отношений с трудовыми и их включение в предмет трудового права обусловлено тем, что они постоянно переплетаются и взаимодействуют с трудовыми, составляя с ними единое целое. При этом некоторые из них предшествуют возникновению трудовых (например, отношения по трудоустройству), другие существуют одновременно с трудовыми и в тесной связи с ними (например, организационно-управленческие), третьи возникают из трудовых, приходя им на смену (например, рассмотрение и разрешение трудовых споров уволенных работников). В любом случае именно трудовые отношения предопределяют существование этих отношений.

Согласно ст. 1 ТК РФ к иным относятся отношения:

• по организации труда и управлению им;

• трудоустройству у работодателя;

• профессиональной подготовке и дополнительному профессиональному образованию непосредственно у данного работодателя;

• социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;

• участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства;

• материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда;

• государственному контролю (надзору), профсоюзному контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

• обязательному социальному страхованию в случаях предусмотренных федеральными законами;

• разрешению трудовых споров.

Следует иметь в виду, что некоторые производные отношения существуют постоянно и служат основой для возникновения трудовых (например, организационно-управленческие), другие могут вообще никогда не возникнуть (например, отношения по возмещению ущерба или по рассмотрению и разрешению трудовых споров). Данный в ст. 1 ТК РФ перечень иных отношений не является исчерпывающим.

Трудовое право занимает особое положение среди других отраслей права. Оно содержит базовые положения, принципы и нормы регулирования различных отношений в сфере труда, которые не ограничиваются отношениями работников с работодателями.

Трудовая деятельность отдельных категорий граждан (кооператоров, военнослужащих, государственных и муниципальных служащих, сотрудников силовых структур и др.) регулируется как нормами трудового права, так и специальными нормами, основой которых являются опять-таки трансформированные применительно к специфике их службы или работы нормы трудового права.

Любые трансформации норм трудового права происходят на базе его принципов.

1.2. Метод и принципы трудового права

Каждая отрасль права имеет не только свой предмет правового регулирования, но и свой особый метод. Под методом принято понимать совокупность приемов и способов воздействия права на общественные отношения[2].

Метод трудового права — это особый инструмент, с помощью которого регулируются трудовые отношения. С течением времени этот инструмент может изменяться и модифицироваться, воплощаясь в правовые и иные способы регулирования трудовых отношений.

Предмет дает ответ на вопрос, «какие общественные отношения регулирует отрасль права?», а метод – «каким способом осуществляется это регулирование?». Метод трудового права отвечает на вопрос, «какими способами регулируются трудовые отношения, складывающиеся в обществе?». Метод правового регулирования не остается неизменным и не может быть сведен к одному раз и навсегда данному способу регулирования.

Даже внутри одной отрасли права используются различные средства регулирования в зависимости от конкретных исторических условий жизни общества. Например, в условиях гражданской и Великой Отечественной войн применялись такие средства, как всеобщая трудовая повинность, уголовная ответственность за самовольный уход с работы, увеличение количества часов рабочего времени, отмена отпусков, уголовная ответственность за прогул или опоздание на работу и др.

Изменение отношений собственности, свобода предпринимательской деятельности привели к отказу от командно-административных методов руководства обществом и переходу к экономико-правовым средствам регулирования труда. Роль государства в регулировании трудовых отношений ослабевает. Определяющим показателем отношений работодателя и работника становится социальное партнерство.

Метод трудового права – это комплекс специфичных для данной отрасли способов правового регулирования, указывающий на:

• порядок возникновения, изменения и прекращения трудовых правоотношений;

• правовое положение субъектов;

• характер установления прав и обязанностей, ответственности сторон трудового правоотношения;

• средства, обеспечивающие исполнение обязанностей;

• способы и приемы, с помощью которых осуществляется регулирование подобных отношений.

Правовое регулирование труда – установление, изменение и применение норм трудового законодательства, контроль за его выполнением, защита трудовых прав работников, а также и работодателей. В теории права выделяют такие основания правового регулирования, как предписания, дозволения, запреты, которые трансформируются в императивный и диспозитивный методы правового регулирования, что присуще и методу трудового права со своими специфическими особенностями. Такие специфические особенности состоят в сочетании централизованного и локального, нормативного и договорного регулирования.

Централизованное регулирование трудовых отношений связано с нормотворческой деятельностью государства в этой области. Полностью от этого государство не отказалось. Однако сфера такого регулирования заметно сузилась за счет значительного усиления локального регулирования: сами субъекты трудового права устанавливают для себя правила поведения и закрепляют их в нормативных актах, действующих в определенной отрасли, организации, на территории и распространяющихся на установленный ими круг лиц.

Нормативное регулирование выражается в установлении определенных правил поведения для участников трудовых отношений в нормативных правовых актах, как в исходящих от государства, так и в локальных. Договорное регулирование предполагает достижение соглашения между участниками трудовых отношений, к которым и применяются установленные в нем положения.

В любом случае локальное и договорное регулирование не должны ухудшать положение работников по сравнению с централизованным и нормативным. Рыночные отношения дают возможность широко применять договорные начала в установлении отношений между работником и работодателем, с их помощью определять более приемлемые для сторон условия, не противоречащие трудовому законодательству.

Законодатель вправе при осуществлении правового регулирования, основанного на сочетании нормативного и локального методов, и связанного с предоставлением работникам тех или иных гарантий за счет средств работодателя, использовать дифференцированный подход, основанный на таких объективных факторах, как экономические и организационные характеристики работодателя, включая способ финансирования. Такое правовое регулирование направлено на учет особенностей правового положения работодателя, не относящегося к бюджетной сфере, особенно при предоставлении работникам различных льгот и выплате компенсаций (Постановление КС РФ от 9 февраля 2012 г. № 2-П).

Стороны трудовых отношений равны, и теоретически регулирование отношений между ними держится на этом постулате. Равные между собой юридически, они, как свидетельствует об этом практика, не всегда равны фактически. Работодатель всегда обладает более широкими возможностями воздействия на работников, навязывания им далеко не всегда приемлемых условий.

В правовом регулировании труда принимают участие сами работники. Работники участвуют в таком регулировании через своих представителей (профессиональные союзы, иные представительные органы). Защита трудовых прав работников достигается сочетанием различных процессуальных средств и способов, которые исходят от юрисдикционных органов (комиссия по трудовым спорам, примирительная комиссия, суд и др.).

Итак, комплекс специфических способов правового регулирования в совокупности и является методом трудового права, который изменяется со временем точно так же, как изменяется трудовое законодательство. Так средства, которые использовались для регулирования трудовых отношений при государственно-административной системе, когда экономической основой была государственная собственность, перестали соответствовать новым рыночным экономическим отношениям собственности и отвечать потребностям общества. Они вытеснены или вытесняются иными, более адекватными общественным потребностям, средствами.

В теории права под правовыми принципами понимаются руководящие идеи, которые выражают сущность, основные свойства и общую направленность правовых норм в пределах системы права в целом либо ее отдельных отраслей или институтов[3]. Принципы права принято делить на общие, межотраслевые, отраслевые.

К общим относятся принципы, действующие в рамках всей системы права, например, принцип законности (ст. 15 Конституции РФ), принцип равенства прав и свобод и равных возможностей для их реализации, предоставляемых как мужчине, так и женщине (ст. 19 Конституции РФ) и другие. Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7 Конституции РФ). Социальный характер Российского государства нашел выражение в его конституционных принципах, касающихся труда.

1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

2. Принудительный труд запрещен.

3. 3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

4. Каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (аналогичное положение имеется и в ст. 7 Конституции РФ).

5. Каждый имеет право на защиту от безработицы.

6. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения.

7. Признается право на забастовку.

8. Каждый имеет право на отдых.

9. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск (ст. 37 Конституции РФ).

10. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (ст. 7 Конституции РФ).

К межотраслевым относятся принципы, распространяющиеся на несколько отраслей права. Например, принцип свободы труда воплощается в тех отраслях права, которые так или иначе связаны с трудом, – в трудовом, гражданском, административном.

Отраслевые принципы характерны для какой-либо одной отрасли права. Они тесно связаны между собой, вытекают из вышеперечисленных общих и межотраслевых принципов, не должны им противоречить.

Под принципами трудового права (принципами правового регулирования трудовых отношений) следует понимать закрепленные в действующем законодательстве основополагающие начала, выражающие сущность норм трудового права и главные направления политики государства в области правового регулирования общественных отношений, связанных с применением и организацией наемного труда. Общие принципы трудового права прямо вытекают из конституционных принципов, относящихся к труду. В то же время они их детализируют, конкретизируют, дифференцируют, специализируют.

Система принципов трудового права установлена в ст. 2 ТК РФ. Она включает девятнадцать пунктов, охватывающих практически все стороны трудовых отношений, определяя содержание норм соответствующих институтов отрасли.

Принципы можно сгруппировать следующим образом.

Принципы, декларирующие свободу труда:

1) свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности;

2) запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда;

3) защита от безработицы и содействие в трудоустройстве;

4) равенство прав и возможностей работников;

5) сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Принципы, устанавливающие условия труда:

1) обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска;

2) обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;

2) обеспечение равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе с учетом производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности, а также на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации;

3) обязательность возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей;

4) обеспечение права на обязательное социальное страхование работников;

5) обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора, включая право работодателя требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Принципы, гарантирующие защиту труда:

1) обеспечение права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов, включая право работников создавать профессиональные союзы и вступать в них;

2) социальное партнерство, включающее право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;

3) установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществление государственного контроля (надзора) за их соблюдением;

4) обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту;

5) обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, а также права на забастовку в порядке, установленном ТК РФ и иными федеральными законами;

6) обеспечение права представителей профессиональных союзов осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;

7) обеспечение права работников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности.

Принцип, определяющий участие работников в управлении трудом: право работников на участие в управлении организацией.

Наконец, можно выделить и принципы отдельных институтов трудового права. Эти принципы раскрывают и детализируют особенности, свойственные этим институтам.

В российском трудовом праве закреплены важнейшие международные принципы, запрещающие дискриминацию в сфере труда и принудительный труд:

1) каждый имеет равные возможности в реализации своих трудовых прав;

2) никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.

В то же время не является дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите.

Дискриминация в труде – часто встречающееся в жизни явление. Достаточно обратиться к многочисленным публикациям работодателей в виде объявлений о вакансиях, в которых содержатся явно дискриминационные требования к претендентам на рабочие места, касающиеся их возраста, пола, национальности, гражданства, места проживания и т. п. Лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда (ст. 3 ТК РФ).

За дискриминацию – нарушение равенства, прав и свобод человека и гражданина – законом предусмотрена ответственность: уголовная (ст. 136 Уголовного кодекса Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ, далее – УК РФ) и административная (ст. 5.62 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ, далее – КоАП РФ). Дискриминация наказывается штрафом, лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, обязательными, исправительными или принудительными работами.

Запрещен также и принудительный труд. Принудительный труд – выполнение работы под угрозой применения какого-либо насилия (насильственного действия), в том числе:

• в целях поддержания трудовой дисциплины;

• в качестве меры ответственности за участие в забастовке;

• как средство мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития;

• в качестве меры наказания за наличие или выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе;

• в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежности.

К принудительному труду также относится работа, которую работник вынужден был выполнять под угрозой применения какого-либо наказания, в то время как в соответствии с ТК РФ или иными федеральными законами он имеет право отказаться от ее выполнения, в том числе в связи с:

• нарушением установленных сроков выплаты заработной платы или выплатой ее не в полном размере;

• возникновением непосредственной угрозы жизни и здоровью работника вследствие нарушения требований охраны труда, в частности необеспечения его средствами индивидуальной и коллективной защиты в соответствии с установленными нормами.

Принудительным трудом не признается работа, выполнение которой обусловлено:

• законодательством о воинской обязанности и военной службе или заменяющей ее альтернативной гражданской службе;

• введением чрезвычайного или военного положения;

• наличием чрезвычайных обстоятельств, т. е. в случае бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии) и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части;

• вступившим в законную силу приговора суда под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законодательства при исполнении судебных приговоров (ст. 4 ТК РФ).

Принудительный труд в виде принудительных работ (ст. 53-1 УК РФ) установлен как альтернатива лишению свободы за совершение преступления небольшой или средней тяжести либо за совершение тяжкого преступления впервые и предусмотрен в качестве санкции (срок принудительных работ – от двух месяцев до пяти лет) рядом статей УК РФ. Принудительные работы заключаются в привлечении осужденного к труду в местах, определяемых учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы, и регламентируются ст. 60— 1-60-21 Уголовно-исполнительного кодекса РФ (далее – УИК РФ). Условия труда осужденных определяются трудовым законодательством, кроме правил приема на работу, увольнения с работы, перевода на другую работу, отказа от выполнения работы, предоставления отпусков (ст. 60-8 УИК РФ).

Также обязательные и исправительные работы предусмотрены уголовным и административным законодательством.

1.3. Функции и система трудового права

Функции трудового права – это основные направления воздействия его норм на поведение (сознание, волю) людей в процессе труда. Выделяют следующие функции российского трудового права:

защитная — состоит в установлении условий труда, правил охраны труда, осуществлении надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства, разрешении индивидуальных и коллективных трудовых споров, предупреждении нарушений и в восстановлении нарушенных трудовых прав;

социальная — направлена на обеспечение занятости, реализации права на труд, охрану труда, на создание безопасных для жизни и здоровья работника условий труда, ограничение рабочего времени и меры труда, на установление справедливой оплаты и компенсаций за труд и т. д.;

хозяйственная (производственная) – проявляется в рациональном использовании трудовых ресурсов, стимулировании качественной и производительной работы;

воспитательная — проявляется в формировании позитивного отношения к труду и его результатам, умении работать во взаимодействии с другими работниками, в установлении дисциплинарной и материальной ответственности, включая возмещение ущерба, причиненного по вине работника работодателю или работнику по вине работодателя;

• функция развития производственной демократии выражается в праве работников на участие в управлении организацией, в правах и гарантиях деятельности профсоюзов, в дополнительных юридических гарантиях для работников и профсоюзов.

Система трудового права России – это научно обоснованная классификация правовых норм, предполагающая их деление на общую и особенную части, а также на правовые институты по предметному признаку регулирования. В ней нормы трудового права группируются в однородные блоки (институты, подинституты, подотрасли). Вся система отрасли делится на две части: общую и особенную.

Система науки и учебного предмета трудового права состоит из тех же двух частей, но общая их часть шире общей части отрасли, поскольку в научно-учебных целях в нее включается и изучение норм по организации труда и управлению трудом, а также нормы по отношениям социального партнерства в сфере труда, в том числе по коллективным договорам и социально-партнерским соглашениям. Кроме того, в систему науки включается изучение предмета, метода, правоотношений, отраслевых принципов трудового права, его субъектов, а также истории трудового законодательства. Поскольку наука изучает нормы не только российского права, но и зарубежного, а также международно-правовое регулирование труда, то система науки, как и ее предмет, шире, чем система отрасли трудового права России.

«Система отрасли трудового права», «система науки», «система учебного предмета», «система трудового законодательства», «система кодификационных актов» – взаимосвязанные, но не идентичные понятия.

В общую часть отрасли трудового права входят нормы, распространяющиеся на все отношения этой отрасли, а также нормы о разграничении компетенции РФ и ее субъектов по регулированию труда. Она не имеет институтов, так как в ней сгруппированы нормы, имеющие общий характер по регулированию труда: конституционные основы регулирования труда (ст. 2, 7, 19, 32, 34, 37, 38, 41, 43, 45, 46 и 47 Конституции РФ), раздел I «Общие положения» (ст. 1—22) и раздел II «Социальное партнерство в сфере труда» (ст. 23–55) ТК РФ.

Особенная часть отрасли трудового права строится по институтам, К ним относятся институт занятости и трудоустройства; центральный институт – трудового договора, в котором сгруппированы нормы о понятии и видах трудового договора, порядке его заключения, изменения и прекращения; институты, регулирующие рабочее время и время отдыха, оплату труда, дисциплину труда, охрану труда, материальную ответственность сторон трудового договора за вред, причиненный друг другу, подготовку кадров и повышение квалификации, разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства.

Структура ТК РФ в основном строится по системе отрасли трудового права, но есть некоторые отличия: в Кодексе имеется специальный раздел XII «Об особенностях правового регулирования труда некоторых работников». Его нормы не образуют самостоятельный институт отрасли, так как они отражают дифференциацию труда отдельных работников в специальных нормах, которые в отрыве от общих норм не могут являться самостоятельным институтом (хотя в науке есть и иные мнения)[4].

Как предмет трудового права, так и его система не являются раз и навсегда данными. Они изменяются вместе с развитием общественных отношений.

Трудовое право связано с другими отраслями права. Прежде всего, оно связано с правом гражданским, из которого оно вышло и с которым у трудового права много общих понятий и категорий (договоры, обязательства, ответственность и др.).

Связь трудового права с конституционным состоит в том, что трудовое право развивает, конкретизирует, детализирует основополагающие конституционные положения и принципы о месте труда в политической, экономической и социальной системе российского общества.

Связь с административным правом выражена в том, что оно тоже регулирует отношения, связанные с трудом, протекающим в условиях служебно-трудовой (служебной) деятельности лиц, которые состоят на государственной (гражданской, военной, иной, в т. ч. правоохранительной) и муниципальной службе.

От трудового права отпочковалось право социального обеспечения. Многие социально-трудовые вопросы и сегодня занимают пограничное положение между трудовым правом и правом социального обеспечения (социальные отпуска, гарантии и компенсации и др.).

Выводы

1. Трудовое право – самостоятельная отрасль российского права, нормы которой регулируют трудовые и иные непосредственно с ними связанные отношения.

2. Метод трудового права – совокупность средств и способов регулирования этих отношений. Важное место в таком регулировании занимает договорный метод регулирования труда работников.

3. Государственная политика в сфере труда получила свое выражение в принципах правового регулирования трудовых отношений.

4. Непосредственное воздействие трудового права на отношения в сфере труда проявляется в его функциях (защитной, социальной, хозяйственной и др.).

Вопросы для самоконтроля

1. Какие отношения регулируются трудовым правом?

2. Что понимается под иными, непосредственно связанными с трудовыми, отношениями?

3. Что такое метод трудового права?

4. Как соотносятся между собой договорное и нормативное регулирование трудовых отношений?

5. Чем отличаются друг от друга централизованное и локальное регулирование в сфере труда?

6. Что такое принципы регулирования трудовых отношений?

7. Что такое функции трудового права? Какая из них является основной?

8. Почему трудовое право можно считать самостоятельной отраслью права?

9. Что общего и различного в регламентации труда в трудовом, гражданском и административном праве?

Загрузка...