* * *

Много подвигов совершили богатыри русские. Сражались и с разбойниками, и с пиратами, и с захватчиками иноземными. Но и в мирное время молодцы без дела не сидели. Силушку свою всегда на пользу другим обращали. Если дров нарубить надо, все к ним шли. Если вдруг волки дикие на скотину покушались – тоже к богатырям. Никогда они в услуге люду простому не отказывали. Вот и в тот раз, между походами, Алёша Попович взялся поле перепахать. Только сделать это решил по-своему. Лошадь или вола запрягать в плуг он не стал: к чему скотину лишний раз нагружать? Да и само орудие решил задом наперёд перевернуть, чтобы удаль свою получше показать.

Непростую задачу молодец перед собой поставил. Сил у него, конечно, было хоть отбавляй, да вот дело всё равно шло с трудом. Уж и упирался он, и сверху садился, и плечом толкал, а за час всего межу одну пройти успел.

Когда Алёша уже совсем из сил выбился, появились рядом товарищи его боевые – Илья Муромец с Добрыней Никитичем. Поглядели они на потуги друга своего и рассмеялись добродушно.

– Ты бы перевернул его, что ли, – посоветовал Добрыня. – Больно смотреть.

– Перевернуть каждый дурак сможет! – ничуть не смутился Алёша. – А так интереснее!

– Ладно, бросай это дело, – махнул рукой Илья. – За тобой мы. Поехали, границу проверим. Там шевеление какое-то.

Алёша, всегда готовый отправиться в новое приключение, тут же бросил плуг и собрался в дорогу.

Спутником он был бесшабашным и весёлым. Весь путь до границы развлекал молодец своих товарищей: и на руках ходил, и под куст маскировался, и на ветках деревьев крутился, как на брусьях. А потом такую шутку придумал – взял сразу два меча и давай ими в воздухе махать, как будто танец с саблями исполнял. Илья с Добрыней с удовольствием присоединились к его забавам.

Долго ли, коротко ли, а добрались богатыри до самого края земли русской, где родной лес со степью встречался. Именно оттуда приходили сообщения тревожные. Говорили, войско Бекета, предводителя кочевников, повадилось деревни окрестные разорять.

Решено было сначала обстановку разведать. Укрылись богатыри в кустах и начали наблюдение. Прошло совсем немного времени, и словно из ниоткуда возник шатёр. Двигался он будто сам по себе, никого больше рядом видно не было. Призадумались богатыри. Что за диво такое? Пока герои наши размышляли, шатёр потихоньку к самой границе подобрался. Стоило ему пересечь рубеж государственный, Алёша сразу меч из ножен вытащил.

– Тс-с-с… – шикнул на него Добрыня. Ещё спугнёт врага своим излишним рвением.

А басурмане тут как тут. Разом выскочили из шатра, построились ровными рядами да мечами ощетинились.

Тут уж Алёша не выдержал.

– Отведайте-ка силушки богатырской! – что есть сил заорал молодец, поднял меч над головой и бросился в бой.

Почти удалось ему до войска басурманского добежать. Ещё бы секунда – и начал бы Алёша неприятеля громить, но из шатра появилась огромная рука, сжимающая не менее увесистую дубину. Ударил невидимый враг богатыря прямо по голове, да с такой силой, что молодец птицей полетел в обратную сторону. Несколько раз перекувырнулся он в воздухе и приземлился рядом с товарищами.

– Не упал… – проговорил Алёша, покачиваясь на подгибающихся ногах. В следующую секунду он всё-таки рухнул на землю. – Упал… – вздохнул молодец, и потерял сознание.

Илья с Добрыней выхватили мечи и поспешили отомстить за товарища.

Откинув войско вражеское обратно в степь, богатыри оттащили Алёшу в лес. Там на полянке он пару раз моргнул и, казалось, начал приходить в себя. Резко сев, он нахмурился и подпёр кулаком подбородок.

– Ну как ты? – взволнованно спросил Добрыня.

Ответа не последовало. Молодец всё так же сидел на земле, хмуро оглядывался по сторонам и чесал в затылке.

– Что с тобой, Алёша? – забеспокоился Илья. Товарищ вёл себя немного странно.

– Думаю… – ответил он.

Илья с изумлением повернулся к Добрыне.

– Во дела, думает… – даже немного испугался богатырь.

Алёша тем временем достал свой щит и начал крутить его в руках. Вскоре он поймал им луч солнца, и весёлый солнечный зайчик заскакал по траве.

– Алёш, да нет врагов уже! – обеспокоенно сказал Илья. – Это фортификации свои они оставили, – кивнул богатырь на брошенный басурманским войском шатёр.

– Фортификации? – переспросил Алёша, продолжая орудовать щитом.

– Да. Непорядок, конечно, – вздохнул Илья. – Но ты присядь лучше, отдохни.

– На нашей земле, – тихо проговорил Алёша. – Нехорошо!

Илья повернулся к Добрыне и покрутил пальцем у виска. Погорел, мол, товарищ их на службе, из ума совсем выжил от удара внезапного.

Но тут Алёша направил свет на вражеский шатёр, и он тотчас же вспыхнул. Изнутри выскочил затаившийся там приспешник Бекета и покатился по земле, пытаясь сбить огонь.

У богатырей от изумления даже челюсть отвисла.

– Как так?! – ахнул Илья. – Ловко ты это придумал! Молодец!

– Спасибо, конечно, – с улыбкой ответил Алёша. – Только это не я придумал, а Архимед. Простейшая физика – отражение света, – объяснил он, убрал щит за спину и собрался уходить.

Двое богатырей с недоумением переглянулись.

– Ну… в общем, мы так и подумали… – неуверенно произнёс Добрыня.

Илья заметил, что их товарищ уже шагает по тропинке в сторону Киева.

– Алёша! Ты куда? – позвал он.

– В библиотеку! – бодро ответил молодец.

– Зачем это? – не понял Добрыня.

– А зачем, по-твоему, ходят в библиотеку? – отозвался Алёша. – Читать.

Илья с Добрыней растерянно глядели ему вслед.

– Что-то неладное с Алёшей, – задумчиво произнёс Добрыня. Немного помолчав, он добавил: – А что за Архимед?

Илья только плечами пожал:

– Кто его знает. – Он с явным беспокойством наблюдал, как Алёша постепенно скрывается из вида. – Как бы не натворил чего…

– Архимед? – с недоумением приподнял бровь Добрыня.

– Да какой Архимед, – вздохнул Илья. – Алёша!

* * *

В столице Руси в это время весь город собрался на дворцовой площади. Там стояла большая сцена с занавесом, над которой была растянута вывеска, гласящая: «Самый умный».

– Умники всея Руси – собирайтесь! – сказал глашатай в мегафон, выходя на сцену. – Ну что? Кто рискнёт сразиться с нашим десятикратным победителем – Юлием?! Встречайте, встречайте!

Под бурные овации занавес открылся, и к восхищённым зрителям вышел Юлий, удивительный говорящий конь. Всяк знал о его редкой учёности. Всё благодаря тому, что жил он раньше при монастыре и все-все книги там перечитал. А устроившись в Киеве, стал местной библиотекой заведовать.

– Здравствуйте-здравствуйте-здравствуйте! – поприветствовал Юлий благодарную публику. – Давайте, давайте, смелее! Делайте ваши ставки! Я отдам победителю… самое дорогое, что у меня есть! Свои четыре подковы! – Конь продемонстрировал толпе копыта с ржавыми подковами, из которых торчали шляпки погнутых гвоздей. Зрители дружно рассмеялись и собрались расходиться.

Загрузка...