Слово «менеджмент» имеет английские корни и дословно переводится на русский язык как «управление».
Управление художественным творчеством и создание перспектив его общественно-публичного развития называется «арт-менеджментом».
Управление появилось на заре человечества, когда в группе людей возникла потребность решать совместные задачи для выживания. Где есть или появляется потребность в совместной деятельности, даже если это всего лишь два человека, среди них всегда один будет главным – управляющим, другой – исполнителем.
На протяжении истории роль и количество управляющих возрастало, что дало основание развитию системы управления, а также появлению самоценной области науки и самостоятельной группы профессий. Соответственно создавалась государственная, корпоративная, кооперативная, общественная и частная системы управления. Благодаря чему, к примеру, возник институт государственных служащих, которые в одних случаях от имени, по поручению и через систему назначений властных лиц, в других – реализуя выборное право, управляли городами, районами, регионами или страной в целом, межгосударственными объединениями и международными организациями.
Точно также параллельно, особенно активно начиная со второй половины XVII века в связи с появлением парового двигателя и активным развитием машинных механизированных средств производства, не менее активно стали развиваться институты администраторов производства, коммерческих и антикризисных управляющих, а также специалистов-консультантов в области управления, и т. д.
Как это соотносится с управлением художественным творчеством?
Божий дар – изобретать и творить!
Такой же Божий дар – управлять!
Поэтому научить управлять невозможно, можно только научиться. Учатся этому миллионы! Личностями (капитанами) становятся единицы, поскольку только персональная ответственность развивает деловые качества личности. Управление предполагает практическое обучение каждый день, каждый час на протяжении всей дееспособной жизни конкретного человека!
Откуда же появилось управление творчеством?
Оно появилось в далекие времена, и было связано с двумя общими процессами:
– осознанием себя как человека, своей окружающей среды, своих сил и своих неограниченных возможностей благодаря уникальной способности мыслить, представлять и созидать;
– развитием материальных возможностей общества в целом, что позволило выделиться творчеству в отдельный вид человеческой деятельности на условиях понимания его всеобщей пользы, что заставило общество искать реальные способы его (творчество как отдельный вид человеческой деятельности) общественно содержать.
А что же такое персонификация?
Это сложение своих каст и кланов.
Понимаю, что это нужно объяснить!
Возьмем, к примеру, сценическое искусство. Здесь в одиночку создать великое творение априори невозможно. Театр – искусство коллективное! Поэтому обязательно нужна группа единомышленников и сплоченный творческо-производственный состав сотрудников, вдохновленный, воодушевленный и одухотворенный одной уникальной художественной идеей, решающий конкретные организационные и постановочные задачи. Так выстраивается, к примеру, свой творческий клан.
Творчество выполняет множество функции, среди которых наиболее актуальны следующие:
– передача знаний;
– передача опыта;
– передача эмоций и впечатлений;
– передача способов мышления и порядка действия (клише и матрицы);
– воспитание гражданина.
На основе изобретательства и творчества на заре человечества появляются первые специфически одухотворенные театральные действия: шаманство и разнообразные религиозные обряды, которые сквозь века доносит фольклор: танец с томагавками и другими атрибутами человеческой деятельности, изотерический театр, пластический театр, мимический театр, театр масок, кукольный театр, театр ростовых кукол и т. д.
Принцип «хлеба и зрелищ» не возник ниоткуда и никуда не исчезал! Он – не привилегия, к примеру, правителей Древнего Рима. Потребность в его употреблении была всегда и возникает у любой управленческой привилегированной касты любого общественного конгломерата, достигающего определенного уровня своего развития. Как только складываются соответствующие экономические и политические условия, его вспоминают, достают из анналов истории, восстанавливают, адаптируют под конкретную ситуацию, поощряют и поддерживают! А соответственно, таким именно образом, им и через него управляют!
Управляют кем?
Плебсом! Чернью! Массовым сознанием: предубеждениями, страхами, догмами, стереотипами и т. д.!
Мировые карнавалы зарождались как акты поклонения богу Дионису – богу чувственной (эмоциональной) жизни и вина. Карнавал – поклонение божественной колеснице – Солнцу, которое возвращалось в мир в определенное время, зарождая новую жизнь, новое движение сока в лозе, новые надежды! Эти акты поклонения – первые в истории массовые зрелища с переодеваниями. Но любое массовое действо для власти проблема, которая требует контроля и управления. Оно не может быть спорадическим, непредсказуемым. Поэтому со временем разрабатываются действия со своими точными сценариями, маршрутами, местами для представления, действующими лицами – персонажами.
Людям нужен праздник, массовый общественный праздник, чтобы чувствовать жизнь, радость жизни, радость сопричастности к чему-то или с чем-то великим!
Ты не один и не одинок! Нас много и все мы – одна семья!
И грамотные правители стараются эффективно использовать эту потребность в текущей политической и общественной жизни страны. Не только эту потребность общества поощряя, но и грамотно ею управляя!
Сегодня управление художественным творчеством выросло в стройную систему бизнеса. Оно превратилось в дело не вчера, а еще в Древней Греции на заре своего становления. Зрелища не появляются ниоткуда! Их создают! Они требуют труда и координации совместной продуманной работы! Иными словами: анализа (для принятия решений) и планирования, организации и координирования, стимулирования и контроля проведения зрелища.
И что же?
А мы ведь перечислили шесть базовых функций менеджмента!
К примеру, создание школ гладиаторов в древности – это не что иное, как институт специального обучения и подготовки «аренного бойца». Обращаю внимание: не воина! Бойцов готовили разных специализаций. Их обучали вплоть до тактики и стратегии ведения боя и технологии нанесения увечий. Бой не только должен был быть зрелищным, но должен был иметь свою драматургию. Он должен был увлекать, приковывать внимание и приносить публике массу самых разнообразных эмоций и впечатлений, которые в обыденной (и для большинства довольно неприглядной и трудной) жизни получить было просто невозможно!
Поэтому игры (зрелища) ждали! Поэтому ими и управляли!
Наш бизнес в его современном виде появился в конце XVI–XVII веках и получил лавинообразное развитие именно во второй половине XIX века, когда утвердилась в своих правах в артистическом деле профессия «артистический агент». С этого времени она стала активно реализовывать заложенные в ней профессиональный потенциал, создавая невиданные доселе возможности реализации творчества, которые в результате и привели к появлению и созданию в Европе уже первых профессиональных управленческих предприятий – артистических агентств. Процессу становления профессии как действующей рыночной институции, а за ней и организации обособленных и специализированных на рынке предприятий способствовало важное обстоятельство: решение главного вопроса – вопроса экономической целесообразности этого вида деятельности. Он был решен!
Так кто же такой агент?
Агент – это представитель чьих-либо интересов, действующий от имени, по поручению и за счет поручателя. Соответственно арт-агент – представитель интересов артиста или артистической единицы, действующий от их имени, по их поручению и за их счет!
Поручить – это значит осознать свою потребность в развитии творческого потенциала и самореализации! Кроме того, поручить – это значит уметь юридически оформить свою потребность в документ, определив в обязательном порядке письменно не только экономику самого взаимодействия (дела), но и конкретный агентский финансовый интерес.
Базовая функция агента на рынке – функция товародвижения!
В Россию это дело как профессия и/или предприятие приходит в 90-х годах XIX века, когда появляются первые агентства, которые еще называются по старинке: «артистическими биржами».
И это не случайно.
В первопрестольной на протяжении всего XIX века, но особенно в его второй половине активно работали сезонные «артистические биржи», которые образовывались спонтанно, но обязательно каждый год перед сезоном. А иногда и два раза в год.
Это были известные всем рестораны и отели, в которые съезжались в определенное время антрепренеры для просмотра свободных от контрактов артистов и подписания с ними ангажементов на работу по конкретным амплуа в свои труппы на очередной сезон.
И артисты, ищущие работу, обязательно приезжали в Москву в определенное время на смотрины в поисках подходящего ангажемента. За долгие годы это стало неотъемлемой традицией театрального дела России.
Первая «артистическая биржа» уже не как межсезонная индустриальная сходка, а как постоянно действующая институция – предприятие – была создана Е.Н. Россохиной в Москве в 1892 году.
Раньше, но также параллельно повсеместно развивается профессия – «антрепренер», которая к концу XIX века подтверждает свой институциональный статус на рынке европейского сценического искусства (от фр. «держатель, содержатель, хозяин театра, труппы, группы, коллектива»). В мировой арт-индустрии с тех пор к антрепризе относят все жанры сценического искусства – театр, цирк, музыка, шоу и массовые зрелища.
Антрепризы бывают временными, краткосрочными и постоянными.
К примеру, шоу «Мулен Руж» – постоянная антреприза.
В начале XIX века в связи с зарождением клубного дела возникает его массовое движение. Появляются не только самые разнообразные клубы по интересам, но и создаются игровые клубы (зарождается игровое дело) – появляются первые казино. Монополист на рынке казино в Европе – Монако. Вскоре и в США появляется город в пустыне – Лас Вегас.
Становится ясным, что индустрия служит активному развитию застойных регионов и освоению «бросовых» земель.
Уже с конца XIX века происходит активное зарождение и развитие фактически всех ныне действующих индустрий: игры, праздника, аттракциона, спорта, техно, стрип и различных тому подобных шоу (зрелищ). Возвращаются в массовый международный обиход Олимпийские игры, дан почин организации и проведению Всемирных выставок-ярмарок.
Да! Для обмена опытом и достижениями понадобились и мировые площадки!
Именно в это время появляются первые массовые международные издания: газеты, журналы, радио, телеграф, телефон. Фотография становится более технологичной и включается в индустриальные процессы. Рождается индустрия автомобиля. Изобретается дельтаплан и зарождается индустрия авиации (воздухоплавания). Прорыв в физике (открытие атомного ядра) и приручение электричества создают фундамент для скачка в развитии не только промышленности (изобретается конвейер), но и общественно-социального развития в целом. В домах и на улицах возникает электрическое освещение! Идет переформатирование производственных сил. Появляются первые массовые производства.
В сценическом искусстве также появляются уникальные возможности: электрические поворотные круги, бегущие дорожки, электромоторы на колосниках, прожекторное освещение сцены и реостаты для мягкого гашения света, что дает уникальные возможности для светописи: восхода солнца и захода дня! Появляются новые материалы, что способствует развитию декоративно-прикладного и оформительского искусства. И многое другое!
Именно конец XIX века привел к зарождению кино и киноиндустрии. Но сначала это новшество считалось лишь аттракционом – прибывающий поезд! И только спустя некоторое время серьезные и вдумчивые специалисты осознали и достойно оценили безграничные возможности бегущего кадра!
Средства массовой информации – двигатель арт-индустрии. Поэтому не случаен рывок в развитии её в России именно на грани веков, поскольку уже к концу XIX века на её территории существует 930 периодических изданий (для сравнения: сегодня в России их около 1300). Поэтому активно развивается информационное и рекламное дело, и создаются первые информационные агентства и рекламные бюро. Они получают и передают информацию уже в качестве своего основного товара и этим живут.
Появляются первые профессиональные индустриальные справочники и каталоги. Эти издания в свою очередь консолидируют предприятия, организации и деятелей мировой арт-индустрии и индустрии арт-перформенса, которая именно тогда – с 1898 года начала свою поступь к мировому объединению.
Менеджер (англ.) – это наёмный управляющий, специалист в области управления. Но и здесь постепенно в связи с развитием производства и индустрии, а также в связи с широким разделением специализаций выделилась и очень быстро стала самостоятельной профессия «менеджер-консультант».
Существуют четыре главных вопроса управления, не решив которые, невозможно эффективно управлять. Вот они: «Кто?», «За что?», «Как?» и «Почему (каким образом, на каком основании или на основании чего)?». Хотите добиться выдающихся результатов? Научитесь грамотно формулировать и не стесняться в нужное время задавать точные вопросы!
Антрепренер (фр.) – как и в XIX веке, так и сегодня это предприниматель в области сценического искусства. Но важно знать, что изначально антрепренер – это просто предприниматель, что в России не прижилось. В России прижились другие отеческие определения – купец, мануфактурщик, промышленник и т. д.
Продюсер (англ.) – не профессия – это функция! Это производитель конкретного конечного продукта: фильма, спектакля, сценического номера, шоу, эстрадной или цирковой программы, и т. д. Иными словами, это производитель продукта конкретного вида искусства. И поэтому продюсерами могут в определенной ситуации становиться и обязательно становятся в свое время опытные артисты, режиссеры, сценаристы, операторы, художники, балетмейстеры и т. д., если этого потребует ситуация или конкретная производственная задача!
Почему так? Потому что все они изначально владеют технологией производства продукта, участвуя в её постоянном освоении, закреплении и развитии ежедневно и годами на протяжении всей своей творческой жизни!
Такая же не профессия – промоутер – это функция! Это функция продвижения конечного продукта (товара) к конкретному потребителю (покупателю), которым занимаются по необходимости и регулярно и агенты, и менеджеры, и импресарио, и антрепренеры, и компании, и корпорации, и т. д. – все профессиональные участники рынка арт-индустрии.
Почему? Потому что без продвижения продукта невозможно осваивать ни местный, ни региональный, ни страновой, ни международный рынки, как и невозможно создавать устойчивую и многоступенчатую экономику дела.
И не только их!
Без продвижения невозможно реально осваивать не только рынки потребления произведений искусства, но и рынки информации, рынки услуг, рынки рекламы, рынки площадок, рынки финансов, рынки общественных начинаний и инициатив, а также рынки государственного регулирования и того же государственного управления!
Всем всё понятно?
На рынке мировой арт-индустрии встречаются следующее понятия и действуют следующие профессии: агент, менеджер, антрепренер, продюсер и импресарио.
Импресарио (ит.) – это организатор гастрольно-передвижного дела.
Кроме того на мировом артистическом рынке существует два базовых типа менеджмента, которые имеют свои английские наименования, буквенные обозначения и конкретное назначение. Это:
– управляющие залами (площадками) – СМ;
– управляющие артистами и артистическими единицами – АМ.
Менеджмент, управляющий развитием творчества, имиджа и влиянием артистов, называется «арт-менеджмент» (АМ). Для этого менеджмента артистической единицей управления является любой законченный продукт:
– отдельный солист со своими номерами;
– исполнитель со своими программами;
– любой целый коллектив камерного или большого хора, симфонического оркестра, балетной или театральной труппы или всего Большого театра в совокупности со своим конкретным репертуаром.
Менеджмент, управляющий публичной деятельностью конкретных концертных площадок и организацией на их сценах художественных представлений, называется «концерт-менеджмент» (СМ).
Редко когда эти обособленные и весьма самостоятельные профессии совмещаются в профессиональной деятельности одного человека. Однако это часто встречается с компаниями и корпорациями. И тоже не случайно.
Но об этом расскажем позже.
В 1896 году на гастролях итальянской труппы в Москве в Большом театре дирижер впервые в России повернулся лицом к оркестру. Это было связано со сложностью исполняемых оркестровых партитур, когда потребовалось не столько развлекать присутствующую публику, сколько управлять точностью исполнения авторской партитуры композитора – совместного точного исполнения оркестрового коллектива строго во взаимодействии с действующими на сцене хоровой и балетной группами и артистами-солистами. С тех пор дирижер уже традиционно стоит на дирижерском подиуме за пультом на сцене или сидит в оркестровой яме исключительно спиной к публике.
В 1898 году в России на профессиональном уровне выделилась профессия «режиссер», поскольку публике стали неинтересны спектакли поз и бессодержательное жеманство героев – действующих лиц! Публика ждала и желала видеть на сцене жизнь!
Публика хотела не только её видеть, но и чувствовать, и сопереживать! Так мир узнал и оценил К.С. Станиславского, Вл. И. Немировича-Данченко, В.Э. Мейерхольда, Е.Б. Вахтангова и талантливую плеяду других последователей – драматических, опереточных и оперных режиссеров. Среди прочих П.С. Оленин – выдающийся русский оперный режиссер, друг и соратник великого русского антрепренера С.И. Зимина.
Режиссерские опыты начались в России сначала в Литературном кружке и домашних спектаклях. Особенно они усилились после приезда в Россию Майненгенской труппы. По итогам этих гастролей и результатам собственных домашних опытов появляется в России потребность в самостоятельной профессии «режиссер как постановщик сценического действия».
Наряду с этой профессией, и в связи с развитием сценических технологий, появляется также живая потребность и в других не менее значимых в постановочном процессе самостоятельных профессиях: режиссер света, цвета, художник по костюмам, оформитель, бутафор, балетмейстер, мастер сцены (учитель сценического движения) и т. д. Это было связано с тем, что театр настойчиво уходил от отношения и освоения сцены как мизансцен положений и стремительно направлялся к сцене как к экспоненте цельного действия – зрелища. Только и всего!
Особенности индустрии современного творческого производства:
1. Конвейер спектаклей, постановок, представлений – то есть индустрия зрелища, которая сопровождается:
2. Конвейером подготовки, выведения на подмостки и введения в производственный оборот новых исполнителей, артистов, композиторов, драматургов, сценаристов, художников, коллективов, трупп, групп и т. д. – то есть индустрией дебюта. А это уже становится основанием для рождения:
3. Конвейера художественно-концертной и творческо-постановочной жизни общества, выставочной и издательской деятельности, деятельности по созданию всевозможных шоу (вплоть до «живых картин») и т. д. – индустрия (событий) премьер.
Все три особенности в России сложились к началу ХХ века.
Кроме того, в России на протяжении ряда веков пользовалось огромным успехом и активно развивалось ярмарочное дело, что влекло за собой развитие не только ярмарочного театра, но и активной художественно-экспозиционной работы. И «Товарищество художников-передвижников» родилось также не на пустом месте. И ярмарочный театр сыграл огромную роль в развитии театрального искусства в стране вообще и даже в становлении и расцвете в России русского оперного театра в частности.
С 1861 года в России получает активное развитие система образования, в том числе и специального: художественного, коммерческого и т. д. И не случайны великие достижения отечественной промышленности и торговли, а за ними и градостроения именно во второй половине XIX – начале ХХ веков. Не случайно именно в это время активно развивается не только система классического университетского образования. Его востребовало ускоренное развитие не только самого государства, но и системы местного самоуправления, предпринимательства и промышленности. Создаются первые консерватории (Петербургская и Московская), которые становятся не только центрами подготовки русских композиторов, артистов и оркестрантов, но и форпостами развития отечественного музыкально-театрального искусства в целом.
Кроме того, неоценимую роль в развитии отечественной культуры и искусства сыграли староверы (старообрядцы). Среди них братья Третьяковы, Мамонтов, Зимин, Незлобин, Бахрушин и многие другие. Принцип жизнедеятельности представителей этой древней отеческой веры сохранялся свято и был нерушим: что от Бога пришло, должно служить людям и благим начинаниям; всё, что получил, должен отдать! Поэтому неистребимо и бесценно наследие рук и помыслов этих людей.
И память им вечная, и низкий благодарный поклон от потомков!
До 1882 года существовала монополия Дирекции императорских театров на проведение концертов и зрелищ в обеих столицах. Указом императора Александра III монополия была ликвидирована. Это создало благоприятные условия для появления в столицах частных театров и зрелищных предприятий (антреприз), и поэтому профессия «антрепренер» получила востребованность и свои объективные основания.
Среда староверов – особая среда, в которой долгое время и тайно культивировалась как особая ценность книга и знание. Поэтому в этой среде все были грамотными. Даже крестьяне ночами и долгими зимами писали и переписывали божественные книги. А некоторые ухитрялись под полом держать собственные печатные станки и тиражировали за зимний сезон по несколько изданий (за многие века запретов, «партизанщина» у русских людей в крови). Искусство старообрядческих рукописных и печатных книг пользовалось большим и заслуженным вниманием и постоянным спросом. Именно поэтому оно выживало во все времена гонений и дожило почитай до середины ХХ века.
В 1905 году в связи с указом Николая II «О веротерпимости» была восстановлена в правах и староверская диаспора, что дало толчок уже к легальному развитию в Москве старообрядческого печатного дела. Стали активно формироваться и обустраиваться современными печатными машинами, которые еще и подвергались активному усовершенствованию своими специалистами староверческие типографии. Огромную роль в деле просветительства в России в целом, а не только в Москве сыграла типография И.Д. Сытина, которая находилась в Преображенском районе при Преображенском староверческом кладбище. Здесь издавали не только многотомные серьезные богословские и научные издания, но впервые была издана грамота знаменного распева, которое сохранилось у староверов и практиковалось в богослужебной практике. Также здесь издавались копеечные книжицы для детей и взрослых, начинающих читать. Благодаря этому издательству сохранились описания исконных обрядов и традиций русского народа, большое количество его сказок, поговорок и пословиц. По крупному, в целом был сохранен великий и живой русский язык!
Благодаря деятельности профессиональных антрепренеров Россия становится художественно интересной, и в начале ХХ века выходит на мировой рынок искусства как художественно самостоятельная и самоценная: театр, живопись, опера, балет. Константин Сергеевич Станиславский – в 1906 году – предпринял первые гастроли полной драматической труппы МХТ по Европе. Сергей Павлович Дягилев – первый русский антрепренер в Париже. В период с 1907 по 1029 год он держит там Русскую балетную труппу. Князь Алексей Акакиевич Церетели с 1930 по 1941 год продолжит традицию и также держит Русскую оперную труппу в Париже.
Уверенная мировая поступь русского искусства в ХХ веке этим не ограничивается. И сам Голливуд создавали выходцы из России.
К примеру, студии «Метро Голдвин Майер» (МДМ) создали два брата из Рыбинска Иосиф и Николай Шенки (Шейнкеры). Менее известен факт, что киностудию «Уорнер Бразерс» создали четыре брата, дети эмигранта, выходца из Российской империи, жившим в Белоруссии: Гарри (Гирш) (1881–1958), Альберт (Аарон) (1883–1967), Сэм (Шмуль) (1887–1927) и Джек (Ицхак) (1892–1976) Уорнеры (Вонсколасеры). Среди самых знаменитых актеров Голливуда не менее сотни с русскими корнями. Юл Бриннер – русский актер – навеки вошел в историю мирового кинематографа.
Огромно влияние оказали и на мировую художественную культуру, и культуру США С.В. Рахманинов, Ф.И. Шаляпин, И.Ф. Стравинский и многие другие. Кроме них на развитие Европейского искусства повлияли также и С.С. Прокофьев, и Д.Д. Шостакович, и А.И. Хачатурян…
Вместе с тем, все эти доблести в прошлом!
Поэтому коротко опишем проблемы нашей современности, накопленные уже за годы XXI столетия:
1. Вхождение России в ВТО (Всемирную торговую организацию) и в Болонский процесс;
2. Неподготовленность, очень узкая образованность и ментальная направленность нынешней новой волны всего руководства страны, а также представителей возрождаемого отечественного предпринимательства;
3. Старые мозги, сохраняющие и транслирующие ментальные клише, ярлыки и кальки из опыта советского прошлого в системе, иерархии и технологиях государственного управления, что не может не раздражать.
Пути преодоления кризисных явлений:
1. Создать в стране базовые законодательные и административные основы условий для организации работы всех творческих людей и любых компаний, независимо от статуса и организационной формы учреждений;
2. Обучить костяк высококлассных агентов и менеджеров для организации их дальнейшей плодотворной работы и создания эффектного примерного ряда для определенных творческих единиц;
3. Разработать и организовать межрегиональные агентские центры и создать региональные дилерские компании – у них есть свои очень важные функции, которые ничем не заменить;
4. Переобучить руководителей государственных учреждений культуры и искусства современным технологиям управления с учетом реальных достижений мирового творческо-организационного опыта.
Это всего лишь малый перечень того, что в принципе необходимо сделать в России и для России, чтобы создать первичные основы цивилизованного развития рынка арт-индустрии.
И неважно «кто» это будет делать.
Важно «когда»!