Ибн аль-Джаузия Толкование прекрасных имен Аллаха

Биография Ибн Каййима

(Родился 7 сафара 691 г. по хиджре / 1292 г. по миляди -

– умер 13 раджаба 751 г. по хиджре / 1350 г. по миляди)


Его [полное] имя и прозвище:

Мухаммад Ибн Абу Бакр Ибн Аййу̀б Ибн Са’д Ибн Харѝз аз-Зу̀р’и ад-Димашки, Абу ‘АбдиЛлях Шамсу-д-Дин Ибн Каййим аль-Джаузия, да смилуется над ним Аллах.

Причина наречения прозвищем Ибн Каййим:

Шейху Мухаммаду Ибн Абу Бакру Ибн Аййубу присвоили прозвище «Ибн Каййим». Его узнавали по нему, он стал известным им, также как «Ибн Каййим аль-Джаузия», потому что его отец был уполномоченным в Аль-Джаузии и руководил ее делами. Аль-Джаузия – это школа, которую построил Мухъи-д-Дин Ибн аль-Ха̀физ у пшеничного рынка в Дамаске. Отец Ибн Каййима был уполномоченным при ней и ее директором. В последствии Ибн Каййим стал руководителем школы Аль-Джаузия. Затем школа Аль-Джаузия стала судом, потом некоторый период времени была закрыта. В последствии ее открыли в качестве школы для детей, после чего она сгорела во времена Сирийской революции.

Важное примечание:

На что необходимо указать, – то, что большинство людей полагают, что «Ибн Каййим аль-Джаузия» это «Ибн аль-Джаузи», а некоторые вовсе не разделяют между ними. Но в действительности «Ибн аль-Джаузи», да смилуется над ним Аллах, -предшественник Ибн Каййима «Ибн Каййима аль-Джаузия», умер за год до него. Был ученым, знал Коран наизусть, был твердым и непоколебимым. Его звали: ‘АбдурРахман Абу аль-Фарадж Ибн аль-Джаузи аль-Ханбали. Он умер в Багдаде в 597 году по хиджре. Ему принадлежат большие сочинения: «Одеяние иблиса», «Удаление сомнений уподобления в ответе на подобие».

Я даже видел некоторые сочинения, на обложке которых его имя, а на первой странице – другое.

Его рождение:

Исторические источники констатируют: Ибн Каййим, да смилуется над ним Аллах, родился в месяце сафар в 691 году по хиджре / 1292 году по миляди.

Его учителя:

Имам Ибн Каййим аль-Джаузия был учеником больших ученых и великих учителей, факыхов и знатоков Корана. Среди них: Абу Бакр Ибн ‘АбдудДа̀им, ‘Иса аль-Мутъ’им, Ибн аш-Шира̀зи, Исма’иль Ибн Мактум, аш-Шиха̀б ан-Наблюси, аль-Кады ТакыудДин Сулейман, Фатыма Бинт Джаухар.

Исторические книги констатируют, что он читал арабский язык у Ибн Абу аль-Фатхи и у аль-Маджда ат-Тууниси. Читал фикх у аль-Маджда аль-Хараани и Ибн Таймии. Ибн Таймия оставил в его душе огромное впечатление, он взял его себе в качестве высокого примера и неотступно следовал за ним с 712 года по хиджре. Он перенял от него большинство взглядов, не опережал его мнение, следовал его методу в битве с противоречащими убеждениям праведных предшественников.

Его ученики:

Как были у Ибн Каййима великие учителя, факыхи, мухаддисы и языковеды, что даже присвоили, что он ученик шейха Ислама Ибн Таймии, так были у него и выдающиеся ученики – имамы: аль-Ха̀физ ЗайнудДин Абу аль-Фарадж ‘АбдурРахман Ибн Раджаб аль-Ханбали, также у него учился ШамсудДин Мухаммад Ибн ‘Абдуль-Ка̀дир ан-На̀блюси, также среди них его сын ‘АбдуЛлах, который занимал преподавательскую должность при школе Мустансария после смерти отца. Школа Мустансария находилась по пути в Дамаск.

Из тех, кто учился у Ибн Каййима, да смилуется над ним Аллах, – имам, комментатор и знаток Корана Ибн Касир и Ибн ‘Абдуль-Ха̀ди.

Ибн Раджаб аль-Ханбали сказал: «У него училось большое количество людей, которые были достойнейшими и которых уважали и почитали. Они-то и учились у него».

Его сторонники и противники:

Ибн Каййима волновал призыв к пути предшественников, битва со взглядами отклоняющихся и страстями сбивающих с пути, выступление против традиций, унаследования новшеств и привычного во взглядах. Люди разделились на его сторонников и оппонентов. Среди них были ревнители его взглядов и противники, ненавидящие его. Из-за этого Ибн Каййима поразили испытания, вред и ущерб также, как они поразили Ибн Таймию.

В результате расхождения в некоторых постановлениях с судьями и законоведами его посадили в тюрьму вместе с Ибн Таймией и освободили только после смерти Ибн Таймии.

В течение своего заключения он занимался чтением, размышлением и обдумыванием Корана, и ему открылось много добра. Он совершал паломничество, занимался делами подвижничества в Мекку, много поклонялся там и делал много обходов.

Что касается сторонников Ибн Каййима, то его многие защищали. Самый известный среди них Ибн Раджаб, который учился у него. Он сказал: «Он, да смилуется над ним Аллах, был обладателем поклонения и ночного бодрствования. Он максимально протягивал намаз. Не было никого подобного ему в этом. Не было никого обширнее него знанием и более знающего смыслы Корана и Сунны и постановлений веры в них. Он не был безгрешным, но я не видел никого подобного ему сущностью своей. За год до смерти я присутствовал на его кружках, слушал касыду о ките и некоторые вещи из его сочинений».

Ибн Касир сказал про него: «Он красиво читал [Коран] и был прекрасного нрава, премного заискивал перед Аллахом. Он никогда никому не завидовал, не мучил и не порицал, не питал злобу ни к кому. Я был ярым его последователем из всех людей и больше всех его любил».

Похвала ученых в его адрес: его хвалило большинство ученых и поддерживали его за достоинство и службу знанию. Из них: Аль-Ха̀физ Имам аз-Захабий, который сказал в похвалу его: «Он занимался хадисами, науками и мусульманским правом, которое отлично докладывал и знал грамматику».

Судья Бурхан ад-Дѝн аз-Зар’ий сказал о нем: «Нет под небосводом человека обширнее знанием, чем он. Он обучал от всего сердца, был имамом аль-Джаузии долгое время и написал своей рукой столько, сколько не счесть».

Шейх аль-Ислам Ибн Хаджар аль-‘Аскаля̀ни (автор книги «Открытие Создателя» («Фатх аль-Бари»)) сказал о нем: «Он был неустрашим и обширен знанием, знатоком противоречий и вероучений праведных предшественников. Одержала над ним верх любовь к Ибн Таймие до такой степени, что он не выходил за пределы его слов, напротив был его сторонником во всем и развил его книги».

Его личность: Ибн Каййим был благородным ученым, сильной личностью с сильными мыслями. Он не держался мнения людей, кроме мнения Ибн Таймии, напротив, он порой оспаривал их и отвечал на них, если ему казалось, что его мнение было более предпочтительно.


Образование Ибн Каййима, его цели и взгляды


1 – Его образованность и языковое богатство: Ибн Каййим черпал из научного прогресса, который предшествовал ему, и нашел перед собой легкий путь изучения Шариата, арабского языка и догматического богословия, также он читал сочинения, которые увеличивали понимание и расширяли кругозор. У него была искренняя страсть к приобретению книг, сильная любовь к знанию, записыванию и сочинению. Он владел книгами, которых не было у других.

Ибн Хаджар описывает его так: «Он был влюблен во все книги, достиг такого их количества, которое не исчислить, что даже после его смерти его дети продавали их долгое время».

Ибн Каййим, да смилуется над ним Аллах, был усердным ученым, брал со всех областей знания, вмещал в себя все образования, которые были просвещены в его эпоху в Шаме и Египте. Он увлекался всеми книгами, был живой энциклопедией наук своего времени, сочинял по мусульманскому праву, его основам, ходу и истории, а также другие величайшие и бесценные сочинения.

Ибн Каййим не был ученым только в постановлениях Шариата. Также он в совершенстве знал арабский язык, в т.ч. “Увлекательную книгу о Коранических науках и стилистике”. Ее он изучил после ознакомления с важнейшими книгами о красноречии, добавив к ней свой талант в понимании секретов языка и его целей, которым он был щедро наделен.

Указание на его языковое богатство – выход в свет стихотворных произведений в его собственном стиле.

Цитирование его стихотворения, где он говорит о группе современной общины:

يسيرون مع الحق أين سارت ركائبه‘ ويستقلون مع الصواب حيث استقلت مضاربة إذا بدا لهم الدليل بأخذته طاروا إليه زرافات ووحدانا‘ وإذا دعاهم الرسول إلى أمر انتدبوا إليه ولا يسألونه على ما قال برهانًا.

«Они движутся с Истиной так, как двигалась процессия [раньше]. Они направляются осознанно, когда поднимается борьба. Когда является доказательство, они спешат к нему толпой и по одиночке. Когда зовет их Посланник Аллаха исполнить веление, они не спрашивают о подробностях доказательства».

Этот стиль изложения заимствован со слов поэта:

Они не спрашивают брата, когда он поручает,


О превратностях того, что он привел в доказательство.


Перемены в рифмованной прозе: процессия, борьба; по одиночке, доказательство. Из иносказательных оборотов: двигалась процессия, поднимается борьба, слово «направляются» يستقلون – изящное арабское слово, приходит только к говору, изменяющемуся по флексиям в языке.

Также он заимствовал из Корана, распространял свое учение, которому посвятил всего себя и свою жизнь. [/О превратностях того, что он привел в доказательство/] он объяснил на языке [арабов] как «уловки шайтана», [то есть]: превышая меру в осуждении уловок шайтана, вы приобретаете конницу и пехоту из слабых «махзуль̀» и сильных «самѝн» доказательств.

Этот стиль заимствован из аятов Корана:

((وَاسْتَفْزِزْ مَنْ اسْتَطَعْتَ مِنْهُمْ بِصَوْتِكَ وَأَجْلِبْ عَلَيْهِمْ بِخَيْلِكَ وَرَجِلِكَ)). [64:17]

((Возбуждай своим голосом, кого сможешь, пускай в ход против них свою конницу и пехоту)). [17:64]

К тому же метафора «самѝн» указывает на сильные [доказательства], а «махзу̀ль» указывает на слабые [доказательтсва].

Стиль не свободен от заимствований из благородных Пророческих хадисов.

Также стиль не свободен от примеров, которые приходят в подходящих местах. [Например,] его слова в ответ фальсификаторам, которые судили на противоречиях и заблуждениях, так как являлись заблудшими: «Клянусь Аллахом, он взял известный пример «отбросила меня болезнь и уходит» и просто назвал его наследием Посланника, одел его в его одежду и бросил в болезнь». Поэтому его стиль отличался силой [слова] и серьезностью без риторической неестественности. Его стиль отличался также рифмованной прозой без нарочитости и вычурности.

Он был сведущ в грамматике и ее правилах. Когда касалось вопросов, связанных с правилами грамматики, он хозяйничал в них будто человек, получивший специальность [в этой области].

2 – Отсутствие фанатичности к пути: он, да смилуется над ним Аллах, не желал строго придерживаться пути ханбалитов, кроме как дозволял находить понимание без фанатичности к пути хабалитов. Он был на пути своего шейха, двигаясь с Истиной туда, куда двигалась процессия, без обращения внимания на людей.

Люди определяются Истиной, но Истина не определяется людьми.

3 – Его цели, к которым он стремился для установления Истины.

А – Призыв к пути праведных предшественников. У Ибн Каййима были цели, к которым он стремился для установления Истины и к которым побуждал, вывод для противоречащих и колеблющихся. Ученый достиг понимания, что уничтожение падения, упадка и разделения не завершится, не иначе как объединенностью во взглядах и отказом от противоречия мазхабам. Он считал благом возвращение к тому, на чем были праведные предшественники, поэтому его первейшей целью был призыв к пути предшественников. Этот путь представлял собой веру, свободную от взглядов отклоняющихся и фанатизма, вводящего в заблуждение.

Б – Битва против усердия в слепом подражании. Ибн Каййим призывал к битве против усердия в слепом подражании и уничтожению застоя. Для осуществления своей цели он сражался со слепым подражанием и призывал к усердию, поднимался против фальсификаторов, призывая к освобождению разума от петель слепого подражания, к приверженности Корану и Сунне настолько, насколько это возможно.

Затем Ибн Каййим привел доводы на ложность слепого подражания, представил путь сподвижников и их последователей, последователей последователей, затем общины и ее позицию по отношению к тем, кто был им представлен. Он разъяснил, что последователи спрашивали сподвижников о Сунне Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, что потом явились последователи последователей и последовали пути последователей, и потом явилась община и двинулась по их примеру. Община не опережала Священные тексты ни в чем, что обернулось для них прекрасной похвалой.

Что касается сподвижников, то они не ведали о существовании слепого подражания. Доказательством тому являются разногласия между ними, на которых не было указаний. Если бы фальсификаторы не следовали мнениям, кто-нибудь из [сподвижников] сказал бы об этом. Их разногласия – доказательство на достижение высшей ступени знаний и права самостоятельно решать вопросы, на которых не было указаний, и отсутствие слепого подражания.

В – Борьба с произвольным отношением с законами религии. Ибн Каййим держался мнения, что произвольное отношение с законами религии есть уловки и хитрость, где становится дозволенным запретное и утрачиваются права. Ибн Каййим не смирился с произвольным отношением с законами религии и сражался со всем, что представляло собой важность, опровергая доводы их последователей, приводя доказательства на их ложность.

Г – Призыв к пониманию духа религии. Из целей, которым были посвящены его труды на различные темы, – призыв к пониманию духа религии, уничтожению неподвижности в представлениях о ней и застоя в словах о ней. Обнаруживалось это через его взгляды в способах доказывания и разъяснения, возможность принятия свидетельства Единственного Правдивого, важность соблюдения договоров, использование средств, приводящих к цели, принцип свободы соглашений, соблюдение прав заимодателей, коллективная ответственность, сводящаяся к тому, что считается людьми солидарностью и взаимопомощью: здесь от каждого человека требуется ответственность делать то, в чем благо для всех.

4 – Программа Ибн Каййима.

Изучающий сочинения Ибн Каййима замечает, что он вел учение по исследованию разногласий, которые ввели знатоки мусульманского права до него. Что он представляет проблему, затем подкрепляет ее доводами. Что он берет основы текстов, затем делает выводы из них.

Такой подход предпочтительнее других программ в силу опоры на тексты и выведения положений.

Он приводит многочисленные переданные и разумные доказательства на одну проблему и помогает ему в этом знание множества хадисов со всех сторон. Выявляется рассудительность в подкрепление его взглядов.

Это добавление к тому, что он не пренебрегал правами предшественников, напротив, представлял их взгляды и выбирал из них те, которые считал предпочтительными для доказательства. Он склонялся к взглядам знатоков мусульманского права и разъяснениям направления всего, что он утверждал. Он приводил аяты, затем держался их, разъясняя хадисами, без фанатичности к определенному учению так, что мы можем уверенно сказать, что он достиг высшей степени знания и не являлся слепым подражателем. Его основной целью был призыв к усердию и задействованию мышления. В противоречивых вопросах Ибн Каййим не ограничивался упоминанием доказательств на то, что думает, но он видел, что дело требует доводов на вопросы, затем приводил доводы врагов и опровергал их.

5 – Положение Сунны по отношению к Корану у Ибн Каййима.

Ибн Каййим считал, что Сунна не противоречит Благородному Корану. Он соглашался с мнением Имама Ахмада ибн Ханбаля и Имама аш-Шафи’и и говорил: «Сунна вместе с Кораном в трех отношениях. Первое. Она соответствует ему во всех отношениях. Коран и Сунна находятся на одном законе с точки зрения совпадения доказательств и их взаимодействия. Второе. Она разъясняет Коран и является толкованием к нему. Третье. Является ответом для постановления, о котором умалчивается в Коране, запрещением того, о запрещении чего умалчивается [в Коране]. Она не выходит из этих трех делений, не противоречит Корану, не является дополнением к Корану. Она есть законодательство, которое берет начало от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, подчиняться которому обязательно и ослушаться которого не дозволяется».

Затем Ибн Каййим подробно изложил свою точку зрения, сказав: «Обязательно для каждого мусульманина убеждение, что нет в правдивой Сунне Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и одного хадиса, который бы противоречил Корану, напротив, все хадисы по отношению к Книге Аллаха в трех положениях. Первое. Сунна согласованная, свидетельствующая сама по себе о том, что засвидетельствовали Священные Писания. Второе. Сунна разъясняет Книгу и желания Аллаха и руководствуется ее безусловностью. Третье. Сунна содержит постановления, о которых умалчивается в Книге, и разъясняет ее от самого начала.

Не позволяется ни одно отвержение из этих трех положений. Нет у Сунны и Книги Аллаха четвертого положения. Мы берем в свидетели Аллаха и Его Посланника на то, что нет ни одного достоверного хадиса от Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, несовместимого с Книгой Аллаха и противоречащего ей.

Как такое может быть, если Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, есть разъясняющий Книгу Аллаха, которому она была ниспослана, которому Аллах указал путь, и он – починенный следованием ей и самый знающий из всех людей в толковании ее и желаний ее. Если бы было позволительно отвержение Сунны Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, из того, что понял человек из Ясной Книги, то было бы отвержено огромное количество хадисов, если бы не были вообще отменены полностью».

Отсюда становится очевидным для нас, что Ибн Каййим охватил связь Сунны с Кораном в согласованности, разъяснении, дополнении, и не дозволяется отвержение даже одного хадиса из других хадисов из-за противоречия явному из Корана; потому что Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, – разъясняющий Книгу и не надлежит упущение этого разъяснения, так как он самый знающий из творений относительно желаний Аллаха. Если бы противоречащая Сунна отвергала явное из Корана, то было бы отвержено большое количество хадисов, даже если бы они были достоверными.

Загрузка...