Секреты вечной молодости и красоты тибетских лам всегда вызывали пристальный интерес. Однако на протяжении веков они хранились в строжайшем секрете. Не так давно тайна чудодейственного оздоровления и омоложения оказалась доступна практически каждому. Тибетская гимнастика стала настоящим ноу-хау в традиционной и нетрадиционной медицине. В ее арсенале огромный выбор приемов для предотвращения и лечения различных заболеваний. При этом тибетская гимнастика не требует колоссальных усилий, не имеет противопоказаний и побочных действий. А положительные результаты этой удивительной техники не заставляют себя долго ждать.
История тибетской системы оздоровления начинается примерно в VII в. и. э. Ее развитие происходило под влиянием учений Древней Индии и Китая. Основные принципы врачевания изложены в трактате «Чжуд-ши» («Четыре тантры») Ютогом Йондан-гонпо (1112–1203 гг. и. э.). В нем был собран многовековой опыт лечения и предупреждения самых различных заболеваний.
Долгое время Тибет был закрытой страной для иностранцев, поэтому тайны врачевания хранились в узком кругу просвещенных людей.
Только в XVIII веке тибетские системы оздоровления пришли в Россию через Китай и Монголию. Вместе с распространением буддизма в Бурятии, Калмыкии, Туве, Тюменской и Иркутской областях они нашли огромное количество приверженцев. Среди них тибетская йога, медитация, релаксация, иглотерапия, прижигание, кровопускание, оздоровление мантрами (см. о них подробнее в Приложении 2. «Тибетские практики оздоровления»). Однако наибольшую популярность приобрела тибетская гимнастика. Она оказалась гораздо проще и доступнее в применении, чем остальные практики оздоровления. Благодаря своей эффективности сегодня она помогает вернуть здоровье и долголетие тысячам людей.
Тибетская гимнастика существенно отличается от остальных восточных практик и силовых тренировок.
• Во-первых, она доступна каждому. Любой человек может без труда уяснить теорию и применить ее на практике в домашних условиях. А вот, к примеру, восточные практики прижигания, кровопускания или иглотерапии необходимо проводить только в специализированных учреждениях.
• Во-вторых, тибетская гимнастика не требует особых медицинских знаний. Достаточно осознавать наличие в своем теле энергетического потенциала и научиться направлять его в правильное русло. В то время как техники иглотерапии или кровопускания, излечения мантрами требуют специализированных знаний и опыта.
• В-третьих, для тибетской гимнастики не нужна специальная физическая подготовка. Даже нетренированный человек способен выполнить комплекс несложных упражнений. В то же время занятия йогой вызывают у неподготовленных людей массу сложностей.
• В-четвертых, тибетская гимнастика не вызывает неприятных ощущений. После нее не болят мышцы, не ограничивается подвижность тела, не возникает чувство усталости. К примеру, упражнения из йоги требуют больших энергетических затрат и напряжения. После них нередко в теле могут появляться ломота и тянущие боли.
• В-пятых, тибетская гимнастика не занимает много времени. Всего 10–15 минут в день – и вы наполняетесь зарядом бодрости и энергии. Для достижения положительных результатов в других восточных практиках нужно затратить не менее 30 минут.
Конечно, какой способ оздоровления выбрать, решать только вам. Но, как показывает практика, тибетская гимнастика обладает несомненными достоинствами перед другими восточными практиками.
Согласно тибетским представлениям, человек неотделим от окружающей его Вселенной. Он постоянно находится с ней во взаимодействии через энергетическую систему. С помощью нее он заряжается жизненной силой, красотой, здоровьем, молодостью. Как только энергетический обмен нарушается, появляются болезни, организм быстро стареет. Поэтому в основе тибетской гимнастики лежит представление об энергетической системе человека.
В Тибете считается, что каждый человек наряду с физическим телом обладает так называемым тонким телом. Это энергетическая система, которая регулирует его эмоциональное, интеллектуальное, психологическое и духовное состояние. Данная энергетическая система состоит из первоэлементов и жизненных начал, составляющих органы и системы человека, энергетических центров и каналов, распределяющих энергию по телу. Все они между собой взаимосвязаны, закладываются с самого рождения и влияют на физическое, психическое и духовное развитие.
Поскольку человек является частью Вселенной, то и его тело составляют природные первоэлементы, которые отвечают за жизненные силы. Это Пространство, Воздух, Огонь, Вода и Земля. Они воплощаются в грубых формах – нашем физическом теле и тонких – нашей энергии.
• Элемент Земли
Элемент Земли – это твердая материя, основными признаками которой являются стабильность, плотность, неподвижность. Она представляет собой наше физическое тело, плоть. Поэтому к элементу Земли относятся наш скелет, кости и мышцы.
• Элемент Воды
Элемент Воды – это жидкая материя, основными признаками которой является текучесть, изменчивость. К этому элементу относятся жидкости нашего тела – кровь, лимфа, слюна, сперма, желчь и т. д. Вода необходима для поддержания жизни.
• Элемент Огня
Элемент Огня – это трансформирующая материя. Она переводит вещество из твердого в жидкое и газообразное состояние. К этому элементу относятся процессы, поддерживающие тепло нашего тела. От Огня зависит устранение застойных явлений.
• Элемент Воздуха
Элемент Воздуха – это газообразное состояние, основным признаком которого является движение. К этому элементу относится наше дыхание. Воздух необходим для зарождения и существования жизни.
• Элемент Пространства или Эфира
Элемент Пространства – это сфера для всех предыдущих элементов. К нему относятся полости тела, каналов и органов, например полости носа, рта и т. д. Из Эфира все появляется и все в него возвращается.
Пять первоэлементов являются энергиями, которые циркулируют в нашем теле. Наиболее активными являются энергии Воды, Воздуха и Огня. От них зависит жизнедеятельность организма. Оптимальное равновесие всех элементов определяет полноценное здоровье. Недостаток или избыток какого-либо из элементов может приводить к соответствующим нарушениям и болезням.
Пять элементов человеческого тела объединяются в сложную систему жизненных начал или ньеп. Существует три таких начала: Ветер (Лунг), Желчь (Трипа) и Слизь (Бадкан). Каждому из них соответствует определенный тип конституции человека.
• Ньепа ветра (Лунг)
Ветер (Лунг) заключает в себе идею мобильности. Он руководит движением, жизненной энергией, нервно-мышечной активностью, дыханием и кровью, а также сердцем, ушами, кишечником, суставами и кожными покровами. При дисбалансе Лунга обнаруживается бессонница, заболевание нервной и сердечно-сосудистой системы, опорнодвигательного аппарата.
Человек конституции Лунга имеет легкое, худощавое телосложение. У него отчетливо видны вены, сухожилия и суставы. У такого человека всегда холодный взгляд. Он все делает быстро, но при этом легко устает. Человек конституции Лунга мгновенно схватывает и запоминает новую информацию. Правда, такая память недолговечна. Сон у таких людей, как правило, неглубокий и прерывистый. Они очень беспокойны и тревожны. У людей этого типа отмечается нерегулярный голод и такое же нерегулярное пищеварение: то они готовы опустошить холодильник, то могут целый день пробегать, не имея во рту маковой росинки. На фоне нестабильного пищеварения происходит нерациональная выработка ферментов, что в свою очередь ведет к запорам. Так же есть тенденция к сухости кожи и, возможно, разнообразным кожным реакциям на непривычную пищу, лекарственные аллергии в виде кожных проявлений и т. д.
• Ньепа желчи (Трипа)
Желчь (Трипа) отражает идею трансформации в течение жизни и отвечает за пищеварение, метаболизм (обмен веществ) и энергетический обмен. Эта ньепа контролирует естественные чувства жажды и голода, зрение и кожу, печень, тонкий кишечник и функции сердечно-сосудистой, эндокринной и секреторной систем. Желчь отвечает за усвоение и обмен питательных веществ, теплотворные процессы. При ее дисбалансе проявляется гнев, озлобленность, зависть, язвенная болезнь желудка, кишечные расстройства, заболевания кожи и аллергические реакции.
Обычно человек с преобладанием ньепы желчи имеет пропорциональное телосложение, отличается средним ростом и не слишком обильной мускулатурой. У таких людей, как правило, красноватый, медный или желтый цвет лица, тонкие шелковистые волосы рыжих оттенков, мягкие ногти. Внешне таких людей легко узнать по многочисленным родинкам и веснушкам. Они предприимчивы, доводят начатое до конца, легко находят контакт с другими, некоторая резкость не мешает им становиться прекрасными ораторами. Хотя у них есть тенденция к раздражительности и гневливости. Согласно представлениям тибетских монахов, в теле таких людей наблюдается избыток огня. Они не любят жаркую погоду. У них обычно хороший аппетит и активное пищеварение.
• Ньепа слизи (Бадкан)
Слизь (Бадкан) управляет выделениями и лимфой. Слизь облекает жизнь в ее вещественные выражения. Она контролирует потенцию, силу, выдержку, сдержанность и жадность. При ее дисбалансе появляются заболевания дыхательной системы, сахарный диабет, ожирение, атеросклероз, опухоли.
Обычно люди с преобладанием ньепы слизи имеют массивное, плотное телосложение. У них маслянистая, гладкая кожа; волосы густые, с тенденцией к темному цвету. Эти люди обладают большой силой и выносливостью, все свои дела и движения делают медленно, методично. Для них характерно хорошее самообладание и миролюбие. Новую информацию такие люди воспринимают размеренно, не спеша, но надолго. Они, как правило, обладают спокойным, уравновешенным характером, медленно приходят в возбуждение или раздражение. Но, если уж «заведутся», то потребуется время, чтобы их успокоить. Сон у людей с преобладанием ньепы слизи обычно глубокий и долгий, память также прочная и долговечная. Для них характерно медленное пищеварение, и благодаря этому умеренное чувство голода. Часто побочным эффектом заторможенного обмена веществ является накопление лишней жидкости в органах и тканях, явные и скрытые белковые отеки.
Для сохранения здоровья и долголетия каждому человеку необходимо поддерживать энергетический баланс трех жизненных начал. Это возможно осуществить через энергетические центры и каналы.
По описаниям попробуйте определить свою конституцию. Это поможет вам достичь лучших результатов во время занятий.
В тонком теле человека тибетские монахи выделяют 7 энергетических центров, или чакр, расположенных вдоль позвоночника. В переводе с санскрита чакра – это колесо, круг. Действительно в тонком теле человека она изображается в виде сферы с лепестками. Каждая чакра – это сгусток энергетических вихрей. Она как насос впитывает энергию из космоса и передает ее по всему телу. Все чакры расположены в месте нервных сплетений, с помощью которых и происходит их связь с органами и системами. При этом каждая чакра отвечает за определенные участки тела и духовные качества. Так осуществляется взаимодействие человека с окружающим миром и миром внутренним. В зависимости от энергетических вибраций чакры меняют свой цвет снизу вверх от красного до фиолетового. Их можно легко представить, вспомнив спектр радуги.
• Муладхара
Самой главной чакрой в энергетической системе человека является Муладхара. Обычно ее представляют в виде шара красного цвета. Она находится у основания позвоночника в районе копчика. Муладхара связана с первоэлементом Земля. Она дает энергию жизни, уверенность в себе. Муладхара контролирует состояние опорно-двигательной и мышечной системы.
Кроме того, она отвечает за невинность, мудрость и чистоту, сохраняет ясность мыслей и способность к концентрации.
• Свадхистана
От Муладхары энергия переходит ко второй чакре – Свадхистане. Обычно ее представляют в виде шара оранжевого цвета. Она расположена внизу живота посередине между пупком и лобком – в районе предстательной железы у мужчин и в области яичников у женщин. Сватхистана связана с элементом Воды. Она отвечает за сексуальную и творческую энергию, состояние наших половых органов и молочных желез у женщин. С нарушениями в Свадхистане связано мужское и женское бесплодие.
Кроме того, эта чакра отвечает за коммуникацию, созидательность и гибкость тела и ума. В ней накапливается информация о семье, обществе. Энергия этой чакры улучшает внешний вид и повышает уверенность в себе.
• Манипура
Третий энергетический центр – чакра Манипура. Ее представляют в виде шара желтого цвета или солнца. Она находится в месте солнечного сплетения. Манипура связана с первоэлементом Огня. Она отвечает за физическую энергию и эмоции, состояние желудочно-кишечного тракта, печени, желчного пузыря, надпочечников и среднего отдела позвоночника.
Кроме того, с Манипурой связано наше финансовое положение и статус в социуме. Она отвечает за силу воли и способность достигать поставленную цель, оптимизм и упорство. В то же время в ней накапливаются страх и гнев.
• Анахата
Четвертый энергетический центр – Анахата. Эту чакру представляют в виде шара изумрудного цвета. Она располагается в области центра груди. Анахата связана с элементом Воздуха. Она считается чакрой души и любви и отвечает за здоровье нашего сердца, органов грудной клетки, плеч, рук. Когда чакра открыта, человек находится в состоянии благоговения и гармонии.