Блинов А. О. Теория менеджмента. Учебник для бакалавров

ВВЕДЕНИЕ

Согласно современной управленческой парадигме организации являются сложными социотехническими или социоэкономическими системами, функционирующими в условиях неопределенности и нестабильности внешнего окружения, высоких рисков и в динамично изменяющихся условиях рыночной среды. Условия функционирования определяют роли, функции и задачи управления организациями, предопределяют новые требования к профессии менеджера. Одним из приоритетных направлений совершенствования системы управления российской экономикой, особенно на уровне организаций, является выработка основных теоретических и методологических позиций по применению теории менеджмента как науки к практике управления в целях обеспечения конкурентоспособности объектов в условиях рыночных отношений.

Научное содержание теории менеджмента включает совокупность принципов, методов, средств и форм управления организациями, объединенных общей целью повысить организационную эффективность. Предметом изучения менеджмента являются теоретические и практические вопросы функционирования и развития системы управления в различных типах организаций и условия ее эффективной деятельности. Это не механический процесс перенесения зарубежного опыта на российские условия, а творческий поиск новых решений, что предъявляет высокие требования к подготовке линейных и функциональных менеджеров. Поэтому в учебном процессе изучение теории менеджмента является одной из основных задач.

Организация – объект менеджмента, обусловливающий его существование. Сложно переоценить необходимость знаний объекта управления для специалистов в области менеджмента и экономики.

В дисциплине “Теория менеджмента” понятие “организация” рассматривается как сложная открытая система, включающая внутренние переменные, которые влияют на успех функционирования организации.

В любой области, которая имеет дело с развивающимся, живым, и в особенности человеческим, феноменом, нельзя исключить подходы, требующие рассмотрения разногласий и конфликтов. Эффективное достижение поставленных в организации целей предполагает диагностику и управление организационным поведением, что и является практической стороной соответствующей науки. Современный западный менеджмент как наука занимается в значительной степени организационным поведением. Это происходит ввиду относительной исчерпанности потенциала материальных ресурсов в качестве решающего фактора в конкуренции. Средства производства любого уровня доступны любой организации, инновации в науке становятся продукцией массового производства буквально через считанные дни после их изобретения, в то время как изощренность человеческой мысли, потенциал персонала не имеют границ. Этим можно объяснить, что современный менеджмент, призванный обеспечить достижение целей организации (конкурентоспособность, рентабельность, прибыль, развитие и т. п.) путем управления всеми видами ресурсов, уделяет внимание основному из них – людям.

Целью данного учебника является оказание помощи всем заинтересованным лицам в изучении и закреплении знаний курса по теории менеджмента.

Загрузка...