Важным явлением социокультурной эволюции современного российского общества становится осознание истины, что без опоры на фундаментальные ценности национальной культуры не может быть успешного развития любой сферы культуры и страны в целом. Вместе с тем в сложившихся условиях национальная культура русского народа (как коренного этноса, составляющего в настоящее время 86% населения страны) нуждается в особой поддержке. Социальные катаклизмы XX века привели к существенным деформациям русского национально-культурного самосознания, к размыванию и утрате многих базовых основ русской художественной культуры, искусства, экономики, образования. В противостоянии этим негативным процессам важнейшую роль призвана сыграть народная художественная культура. В современной многонациональной России самобытная культура каждого народа, проживающего на её территории, имеет право на изучение, сохранение и поддержку. И автономные республики, области, края и районы уделяют собственным национально-культурным достижениям первостепенное внимание. Именно народная художественная культура оказалась в наибольшей степени способной к саморазвитию. Её позитивный социокультурный потенциал, направленность на самосохранение этноса стали основой, на которой формировались экономическая, социокультурная и образовательная деятельность в различных регионах России. Развитие традиционной культуры обеспечивает возможность преодоления многих проблем и аномалий, возникших и прогрессирующих в общественной жизни на протяжении последних десятилетий. Руководство различных государственно-территориальных образований придает особое значение поддержке самобытных видов народного творчества, их изучению, систематизации, хранению. В последние годы большое внимание на местах уделяется также подготовке специалистов в области народной художественной культуры и широкому использованию учреждений образования и социально-культурной сферы в целях трансляции в современный социум лучших региональных и общероссийских традиций народной художественной культуры. Во многих регионах России образовались русские национально-культурные центры и общества, авторские фольклорные центры, школы народных ремесел и т. д.
Теория и история народной художественной культуры как самостоятельная научная дисциплина призвана не только давать информацию обучающимся, но и осуществлять функцию передачи универсальных ценностей народной культуры, так как будущий выпускник является звеном в передаче этой информации подрастающему поколению и аудитории зрителей. Поэтому дисциплина является основой профессиональной подготовленности бакалавра в вузах культуры и искусства.
Данное учебное пособие предназначено для профессиональной подготовки студентов квалификации «бакалавр» по направлению подготовки 071500 «Народная художественная культура».
Народная художественная культура, представляет собой крупный постоянно развивающийся пласт культуры и включает значительное количество тем и проблем. Такие исследователи как А. С. Каргин, Т. И. Бакланова, Л. И. Михайлова являясь авторами учебных пособий по народной художественной культуре рассматривали ее определенные аспекты. Мы ограничили содержание учебно-методического пособия определенным количеством тем наиболее обобщенных и имеющих определяющее значение в формировании общекультурных и профессиональных компетенций согласно ФГОС ВПО по квалификации – бакалавр. Информация концентрируется на проблемных, культурологических подходах, попытках классификации произведений, чтобы обучающиеся воспринимали народную художественную культуру не как древнюю данность предков, которая утрачивает свое бытование, а как универсальную, обладающую серьезным аксиологическим потенциалом, требующую дальнейшего изучения и внедрения в педагогический процесс, актуальную и сосредотачивающую в себе «ядро» национальной культуры.
Учитывая это, мы попытались изложить наиболее основополагающие темы и проблемы данной дисциплины, решая следующие задачи: дать представление о структуре и функциях народной художественной культуры; об истории развития ее основных жанров; раскрыть основные проблемы осмысления феноменов народной художественной культуры. Материал учебно-методического пособия организован следующим образом. Учебное пособие состоит из цикла тем, раскрывающих основной методологический – образовательный потенциал дисциплины, который необходимо освоить бакалавру, профессиональная деятельность которого будет осуществляться в системе различных институтов культуры и связана с всевозможными социально-культурными сферами и практиками. Материал учебной дисциплины, представлен в восьми темах.
Каждая тема сопровождается контрольными вопросами для самопроверки и списком литературы. В структуру учебно-методического пособия включен глоссарий, общий список литературы и приложение. Данное учебно-методическое пособие поможет студенту эффективнее выполнить самостоятельную работу при освоении данной дисциплины, также при подготовке к семинарским занятиям и промежуточной аттестации.