1. Товароведение как наука

1.1. Предмет товароведения

Товар – сложная социально-экономическая категория. Для того чтобы им управлять, необходимо обладать знаниями комплекса дисциплин, таких как «Теоретические основы товароведения», «Управление качеством», «Основы стандартизации и сертификации», «Товарная экспертиза» и особенно «Товароведение и экспертиза товаров».

Предметом товароведения в условиях рыночных отношений являются не все продукты, а только те из них, которые удовлетворяют личные потребности человека и распределяются путем купли-продажи, т. е. приобретают форму товара.

Каждый товар как предмет обмена обладает двумя свойствами: потребительной стоимостью — способностью удовлетворять какую-либо конкретную человеческую потребность, и меновой стоимостью — способностью обмениваться как вещь в известных пропорциях на другую вещь.

Товар представляет собой диалектическое единство потребительной стоимости и стоимости. Стоимость характеризует затраты общественного абстрактного труда, необходимого для производства товара, и является носителем определенных общественных отношений, а потребительная стоимость служит выражением затрат конкретного труда производителей и носителем определенного уровня развития производительных сил.

Стоимость как экономическая характеристика носит исторический характер и изменяется с изменением форм товарного производства.

Потребительная стоимость в отличие от стоимости присуща всем продуктам труда, созданным как для обмена, так и личного потребления. Она не зависит от сферы общественного производства. Поэтому в товароведении часто отождествляют такие понятия, как товар, вещь, продукт, хотя в экономическом смысле они имеют разное содержание.

Содержание товароведения впервые было определено К. Марксом. Он писал, что потребительные стоимости товаров составляют предмет особой дисциплины – товароведения. Из этого следует, что товароведение в отличие от других дисциплин изучает товары как предметы (вещи), обладающие определенной потребительной стоимостью, т. е. способностью удовлетворять потребности покупателя.

Для торговли, выступающей посредником между производством и потребителем, оценка потребительной стоимости продукта труда является не самоцелью, а необходимым условием для определения его меновой стоимости, т. е. его способности превращаться в товар при сложившейся конъюнктуре рынка. При этом оценка потребительной стоимости товара носит вероятностный характер и ее достоверность (репрезентативность) зависит от уровня товароведной квалификации работников торговли, полноты информации о товаре, сложившейся конъюнктуры рынка.

В условиях рыночных отношений товар – физический объект или услуга, произведенные и предложенные рынку для купли-продажи, обладающие совокупностью многих свойств, главными среди которых являются потребительские свойства – способность товара (услуги) удовлетворять потребности того, кто им владеет.

В широком понимании товаром могут быть предметы (товары), услуги, лица, территории, организации, идеи (торговля патентами на разные виды интеллектуальной собственности).

В условиях товарного производства продукты труда в процессе своего товародвижения к потребителю проходят три сферы общественного производства:

• сферу производства, в которой они создаются и функционируют как предметы труда;

• сферу обращения, где они являются предметами обмена (купли-продажи);

• сферу потребления, в которой товар становится предметом потребления.

Сферы распределения как самостоятельной сферы общественного производства не существует, а распределительные процессы осуществляются в сфере производства. Следует отметить, что в каждой сфере в комплексной взаимосвязи существуют четыре стадии (фазы): стадия производства, стадия распределения, стадия обмена и стадия потребления.

Товароведение рассматривает предметы труда в сфере товарного обращения, когда они становятся объектом купли-продажи или обмена. Сам термин «товароведение» происходит от слов «товар» и «ведать» и означает целенаправленную деятельность по формированию ассортимента и качества товаров, обеспечению условий их сохранения. В соответствии с этим главная цель товароведения – обеспечение насыщения потребительского рынка конкурентоспособными товарами высокого качества и в достаточном ассортименте.

Товароведение как наука опирается на основные принципы: обеспечение безопасности, совместимости, взаимозаменяемости, систематизации товаров и их эффективности.

Обеспечение безопасности основополагающий принцип, который заключается в требовании отсутствия недопустимого риска, связанного с возможностью нанесения выпущенным и реализуемым товаром, услугой или процессом ущерба жизни, здоровью и имуществу людей. Безопасность одновременно является одним из обязательных потребительских свойств товара, которое рассматривается как риск или ущерб для потребителя, ограниченный допустимым уровнем.

С позиций товароведения товар должен обладать безопасностью для всех субъектов коммерческой деятельности. В то же время с позиции данной дисциплины принцип безопасности для товаров и окружающей среды должен соблюдаться и в отношении процессов упаковывания, транспортирования, хранения, предреализационной подготовки к продаже. Безопасными должны быть упаковка, окружающая среда и др. Таким образом, принцип безопасности является важнейшим в товароведной деятельности.

Обеспечение совместимости принцип, предусматривающий необходимость обеспечения пригодности товаров, процессов или услуг к совместному использованию, не вызывающему нежелательных взаимодействий. Совместимость товаров принимается во внимание при формировании ассортимента, размещении их на хранение, выборе оптимального режима хранения и упаковки. Совместимость товаров при их потреблении или эксплуатации имеет важное значение для наиболее полного удовлетворения потребностей. Обеспечение совместимости непродовольственных товаров можно характеризовать терминами «стандартизация товаров», «унификация товаров». Так, совместимость деталей, комплектующих изделий при монтаже, наладке и эксплуатации сложно-технических товаров – непременное условие сохранения их качества при эксплуатации или потреблении.

Взаимозаменяемость принцип, определяемый пригодностью одного товара, процесса или услуги для использования вместо другого товара, процесса или услуги в целях выполнения одних и тех же требований. Взаимозаменяемость товаров обусловливает конкуренцию между ними и в то же время позволяет удовлетворять аналогичные потребности различными товарами. Чем ближе характеристики отдельных товаров, тем больше они пригодны к взаимозаменяемому использованию. Способность товара или отдельных комплектующих его изделий быть использованными вместо другого для выполнения тех же требований играет важную роль при формировании ассортимента взаимозаменяемых товаров.

Обеспечение систематизации принцип, заключающийся в установлении определенной последовательности однородных, взаимосвязанных товаров, процессов или услуг. С учетом многообразия объектов систематизация имеет огромное значение, так как позволяет объединить их во взаимосвязанные и взаимоподчиненные категории (систематические категории), составить систему, построенную по определенному плану. На этом принципе базируется изложение учебной информации по всем темам курса. Системный подход к управлению товаром, основанный на принципе систематизации, означает, что каждая система является интегрированным целым, даже если она состоит из отдельных, разобщенных подсистем. Он позволяет увидеть товар, его товароведные характеристики, процессы по обеспечению качества и количества как комплекс взаимосвязанных подсистем, объединенных общей целью, раскрыть его интегрированные свойства, внутренние и внешние связи.

Эффективность принцип, предусматривающий необходимость достижения наиболее оптимального результата при производстве, упаковке, хранении, реализации и потреблении (эксплуатации) товаров. Этот принцип имеет большое значение при формировании ассортимента, а также для обеспечения надлежащего качества и количества товаров на разных этапах товародвижения. Все виды товароведной деятельности должны быть направлены на повышение эффективности. Это достигается комплексным подходом, основанным на выборе таких методов и средств, которые обеспечивают наилучшие конечные результаты при минимальных затратах. Например, эффективность упаковки или хранения товара определяется количеством сохраненных товаров надлежащего качества и затратами на эти процессы.

Таким образом, товароведения как наука – это комплексная дисциплина, предметом которой является потребительная стоимость товаров.

Товароведение представляет собой значительную по объему и очень разнообразную по содержанию учебную дисциплину. Оно разделено на два больших раздела, изучающих общие вопросы товароведения и прикладные аспекты.

Общий курс товароведения принято называть теоретическими основами товароведения. Можно выделить вопросы, которые рассматриваются в данном разделе товароведения:

• общие сведения о товаре, предмет товароведения, возникновение, развитие и задачи товароведения;

• потребности, требования к товарам;

• классификация и кодирование товаров;

• ассортимент товаров (товарная номенклатура), показатели, его характеризующие, способы и этапы управления ассортиментом;

• качество товаров и его составляющие;

• потребительские свойства и показатели качества, критерии их выбора при оценке качества;

• факторы, влияющие на формирование и сохранение качества товаров;

• средства и способы сохранения качества и количества товаров в процессе товародвижения;

• виды, функции, формы и средства товарной информации, ее свойства.

В соответствии с учебной программой по товароведению непродовольственных товаров прикладное товароведение предусматривает изучение товаров по 6 разделам и 25 классам:

• товары хозяйственного назначения (из пластмасс, бытовой химии, силикатные бытовые – стеклянные и керамические, металлические, электрические бытовые);

• одежные товары (текстильные, швейные, трикотажные, пушно-меховые и овчинно-шубные);

• обувные товары (кожаная, резиновая, валяная обувь);

• товары для строительства и обстановки жилища (строительные, мебель, ковры, ковровые изделия и изделия художественно-декоративного назначения);

• товары личного обихода (ювелирные и галантерейные товары, парфюмерно-косметические товары и часы);

• товары культурно-бытового назначения (бумажно-беловые и изделия оргтехники, музыкальные товары, радиоэлектронная аппаратура, фототовары, игрушки, спортивно-рыболовные, транспортные средства).

Метод – способ познания, исследования явлений природы или общественной жизни, а также способ или прием действия, обеспечивающий достижение поставленной цели. Методология курса строится таким образом, чтобы изучающие его могли научиться связывать знания, полученные в процессе изучения данной дисциплины, с категориями управления качеством, основами стандартизации и сертификации, дисциплинами экономического цикла. Материал курса опирается на нормативные документы (законы, постановления Правительства Республики Беларусь, декреты Президента Республики Беларусь, постановления Правления Белкоопсоюза, приказы соответствующих министерств, технические нормативные правовые акты), касающиеся совершенствования товароведной деятельности.

Дисциплина «Теоретические основы товароведения» базируется на использовании:

• методов научного познания, включающих эмпирические и аналитико-прогностические методы;

• методов практической профессиональной деятельности, к которым относятся: оценка качества и конкурентоспособности товаров, правила упаковки, маркировки, хранения и т. п.;

• методов, заимствованных из разных отраслей знаний (социологии, психологии, эстетики, дизайна и т. д.).

В учебном пособии рассматриваются только методы научного познания. Методы практической профессиональной деятельности более подробно разбираются в прикладном товароведении, поскольку их выбор определяется с учетом специфики товара. Мы ограничимся лишь простым их перечислением. К методам практической профессиональной деятельности относятся органолептические, измерительные, расчетные, регистрационные, социологические и экспертные. Известны комплексный, дифференциальный и смешанный методы оценки качества. Их использование определяется целями и направлением оценки.

Методы научного познания. Они направлены на исследование основного объекта «Товароведения непродовольственных товаров» – товара, его характеристик и изменений в процессе функционирования на рынке в условиях конкуренции. В эту группу входят эмпирические, или экспериментальные, аналитические методы научного познания, а также методы систематизации. Эмпирические, или экспериментальные, методы — методы познания, основанные на опыте или наблюдениях. Благодаря этим методам стали возможны исследования химической, физической и биологической природы продукции. В зависимости от используемых технических средств измерения и принципов естественных наук экспериментальные методы подразделяются на:

• измерительные – методы исследования товара на основе технических средств измерений, основными видами которых являются физические, физико-химические, химические, биологические. Разновидностями физических, физико-химических и химических методов исследования являются хроматографические, спектрофотометрические, фотоколориметрические, рефрактометрические и другие, которые используются для научных исследований характеристик продукции, а также для целей сертификационных испытаний;

• органолептические – методы исследования товара с помощью органов чувств. В научной и практической технологической оценке эти методы, имеющие физиолого-психологические основы, получили самое широкое распространение.

Аналитические методы — методы научного познания, основанные на мысленном или фактическом разложении целого на составные части. Так, рассмотрение продукта как совокупности отдельных характеристик (ассортиментной, качественной и количественной) базируется на аналитических методах. Они подразделяются на две подгруппы.

• методы управления научным познанием – анализ, диагностика, прогнозирование, программирование, планирование;

• методы систематизации – идентификация, группировка, классификация, кодирование, обобщение.

Методы управления научным познанием широко применяются в товароведной практике.

Анализ продукции базируется на данных, полученных экспериментальными методами. В результате применения аналитических методов становится возможным диагноз, или научное описание основных признаков, характеризующих изучаемую продукцию.

Диагностикой устанавливают причины возникновения различных дефектов, товарных потерь, распознают признаки, определяющие ассортиментную принадлежность продукта, признаки количественных и качественных его изменений при хранении. Метод имеет существенное значение при оценке функционирования выпускаемой продукции в сферах товарного обращения и потребления.

Результаты диагностики могут использоваться для прогнозирования возможных изменений при формировании промышленного и торгового ассортимента товаров, при изменении требований к их качеству, при товарных потерях, анализе условий, сроков хранения и т. п. Использование методов прогнозирования является одним из актуальных и перспективных направлений развития технологических и инженерных дисциплин.

Выводы, полученные на основании методов прогнозирования, позволяют осуществить программирование, т. е. определить последовательность действий специалистов по обеспечению надлежащих характеристик продукции, рационального ее товародвижения в сферах товарного обращения и потребления.

В результате применения указанных аналитических методов становится возможным дальнейшее планирование научного познания товаров.

Методы систематизации — методы упорядочения однородных, взаимосвязанных объектов по общим признакам путем расположения их в определенном порядке. Методы систематизации находят самое широкое применение наряду с эмпирическими. Более того, многочисленные результаты экспериментов необходимо упорядочить, применяя соответствующие методы систематизации.

Идентификация — метод отождествления, установления соответствия характеристик требованиям, предъявляемым к ассортиментной принадлежности, качеству и количеству продукции нормативными, товарно-сопроводительными документами или маркировкой. Например, соответствие маркировки, упаковки – требованиям технических нормативных правовых актов (ТНПА); качества и количества – сопроводительным документам; ассортиментной принадлежности – требованиям маркировки и т. д.

Группировка — метод обобщения объекта (товаров) по общим признакам. Он применяется для выделения ассортиментных групп. Обобщению предшествует деление целого на отдельные его части, выявление тех частей, для которых характерны общие признаки, и их объединение в группы по общности признаков.

Классификация как метод научного познания также находит широкое применение, поскольку огромное количество выпускаемой продукции, ее свойств и показателей, условий и сроков хранения требует подразделения множества на подмножества по определенным признакам.

1.2. Возникновение, развитие и задачи товароведения

Как специальная область знаний товароведение возникло в конце XVI в., когда в недрах феодального общества стали зарождаться элементы капитализма. На смену ремесленному и мануфактурному производству приходит промышленное, сопровождающееся ростом товарного обращения и повышением значимости торговли в общественном производстве. Для ее нормального функционирования необходима была информация о товарах, позволяющая рационально формировать покупательский спрос. В соответствии с этим в товароведении можно выделить три наиболее важных этапа его развития.

Первый этап – товароведно-описательный. Он приходится на период зарождения и становления капитализма как общественной формации. С начала XVI до начала XVIII в. товар просто описывался в алфавитном порядке с указанием назначения, свойств, способов потребления. Первая кафедра товароведения была учреждена в 1549 г. в Падуанском университете. Она занималась описанием таких редких и специфических товаров, как растительное и животное фармацевтическое сырье.

В России в 1575 г. вышла «Торговая книга», в которой описывались редкие и специфические товары, ввозимые в основном из других стран.

Позже, в 1774 г., в Геттингенском университете в Германии выходит книга профессора И. Бекмана «Введение в товароведение, или Учение о важнейших иностранных товарах», которая, как и ранее вышедшие книги, содержит описание только «заморских» товаров.

Второй этап – товароведно-технологический. Он длился с начала XVIII до середины XX в. и являлся периодом развитого промышленного производства. На этом этапе исследуется материально-вещественная природа потребительной стоимости сырья, материалов, полуфабрикатов, готовых изделий и делаются попытки их количественной увязки с потребительскими свойствами продуктов труда. Ученые пытаются определить товароведение как науку. Так, И. Г. Людовицы в своем фундаментальном труде «Основы полной торговой системы» пишет, что «предмет товаропознания – в особенности есть познание товаров, смотра по купецкой в них нужде. Знание сие простирается на разделение и роды товаров, цену, доброту, порчу, сохранение, исправление, выделку, подделку, пользу и употребление…». В справочном коммерческом словаре И. Вавилова (1856) дается похожее определение: «товароведение – наука, научающая иметь точные и полезные знания о товарах, их сортах, местах происхождения и сбыта, средствах к покупке и продаже, способах перевозки и хранения».

Товароведение проявляет тесную взаимосвязь с технологией производства товаров. В энциклопедическом словаре 1896 г. товароведение рассматривается как отрасль технологии в широком понимании этого слова. Хотя цели товароведения и технологии различны, научная основа у них едина – естественные науки. Профессор М. Я. Киттары считал, что изучение технологии и товароведения должно основываться на изучении химии, физики и других естественных наук. В этот период все известные товароведы одновременно были и технологами. Впоследствии они стали известными материаловедами.

Бурное развитие товарного обращения повысило потребность в квалифицированных специалистах, владеющих знаниями не только технологического, но и торгового дела. Их подготовкой занялись специальные учебные заведения.

В России первыми учебными специальными заведениями, в которых товароведение преподавалось как самостоятельная наука, стали Московское коммерческое училище (1772), Московская практическая академия коммерческих наук (1810), Московский коммерческий институт (1907). В 1918 г. на его базе был создан Московский институт народного хозяйства им. К. Маркса, который с 1924 г. носит имя Г. В. Плеханова. Сегодня это Российская коммерческая академия.

Товароведение как наука в России зародилось в 40-х гг. XIX в. с появлением коммерческих учебных заведений. До этого времени все научные разработки носили разрозненный, единичный, эпизодический характер. Сведения о товарах приводились в курсах естествознания или технологии.

Родоначальником товароведения в России принято считать М. Я. Киттары (1825–1880). Он преподавал в Московской практической академии «Публичный курс товароведения», где впервые изложил научные основы товароведения. Весь курс товароведения он разделил на две части. В первой общей части он рассматривал общетеоретические вопросы товароведения, а во второй – отдельные группы товаров.

В разработку товароведения внесли значительный вклад ученые-товароведы Московского коммерческого института профессора П. П. Петров (1850–1928) и М. Я. Никитский (1854–1924). По их инициативе вышел фундаментальный труд «Руководство по товароведению с необходимыми сведениями их технологии», который получил мировое признание и много раз переиздавался.

Третий этап – товароведно-формирующий. С середины 30-х гг. XX в. начинают более подробно исследоваться потребительские свойства конкретных товаров с целью их формализации и распространения полученных результатов на вновь создаваемые товары. На этом этапе происходит разделение объектов материаловедения и товароведения; материаловедение определяется в самостоятельную науку. В 1933 г. выходит учебник М. С. Бродского и Г. Р. Корек «Основы товароведения», который можно считать первым учебником товароведно-формирующего этапа.

Определенный вклад в развитие товароведения на этом этапе внесли такие ученые, как Н. А. Архангельский, И. Д. Дмитриев, Н. А. Классен, В. П. Склянников и др. Направление их исследований получило освещение в учебниках и учебных пособиях, которыми мы пользуемся и сейчас. Современная товароведная школа пополнилась такими ведущими белорусскими учеными в данной области, как В. Е. Сыцко, доктор технических наук, профессор, заслуженный работник потребительской кооперации – известный в Беларуси специалист в области полиакрилонитрильных волокон, В. В. Садовский, доктор технических наук, профессор, специалист в области трикотажного производства.

От качества подготовки специалистов зависит уровень развития торговли, эффективность ее работы. Знание основ товароведения играет важную роль в профессиональной подготовке товароведов-экспертов, осуществляющих торговую деятельность. На долю этой категории специалистов приходится 25–30 % всех руководителей и специалистов в торговле, которые обеспечивают продвижение товаров от изготовителей до потребителей с учетом ассортиментной, качественной, количественной и стоимостной характеристик товара, а также запросов потребителей.

Можно выделить два основных направления их деятельности: технологическое, обеспечивающее технологию товародвижения, и организаторское, нацеленное на стимулирование сбыта, выявление спроса и рынков сбыта, организацию закупок товаров. Теоретические знания реализуются через определенные профессиональные навыки, поэтому товаровед должен уметь работать с конкретными товарами – относить их к определенной ассортиментной группе и виду, оценивать качество, обеспечивать сохранение товаров на всем пути их движения к потребителю.

Основными задачами товароведения на современном этапе являются:

• исследование и дальнейшая разработка научных принципов формирования терминологии в области товароведения;

• исследование и выявление общих закономерностей формирования и проявления потребительной стоимости товаров;

• исследование и дальнейшая разработка принципов, методов и средств управления качеством товаров, ассортиментом товаров в сфере товарного обращения;

• активное управление ассортиментом и качеством товаров на всех стадиях общественного производства: при проектировании товаров — через обобщение и конкретизацию потребительских требований к товарам, оценку соответствия проектов и моделей товаров этим требованиям; на стадии производства — путем контроля качества выпускаемой продукции; на стадии обращения — на основе оценки общественной потребительной стоимости товаров и обеспечения условий для их сохранения; на стадии потребления — путем разъяснения правил пользования товарами;

• дальнейшее совершенствование учебно-методического процесса обучения с целью подготовки товароведов-экспертов;

• активизация творческих связей по обмену опытом между коллективами товароведов, экспертов, маркетологов, инженеров-технологов как внутри страны, так и за рубежом.

Вопросы для самоконтроля

1. Как определяется понятие товара?

2. Что такое потребительная стоимость товара?

3. Чем потребительная стоимость отличается от стоимости товара?

4. Какие ученые внесли вклад в развитие товароведения?

5. Каковы этапы развития товароведения?

6. Каково содержание товароведения?

7. Как характеризуются методы товароведения?

8. Каковы современные тенденции развития товароведения?

9. Каковы основные задачи товароведения на современном этапе?

10. В решении каких задач вы хотели бы принять участие?

Загрузка...