Курс: 4
Семестр: 7
Общая трудоёмкость: 2 зачётные единицы
Общее количество часов: 72, из них аудиторных – 34
Лекционных: 10
Семинарских: 24
Самостоятельная работа: 38
Форма контроля: зачёт
Рабочая программа составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 45.03.02 Лингвистика (уровень бакалавриата), профиль «Перевод и переводоведение».
Целью освоения дисциплины является формирование профессиональных компетенций бакалавра лингвистики, которые способствуют успешному решению профессиональных задач в различных сферах производственной деятельности. Курс дисциплины даёт студентам систематические и углубленные сведения о грамматическом строе современного английского языка, раскрывает наиболее важные и сложные проблемы, возникающие при его изучении, учитывая достижения отечественного и зарубежного языкознания. Основными задачами курса теоретической грамматики английского языка являются следующие:
– теоретически осветить основы грамматического строя английского языка в соответствии с современным состоянием лингвистических знаний;
– ввести студентов в наиболее важные проблемы современных исследований строя английского языка;
– способствовать развитию у студентов умения самостоятельно перерабатывать текущую научную информацию по грамматическим исследованиям языка, анализировать и сопоставлять языковые явления с учетом теоретических положений, усвоенных в ходе изучения курса теоретической грамматики.
Дисциплина входит в вариативную часть профессионального блока и является составляющей дисциплины Б1.В6 «Основы теории 1 ИЯ», изучается в 7 семестре. Дисциплина «Теоретическая грамматика английского языка» тесно связана с другими дисциплинами учебного плана подготовки бакалавра лингвистики по профилю «Перевод и переводоведение». К числу таких дисциплин относятся: языкознание, история языка, лексикология, стилистика, практические дисциплины: практический курс 1 ИЯ, практическая грамматика, практическая фонетика.
Приступая к изучению специальных языковых дисциплин, студент должен войти в курс лингвистических проблем, овладеть основами теоретических знаний о языке. Высокие требования, предъявляемые к уровню владения языком на современном этапе, обусловили стремление вуза обеспечить комплексный подход к изучению языка, сочетающий как практические навыки, так и глубокую теоретическую базу. Чётко выстраивается зависимость между практическими языковыми навыками и теми теоретическими основами, без которых эти знания не могут быть закреплены и применены на практике.
Теоретическая грамматика тесно связана с лексикологией (поскольку изучает грамматические свойства слов; теоретической фонетикой (поскольку та изучает особенности фонетического оформления грамматических единиц), стилистикой (так как описывает стилевые закономерности употребления грамматических форм в разных жанрах речи). Изучение дисциплины «Теоретическая грамматика» следует за изучением теоретической фонетики и лексикологии английского языка и предшествует изучению курса стилистики. Это связано с логикой изучения основ теории 1 иностранного языка.
По окончании изучения дисциплины студент должен показать знания грамматического строя английского языка, основных единиц морфологического уровня и синтаксиса, основных категорий и классификаций грамматических единиц, семантические, структурные и коммуникативные особенности текста. Студент должен обладать умениями анализировать грамматические явления, выявлять системные связи языковых единиц, проводить дискурсивный анализ текста. Необходимо проявлять навыки лингвистического анализа морфологических, синтаксических, текстовых единиц, распознавать грамматические явления и использовать теоретические положения на практике.
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных c планируемыми результатами освоения образовательной программы
В процессе преподавания дисциплины «Основы теории 1 ИЯ: теоретическая грамматика» используется компетентностный подход, который помогает повысить мотивированность студентов, их ответственность за качество полученных знаний. При реализации различных видов учебной работы используются следующие образовательные технологии: активные и интерактивные формы проведения занятий, использование интерактивной доски с прямым выходом в Интернет (гиперссылки) на лекционных и семинарских занятиях; подготовка доклада-презентации, написание рефератов, оценивание ответов других студентов. Весь материал курса представлен на информационном сайте ЮФУ e-learning. Применяются современные методы контроля студентов (тесты, творческие задания, контроль с помощью технических средств). Используется рейтинговая система оценивания.
Занятия, проводимые в интерактивных формах составляют 100% аудиторных часов и 70% самостоятельной работы студентов.
Занятия лекционного типа составляют 30% аудиторных занятий.
Средствами текущего контроля являются устные опросы на семинарских занятиях, тесты, выполнение практических заданий, заданий для самостоятельной работы.
Полный комплект контрольно-оценочных материалов (Фонд оценочных средств) оформлен в виде приложения к рабочей программе дисциплины.
1. Категория определённости/неопределённости в английском языке.
2. Принципы классификации английских глаголов.
3. Особенности управления фразовых глаголов в английском языке.
4. Особенности функционирования наречий в предложении и тексте.
5. Способы выражения будущего времени в современном английском языке.
6. Срества выражения языковой модальности.
7. Средства выражения отрицания в английском языке.
8. Экспрессивность отрицания в современном английском языке.
9. Особенности глагола 'to get' как компонента пассивной конструкции в британском варианте анлийского языка.
10. Категория аспекта глагола, её роль в создании временного континуума текста.
11. Прагмалингвистические особенности английских междометий.
12. Проблема классификации бессоюзных сложных предложений.
13. Особенности сочинительной связи в предложении.
14. Семантические типы сочинительной связи.
15. Способы выражения коммуникативной интенции предложения.
16. Тема-рематическая композиция предложения.
17. Функционирование грамматических антонимов в тексте.
18. Способы выражения сравнительных отношений в английском языке.
19. Сложные предложения с разными типами связей.
20. Языковые средства выражения концептуального поля “семья”.
21. Гендерные особенности использования обращений в английском языке.
22. Гендерные особенности использования междометий в английском языке.
23. Концепт как базовое понятие когнитивной лингвистики.
24. Средства выражения сатиры и юмора в политическом дискурсе.
25. Категория состояния в английском языке.
26. Особенности проявления категории времени в английском языке.
27. Проблема лексического и грамматического значений союзов.
28. Особенности эллиптических и односоставных предложений.
29. Функционально-семантическое поле темпоральности.
30. Функционально-семантическое поле кондициональности.
31. Функционально-семантическое поле залоговости.
32. Особенности функционирования неличных форм глагола в различных стилях.
33. Синонимичность синтаксических конструкций с временным компонентом.
34. Многозначные синтаксические конструкции, их отличие от синонимичных, антонимичных, омономичных.
35. Межъязыковые синонимы.
36. Текст как объект лингвистического исследования.
37. Дискурс.
38. Особенности политического дискурса.
39. Средства реализации текстовой когезии.
40. Синонимия средств выражения категории завершённости.
41. Особенности диалогической речи как самостоятельной языковой подсистемы.
42. Инверсия как стилистическая особенности художественного текста.
43. Функционирование предложений с вводным ‘it’ и ‘there’ в английском языке.
44. Антонимичность в системе сложносочинённых предложения в современном английском языке.
45. Средства выражения побуждения в английском языке.
46. Грамматические свойства выражения эмфазы в современном английском языке.
Дисциплина состоит из 4 модулей.
Модуль 1. Грамматика как наука. Язык как система. Морфемная структура слова. Грамматические формы и категории.
Модуль 2. Существительное. Грамматические категории. Другие части речи. Классификация частей речи.
Модуль 3. Глагол. Грамматические категории. Неличные формы глагола.
Модуль 4. Синтаксис простого предложения и словосочетания. Сложное предложение и текст. Текстовые категории.
В процессе преподавания дисциплины «Основы теории 1 ИЯ: теоретическая грамматика» используется компетентностный подход, который помогает повысить мотивированность студентов, их ответственность за качество полученных знаний. При реализации различных видов учебной работы используются следующие образовательные технологии: активные и интерактивные формы проведения занятий, мультимедийное обучение, сетевые компьютерные технологии. Текущий контроль включает в себя устные опросы, тесты. Рубежный подготовка доклада-презентации, оценивание ответов других студентов.
2 зач. ед.; ак.ч. всего: 34, в т.ч.10 лекционных., 24 практических
Преподаватель Науменко М.Г.
Кафедра лингвистики и профессиональной коммуникации
Курс 4, семестр 7
Направление подготовки: Лингвистика, профиль «Перевод и переводоведение»
Критерии оценки
«зачтено» – выполнено 60–100 % модуля
«не зачтено» – выполнено менее 60 % модуля.