Карате, которое нам знакомо, сформировалось на Окинаве во второй половине 19 века. В Японии того времени была проведена реформа, лишившая самураев их привилегий. Им пришлось заниматься сельским хозяйством, ремеслом, торговлей. А также им пришлось столкнуться с ненавистью низших сословий, над которыми долгое время господствовали. Обедневшие самураи Окинавы не могли практиковать боевые искусства как прежде. У них для этого не было ни средств, ни времени. Но они были хорошо знакомы с опытом семейных стилей ушу материкового Китая и использовали его.
Китайские семейные стили основывались на изучении и повторении относительно небольшого числа приемов самообороны. объединенных в комплексы. Такие комплексы легко практиковать в любое время и в любом месте. Например, утром перед работой за своим домом, или возвращаясь вечером с поля. Такие комплексы передавались от отца или деда к сыну или внуку, как рецепты сыра или навыки сельскохозяйственных работ. Поэтому такие стили практиковали ремесленники, торговцы и крестьяне, у которых не было времени на длительные тренировки и не было постоянных партнеров для отработки приемов. В самом Китае из-за широкого распространения огнестрельного оружия эти стили были почти забыты в конце 19 века . Однако на Окинаве они получили вторую жизнь.
Окинавские мастера из среды лишенных своих привилегий самураев изучали комплексы китайских стилей и, используя свой богатый боевой опыт, совершенствовали их. Движения комплексов, называемых ката, стали более естественными, а приемы – более простыми и более эффективными одновременно.
Многие мастера карате практиковали только одну или несколько ката. Но скудность технического арсенала компенсировалось методикой накопления внутренней энергии. А она накапливается, если не растрачивается вовне. Для сохранения энергии использовалось два метода. Первый заключался в концентрации внимания на области внизу живота, называемой хара или тандэн. Собирая внимание в центре своего тела человек не растрачивает внимание и энергию во внешний мир и она начинает накапливаться. Этот же метод применяется во внутренних стилях ушу и в системе Романова.
Вторым методом сохранения внутренней энергии, как это ни странно для боевого искусства, являлось смирение. Оно выражалось в почтении к родителям, старшим, командирам, начальникам и даже к противникам. Легенды о мастерах богаты историями о проявлении ими смирения. Умение избежать боя превозносилось, как высшая добродетель. Конечно, начинающие каратеки никогда не считали эти наставления имеющими непосредственное отношение к поединку. Но если смирение и соблюдение этикета помогает накопить внутреннюю энергию, не растрачивая ее вовне, то это может иметь решающее значение в решающий момент.