Глава I. Социокультурный и творческий потенциал семьи

1.1. Основные функции досуга в современном обществе

Значение досуга в современном обществе неуклонно возрастает. Сегодня, в связи с увеличением общего объёма свободного времени, насыщением домашнего пространства техникой, ростом мобильности людей в периоды отдыха проблема организации досуговой деятельности приобретает особую актуальность. Важно осознавать, что свободное время предназначено как для полноценного отдыха и восстановления сил, так и для развития человеческих способностей. Результаты деятельности в свободное время обусловлены целями, которые ставят перед собой люди. Творческий, духовно насыщенный досуг активизирует, развивает личность, расширяет её кругозор. Праздность, безделье в сочетании с низким уровнем культуры, бедностью общения вызывает апатию, вынуждают человека прибегать к искусственному взбадриванию с помощью допингов, алкоголя, наркотиков. Интересы праздного неразвитого человека сосредоточены на удовлетворении примитивных биологических потребностей. Плохо организованный досуг, ничем не заполненное свободное время служат источниками «антикультуры».

Понятие досуг чаще всего употребляют как тождественное понятию свободное время. Слово «досуг» в русском языке встречается уже в текстах XV века, тогда как выражение «свободное время» впервые появляется лишь в начале XX века. Слово «досуг» происходит от глагола «досягать», «досягнуть». В прошлом называли человека «досужим», когда он умел что-то делать. Досужий – умеющий, знающий, способный. Досуг – время, когда можно чего-то достичь, что-то сделать. После того, как в XVIII–XIX вв. в широкую лексику вошли слова «труд», «работа», слово «досуг» утратило свой первоначальный смысл и сейчас фактически мало отличается по смыслу от выражения «свободное время».

Среди основных функций досуга отметим, во-первых, восстановление сил, затрачиваемых в трудовом процессе, во-вторых, развитие личности, воспитание в широком и узком смысле слова, в-третьих, созидание ценностей культуры, в-четвёртых, потребление материальных и духовных благ, в-пятых, поддержание социальной стабильности и культурных традиций.

Многообразие функций досуга указывает на его тесную связь с семейной и профессиональной жизнью человека, культурой, образованием, бытом. Досуг наиболее полно реализует две социально значимые функции – рекреативную (или восстановительную) и функцию культурного развития человека. Эффективность их реализации определяется, во-первых, наличием и постоянным увеличением свободного времени, во-вторых, дальнейшим развитием современной индустрии досуга, в-третьих, умелым и продуманным выбором средств и форм использования свободного времени.

В современном обществе получили развитие три типа организации досуга:

• домашний (семейное общение, праздники, телевидение, чтение);

• развивающий (самообразование, занятия творчеством, хобби);

• социальный (кино, театры, музеи, концерты, участие в группах по интересам, посещение клубов, кафе и т. п.).

Уровень обеспеченности является важнейшим фактором выбора того или иного типа проведения свободного времени. В большинстве случаев, активная социальная жизнь, особенно потребительские ее формы не связанные с творчеством или приобщением к культуре, становятся доступными и избираются людьми только при наличии довольно высоких доходов, а недостаточность материальных средств ведёт к тому, что люди ограничивают спектр своей социальной жизни домашними, не требующими затрат видами досуга.

При изучении свободного времени как сложного социального явления встаёт вопрос о его структуре, определение которой важно в нескольких отношениях.

Во-первых, выявляя элементы свободного времени, их взаимосвязи и целостную организацию, мы получаем более ясное представление о его сущности и функциях, о требованиях, предъявляемых к культуре досуга. Во-вторых, знание структуры свободного времени позволяет выявить типические, распространённые комбинации его элементов. С их помощью можно сравнивать между собой досуг отдельных личностей, социальных групп, а также оценивать эффективность того или иного способа «времяпользования». В-третьих, в практическом плане, знание структуры досуга служит основой любой программы «оптимизации» досуга, его совершенствования.

Досуг состоит из шести основных уровней. Будучи расположенными в порядке усложнения и развития деятельности, в порядке перерастания друг в друга, уровни досуга образуют следующий ряд: 1) отдых и движение; 2) развлечение; 3) просвещение; 4) творчество; 5) созерцание; 6) праздник.

Первыми и элементарными видами досуга являются отдых и движение, обусловленные психофизиологическими потребностями и служащие восстановлению физических сил и душевного равновесия. К отдыху примыкает, хотя внешне и противоположная ему, активная биологическая жизнедеятельность. Быстрая ходьба, бег, простой физический труд на свежем воздухе, танец выполняют ту же самую функцию, что и отдых: снимают физическое и психическое напряжение, дают возможность организму вернуться в уравновешенное состояние. Временные затраты на отдых и движение, хотя они и непреложны, можно произвольно варьировать в очень широких пределах, почему они и относятся к категории свободного времени.

Значительную часть жизненной энергии мы расходуем в процессе труда, в быту. Но благодаря технике у нас нет необходимости прилагать слишком много усилий. Мы нередко устаём не от тяжести работы, а от отсутствия в ней правильного ритма. Быстрое утомление вызывается недогрузкой одних органов и перегрузкой других. Особенно следует отметить постоянную недогрузку рук. Наши предки совершали руками тысячи тончайших операций. Мы же с их помощью лишь пишем, листаем страницы, стучим по клавиатуре компьютера и выполняем простейшую домашнюю работу. Поэтому ручной труд, сельскохозяйственные работы во многих отношениях даже более полезны, чем физкультура.

Ещё более соразмерная, гармоничная деятельность связана с танцами. Танец, соединяющий музыку, ритм, сложную технику телодвижений, соответствует одновременно психофизиологическим, эстетическим и социальным потребностям человека и является одной из наиболее совершенных форм отдыха и развлечения.

Развлечение вырастает отчасти из тех же потребностей, которые действуют и во время активного отдыха, – потребностей в разрядке, в гармонизации психики. Но отдых, как правило, регулярен, проходит в привычной обстановке. Развлечение же требует смены впечатлений, в нём больше стихийности, неожиданности, но вместе с тем и мобилизованности, целеустремлённости.

Формы развлечения во многом обусловлены односторонним характером труда, его специализацией. Развлечение должно, во-первых, давать усиленную работу ранее бездействовавшим органам, а во-вторых, комбинировать и согласовывать различные виды активности, которые были разъединены в процессе труда.

Развлечение контрастирует не только с трудом, но и с бытом, которому свойственны утилитарность, серьёзность. Развлечение – эти юмор, шутки, забавы, создающие атмосферу веселья. Идеальной формой развлечения является игра, которая удовлетворяет потребность в поиске и экспериментировании, включает в себя риск, азарт, радость борьбы, соревнования, победы. Игра мобилизует человека, возбуждает дремлющие силы, прогоняет скуку.

Просвещение включает в себя, во-первых, приобщение к культуре в широком смысле слова. Оно выводит за рамки непосредственного культурного окружения, освобождает от той односторонности знаний, интересов, которые являются следствием ограничений деятельности, связанных с возрастом, профессией, местом жительства, состоянием здоровья и т. п.

Во-вторых, просвещение возвышает в людях социальную сущность, благодаря просвещению мы осознаём свои права и обязанности, социальные интересы, становимся активными членами общества.

В-третьих, просвещение упражняет и развивает универсальные для всех людей способности разума, памяти, воображения, эстетического вкуса. В соответствии с характером развиваемых способностей и культурной направленностью можно говорить о философском, научном, нравственном, художественном просвещении.

В-четвёртых, просвещение удовлетворяет потребность человека в познании истины о мире, о человечестве и о самом себе. Общая цель просвещения, как её сформулировал в своё время И.Кант, состоит в достижении человеком духовной самостоятельности.

Просвещающее знание может быть передано в различной форме: в научной, философской или художественной; абстрактно-логической или наглядно-образной. Важную роль в деле просвещения играют научно-популярная и художественная литература, театр, живопись, самостоятельное чтение и беседы, лекции и диспуты, экскурсии и путешествия, кино, радио, телевидение.

Чтение было до сих пор наиболее важным видом просвещения, но в последние десятилетия аудиовизуальные средства стали теснить книгу в культурном обиходе. Чтение сегодня, чтобы быть плодотворным, должно быть избирательным и дисциплинированным. Цель чтения должна быть ясно осознанной, и в соответствии с ней следует избирать способ чтения (быстрый, медленный, поверхностный просмотр, глубокий анализ с выписками и комментариями, сплошное и выборное чтение).

Логика просвещения приводит к углублению в предмет. При этом вырисовывается «сверхзадача» просвещения. Её цель – не в многознании, а в мастерском владении предметом, в творческой деятельности разума, обогащённого культурой.

Творчество – наиболее ценный, и вместе с тем, наиболее органичный для человека вид деятельности. Человек лишь тогда в полной мере оправдывает своё бытие, когда творит. Может возникнуть вопрос: почему мы считаем творчество элементом досуга? Не правильнее ли стремиться к тому, чтобы творческие способности раскрывались в труде? Это, конечно, так. Но нужно принять во внимание и следующие соображения.

Во-первых, не все виды труда являются творческими. Между тем потребность в творчестве – универсальная, общечеловеческая. Каждый должен иметь возможность творить – если не на работе, то в свободное время.

Во-вторых, сколь бы творческой ни была трудовая деятельность, она остаётся профессиональной, специализированной. Возможность испытать себя в разных видах творчества открывается лишь в свободное время.

В-третьих, по мере увеличения творческого элемента в труде граница между ним и досугом во многих отношениях стирается. Творческий процесс учёного, художника, артиста не может быть ограничен рамками рабочего времени.

В-четвёртых, не следует думать, что в быту, в человеческих отношениях, в воспитании детей, в любительских занятиях творчество маловажно и не заслуживает особого внимания. Чем богаче и разнообразнее среда быта и досуга, тем больше в ней возможностей для творчества, в том числе и такого, которое может приобрести общественную ценность.

И, наконец, в-пятых, сама специфика досуга как свободной жизнедеятельности предрасполагает к поиску, эксперименту, расширению границ известного и привычного. История показывает, что психологический климат, необходимый для творчества, складывался легче всего и чаще всего именно в условиях развитого досуга. В течение многих веков досуг служил своеобразной лабораторией культуры, в которой человек творил, экспериментировал, не заботясь о непосредственной выгоде, о немедленном признании себя и своего дела.

Особенность творчества, отличающая его от других видов активности, – узкая направленность, сосредоточенность. Творчество устремлено к единой цели. Мысли и переживания как бы «поляризованы» в одном направлении. Как бы ни была велика власть творчества и вдохновения, и она имеет пределы. Если в творчестве человек не даёт себе отдыха, источник энергии иссякает, отношение у миру становится односторонним.

Восстановление гармонического мировосприятия связано с моментами созерцания. Созерцание – особый вид духовной активности, отличный от простого восприятия, мышления или фантазирования. Созерцая, мы, собственно говоря, не обнаруживаем каких-либо фактов, того, чего раньше не видали и не знали. Созерцание может быть направлено на вещи самые обыденные. Более того, обыденная жизнь, вероятно, больше всего нуждается в том, чтобы её созерцали иногда философски и эстетически. Иначе она превращается в бессмысленную сутолоку и суету. Созерцание родственно медитации – психологическому сосредоточению, углублению в мыслимую сущность явления. Сложные нравственные истины, философские идеи, непреходящие художественные ценности непостижимы с помощью лишь конкретного эмпирического наблюдения и рассудочного мышления. Глубоко осознать смысл происходящего, понять мир, историю, природу в их цельности и единстве, несмотря на множественность проявлений, мы можем лишь посредством созерцания.

Специфическая черта созерцания – уединённость. Созерцать коллективно нельзя. В этом и ценность и ограниченность созерцания. В ситуации, когда созерцательность начинает несколько ограничивать человека, преодолеть это дается посредством праздника, который следует считать одним из древнейших и существенных элементов человеческой культуры.

Праздник приурочен обычно к какому-либо значительному моменту в развитии социальной группы (семьи, профессионального коллектива и др.), событию в истории или современной жизни общества, в том числе, связанному с религией, естественному изменению в природном цикле. Праздник фиксирует внимание на непреходящих социальных и культурных ценностях.

Организующими элементами праздника можно считать следующие:

• освобождение времени и сознания от труда, бытовых забот, будничных мыслей; в праздник перестают действовать обычные ограничения и правила, люди поздно ложатся спать, много едят, веселятся, не соблюдают «чинов и званий», открыто выражают свои чувства;

• наличие общей социальной, гражданской, религиозной, культурной, политической идеи, которая определяет основную тематику праздника;

• наличие ритуалов, церемоний, театрализованных действий; их смысл в том, чтобы сделать основную идею праздника явной и ощущаемой всеми;

• присутствие чувства праздничности, которым проникнута вся деятельность человека в день торжества, оно как бы освещает всё, что в этот день происходит, придаёт всему особый оттенок; даже труд, если он совершается в праздничные дни, приобретает необычный радостный смысл, связанный с чувством пребывания в праздничном, «высоком» времени.

Праздник имеет нечто общее с любым видом досуга. Праздник – это отдых от трудов, но в отличие от обычного отдыха он одновременно коллективен и отрешён от быта. Праздник насыщен играми, развлечениями, хотя обычно это – игры торжественные, имеющие характер зрелищ. Ему свойственны настроения юмора, веселья, шутки и розыгрыша. Праздник несет и просветительскую функцию. Он воспитывает, утверждает в сознании людей нравственные ценности. Праздник по своему духу близок к творчеству. В нём находят выход энергия, изобретательность, художественный вкус. Вместе с тем празднику присущи торжественность и ритуальность, которых нет в творчестве. Через ритуалы праздничное игровое настроение связано с высоким и вечным. Этим праздник родственен созерцанию. Можно даже сказать, что праздник есть коллективное, торжественное созерцание, в том смысле, что он предполагает приостановку всякой утилитарной деятельности, единовременное и единодушное переживание всеми участниками высоких чувств, вечных идей, неоспоримых ценностей.

Представленная классификация уровней досуга включает в себя основные элементы целостной культуры досуга. Досуг будет приносить удовлетворение, служить средством развития личности, если в нём, в том или ином соотношении, будут представлены все перечисленные уровни или элементы.

1.2. Культура организации досуга в семье

Семья представляет собой один из древнейших, фундаментальных институтов общества, важнейшими функциями которого являются воспроизводство населения, сохранение и развитие ценностно-нормативной системы, а также социализация подрастающего поколения. Однако семью можно рассматривать не только как общественный институт, но и как малую социальную группу, основанную на отношениях брака и родства, члены которой заинтересованы в совместном проживании и взаимопомощи.

На каждом историческом этапе, развитие института семьи определяется различными внешними и внутренними факторами: политическими, идеологическими, экономическими, культурными и иными. Но даже при самых неблагоприятных влияниях, семья, будучи устойчивым и вместе с тем очень гибким социокультурным образованием, приспосабливается к новым обстоятельствам.[1] Это происходит благодаря тому, что семейный образ жизни для каждого человека – это единственная возможность существовать полноценно, выражая свою социально-биологическую сущность и реализуя себя как личность.

Семья – первичный и наиболее значимый компонент человеческой культуры. Семейный уклад жизни и особенности семейного воспитания отражаются на развитии ребёнка и на всей его дальнейшей жизни. Только в семье начинают зарождаться и развиваться нравственные и духовные начала, в семье ребёнок учится понимать людей, любить и заботиться о близких.

В традициях русской культуры семья всегда занимала первостепенное место, ею принято было гордиться, на неё надеяться, ею спасаться. Семейные традиции и обряды учили создавать семью, готовиться к отцовству и материнству, обустраивать дом и воспитывать детей.

В современном обществе происходят процессы, которые отрицательно влияют на формирование ответственного отношения к семье. Взаимоотношения между мужчиной и женщиной обретают совсем другие краски, да и отношение молодёжи к семье, к длительной совместной жизни меняется, к несчастью, в худшую сторону.

Воспитанием будущего семьянина сегодня мало кто занимается. Между тем практика социально-педагогической и социально-культурной работы показывает, что многие проблемы ребёнка и других членов семьи, их социализация берут начало в семейном укладе.

«Семейный уклад – это интегральное понятие, включающее в себя установившийся порядок жизни конкретной семьи, её установки, потребности, интересы, традиции, ценностные ориентации, стиль отношений, личный пример и уровень психолого-педагогической культуры родителей».[2]

Т. В. Лодкина выделяет три типа семейного уклада: благоприятный, педагогически противоречивый и неблагоприятный.

Для семей, жизнь которых характеризуется нормальной нравственной и трудовой атмосферой, стабильностью, положительным примером родителей, гуманистическими и доверительными отношениями между взрослыми и детьми, богатой сферой общения и добрыми семейными традициями, разумными потребностями, полезными увлечениями родителей и детей, свойственен благоприятный уклад.

Для семей с противоречивой нравственной атмосферой, в которых отношения между взрослыми и детьми складываются стихийно, часто возникают ссоры и семейные конфликты, что мешает успешному воспитанию детей, характерен педагогически противоречивый уклад. Уровень психолого-педагогической культуры родителей в таких семьях определяется как средний.

Неблагоприятному укладу семейной жизни присущи неурегулированные отношения между членами семьи, обеднение социально-коммуникативных связей ребёнка, его изоляция, полное или частичное отсутствие педагогически целесообразной организации жизни взрослых и детей, нарушение правил поведения в быту, гипертрофия материальных потребностей и преобладание их над духовными, нередко – накопительство, внешняя показуха или пьянство, аморальное поведение родителей. Уровень психолого-педагогической культуры родителей низкий или негативный.

Семейный уклад зависит от психолого-педагогической культуры родителей. Исследования Т. В. Лодкиной показали, что осведомлённость родителей об интересах своих детей – важный момент психолого-педагогической культуры семьи. В семьях, которые не знают детских интересов и не придают им значения, самостоятельность детей в три раза ниже (17,9 %), чем в семьях, где родители изучают интересы детей (62 %).

Социальные педагоги, классные руководители и учителя выявляют тип семейного уклада, используя методы ретроспективного анализа биографий, анкетирования, анализа карт и стандартизированных характеристик детей и их семьи, метод обобщения независимых характеристик, монографическое изучение семьи, тестирование, метод анализа творческой деятельности детей, беседы с родителями, интервью. Вопросы стандартизированных характеристик распределяются по блокам. Первый формируется на основе данных об условиях жизни детей, состоянии их здоровья, национально-этнических особенностях семьи, влиянии семейного уклада на социальное и психофизическое развитие детей; второй блок включает данные о направленности личности ребенка, его эмоциональном состоянии, волевых качествах, уровне тревожности; третий содержит сведения об отношениях отцов и матерей к воспитанию, методах и приёмах педагогического влияния на ребёнка в семье; четвёртый даёт представление о культуре общения взрослых с ребёнком, трудностях в семейном воспитании.

Анализ карт семьи и стандартизированных характеристик показывает, что в семьях, где семейный уклад позитивный, культура общения носит демократический, доверительный характер, культурные потребности для всех общие, редко проявляется тревожность у детей. При противоречивом семейном укладе чаще присутствуют авторитарный и либеральный стили общения, наблюдается тревожность у детей. Неблагоприятный семейный уклад характеризуется в большей мере конфликтно-агрессивными отношениями между членами семьи, в отношении детей применяются попустительство или наказания. Наблюдаются затруднения в учебно-познавательной сфере и школьная тревожность, отсутствует стремление к общим культурным потребностям. Наблюдения показывают, что трудности в семейном воспитании испытывает каждая вторая семья.[3]

При любом типе семейного уклада воспитательная функция реализуется в соответствии с уровнем психолого-педагогической культуры родителей. Семейному воспитанию присущи непрерывность, продолжительность и устойчивость. Причины многих личностных проблем взрослых людей заложены в детстве педагогически-противоречивым и неблагополучным укладом семейной жизни, недостаточностью или отсутствием общих культурных потребностей, дистанцированием от семьи.

«Ничего нет хуже, когда детские поступки не исправляются и через это в детях обращаются в навык. Эти проступки, будучи запущены, объективно настолько портят ребёнка, что впоследствии уже не бывает возможности никакими увещеваниями исправить его…».[4] В последнее время количество детей с нарушениями в поведении катастрофически увеличивается. Эти нарушения проявляются в высокой тревожности ребёнка, отчуждении, эмоциональной замкнутости, агрессии, враждебности по отношению к родным и сверстникам. Основной причиной этого является нарушение внутрисемейных отношений, которое приводит к трудностям развития коммуникативных способностей детей, ведь семья даёт модель духовного и культурного общения. Основой семейных взаимоотношений является общение, которое позволяет членам семьи удовлетворять потребность в человеческих контактах, информации, уважении и взаимопонимании.

Нравственное, психологическое и социальное здоровье человека, его духовность находятся в прямой зависимости от характера внутрисемейного взаимодействия, от семейной атмосферы. Психологический климат семьи находит выражение в поведении и общении, в тех или иных стереотипах взрослых её членов. И это, в свою очередь, влияет на формирование различных социокультурных ориентаций детей.

Решая задачи социализации детей, семья должна полноценно реализовывать социально-культурную деятельность. Социально-культурная деятельность – это многофункциональная сфера, целями которой являются организация рационального и содержательного досуга людей, удовлетворение и развитие их культурных потребностей.

Ничто так не сплачивает семью, как совместно проведённое свободное время. Организация продуктивного досуга – одна из базовых функций семьи. Культура организации свободного времени в семье напрямую зависит от уклада семейной жизни. Умение содержательно и с пользой для всех членов семьи организовать досуг – показатель высокой культуры, благополучного семейного уклада.

К. Д. Ушинский писал: «Если человек не знает, что ему делать в часы досуга, то тогда портится у него и голова, и сердце, и нравственность». Семейный досуг предполагает совместное обсуждение, дружеские встречи в домашних условиях и на природе, совместный отдых в местах массового отдыха, коллективные занятия и увлечения творчеством в различных формах любительской и общественной деятельности (самостоятельные или организованные в учреждениях культуры и спортивных организациях).

В современной жизни родители и дети одновременно находятся дома в среднем не более 3–4 часов, не считая сна. А общаются намного меньше: работающие матери – около 1 часа, общение с отцами измеряется минутами. Общение родителей и детей происходит преимущественно во время просмотра телепередач, обсуждения школьных проблем, значительно реже – при обсуждении книг, журналов, спектаклей, ещё реже – в совместных прогулках на природе, занятиях спортом, встречах с интересными людьми, посещении театров, музеев и т. д. Место проведения досуга детей и подростков из семьи переместилось в общество сверстников. Между тем совместный семейный досуг является не только эффективным механизмом сплочения членов семьи, разрешения конфликтов, осознания общих ценностей и достижения общих целей, но и необходимым условием социализации ребенка.

Загрузка...