На раннем этапе покорения Греции римляне в насмешку над гортанным выговором назвали «греками» маленькое племя, обитавшее на северо-западной окраине нынешней Греции. Сами греки примерно с конца VIII в. до н. э. называли себя эллинами, поэтому писать «эллины», «эллинский» вместо «древние греки», «древнегреческий» – допустимо, хотя на фоне сложившейся у нас традиции это выглядит несколько манерно. И все-таки за отказ от бесконечного повтора прилагательного «древние» я готов принять такой упрек.
Гаспаров М. Л. Занимательная Греция: Рассказы о древнегреческой культуре. М., 1995. С. 186.
Плиний Старший. Естественная история. Кн. XXXV, гл. V, 15. Перевод Г. А. Тароняна.
Там же. Кн. XXXV, гл. XLIII, 151.
Гёте И.‐В. Простое подражание природе, манера, стиль. М., 1980.
Стоикита В. Краткая история тени. СПб., 2004. С. 17, 18.
Плиний Старший. Указ. соч. Кн. XXXV, гл. XLIII. Римский полководец Муммий взял Коринф в 146 г. до н. э.
Там же. Кн. XXXV, гл. V, 15.
Чернофигурные вазы начали изготовлять в Афинах около 630 года до н. э., краснофигурные – веком позднее.
Геродот. История. Кн. II, 53. Перевод Г. А. Стратановского.
Гаспаров М. Л. Поэзия Пиндара // Пиндар, Вакхилид. Оды. Фрагменты. М., 1980. С. 361.
Пиндар. Немейские песни. 6 <«Бассиды»>. 1–3. Перевод М. Л. Гаспарова.
Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. Кн. IX, 51. Перевод М. Л. Гаспарова.
Там же. Кн. IX, 54.
Там же. Кн. IX, 52.
Аристотель. Никомахова этика. Кн. X, 1177b 30. Перевод Н. В. Брагинской.
Аристотель. Сочинения: В 4 т. Т. 4. М., 1983. С. 750.
Гомер. Илиада. XVIII, 538. Перевод Н. М. Минского.
Плиний Старший. Указ. соч. Кн. XXXV, гл. XXXVI, 66.
Панченко Д. Гомер, «Илиада», Троя. СПб., 2016. С. 46.
Гомер. Указ. соч. XVIII, 569–571.
Буркерт В. Греческая религия: Архаика и классика. СПб., 2004. С. 162.
Плиний Старший. Указ. соч. Примеч. 1 к кн. XXXV, гл. XXXVI, 65.
Сенека Старший. Контроверсии. X, 34, 27.
Аристотель. Поэтика. 1461b 11, 12. Перевод В. Г. Аппельрота.
Там же. 13–14.
Плиний Старший. Указ. соч. Кн. XXXV, гл. XXXVI, 64.
Афиней. Пирующие софисты. Из рассуждения грамматика Мирсила о знаменитых женщинах. XIII, 590F. Перевод Т. А. Миллер и М. Л. Гаспарова.
Вафилл // Лирика Эллады: Антология античной лирики в русских переводах / Сост. Я. Э. Голосовкер. Кн. II. Томск; М., 2006. С. 187. Перевод Л. А. Мея.
Винкельман И.‐И. История искусства древности // Винкельман И.‐И. Избранные произведения и письма. М., 1996. С. 297, 298.
Isler-Kerény C. Dionysos in Archaic Greece. An Understanding through Images. Leiden, Boston. 2007. P. 172. Корнелия Излер-Кереньи ссылается на: Frontisi-Ducroux F. Du masque au visage. Paris, 1995. 100 f.
Доддс Э. Р. Греки и иррациональное. СПб., 2000. С. 143, примеч. 82.
Якобсон Р. Лингвистика и поэтика // Структурализм: «за» и «против». М., 1975. С. 228.
Кларк К. Нагота в искусстве. Исследование идеальной формы. СПб., 2004. С. 50, 51.
Доддс Э. Р. Указ. соч. С. 263, 264.
Там же. С. 264.
«Правда, именно в тех местах [на пилосских табличках. – А. С.], где говорится об этом боге, отсутствует надежный контекст» (Буркерт В. Указ. соч. С. 70, 71).
Павсаний. Описание Эллады. Кн. I, гл. 3: 1. Перевод С. П. Кондратьева.
Неоднократные упоминания о воображаемом перевоплощении симпосиастов в сатиров: Isler-Kerény C. Op. cit.
Виппер Б. Р. Искусство Древней Греции. М., 2017. С. 216.
Дионис изображен еще раз на противоположной стороне кратера, ярусом ниже, в сцене возвращения Гефеста на Олимп.
Гомер. Одиссея. XXIV, 72. Перевод В. В. Вересаева.
Henrichs A. Myth Visualized: Dionysos and His Circle in Sixth-Century Attic Vase-Painting // Papers on the Amasis Painter and his World. Malibu, 1987. P. 94, 95.
Гомер. Илиада. XXIII, 91, 92.
Isler-Kerény C. Op. cit. P. 75–79.
Гомер. Одиссея. XI, 6, 7.
Isler-Kerény C. Op. cit. P. 186.
Boardman J. Greek Sculpture. The Classical Period. London, 2005. P. 186.
Гомеровы гимны. VII. Дионис и разбойники. 34–39, 44–53. Перевод В. В. Вересаева.
Пиндар. Энкомий Фрасибулу Акрагантскому. Перевод М. Л. Гаспарова.
Isler-Kerény C. Op. cit. P. 226.
Доддс Э. Р. Указ. соч. С. 119.
Аполлодор. Мифологическая библиотека. Кн. III, гл. V: 3. Перевод В. Г. Боруховича.
Isler-Kerény C. Dionysos in Classical Athens. An Understanding through Images. Leiden, Boston. 2015. P. 63.
Называя того или иного вазописца «первым», я имею в виду сохранившиеся памятники (в архиве сэра Джона Бизли их зарегистрировано примерно 130 тысяч). По мнению специалистов, это от 0,5 до 1 процента от расписанных античными мастерами (Вудфорд С. Образы мифов в классической античности. М., 2023. С. 242).
Убедительная реконструкция К. Излер-Кереньи: Isler-Kerény C. Op. cit. P. 169.
Ibid. P. 170, 171.
Isler-Kerény C. Op. cit. P. 166–177. Эту идентификацию с оговоркой «почти достоверная» еще до швейцарской исследовательницы принял Джон Бордман. Ранее кандидатом был Геракл, а ближе к временам Ницше – Тесей (Boardman J. Op. cit. P. 101).
Лет на десять раньше Мастер Персефоны написал ночную сцену возвращения Персефоны на землю на кратере из Музея Метрополитен (№ 28.57.23).
Гомер. Илиада. XXI, 461–466.
Буркерт В. Указ. соч. С. 251.
Доддс Э. Указ. соч. С. 117, 118.
Йегер В. Пайдейя. Воспитание античного грека. Т. 1. М., 2001. С. 212.
Юнгер Ф. Г. Греческие мифы. СПб., 2006. С. 137, 145.
Доддс Э. Указ. соч. С. 98 (Доддс цитирует К. М. Робертсона).
Там же. С. 146.
Гомеровы гимны. I. К Аполлону Делосскому. 1–4. Перевод В. В. Вересаева.
Начинаю обзор скульптурной иконографии Аполлона с ксоана в Амиклах, а не с относящейся примерно к этому же времени посвятительной статуэтки из Фив (ок. 700 – 675 гг. до н. э. Бронза, выс. 20 см. Бостон, Музей изящных искусств. № 03.997), следуя Джону Бордману, сомневающемуся, что эта статуэтка изображает Аполлона.
Павсаний. Указ. соч. Кн. III, гл. 19: 2, 3. Описание Павсания подтверждается найденным в Амиклах вотивным барельефом классического периода и изображениями на монетах.
Там же. Гл. 10: 8.
Павсаний. Указ. соч. Кн. III, гл. 19: 5.
Там же. Гл. 16: 2.
Гомер. Указ. соч. I, 600–603.
Гомеровы гимны. III. К Гермесу. 510. Перевод В. В. Вересаева.
Буркерт В. Указ. соч. С. 249.
Boardman J. Op. cit. P. 23, 24.
Ольга Палагия считает эту статую архаизирующим пастишем, созданным в IV или начале III в. до н. э.: Palagia O. Towards a publication of the Piraeus bronzes: the Apollo // Monographie Instrumentum 52. Proceedings of the XVIIth International Congtess on Ancient Bronzes, Izmir. 2016. P. 234.
Boardman J. Op. cit. P. 85, Il. 150; Акимова Л. Искусство Древней Греции: Геометрика, архаика. СПб., 2007. С. 309, 310.
Mitsopoulou Th. Apollo of Piraeus Archer or Charioteer? URL: https://www.greecetravel.com/archaeology/mitsopoulou/apollo/ (дата обращения 19.08.2021).
Boardman J. Op. cit. P. 85
Сеннет Р. Плоть и камень: Тело и город в западной цивилизации. М., 2016. С. 34.
Прекрасным аристократам противопоставляются сатиры с их гигантскими фаллами (Галанин Р. Мясная ляжка, широкоанусность и фаллефория: Краткое введение в язык древнегреческой гомосексуальности. URL: https://knife.media/greek-gay-language/ (дата обращения 01.12.2021)).
Babich B. Greek Bronze: Holding a Mirror to Life. Expanded reprint from the Irish Philosophical Yearbook 2006: In Memoriam John J. Cleary 1949–2009. P. 24–30.
«Tapeinos, „смиренный“ в связи с религией всплывает лишь у позднего Платона» (Буркерт В. Указ. соч. С. 469).
Йегер В. Указ. соч. С. 472.
Цитату из Симонида, приведенную Платоном в «Протагоре», привожу в переводе М. Л. Гаспарова: Гаспаров М. Л. Древнегреческая хоровая лирика // Пиндар, Вакхилид. Оды. Фрагменты. М., 1980. С. 349.
Винкельман И.‐И. Указ. соч. С. 293.
Буркерт В. Указ. соч. С. 247.
Аполлодор. Указ. соч. Кн. II, гл. VI: 2.
Janicka J. The struggle for the Delphic tripod – a historical approach to an iconographic motif // Actas XIV Congreso de Estudios Clásicos (Barcelona, del 13 al 18 de juliol de 2015) / Ed. J. Carruesco. P. 1–11.
Boardman J. Op. cit. P. 76.
Кочерга Витгенштейна. URL: https://pikabu.ru/story/kocherga_vitgenshteyna_5530485 (дата обращения 29.09.2023).
Шпенглер О. Закат Европы: Очерки морфологии мировой истории. Т. 1. Гештальт и действительность. М., 1993. С. 440.
Аполлодор. Указ. соч. Эпитома, гл. I, 21.
Barringer J. M. The Temple of Zeus at Olympia, Heroes, and Athletes // Hesperia: The Journal of the American School of Classical Studies at Athens. Apr. – Jun., 2005. Vol. 74. № 2. P. 236.
Кларк К. Указ. соч. С. 54.
Boardman J. Greek Sculpture. The Classical Period. London, 2005. P. 36.
Barringer J. M. Op. cit. P. 236.
Кларк К. Указ. соч. С. 55, 56.
Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Кн. IV: VII, 4. Перевод О. П. Цыбенко.
Шекспир У. Сонет 23. Перевод С. Я. Маршака.
Плиний Старший. Указ. соч. Кн. XXXIV, гл. XIX.
Кливлендский художественный музей приобрел в 2004 году бронзовую статую Аполлона Савроктона, которая во всем, включая размер, аналогична луврскому мрамору. Глаза бронзового Аполлона инкрустированы, руки и ствол дерева утрачены; отдельный сохранившийся фрагмент – ящерица. Происхождение этой статуи вызывает споры специалистов.
Neils J. Praxiteles to Caravaggio: The Apollo Sauroktonos Redefined // The Art Bulletin. Vol. 99. № 4 (December 2017). P. 24. Я не принимаю интерпретацию этой картины, основанную Дженнифер Нейлз на фаллических коннотациях ящерицы.
Цит.: Алпатов М. В., Ростовцев Н. Н. Искусство: живопись, скульптура, архитектура, графика: В 3 т. Т. 1. М., 1987.
Хоркхаймер М., Адорно Т. Диалектика Просвещения: Философские фрагменты. М.; СПб., 1997. С. 16–22.
Гегель Г. В. Ф. Лекции по эстетике. Т. 2. СПб., 2007. С. 136.
Кларк К. Указ. соч. С. 65.
Делёз Ж. Ницше. URL: http://www.bim-bad.ru/docs/deleuze_nietzsche.pdf (дата обращения 05.09.2021).
Хогарт У. Анализ красоты. Л., 1987. С. 166, 168.
Кларк К. Указ. соч. С. 427. Кларк указал высоту этой статуи приблизительно: 200 см.
Leventi I. Leochares // The Dictionary of Art. New York, 2003. T. 19. P. 169, 170.
Винкельман И.‐И. Пояснение к мыслям о подражании греческим произведениям в живописи и скульптуре // Винкельман И.‐И. Избранные произведения и письма. М., 1996. С. 171.
Винкельман И.‐И. О способности чувствовать прекрасное в искусстве // Там же. С. 217.
Буркерт В. Указ. соч. С. 327.
Доддс Э. Р. Указ. соч. С. 52.
Гомеровы гимны. III. К Гермесу. 387–390. Перевод В. В. Вересаева.
Там же. 52, 436.
Там же. 424, 447–449, 486–488, 524–526.
Гомер. Указ. соч. XXIV, 333, 334.
Эсхил. Прикованный Прометей. 945, 946. Перевод А. И. Пиотровского.
Буркерт В. Указ. соч. С. 261, 262.
Гомер. Указ. соч. XXIV, 346, 347.
Alexandridou A. Hermes in Attic Early Black-Figured Vase-Painting. Reflections of Contemporary Attica // BABESCH 86 (2011). P. 15–20.
Пиндар. Олимпийские песни. 7 <«Родос»>. 38. Перевод М. Л. Гаспарова.
Lowell E., Stealing H. The Myth of the Abducted Wife in Comparative Perspective // Princeton Univercity Press, 2016. P. 125.
Буркерт В. Указ. соч. С. 470.
«Куротропос» – статуэтка женщины с младенцем.
Гомеровы гимны. III. К Гермесу. 301.
Павсаний. Указ. соч. Кн. IX, гл. 22: 2.
Moore M. B. Satyrs by the Berlin Painter and a New Interpretation of His Namepiece // Antike Kunst. 2006. 49. Jahrg. (2006). P. 24.
В 1927 году С. К. Дженкинс предположила, что Берлинский Мастер воспроизвел на амфоре ныне утраченную скульптурную группу работы Мирона (Jenkins C. K. The Reinstatement of Myron – II // The Burlington Magazine for Connisseurs. Apr. 1927. Vol. 50. № 289. P. 190–196). Более надежные датировки показали ошибочность этой гипотезы. Но само по себе сходство группы на амфоре Берлинского Мастера с некой (пусть не существовавшей в действительности) скульптурной группой отрицать невозможно.
Лира у греков – общее название группы струнных музыкальных инструментов, к которым относится и кифара.
Moore M. B. Op. cit. P. 28.
Гомер. Указ. соч. XXIV, 339.
Павсаний. Указ. соч. Кн. VI, гл. 26: 5.
Буркерт В. Указ. соч. С. 261.
Цицерон. О природе богов. 3, 56. Перевод М. И. Рижского.
Буркерт В. Указ. соч. С. 261.
Radulovic C., Vukadinovic S., Smirnov-Brkic A. Hermes the Transformer Agora // Estudos Classicos em Debate. January 2015. P. 51.
Буркерт В. Указ. соч. С. 261.
Radulovic C., Vukadinovic S., Smirnov-Brkic A. Op. cit. P. 47–51.
Павсаний. Указ. соч. Кн. I, гл. 15: 1.
Radulovic C., Vukadinovic S., Smirnov-Brkic A. Op. cit. P. 52, 53, 55.
Платон. Кратил. 408 a–b. Перевод Т. В. Васильевой.
Jenkins C. K. Op. cit. P. 190.
Гомер. Одиссея. XXIV, 1–14.
Georgiades R. Deathly Depictions and Descriptions: Understanding Attic Representations of the Deceased in the Afterlife in Text and Image during the 6th and 5th Centuries BC. University of Sydney, 2016. P. 13.
Death and the Vase: A Panoply Interview with Dr Bridget Martin. URL: http://panoplyclassicsandanimation.blogspot.com/2016/10/death-and-vase-panoply-interview-with.html (дата обращения 14.10.2021).
Terracotta Bell Krater Attributed to the Persephone Painter in the Metropolitan Museum of Art, November 2009. URL: http://www.ipernity.com/doc/laurieannie/24663715 (дата обращения 17.10.2021).
Вакхилид. Отрывок из гимна Гекате // Пиндар. Вакхилид. Оды. Фрагменты. М., 1980. С. 275. Перевод М. Л. Гаспарова.
Гомеровы гимны. V. К Деметре. 440. Перевод В. В. Вересаева.
Литвинец Н. С. Комментарий к кн.: Rainer Maria Rilke. Gedichte. Moskau, 1981. S. 438.
Рильке Р. М. Орфей. Эвридика. Гермес. Перевод В. Б. Микушевича.
Гомер. Илиада. XXIV, 347.
Акимова Л. Искусство Древней Греции. Классика. СПб., 2007. С. 337.
«Только тот, кто неважно знает обычаи греков, может воспринимать этот жест как призыв» (Mach E. von. A Handbook of Greek and Roman Sculpture. Boston, 1905. P. 221).
Павсаний. Указ. соч. Кн. V, гл. 17: 3.
Впечатляющий перечень мнений специалистов по Ричарду Уайчерли: 1) «Гермес» – эллинистическая копия (прекрасная или не очень, или плохая, – эстетические суждения варьируют широко). 2) Это эллинистический оригинал, возможно, работы некоего другого Праксителя. 3) Это римская копия императорского периода. 4) Оригинал был из мрамора. 5) Оригинал был из бронзы. 6) «Гермес» сильно отличается от манеры Праксителя (согласия о степени отличий нет). 7) Пракситель сначала создал статую Пана с младенцем Дионисом, которую после некоего ее повреждения переделал в «Гермеса». Вывод Уайчерли – «оставаться с Павсанием» (Wycherley R. E. Pausanias and Praxiteles // Hesperia Supplements. Vol. 20. Studies in Athenian Architecture, Sculpture and Topography. Presented to Homer A. Thompson (1982)). Но вопрос остается открытым по сей день (Ajootian A. Praxiteles // Personal Styles in Greek Sculpture / Eds. O. Palagia, J. J. Pollitt. Cambridge, 1998. P. 104–108).
Гомер. Указ. соч. XXIV, 340, 341.
Вероятно, гроздь была сделана из бронзы. Предположение о ее существовании подтверждается композиционным сходством статуи Праксителя с изображением сатира, забавляющего виноградной гроздью младенца-Диониса, на стене дома Навильо в Помпеях (Carpenter R. Op. cit. P. 11. Pl. 2. Fig. 5).
«Ствол дерева с накинутым на него плащом является здесь не просто абстрактной опорой, но имеет реальное пейзажное значение» (Виппер Б. Р. Указ. соч. С. 421).
«Изнеженное тело Гермеса мало соответствует характеру подвижного вестника богов, спортивным наклонностям покровителя палестры» (Там же).
Cit.: Smith A. H. The Sculptures in Lansdowne House // The Burlington Magazine for Connoisseurs. Vol. 6. № 22. Jan. 1905. P. 277.
Гомеровы гимны. III. К Гермесу. 571.
Буркерт В. Указ. соч. С. 256, 385.
Гомер. Одиссея. VIII, 333, 334.
Павсаний. Указ. соч. Кн. III, гл. 23: 1.
Там же. Кн. III, гл. 15: 8.
Budin S. L. Aphrodite Enoplion // Brill’s Companion to Aphrodite / Eds. A. C. Smith, S. Pickup. Leiden; Boston, 2010. P. 83.
Гомер. Илиада. V, 310–351.
Там же. V, 427–429.
Гесиод. О происхождении богов (Теогония). 176–200. Перевод В. В. Вересаева.
Гомеровы гимны. IV. К Афродите. 7–15. Перевод В. В. Вересаева. Две другие богини, неподвластные Афродите, – Артемида и Гестия.
Еврот – самая большая река в Лаконии (Пелопоннес), на берегу которой находится древний и нынешний город Спарта.
Леонид Тарентский. 24. Афродита в Спарте // Греческая эпиграмма. Л., 1992. Перевод Л. В. Блуменау.
Леонид Тарентский. 103. Афродита в боевых доспехах // Там же. Перевод С. П. Кондратьева.
Павсаний. Указ. соч. Кн. III, гл. 15: 8.
Гесиод. Указ. соч. 200 (строка, В. В. Вересаевым пропущенная).
Сафо. «Пестрым троном славная Афродита…» // Эллинские поэты. М., 1963. С. 233. Перевод В. В. Вересаева.
Гомер. Указ. соч. XIV, 215–216.
Сафо. Указ. соч.
Гомеровы гимны. IV. К Афродите. 69–73 // Эллинские поэты. М., 1963. С. 233. Перевод В. В. Вересаева.
Тацит. История. 2. 3. Перевод Г. С. Кнабе.
Гомер. Указ. соч. XXIV, 22–29.
Mancilla C. Artistic and literary representations of the judgement of Paris in antiquity. A thesis submitted for the degree of Master of Philosophy of the Australian National University. 2015. P. 19.
Lemos A. A. Iconographical Divergencies in Late Athenian Black-Figure: The Judgement of Paris // Athenian Potters and Painters / Eds. J. H. Oakley, O. Palagia. Vol. II. Oxford, 2009. P. 135, 136.
Boardman J. Athenian Black Figure Vases. A Handbook. London, 1997. P. 228.
Павсаний. Указ. соч. Кн. I, гл. 22: 3.
«Трон Людовизи». Ок. 460 г. до н. э. Мрамор, 89 × 176 × 69 см. Рим, Национальный музей Палаццо Альтемпс. Инв. № 8570. Мрамор греческого происхождения (Boardman J. Greek Sculpture. The Classical Period. London, 2005. P. 67), верхний край утрачен. В исходном состоянии «трона» его высота составляла не менее метра.
Boardman J. Op. cit. P. 67.
Casson S. Hera of Kanathos and the Ludovisi Throne // The Journal of Hellenic Studies. Vol. 40 (1920). P. 139.
Schindler R. K. Aphrodite and the Colonization of Locri Epizephyrii // Electronic Journals from the Digital Library and Archives, University Libraries, Virginia Tech. Vol. 11. November 2007.
Трактовка Людмилы Акимовой: гетера – «представительница Афродиты Пандемос», матрона – «служительница более новой ипостаси богини, Афродиты Урании» (Акимова Л. Указ. соч. С. 110).
Великолепная метафора «ландшафт» применительно к рельефу женского тела пришла в голову Кеннету Кларку, когда он описывал «Трон Людовизи» (Кларк К. Указ. соч. С. 96).
The British Museum. URL: https://www.britishmuseum.org/collection/object/G_1816-0610-97 (дата обращения 27.11.2021).
Винкельман И.‐И. Мысли по поводу подражания греческим произведениям в живописи и скульптуре // Винкельман И.‐И. Избранные произведения и письма. М., 1996. С. 107.
Павсаний. Указ. соч. Кн. I, гл. 14: 7.
Stewart A. Hellenistic Free-Standing Sculpture from the Athenian Agora. Part 1. Aphrodite // Hesperia. Vol. 81. 2012. P. 272.
Геродот. Указ. соч. Кн. I, 8. См. примеч. 17.
Ксенофонт. Воспоминания о Сократе. Кн. III, гл. 11. 1, 4. Перевод С. И. Соболевского.
Stewart A. Op. cit. P. 278.
Widdowson A. J. The Many Faces of «Golden Aphrodite» – An exploration of Aphrodite’s multidimensionality // University of Reading. Department of Classics. 2014. P. 28–40.
Доддс Э. Указ. соч. С. 259.
Буркерт В. Указ. соч. С. 259.
Sokolowski F. Aphrodite as Guardian of Greek Magistrates // Harvard Theological Review. Vol. 57. January. 1964. № 1. P. 1–8.
Мысль, подсказанная мне Борисом Николащенко.
Пример – фрагмент афинского килика в Музее Метрополитен, расписанного около 400 г. до н. э. Йенским Мастером, на котором сохранилось изображение обнаженной по пояс Афродиты с Эротом, играющим на арфе.
Мимнерм. Из песен к Нанно. 1 // Эллинские поэты в переводах В. В. Вересаева. М., 1963. С. 285.
Платон. Пир. 211 c–e; 212 a. Перевод С. К. Апта.
Плиний Старший. Указ. соч. Кн. XXXV, гл. XLV, 156. Цезарь учредил культ Venus Genetrix, поскольку считал, что его род восходит к Юлию – сыну Энея и внуку Венеры.
Boardman J. Op. cit. Fig. 197.
Плиний Старший. Указ. соч. Кн. XXXVI, гл. IV, 16.
Павсаний. Указ. соч. Кн. I, гл. 19: 2.
Лукиан из Самосаты. Изображения. 4. Перевод Н. П. Баранова.
Кларк К. Указ. соч. С. 96.
Harcum C. G. A Statue of the Type Called the Venus Genetrix in the Royal Ontario Museum // Vol. 31. № 2. P. 141.
В главе «Дионис» я описал берлинский динос, расписанный этим мастером ок. 415 г. до н. э. (ил. 14).
Письмо из Рима от 19 декабря 1767 года (Winkelmanns Briefe. Dritter Band. 1766–1768. Berlin, 1825. S. 279).
Mountza. URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Mountza (дата обращения 16.01.2022).
Павсаний. Указ. соч. Кн. IV, гл. 31: 8.
В том, что это Афина, не сомневается Людмила Акимова (Акимова Л. Указ. соч. С. 266).
Ляпустин А. Г. Соотношение предела и беспредельного в ранней греческой философии. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sootnoshenie-predela-i-bespredelnogo-v-ranney-grecheskoy-filosofii (дата обращения 17.01.2022).
Платон. Указ. соч. 212с.
Ныне город Текир, расположенный на конце узкого полуострова на юго-западе Турции.
Плиний Старший. Указ. соч. Кн. XXXVI, гл. IV, 20, 21. О существовании «Афродиты Косской» сообщает только Плиний. Не исключено, что рассказ об одновременном создании Праксителем двух Афродит – одетой и нагой (соответственно, Косской и Книдской) – позднейший вымысел. Но если эта история и не соответствует исторической истине, для меня она не утрачивает ценности, поскольку важна для обсуждения «Афродиты Книдской».
Лукиан из Самосаты. Две любви. 13–17.
Havelock Ch. M. The Aphrodite of Knidos and Her Successors. A Historical Review of Female Nude in Greek Art. University of Michigan, 1995. P. 37.
Love I. C. A Preliminary Report of the Excavations at Knidos, 1970 // American Journal of Archaeology. Jan., 1972. Vol. 76. № 1. P. 72–74.
Mellink M. J. Archaeology in Anatolia // American Journal of Archaeology. Jan. 1992. Vol. 96. № 1. P. 139 (Knidos).
Havelock Ch. M. Op. cit. P. 2.
Фуко М. История сексуальности-III: Забота о себе. Гл. 2. Псевдо-Лукиан. URL: http://www.filosofa.net/book-91-page-45.html (дата обращения 27.01.2022).
О том, что моделью Праксителя была Фрина, сообщает Афиней (Указ. соч.). Клемент Александрийский и Арнобий называют Кратину.
Критика этого представления: Havelock Ch. M. Op. cit. P. 19–37.
Другое мнение: «Пракситель представил Афродиту обнаженной, сюжетно оправдывая это моментом купания, но купания не в море, а, как это делали гречанки, поливая себя водой из кувшина, вот почему рядом с богиней стоит гидрия – сосуд для воды» (Давыдова Л. И. Греко-римская скульптура в собрании Эрмитажа. СПб., 2020. С. 227).
Эту гипотезу первым высказал швейцарский археолог Иоганн Якоб Бернулли в 1873 году (Havelock Ch. M. Op. cit. P. 22).
Быт. 2: 25; 3: 7.
Там же. 1: 28.
Lamar L. Aphrodite and Her Famous Nudity. An Analysis on The Origins of Praxiteles’ Creation of the Aphrodite of Knidos // Heritage Daily. May 28. 2013.
Палья К. Языческая красота // Палья К. Личины сексуальности. Екатеринбург, 2006. С. 139, 149.
Carpenter R. Greek Sculpture. Chicago, 1960. P. 174.