– Вы сейчас сказали нечто, что для многих, особенно ученых, является совершенно неожиданным и новым. Вы сказали, что человек должен изменить себя, чтобы открыть, почувствовать Творца.
– Есть такой анекдот: профессор математики не должен быть треугольником. А вот каббалист должен стать именно таким духовным треугольником.
– Каббалист и вообще любой человек, который по-настоящему хочет постичь все, о чем говорится в Торе, сам должен измениться по ходу изучения?
– Да. Этого требования обычные науки, которые изучают физический материальный внешний мир, нам не предъявляют. Окружающий нас мир изучается в сфере наших чувств и свойств, с которыми мы родились. Высшую силу, которая его создала, человек изучает через себя, через изменение себя.
– Человек изменяется по ходу простого чтения этой книги или нужен какой-то особый подход?
– В этическом смысле он может и измениться. Эта книга является источником для создания общественных, государственных, судебных, семейных законов, формирования теории воспитания и прочее. Всё это используется в рамках нашего человеческого общества и не вызывает в человеке необходимости изменить себя.
Но если он изучает каббалу, то там ему четко указывается, что он должен сделать, чтобы начать раскрывать высшую силу. Сама учеба ведет его к изменению себя.
Если человек думает серьезно войти вглубь Торы, проникнуть в ее внутренние пласты, пробраться сквозь этот рассказ, исторический, приключенческий, романтический. Если он хочет пробиться через внешний слой, тогда ему необходим особый словарь, особые понятия. Он должен знать, что именно подразумевается под каждым словом. Ведь мы видим только поверхностные значения этих слов – то, что нам известно из нашего мира.
– Поэтому все изложенные в Торе события напоминают нам исторический роман?
– Когда мы просто читаем эту книгу, то под каждым словом понимаем то, что оно обозначает в этом мире. Все изложенные в ней события напоминают нам исторический роман. Если же я придаю этим словам внутреннее наполнение, то мне уже рисуется картина сил, их расстановка. Я вижу сетку сил, которая управляет нашим миром, и начинаю сквозь внешнюю картину, которую рисует книга, видеть внутреннюю.
Происходит, как в театре кукол: я начинаю видеть руки, которые управляют куклами. Далее идет более глубокое постижение, когда я начинаю видеть замысел, программу работы этих рук (этих сил), пока не добираюсь до самого Первоисточника, которого я и называю Творец. Таких слоев четыре, каббала говорит обо всех этих четырех слоях.
– Четыре слоя погружения?
– Да, именно погружения. Через обычный поверхностный слой книги мы можем пройти постепенно все глубже и глубже.
Причем, давать не просто перевод, словарь, а трактовку понятий, их каббалистический смысл, более глубокий уровень. В процессе чтения и нашего разговора сквозь внешнюю картину, которая возникает при простом чтении, постепенно начнут проявляться более внутренние картины. Эти внутренние картины многоплановы: часто они говорят об изменении человека, об управлении изнутри Творцом и так далее. Начнут проявляться внутренние состояния, а не внешние события, происходящие с людьми в нашем мире, которые, якобы, путешествуют по пустыням, странствуют по земле.
Если бы эта книга просто рассказывала историю древнего народа, то, разумеется, она не была бы такой особенной.