Часть 2

История создания Григорианского календаря

Из содержания предыдущей части, вы уважаемый читатель уже хорошо знаете историю создания Юлианского календаря, а также осведомлены обо всех его основные недостатках, которые требовали от правителей европейских стран и руководителей обоих ветвей христианской церкви, проведения немедленной реформы существующего летосчисления.

Поэтому прежде чем начать, рассказ о структуре и принципах устройства нового календаря, давайте рассмотрим вопросы подготовки реформы и назовем главных действующих лицах прямо причастных к созданию и внедрению в оборот календаря, т. е покажем историю вопроса.

А исторические события развивались по принципу, озвученному в одной из русских поговорок "Скоро сказка сказывается да не скоро дело делается!"

Но, главным инициатором реформы календаря, все же выступила Римско-католическая церковь (лат. Ecclesia Catholica Romana), поскольку именно она в первую очередь была заинтересована в том, чтобы новый календарь обеспечивал точное определения дня Пасхи (главного христианского праздника).

Впервые вопрос отставания календаря официально обсуждался уже в 325 г. на Первом Никейском Соборе, чтобы установить праздник Пасхи, который по традиции и во избежание совпадений с другими праздниками, ранее был установлен в День весеннего равноденствия, то – есть 21 марта.

Но Юлианский календарь, отставал все больше и поэтому "Пасха" праздновалась все позднее.

В целях определения точного дня Пасхи вопрос о реформе календаря вновь обсуждался на Соборе в Костанце (1414-1418), затем на Базилейском Соборе и на Лютеранском (1512-1517).

Первым, из Римских Пап взявшимся за реформу календаря стал Папа Лев X. Он учредил комиссию, но дело не было доведено до конца по независящим от него обстоятельствам.

После него другие Папы: Элевтерий, Виктор I, Иоанн I, Клемент IV, Клемент VI, Сикст IV тоже пытались решить этот вопрос, но вновь безуспешно!

На Трентийском Соборе (1545-1563) вновь было решено потребовать от нового Папы Григория XIII реформировать календарь.

И раз он, в нашей истории, есть главным действующим лицом, от воли которого завило принятие решение о введении нового календаря, то и давайте более детально изучим его любопытную биографию.

Справка: Григорий XIII (лат. Gregorius PP. XIII; в миру Уго Бонкомпаньи, итал. Ugo Boncompagni; 7 января 1502[1] – 10 апреля 1585) – папа римский с 13 мая 1572 по 10 апреля 1585 год.

Уго Бонкомпаньи родился 7 января 1502 года в Болонье. Происходил из дворянской семьи. Изучал право в Болонском университете, а затем, как квалифицированный юрист, доктор права, был советником многих епископов в Риме и Триденте.

В 1565 году был назначен кардиналом и послан с дипломатической миссией в Мадрид.

В период понтификата Пия IV не одобрял слишком жёстких, по его мнению, папских приговоров.

Имел одного внебрачного сына, Джакомо, которого после получения папской тиары не мог слишком сильно опекать в новой атмосфере тридентской реформы. Григорий XIII – последний папа, про которого точно известно, что у него были незаконные дети.

Большую власть над папой имели иезуиты, театинцы и их сторонники.

Однако Григорию XIII удалось назначить кардиналами двух своих племянников, но их влияние в Римской курии было ограниченным. Родной брат папы, который выехал из Болоньи в Рим, чтобы поздравить Григория с избранием на трон св. Петра, получил приказ вернуться обратно.

Хронисты подчеркивают, что папа, по примеру Пия V, вёл набожный образ жизни и, что даже в первые годы понтификата, еженедельно трижды сам отправлял мессу.

В период Возрождения вид папы, служащего обедню (кроме особо торжественных случаев), был крайне редким.

В Риме дело реформы продолжали члены новых монашеских орденов, призванных возродить религиозную жизнь и пропагандировать христианские принципы в духе решений Тридентского собора.

По инициативе папы Григория XIII в Риме появилось два новых учебных заведения (коллегии).

Первая коллегия получила позднее название Григорианского университета, а вторая – Германская коллегия – была предназначена для немецкого духовенства, происходившего из высших слоев общества, и призвана оздоровить мораль духовенства в Германской империи.

Создана была также Греческая коллегия для обучения духовенства, предназначенного для пастырской деятельности на территориях, находившихся под влиянием православной церкви.

И как мы уже знаем, что именно Григорий XIII в 1572 принял решение об учреждении "Комиссии о реформе календаря", работа которой завершилась в 1580.

После чего в 1582 Папа Григорий XIII своей буллой "Inter gravissimas" санкционировал появление нового календаря, который до сих пор пользуется в большинстве стран мира и получил в честь папы наименование "Григорианского".

Но историки, упоминая об этом документе, никогда не приводят его перевода на русский язык. Поэтому я наверно впервые открыто публикую свой вариант перевода вышеназванной папской буллы. Это очень интересный и поучительный документ и давайте внимательно ознакомится с его содержанием.

Возможно, мой перевод есть несовершенным в литературном контексте, но зато он близко к оригиналу, отражает основные моменты календарной реформы.

Inter Gravissimas ("Среди важнейших")

Григорий, епископ, раб рабов Бога, в вечной памяти.

"Среди наших серьезных пастырских обязанностей, не последнее, есть то, что мы заботимся, чтобы священные обряды с помощи Божией были защищенные.

Также принимаются в свое внимание и необходимость окончательного их отражение в молитвенниках, но они были остановлены из-за отсутствия времени, и тогда на Совете отцов, было решено передать этот вопрос властям и на суд римского понтифика.

Однако существуют две основные части: отражение священных обрядов в молитвенниках: молитв и религиозных гимнов, которые надлежит читать на государственные праздники и в рабочие дни;

Другие проблемы: годовой цикл Пасхи и других праздники, возвращение которых зависит от измерения движения Солнце и Луна.

Реформа первой части, была проведена Пий V [1566-1572], нашим предшественником и вступили в силу.

Реформа второй части, которая требует, прежде всего, восстановление календаря, была обсуждаема, в течение длительного времени, нашими предшественниками римскими понтификами.

Тем не менее, она не могла быть проведена, до сих пор, потому, что различные проекты календарной реформы, предложенные астрономами, представляли, огромные и почти непреодолимые трудности, которые всегда сопровождаются при осуществлении такой реформы.

И они не были прочны, и особенно они не поддерживали нетронутыми древние обряды Церкви, а это была наша первая задача в этом деле.

Хотя, таким образом, эта обязанность была возложена на нас, она была разрешено.

Наш дорогой сын Антонио Lilio, профессор науки и медицины, принес нам книгу, написанную в свое время его братом Алоизием [Luigi], в которой он показал, что с помощью нового цикла epacts, которые он разработал, и вычислил свои собственные специфические Золотые номера модели (календаря – автор) и полностью разместил любой Солнечный год, где каждый [Дефект] календаря был устранен, и постоянные пересчеты не будут требоваться, для каждого нового поколения.

Он, таким образом, был в состоянии восстановить и объяснить, почему в этот календарь никогда не придется опубликовать дальнейшие изменения.

Этот новый проект (календаря – автор), сведенный в небольшой книге, мы направили несколько лет тому назад к христианским князьям и крупным университетам, потому, что эта работа, является делом всех, чтобы она осуществлялась с всеобщими консультациями.

Они, выразив нам свое согласие, как мы и искренне надеялись, что будем иметь, с этим вопросом консенсус, устроили сбор в Святом городе.

Чтобы реформировать календарь, мы выбрали очень квалифицированных людей из основных стран христианского мира.

Те же, после того, как они посвятили много времени и внимания этим работам и, обсудив между ними "циклы", которые они собрали со всех сторон, как старые, так и современные, и как они тщательно изучили мнения эрудированных людей, которые писали на эту тему, то выбрали этого цикла epacts, добавляя в него элементы, которые, после тщательного изучения, представляется важным для реализации идеального календаря.

Было отмечено в рассмотрении этого вопроса, что надо ориентироваться в то же время на три даты, чтобы восстановить празднование Пасхи в соответствии с правилами установленного предыдущим понтификов Римская, в частности Пия I [ок. 140 – 154] и Виктор I [ок. 189 – 198, который установил празднование Пасхи в воскресенье, а не 14 нисана

Излюбленные "Квартодециманские" епископам Азии], и отцы советов, в частности [первого] большое экуменического совета Nicжa [20 мая – 25 августа 325 г., решая следующие правила].

А именно: во-первых, точная дата весеннего равноденствия, то точная дата четырнадцатый день луны, которая достигает этого возраста в тот же день, как день весеннего равноденствия или непосредственно после этого, наконец, в первое воскресенье, которое следует этой же четырнадцатый день Луна.

Поэтому мы позаботились не только о том, что весеннее равноденствие возвращается на прежнее даты, из которых он уже отклонился примерно десять дней после Никейского собора, и так, что в четырнадцатый день пасхальной Луны с учетом ее законное место, из которого теперь далекие четырех дней и более, а также, что основана методической и рациональной системы, которая обеспечивает, в будущем, что равноденствия и в четырнадцатый день луны не двигаться с их соответствующими позициями.

Таким образом, при том, что в День весеннего равноденствия, которое было зафиксировано отцов [первого] Никейский собор в XII календы апреля [21 марта], заменяется на эту дату, мы назначаем и порядка, что удаляется, с октября этого года 1582 года, за десять дней, которые идут от третьего до Nones [5-го] через день до ид [14] включительно.

День, который будет следовать IV Nones 4, где традиционно празднует святого Франциска [Ассизского], должны быть иды октября 15, и там будет отмечаться в этот день праздник святых мучеников Денис [епископ Париж, ранее путать с Дионисия Ареопагита, Рустик священник] Denis ', и Елевферий диакон Денис, праздник 9 октября для всех трех, а также память святого Марка, [праздник день октября 7 папа и духовник, и святых мучеников Сергия, Вакха, Марцелл и Апулея [праздник день октября 7.

Там будет отмечаться на следующий день, семнадцатого календ ноября 16 октября], праздник святого Каллиста, папы и мученика [праздник 14 октября, а затем вступает XVI календ ноября 17 октября, офиса и Масса Неделя 18-я по Пятидесятнице, письмо воскресенье переходит от G к C.

Наконец придет на место пятнадцатого календы ноября [18 октября], праздник Святого Луки Евангелиста [праздник 18 октября], после чего будут следовать один за другим другие праздники, в том, как они описаны в календаре.

Но так, чтобы это десять дней удаление не приводит к изменениям, с кем должны осуществлять ежемесячные или ежегодные выплаты, она будет падать на судей, в судебных процессах, которые могли бы привести из него, с учетом вышеупомянутых удаления, откладывая десять дней истечения любого платежа.

Загрузка...