На северо-востоке Санкт-Петербургской епархии, вблизи границы с Карелией, среди дивных лесов и озер располагается обитель, созданная 500 лет назад по благословению Святой Троицы великим угодником Божиим преподобным Александром Свирским.
Такую любовь к Богу и людям носил в своем сердце этот праведник, живший во второй половине XV – начале XVI веков, что он – единственный из всех святых земли русской – был удостоен великого откровения и посещения Святой Троицы в виде Трех Ангелов. Сам Господь указал «новозаветному Аврааму» место строительства собора в честь Святой Троицы, а затем и Свято-Троицкого монастыря, грандиозные здания которого состоят из двух частей: Троицкой и Преображенской, каждая со своим уникальным архитектурным ансамблем.
Чудесная святыня находится в Преображенской части обители: мощи, которые за 470 с лишним лет не только совершенно не тронуло тление, но они полностью сохранились – в том же объеме и виде, каким было тело чудотворца при жизни.
В материалах пресс-службы Свято-Троицкого Александро-Свирского монастыря под названием «Необыкновенное состояние мощей преподобного Александра Свирского» приводятся такие свидетельства:
«С тех пор как мощи преподобного Александра Свирепого вернулись в родную обитель, мы получили много писем от иерархов различных епархий России, Белоруссии и Украины, сообщающих о желании обрести частичку мощей святого. По благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира, частицы мощей вынимал игумен монастыря о. Лукиан (Куценко). Уже при изъятии первой частицы о. Лукиан был поражен увиденным. И было чему удивляться. “Я ожидал увидеть плотную спрессованную ткань, но вместо этого на срезе, сделанном копием, я увидел, что под слоем кожи воскового цвета находится белоснежная пористая и мягкая ткань”, – сказал отец игумен<… >
Инокиня Леонида (Сафонова), принимавшая участие в поиске мощей, в миру кандидат биологических наук, гистолог:
“При обсуждении со специалистами (гистологами, патанатомами) выяснилось, что они оценивают это как неординарное явление. Можно сказать, что состояние плоти прп. Александра – его святых мощей – находится вне известных закономерностей развития и дегенерации (распада) тканей человеческого организма, описанных в трудах таких ученых с мировым именем, как Максимов, Заварзин, Хлопин и другие. Им было известно многое: различные пути гибели клеток и тканей человеческого организма, лизис, расщепление, аутолиз тканевых волокон, нарушение законов клеточной корреляции, возможности клеточной трансформации и т. п.; но то, что произошло с мощами преподобного Александра, не может быть описано обычными процессами на уровне клетки и ткани ”.
Необходимо признать, что подобная степень сохранности просто уникальна даже по отношению к другим нетленным мощам, например святого Иоасафа Белгородского. По свидетельству Е.Р. Борисова (сотрудник СМЭС – судмедэкспертизы, участвовал в исследовании мощей св. Иоасафа Белгородского), у святого Иоасафа, по сравнению со святым Александром, мягкие ткани лица более хрупкие, не эластичные, значительно высохшие, с шероховатоблеклой поверхностью и бурого цвета. У святого Александра, напротив, лицо сохранилось почти как живое».
Какая великая тайна скрывается за этим чудом, аналогов которому нет на земле (и это документально подтвердили ученые)?
Удивительно, но мы до сих пор мало знаем о «всея России дивном чудотворце» (так называли преподобного Александра начиная с XVI века), чья жизнь, необычная судьба мощей и чудесная помощь людям во многом превосходят наши обычные представления о святости.
В монастыре собран огромный, поистине поразительный материал о посмертном мученичестве святого, о небывалых гонениях, обрушившихся на его мощи, о чудесных открытиях, происшедших во время поиска, казалось бы, навсегда утраченного нетленного тела. Столько посмертных гонений, обвинений, оскорблений и клеветы, пожалуй, не претерпели никакие другие мощи русских подвижников. Ведь именно в Александро-Свирском монастыре началась дьявольская кампания вскрытия мощей большевиками, в течение которой были осквернены 63 раки с мощами угодников Божиих. И после чуда второго обретения мощи «новозаветного Авраама», прежде чем выйти к людям, немало претерпели. Было непонимание и сопротивление даже от некоторых церковных людей. Врагу рода человеческого столь невыносимо животворное воздействие святыни на человеческие сердца и души, что на каждом шагу воздвигались лукавые препятствия и искушения. Преодолевать такие противодействия довелось даже автору этого скромного повествования перед поездкой к мощам и во время работы над книгой.
Стараясь быть максимально объективными и бесстрастными, мы хотим передать читателям атмосферу духовной борьбы и подвига многих людей, соприкоснувшихся с великой святыней…
Стены Александре»-Свирской обители помнят, как в большие праздники сюда приезжало до 40000 человек народа. В день Святой Троицы мощи преподобного Александра переносили крестным ходом из Преображенского в Троицкий собор, а на Духов день несли назад – так вся Россия почитала и любила святого! Но безбожники постарались с корнем вырвать память о чудотворце всея Руси, стереть ее до основания. Хотя местный краеведческий музей Лодейного Поля проводил экскурсии для туристов, в 80-е годы велась реставрация Троицкого и Преображенского соборов, здесь работали известные в городе реставраторы и архитекторы, но святыня в сознании многих перестала быть святыней: монастырское кладбище без стеснения увечили тракторами кладоискатели. И когда в 1997 году монастырь возвратили Церкви, везде царила мерзость запустения. Сказать, что обитель досталась монахам разоренной, – значит, ничего не сказать! В дивных корпусах Троицкой части, овеянных молитвами, находилась (и до сих пор находится!) областная психиатрическая больница – как и положено по «доброй советской традиции». О преподобном же Александре не знали даже местные жители, кроме разве одной старушки 103-х лет, которая рассказала, как была исцелена у мощей от слепоты…
Сейчас в «Северную Лавру» стекаются многочисленные ручейки паломничества. Кто-то хочет выплакать здесь всю свою греховную жизнь. Кто-то хочет въявь прикоснуться к тайне необыкновенной жизни святого, открыть для себя новые свидетельства об Истине. Кто-то нуждается в помазании миром, источающимся из ног и рук чудотворца во время молебнов, чтобы просветиться частичкой нетварного Света, незримо присутствующего здесь. Кто-то из страждущих собирается взять песок из часовни на месте явления Пресвятой Троицы – полежав здесь, песок этот приобретает благодатные свойства.
Здесь происходят удивительные вещи. Рассказов об исцелениях у мощей по молитвам преподобного так много, что они стали делом вроде даже привычным, хотя к чуду Божиему привыкнуть невозможно. Приезжала в монастырь пожилая женщина из Выборга – благодарила Господа и преподобного за исцеление внучки Юли от тяжелейшей болезни легких (10-летней девочке ставили диагноз: либо туберкулез, либо врожденные патологические изменения в легких). Бабушка, прослышав про мощи преподобного Александра, которые находились тогда в Петербурге, в храме Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, поехала к святыне, хотя сама была в тот момент не очень церковной, – обращение к преподобному было ее последней надеждой. Она приложила внучку к мощам, а когда девочку вернули в больницу и провели обследование – то врачи ничего не могли понять: исчезли патологические изменения, легкие стали совершенно чистыми, хотя никакого особого лечения девочка не получала.
Автор этих строк может засвидетельствовать, что на одном из снимков, где в полутемном храме во время молебна преподобному запечатлена рака с мощами, сфотографированная лишь при горящих свечах, проявился необыкновенно яркий золотистый свет, льющийся от мощей и от алтаря и освещающий все пространство храма.
Известно, что вся жизнь преподобного Александра, а также чудесные, полные драматизма обретения мощей сопровождались великими знамениями и многочисленными чудотворениями. Но только ли ради чудес едут сюда православные люди?
Паломники рассказывали, какое потрясение переживали они, когда устами и всем существом прикасались клеткой, теплой, можно сказать, неземной плоти тайнозрителя Святой Троицы, хранящей тайную жизнь, одетой в белые ризы преображения. И когда грешные люди ощущали живое воздействие святого, к которому они обращались с искренней молитвой, – это потом приводило к изменению их сердца, к переосмыслению всей жизни. Такое доводилось слышать и от мирян, и от священников…
И это неудивительно. Какой молитвенный огонь до сих пор поднимается к небу с этой благодатной земли! Отсюда, как из великого источника, истекают ручейки святости. В начале XIX века в этой обители нашли себе пристанище основатели оптинского старчества схимонах Феодор (он провел здесь пять последних лет своей жизни и был погребен на монастырском кладбище), а также его ученик преподобный Лев Оптинский, подвизавшийся здесь около десяти лет. Оба они – ученики Паисия Величковского. За время служения в Свирском монастыре к ним приходил нескончаемый поток народа за наставлением и советом. Здесь же в течение года проходил послушание Игнатий Брянчанинов. Известно, что однажды, стоя на молитве перед ракой преподобного Александра Свирского, он получил наставление от самого святого Александра – перейти в другую обитель, где будет место его спасения и подвигов.
Таким был монастырь в начале XX века. Панихида на могиле подвижника схимонаха Феодора
Все здесь пропитано молитвами подвижников. Когда в обители проводят земельные работы и находят косточки монахов – самое удивительное, что не попадается ни одной гнилой или даже почерневшей, кости бывают только белого и янтарного цвета. По афонским же традициям считается, что белые косточки бывают у монахов-молитвенников, а желтые – у подвижников более высокого уровня.
Вот такие дивные здесь места… Побывав здесь, невозможно остаться прежним, невозможно не вдохновиться всем сердцем на преображение своей жизни, не извлечь свои уроки из великой жизни великого святого, всея России чудотворца.