Так получилось, что в своей жизни я занимаюсь двумя вещами. Преподаю в школе историю и обществознание и пишу детские книги. Проще говоря, я школьный учитель и детский писатель.
Многие утверждают, что две эти профессии несовместимы. Но так уж получилось, что вот уже семнадцать лет, как я беру в руки портфель и отправляюсь в школу, где жизнь идет от звонка до звонка, от урока до урока и один учебный год сменяет другой, прерываясь долгожданными каникулами.
Время бежит стремительно и незаметно. Кажется, еще вчера я был молодым и неопытным выпускником исторического факультета, а теперь я уже заслуженный и уважаемый учитель высшей категории, работаю в одной из самых лучших школ моего города. За многие годы на моих уроках побывали сотни мальчишек и девчонок. Многие уже давно стали взрослыми людьми, и у них подрастают свои дети, которых, вполне возможно, они приведут в мою школу.
Многие годы я пишу книги. Сказки, фантастику, приключения и даже веселые школьные рассказы.
Я написал не один десяток книг, и читателей у меня по всей стране в десятки раз больше, чем учеников. Казалось бы, вчера только я получил посылку с первыми авторскими экземплярами моих книг. А сегодня ко мне подходят взрослые работающие люди и уверяют, что выросли на моих книгах. Слышать это приятно. И в то же время немного грустно.
Чтобы рассказать о книге, которую вы сейчас держите в руках, мне придется сделать небольшое отступление и вспомнить школьные будни.
Каждый раз, когда заканчивается очередное полугодие и настает пора выставлять итоговые оценки, в широких и светлых школьных коридорах появляются плачущие девочки и хмурые мальчики. Изредка мелькают озабоченные и расстроенные лица родителей. Под конец года их становится больше. А уж когда идет Единый государственный экзамен и решаются юные судьбы, так и вовсе слышатся рыдания во весь голос.
Что случилось? Откуда слезы?
А просто идет выставление итоговых оценок, и каждый получает то, что заслужил, или то, что получилось. У многих в учебных ведомостях красуются совсем не те оценки, какие они хотели бы получить и каких ожидали. Вместо пятерок – четверки, вместо четверок – тройки, вместо троек – двойки. И в их глазах стоят вопросы: «Как же так получилось? Что было сделано не так? Где были допущены ошибки?» Некоторые задают эти вопросы вслух.
Грустное зрелище. Ведь в большинстве случаев можно было избежать пониженных оценок. Стоило только немного постараться и регулярно и неукоснительно выполнять ряд несложных и нехитрых, но очень важных правил.
Но теперь уже поздно.
А ведь сколько раз и во время учебы, и после нее я рассказывал, что надо делать в школе и как себя вести, чтобы учеба давала положительный результат. Сколько было разговоров с ребятами, с родителями! И они давали результаты. Главное, обратиться вовремя. Но ведь с каждым не поговоришь! Да и не каждый к тебе придет.
И когда я понял, что всем всего на словах не объяснишь, я вдруг совершенно неожиданно для самого себя вспомнил: я ведь писатель! А раз так, значит, я обо всем могу написать! И я сел за статью. Но статьи не получилось, потому что невозможно обо всем рассказать на двух, трех и даже на десяти страницах. Десять страниц разрослись до полусотни, но открылась лишь верхушка айсберга. Я писал и писал, одна глава следовала за другой, пока не получилась целая книга, рассказывающая о том, как стать отличником сначала в школе, затем в вузе и, наконец, в жизни. Конечно же, я ответил не на все вопросы, раскрыл не все тайны учебной жизни. Возможно, эта книга вызовет новые вопросы, на которые вновь нужно будет искать ответы.
Но разве не для этого пишутся книги?