Глава 2. Расставляйте приоритеты и тратьте время на главное

Бог мой, как прошмыгнула жизнь, а я даже

никогда не слышала, как поют соловьи

Ф.Г. Раневская

Молодой маме несложно решить, кто для нее является главным, – ее ребенок. Такая однозначность имеет свои преимущества и недостатки. Потребности малыша удовлетворяются мгновенно, все остальные отодвигаются на второй план. До поры, до времени. Молодой маме, так или иначе, придется учиться выделять другие приоритеты, делить их на главные и второстепенные, искусно сочетать интересы ребенка, ее самой и близких им людей. Малышу пойдет только на пользу, если его родители будут находить время друг для друга, а мама – для любимых дел (книжка, спорт, шоппинг, подруги), чтобы, отдохнув, с особым вдохновением петь малышу колыбельные и строить с ним замки из песка.


Из этой главы вы узнаете:

✓ как определяется главное и второстепенное в тайм-менеджменте;

✓ как разрешить основной конфликт в жизни современной женщины: «ребенок» («семья») или «карьера»;

✓ как молодой маме справиться со второстепенным в то время, когда все внимание направлено на малыша.

Как определяется главное и второстепенное в тайм-менеджменте?

Один из российских гуру искусства тайм-менеджмента Глеб Архангельский называет тайм-менеджмент наукой тратить время на главное. Самый простой способ выделить главное – сделать это путем фиксации жизненных целей. Если вы этого еще не делали, то попробуйте прямо сейчас, следуя внутреннему зову «Я ХОЧУ В ЭТОЙ ЖИЗНИ…». Закройте глаза, дайте поработать воображению несколько секунд и тут же зафиксируйте на бумаге все, что пришло в голову. Это могут быть, как уже реализуемые вами желания, так и мечты. Не обязательно при этом писать, можно и нарисовать.

Примерно это может выглядеть так.


«Я ХОЧУ В ЭТОЙ ЖИЗНИ»:

✓ жить в собственной квартире;

✓ выйти замуж за любимого человека и прожить с ним счастливо до старости;

✓ родить ребенка, а лучше двух;

✓ всегда иметь время для хобби, особенно для чтения.

Если вам хочется очень многого или ничего не приходит в голову, то ориентируйтесь на классификацию основных человеческих потребностей (по Маслоу). Чаще всего люди интуитивно отталкиваются в определении своих желаний именно от них:

1. Физиологические: голод, жажда, половое влечение и т. д.

2. Экзистенциальные: безопасность существования, комфорт, постоянство условий жизни.

3. Социальные: социальные связи, общение, привязанность, забота о другом и внимание к себе, совместная деятельность.

4. Престижные: самоуважение, уважение со стороны других, признание, достижение успеха и высокой оценки, служебный рост.

5. Духовные: познание, самоактуализация, самовыражение.

Вы можете доработать и дополнить уже определенные цели в соответствии с приведенной классификацией.

На нашем примере жизненные цели примут следующий вид:

1. Иметь возможность не экономить на еде.

2. Приобрести квартиру в собственность.

3. Иметь семью: ребенка (двух) и надежного партнера.

4. Работа и карьерный рост не играют большой роли. Достаточно уважения и признания как жены и матери.

5. Иметь время на духовное самосовершенствование, хобби, особенно чтение.

Зачем нужны жизненные цели? В нашем примере, если встанет вопрос пойти ли в кино или почитать книжку, женщина, скорее всего, отдаст предпочтение последнему. В ее случае также отсутствует основной конфликт большинства современных женщин: карьера или семья. Она безоговорочно отдает предпочтение семье. Однако, даже в этом простом случае возникают «конфликты интересов» – ребенок или хобби, время с мужем или чтение? И как решить проблему питания, не говоря уже о приобретении квартиры, не работая? Скорее всего, их придется решать мужу, которого она будет безоговорочно поддерживать и стимулировать в карьере.

Наличие жизненных целей помогает человеку определиться со своими приоритетами – с главным. Главное – это то, к чему он стремится, то, чего он хочет достичь в жизни, то, для чего он строит планы. Все остальные цели – второстепенные. В зависимости от того или иного жизненного этапа приоритетной может становиться одна из намеченных целей. Ее можно разбить на несколько подцелей, которые в свою очередь становятся главными. Это позволяет постепенно реализовывать задуманное и избегать конкуренции между жизненными целями.

Планирование реализации жизненных целей относится к глобальному планированию (см. главу 3). Для большинства женщин рождение ребенка является исключительно важным шагом и относится к одному из главных жизненных приоритетов.

Таким образом, главное в тайм-менеджменте определяется в соответствии с жизненными целями человека, которые, в свою очередь, формируются на основе базовых интересов и ценностей. Все остальное – второстепенное. В тот или иной период жизни та или иная главная цель может превалировать над другими. Именно так, обычно, происходит при рождении ребенка. Ребенок становится главным приоритетом. С его взрослением на первый план выдвигаются другие жизненные цели.

Как разрешить основной конфликт в жизни современной женщины: «ребенок» или «карьера»?

Совместить личную жизнь и карьеру не так просто. Исторически женщина следовала определенной ей природой роли матери и жены. Сегодня ситуация изменилась кардинально – большинство современных женщин уже не представляют жизни без самореализации в работе. Они учатся, успешно делают карьеру, обеспечивают материальный достаток, лишь затем налаживают личную жизнь и рожают ребенка. В их глобальном планировании и ребенок, и карьера относятся к главным целям. Конфликт между ними удается разрешить засчет поэтапной реализации этих целей.

Другим вариантом поэтапной реализации целей является рождение ребенка в молодом возрасте, чтобы потом, когда он подрастет, иметь возможность не прерывать карьерный рост.

И тот и другой вариант являются возможными способами разрешения конфликта «ребенок – карьера». Женщина расставляет приоритеты и сознательно в тот или иной временной период жизни ставит на первое место ребенка или карьеру.

Невозможно с комфортом в одно и то же время реализовать эти два направления. Поэтому, даже если беременность не была запланированной, женщине необходимо направить все усилия на то, чтобы освободить себя на первое время после рождения ребенка от других забот. Именно в такой ситуации, когда весть о малыше приходит неожиданно, будущей маме трудно сориентироваться и принять решение о прерывании учебы или работы, по крайней мере, на первое время. Родившийся ребенок передается в руки бабушки, и молодая мама продолжает заниматься карьерой, будто ничего не произошло. Лишь через много лет (особенно если ребенок в семье единственный) приходит осознание того, что она в своей жизни пропустила очень многое – его первую улыбку, первые шаги, первое слово.

Более объективно оценить ситуацию может помочь временное дистанцирование. Попробуйте посмотреть на случившееся с перспективы пяти лет, десяти лет или всей жизни. Задайте вопрос более старшим, опытным людям. Ни один из них не скажет, что сожалеет о том, что слишком мало времени проводил на работе. На склоне лет большинство жалуются на недостаток общения с семьей и детьми. Хотите ли вы пополнить их список?

Из личного опыта

Для меня профессиональная самореализация стояла всегда на первом месте. До тридцати я только и делала, что училась и работала. Как только я узнала, что у нас должен родиться ребенок, я решила, что на несколько лет полностью посвящу себя семье. Мы с мужем всегда хотели несколько детей и знали, что первые годы являются самыми важными для малышей. Как говорится, дети воспитываются, пока они умещаются поперек кровати. Потом идет перевоспитание. Ради этого я оставила престижную работу. Сколько раз после бессонных ночей, когда у Саши резались зубки или болел животик, я благодарила себя за это решение. Представляю, чего бы мне стоило в такие дни выходить на работу! Именно ясность в вопросе приоритетов помогала мне в трудные минуты. О своем решении я ни разу не пожалела, и очень скоро мы решились на второго малыша. Думаю, вернись я на работу, такого бы чуда не случилось, по крайней мере, не так быстро.

Сколько времени оставаться с малышом дома, не работая?

Мнение специалиста

«Физиологи и детские психологи говорят о том, что уже в первые шесть месяцев после рождения мозг ребенка достигает 50 процентов своего потенциала, а к трем годам – 80 процентов. Именно в этот период закладывается та база, на которой держится дальнейшее интеллектуальное развитие ребенка. Период с года до трех – самый сензитивный (сензитивность – высокая чувствительность), этот ранний опыт – образы, мышление, эмоции – закладывается в подсознание на всю жизнь и диктует свои условия. В этом же возрасте закладывается и характер, формируются интересы, определяются ценности. И если в это время с ребенком будет посторонний человек, разве он даст ему так много, как мама? Чужие руки в этом возрасте – ужасно»

Загрузка...