Мухаммадрасул Гимбатов Так установил создатель

Предисловие

Розовые очки бьются стеклами внутрь

В 2004 году в итальянском городе Монца был принят закон, запрещающий держать золотых рыбок в шаровидном аквариуме. Представитель городского совета Джампьетро Моска объяснил запрет тем, что держать рыбок в сосуде с изогнутыми стенками жестоко, ведь сквозь такое стекло рыбки видят искаженную картину реальности.

А где же уверенность в том, что и наша с вами реальность не искажена?! Ведь порой мы смотрим на этот мир почти как эти рыбки: через розовые очки, которые способны сильно искривлять действительность.

«Почему я прошу Всевышнего, а Он мне не отвечает?»; «Как изменить общество?»; «Почему в мире существует зло?»; «Почему трудности и испытания постигают невинных?»; «Можно ли победить смерть?»; «Почему так, а не иначе?»…

Наверняка каждый из нас или задавался подобными вопросами, или уже слышал их от кого-либо.

А ведь нам Всевышний уже дал четкие ответы, зафиксированные в Священной книге.

Идея раскрыть психологическую сторону этих духовных поисков у меня возникла в тот момент, когда мне посчастливилось ознакомиться с научным трудом известного сирийского ученого богослова Мухаммада Саида Рамадана Аль-Бути (да помилует его Аллах) «Мин сунаниллагьи фи ибадигьи». Эта книга произвела на меня сильное впечатление. Имея к тому времени определенный багаж знаний в сфере психологии, я заметил, как сильно перекликаются идеи этого направления с идеями, которые содержатся в трудах Аль-Бути. После чего я взял за основу цикла своих лекций именно эту книгу сирийского ученого «так установил Всевышний Аллах». Но психологический компонент по ряду причин старался все же не затрагивать. А уже здесь я намерен осветить и это направление.

Забегая вперед, скажу, что перед вами не перевод книги Рамадана Аль-Бути (да помилует его Аллах), а, своего рода, осмысление прочитанного. Так, идея книги сирийского ученого о мироустройстве Всевышнего Аллаха подвигла меня к определенным размышлениям, ими я и намерен поделиться с читателем.

К примеру, есть законы и установки, заложенные Создателем в структуру этого мира по умолчанию. Они неизменны. Человек может в них верить или не верить, признавать или отрицать, пытаться игнорировать, но они есть и работают одинаково для всех, и нет им замены. Всевышний Аллах сказал:


سُنَّةَ اللَّهِ الَّتِي قَدْ خَلَتْ مِنْ قَبْلُ ۖ وَلَنْ تَجِدَ لِسُنَّةِ اللَّهِ تَبْدِيلًا

«Таково установление Аллаха, которое уже свершалось ранее, и ты не найдёшь замены установлению Аллаха». Коран 48:23.


سُنَّةَ مَنْ قَدْ أَرْسَلْنَا قَبْلَكَ مِنْ رُسُلِنَا ۖ وَلَا تَجِدُ لِسُنَّتِنَا تَحْوِيلًا

«Такое случалось и с Нашими посланниками, отправленными до тебя, и ты не найдёшь изменения в Нашем установлении». Коран: 17:77

Если человек безосновательно строит свои предположения, выдумывая и предвосхищая что-либо, то в дальнейшем он обязательно столкнется с болезненным крушением своих же воздушных надежд, то есть возникнет противоречие между ожидаемым и реальным. И вся проблема подобной модели заключается в том, что человек, не считаясь с действительностью, не принимая её в расчёт, начинает строить свои планы, исходя только лишь из личных (субъективных) взглядов и убеждений в чём-либо или в ком-либо.

Так, конспект лекций древнегреческого философа Эпиктета под названием «Руководство» содержит в себе следующие строки:

«Людей расстраивают не вещи, а представления о вещах».

А в восточных философских учениях особенно подчеркивается мысль о том, что в основе человеческих эмоций лежат идеи. То есть человек способен управлять своими чувствами, даже самыми сильными, стоит ему только лишь изменить свои представления.

Согласно учению австрийского психолога Альфреда Адлера, терапия – это попытка проследить, как человек воспринимает и ощущает мир. Он писал:


***

«Мы не страдаем от душевных потрясений – так называемых травм, а извлекаем из них то, что соответствует нашим целям. Мы самоопределяемы тем значением, какое мы придаем случившемуся с нами; и есть, наверное, что-то неправильное в том, что мы кладем отдельный опыт в основу своей будущей жизни. Не значения зависят от ситуаций, а мы зависим от значений, которыми наделяем ситуации».


***

Как нам известно, существует только объективная реальность, а наши ожидания – это всего лишь фантазии, рождающиеся в нашей голове. И, как следствие, воображаемое и действительное не всегда совпадают друг с другом. Но, если ожидания построены на почве объективной реальности, с учётом достоверных фактов, то никаких проблем и разочарований быть не может.

Приведу пример: мы все знаем, что в этом мире есть незыблемые физические законы, установленные Всевышним. Например, закон всемирного тяготения. Возьмем предмет – стакан. И, выпуская его из рук, мы не ждем, что он зависнет в воздухе, зная заранее, что он должен упасть. Почему мы не ждем, что стакан начнет левитировать или вовсе полетит вверх? Потому что мы все знаем о таком физическом порядке как сила притяжения. Тут наши ожидания того, что предмет упадет, полностью соответствуют реальности. А теперь представьте, что Всевышний Аллах установил точно такие же законы взаимодействия среди людей. Так вот знание этих законов и является основой внутренней гармонии – нахождением баланса между ожиданием и реальностью, то есть именно это знание и «снимает розовые очки».

Представьте, что вы идете ночью по безлюдному переулку, на вашем пути появляется незнакомец в маске и с ножом в руке. Что вы почувствуете? Страх, беспокойство, ужас, учащённое сердцебиение и возникнет при этом только одна мысль – «Бежать!» Теперь другая картина: вы находитесь в больничной палате, к вам заходит человек в маске и разворачивает комплект из десяти острейших ножей и лезвий. Что вы почувствуете? Доверие, спокойствие и никакие мысли о бегстве вас не посетят.

Именно наши знания о том, что следует ожидать в первом и во втором случае, и дают нам ощущение страха или спокойствия. Поэтому, читая эту книгу, стоит пропустить ее через себя, размышляя и задавая правильные вопросы, создавая тем самым верные внутренние настройки. Как ранее и упоминалось, многое в жизни зависит от восприятия.

Величайшим благом является обладание знанием сути вещей: как они устроены на самом деле и как следует их принимать. Это все дает нам Всевышний Аллах, потому как религия – это и есть инструкция, те самые правила жизни, оптимизированные Творцом с учетом всех тонкостей психологии и возможностей человека. Следование этим правилам и гарантирует человеку успех в этой жизни и счастье в жизни вечной.

Да поможет нам Аллах!

Загрузка...