Елеосвящение (СОБОРОВАНИЕ)
Общие вопросы
Ну а начнем мы наш рассказ о этом Таинстве Елеосвящения с выяснения вопроса о том, что означает этот обряд в христианстве.
Елеосвящение (или соборование) – таинство православной и католической церквей, заключающееся в помазании тела освящённым елеем, одно из семи таинств.
Елеосвящение совершается священниками или архиереями.
Условия совершения елеосвящения
Елеосвящение можно совершать только:
1. над верующими, находящимися в сознании,
2. которым на момент совершения таинства уже есть семь полных лет и которые страдают телесной болезнью или душевной (непроходящим отчаянием, унынием, скорбью).
3.Елеосвящение запрещено совершать над буйными психическими больными.
Елеосвящение может совершаться как в храме, так и вне его (в лечебных учреждениях или дома).
Елеосвящение может быть совершено последовательно над несколькими людьми.
Елеосвящение можно совершать над одним человеком несколько раз.
По традиции, унаследованной из Византии, раз в год, в Великий четверг, в кафедральных соборах могло совершаться также елеосвящение над номинально здоровыми людьми, хотя помазание при этом совершалось не семь раз, как в полном чине, а однократно.
Т.е. Елеосвящение можно применять и как профилактическое медицинское средство!
Но вот в России (В РПЦ МП) в настоящее время общее соборование совершается во всех храмах по крайней мере единожды во время Великого поста (изредка также во время остальных постов), без отличий с обычным чином елеосвящения.
Так же тоже очевидно в целях медицинской профилактики здоровья христиан для всеобщего так сказать «облегчения бремени грехов» Елеосвящение традиционно применяется накануне массового «причащения» в Великий четверг и в Великую субботу в качестве средства воссоединения с Православной церковью накануне Пасхи.
Православный обряд совершения елеосвящения
Елеосвящение совершается (согласно требнику, собором семи священников (отчего и называется также соборованием); но в случае необходимости может быть совершено и одним священником.
Чин елеосвящения состоит из
•благословения,
•начала обычного,
•канона,
•ектений о болящем,
•освящения елея с иерейской молитвой,
•семикратного прочтения семи различных отрывков из Апостола,
•семикратного прочтения семи различных отрывков из Евангелия.
После каждого прочтения Апостола и Евангелия произносится ектения и читается тайносовершительная молитва с помазыванием больного елеем.
(Ектения– (также ектенья́, эктения́; поздн. греч. – «распространение, протяжное моление»), в богослужении – название последовательности молитвенных прошений
(Тайносовершательная молитва – часть таинства рукоположения в Православной церкви. Читается прирукоположении во диакона или священника.
При рукоположении во диаконы архиерей возлагает крайомофора на голову посвящаемого, сверху возлагает руку и читает тайносовершительную молитву. Послемолитвы архиерей снимает крестовидно одетый орарь с посвященного и возлагает орарь ему на левое плечос возгласом «аксиос».
При рукоположении в священники полагаемый становится на оба колена передпрестолом, читается тайносовершительная молитва и рукоположённый облачается в священнические одежды
После седьмого, последнего помазания священник кладёт больному Евангелие на голову и читает разрешительную молитву.
В таинстве елеосвящения обычно используют елей, смешанный с вином!
Кроме собственно исцеления от болезней, в таинстве елеосвящения у Бога испрашивается отпущение больному грехов, которые больной забыл (но не сознательно утаил) на исповеди.
Считается что телесные и душевные болезни возникают у человека по причине совершения им грехов, которые, как следствие нарушения законов данных человеку Богом, разрушают целостность человеческой природы что, в свою очередь, приводит к телесным и душевным расстройствам человека.
Таким образом, по учению Христианской церкви, когда человеку прощаются грехи, особенно которые остались нераскаянными по забвению, то тем самым ему подается исцеление от недугов душевных и телесных.
Католический обряд совершения елеосвящения
В католической церкви таинство совершается одним или несколькими священниками и состоит из молитв над больным и помазания его лба и ладоней освящённым елеем.
Во время помазания обязательно произносится тайносовершительная формула:
«Через это святое помазание по благостному милосердию Своему да поможет тебе Господь по благодати Святого Духа. Аминь. И, избавив тебя от грехов, да спасет тебя и милостиво облегчит твои страдания. Аминь».
Согласно Катехизису католической церкви:
Через священное Елеопомазание и молитву пресвитеров вся Церковь препоручает болящих Господу, страждущему и прославленному, чтобы Он облегчил их немощи и спас их; более того, она напутствует их, чтобы через свободное приобщение к Страстям и смерти Христа, они содействовали благу Народа Божия…
Таинство Елеопомазание больных преподается лицам, опасно больным, посредством помазания их лба и ладоней соответственным образом освященным елеем – оливковым маслом или маслом других растений – и произнесения один раз слов:
«Через это святое помазание по благостному милосердию Своему да поможет тебе Господь благодатью Святого Духа и, избавив тебя от грехов, да спасет тебя и милостиво облегчит твои страдания».
Катехизис особо подчёркивает, что «елеопомазание больных не есть только таинство умирающих».
Но если таинство соборования действительно проводится над умирающим человеком, то вслед за ним обычно преподаётся причастие, которое называют виатиком (лат. viaticum) или последним напутствием.
По учению Католической церкви это таинство сообщает особую благодать, даруя утешение и мужество, а также прощение грехов, если больной не смог исповедоваться.
Теперь, когда мы с вами уважаемый читатель разобралась когда, кого и кто «помазывает» ЕЛЕЕМ нам самое время разобраться и с вопросами, а что это за такое ТАИНСТВЕННОЕ УНИВЕРСАЛЬНОЕ ЛЕЧЕБНОЕ СРЕДСТВО? КАК ЕГО ГОТОВЯТ?
И главное почему современная медицина не считает этот лечебный препарат «кожного впитывания» лечебным средством!
А современная наука вот что нам сообщает об «Елее»
Елей (др.-евр. др.-греч. «оливковое масло») – церковнославянское название оливкового, а позже – любого растительного масла в православном церковном обиходе. Использовался в древние времена израильтянами в Скинии (Исх. 29:40), а затем в Иерусалимском Храме.
Елей (оливковое масло) применялся с древних времен, как в пищу, так и для ухода за кожей.
Иногда его смешивали с вином или с особыми ароматическими веществами.
Впервые в Библии масличная ветвь в клюве голубя упоминается как символ примирения человека с Богом после Всемирного потопа:
«И помедлил еще семь дней других и опять выпустил, голубя из ковчега. Голубь возвратился к нему в вечернее время, и вот, свежий масличный лист во рту у него, и Ной узнал, что вода сошла с земли.
(Быт. 8:10—11) »
Елей, наряду с овнами и хлебными приношениями, также приносился в жертву:
«Вот что будешь ты приносить на жертвеннике: двух агнцев однолетних каждый день постоянно, одного агнца приноси поутру, а другого агнца приноси вечером, и десятую [часть ефы] пшеничной муки, смешанной с четвертью гина битого елея, а для возлияния четверть гина вина, для одного агнца; другого агнца приноси вечером: с мучным даром, подобным утреннему, и с таким же возлиянием приноси его в благоухание приятное, в жертву Господу.
(Исх. 29:38—41) »
В Книге Притчей, косвенным образом, затрагивается тема использования ароматных масел вне богослужебной практики:
«Масть и курение радуют сердце; так сладок [всякому] друг сердечным советом своим.
(Прит. 27:9) »
В Древней Греции оливковое масло считалось показателем богатства и плодородия.
Из ветвей оливковых деревьев плели венки и и надевали их на голову по случаю праздников. В Христианстве елей, как Жертвоприношение Богу, стали сжигать в лампадах перед иконами, а также его использовать для елеопомазания, соборования и литии.
Образ масла как символа Божьей милости (греч. – «милость» созвучна греч.? – «масло») часто встречается в Священном Писании:
«Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем;
(Лк. 10:33—34) »
«Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему.
(Иак. 5:14—15) »
В Православии особо приготовленное и освящённое патриархом или иным предстоятелем Поместной церкви оливковое масло, соединённое с виноградным вином и ароматическими растениями, называется «Святое Миро».
Оно используется в особых случаях:
им помазуются все принимающие Таинство Миропомазания,
им мажут присоединяемых к Церкви прежних последователей тех христианских течений, чьё священство не признаётся Православием,
им помазывают крещенных ранее, например, в детстве, но, по каким-либо причинам, свернувших с пути Божьего,
святым Миром мажут мощи христианских мучеников, вкладываемые в антиминс, а также престол и стены храма при его освящении,
Миром мазали православных царей и цариц при их коронации.
Необходимость восстановления в церковном членстве соответствует необходимости в духовном исцелении, что сопровождается елеопомазанием.
Елеосвящение – одно из семи таинств, заключающееся в помазании тела освящённым елеем, служащее, по учению православной и католической церквей, духовным врачеванием телесных недугов, а также дарующее больному оставление грехов, в которых он не успел раскаяться.
В старом значении елей – это русское название оливкового масла, употреблявшееся до конца XIX века.
Оно объединяло два сорта оливкового масла – высший, называемый прованским, и низший – деревянное масло.