Хотите узнать, как делается простейший свисток при помощи круглого карандаша? Всё очень просто. Такой свисток у нас на саратовщине лепят даже первоклассники. Его можно слепить не только из глины, но и из пластилина, был бы только обычный круглый карандаш. Карандаш должен быть непременно круглым, это очень важно. Его может заменить круглая палочка такого же диаметра, фломастер, шариковая ручка. Интересен свисток ещё и тем, что он состоит из двух частей. Каждая часть лепится отдельно, а затем эти части соединяются вместе. Каждая часть имеет свои размерные вырезы, проколы, скосы и т.д. Все эти размеры можно легко изменить, отчего изменится и тональность свистка, его отзывчивость, тембр, устойчивость звучания, тональность и т. д. Всё это изменяется просто и легко, так как в отдельных частях (деталях) нет скрытых мест, всё на виду, всё можно исправить и подправить.
Ребёнок может рассмотреть каждую деталь отдельно и её скопировать. В восемь лет дети обычно только копируют, а в девять-десять лет уже начинают экспериментировать – изменять отдельные размеры. Им интересно, что из этого получится.
Будем лепить изделие по шагам, так понятнее. Каждый в описании шаг, продублирован рисунком с проставленными размерами. Это самый простой и, главное, понятный способ лепки свистка, все остальные способы требуют от мастера определённых навыков. Так леплю свистки я, так лепили их в стародавние времена на саратовщине наши предки. Только ваше желание сделать свисток не будет особо успешным, если вы не будете знать, как образуется свист?
Откуда берётся свист
Основная задача свистка состоит в том, чтобы преобразовать энергию воздушной струи, вдуваемой в дульце свистка, в энергию акустических колебаний (звуковые волны). Эти волны создаются в резонаторе свистка. Звуковая волна имеет свою амплитуду колебаний. Амплитуда колебаний зависит от величины резонатора. На рисунке ниже показана схема свистка. Цифрой (1) обозначен резонатор. К резонатору прикрепляется дульце (2). В широкое отверстие дульца (4) вдувается воздух.
Во всех свистковых устройствах, как совсем маленьких (с полмизинца), так и весьма больших, воздух вдувается только в широкую часть отверстия дульца, а выходит из него через узкое отверстие (5) того же дульца. В сужающемся отверстии (3) дульца воздух уплотняется, ему задаётся направление движения и выходит он из него под давлением плотной струёй, воздушным жгутом.
Эта воздушная струя, выйдя из дульца, пролетает вырезанное в резонаторе прямоугольное отверстие (7), устремляясь к противоположной его стороне. Противоположная сторона прямоугольного окошка имеет острую кромку со скосом (6). Жгут, налетев на острую кромку резонатора (скоса), разрезается ей на две части, на две воздушные струи (жгута). Одна струя уходит в окружающую среду, а другая входит в резонаторную камеру (обозначено голубыми стрелками). Попав в резонаторную камеру, воздушный жгут повышает в ней давление. Сдавленный воздух в резонаторе ищет слабое место, где можно вырваться из камеры и находит его – это прямоугольное отверстие в резонаторной камере в которое он и влетел.
А мы уже знаем, что над этим отверстием в резонаторе пролетает воздушный жгут из дульца. Жгут прикрывает собой отверстие в резонаторе, словно невидимой крышечкой. Сдавленный воздух в резонаторе на доли секунды разрывает воздушный жгут (или приподнимает воздушную крышечку) и часть воздуха из камеры вырывается через прямоугольное окошко наружу, давление в резонаторной камере резко падает, а крышечка снова восстанавливается. После этого снова идёт накопление давления в резонаторной камере. И как только давление в резонаторной камере превысит давление воздушного жгута (крышечки), процесс повторится. Резкая и частая смена давлений в резонаторной камере раскачивает в ней воздух и создаёт акустическую волну. Разумеется, чем больше резонаторная камера, тем и величина волны больше.
Таким образом, амплитуда и частота колебаний зависят от величины резонаторной камеры. Чем больше резонаторная камера, тем труднее в ней раскачать воздушный жгут, превратив его в акустическую волну, тем меньше у акустической волны частота колебаний, а значит будет ниже звук и наоборот. Этот процесс можно сравнить с взбалтыванием воды в пузырьке – взял двумя пальцами и взболтал, а уже в бутылке или бутыли взболтать воду гораздо труднее, в ней создаваемая водяная волна от горла до дна дольше бежит, и масса её больше, вот такая закономерность.