Искусственный интеллект под гнетом обвинений в расизме и сексизме занялся богоискательством и накануне пандемии принял католичество. Впрочем, итоговое подписание этического кодекса между Ватиканом и Майкрософтом стало скорее прецедентом к многобожию, поскольку создание особого бога для искусственного интеллекта, граничащее с обожествлением самого ИИ, уже шло своим чередом в церкви инженера Левандовски. Коль скоро далеко не все разработчики ИИ приняли его идею «воспитать бога», а решили обратиться к надежной религиозной организации, получается, сам ИИ вдруг обуяли сомнения относительно правильного вероисповедания, а значит, наряду с мультикультурализмом человеческим нас ждут двойные, а то многомерные символы веры от ИИ.
Пока планета была занята делами более насущными, решая проблемы карантинного регламента, россияне прозевали куда более страшную напасть. Ведь разработки ИИ от ведущих фирм никто не запрещал в России, тогда как РПЦ категорически отвергала попытки обожествления ИИ. Неожиданно для всех со всем присущим ему смирением ИИ стал ревностным католиком. И если раньше вопрос вероисповедания ИИ был относительно техническим, поэтому его можно было игнорировать, то теперь межрелигиозный диалог должен по сути перейти в привычную историческую плоскость. Спрашивается, как верующий православный должен отныне общаться с продуктами Майкрософт, в которые встроена католическая этика, которая будет модулировать сознание пользователя?
С некоторым облегчением для всех верующих любых религий можно констатировать тот факт, что этический кодекс Ватикана делал упор на общечеловеческие ценности. Ведь в каких смертных грехах обвиняли ИИ, разве они не осуждаются любой религией? Аналитики подлавливали ИИ на расизме, гордыне, похоти, лживости, безобразии и даже случайных убийствах. Конечно, подобные проступки порицаются во всех религиях, поэтому никакого особого резонанса принятие отдельными структурами ИИ католичества пока не вызвало. Возможно, ИИ становится ближе и понятнее народу в роли католика, нежели нового неведомого божества. Все-таки обращаться с католиками умеет всякий православный, здесь ему все относительно понятно, благо аргументация вырабатывалась веками.
Однако чувство коварного подвоха остается, ведь пользуясь программами с католическим менталитетом, каждый пользователь волей-неволей станет по сути лояльнее к символу веры католиков. Благие намерения приструнить ИИ, вменить ему ответственность за проступки, становится очередным миссионерством Ватикана, продвигающего свой взгляд на этику. Ведь претензии ИИ предъявляются также по части гомофобии, а большинство верующих не только не считают это грехом, но и активно поддерживают традиционную ориентацию. И вот теперь программы майкрософт будут править гомофобную лексику в текстовых редакторах – или в чем еще может выражаться подобная бдительность? Здесь уже обеспечен резкий протест против навязывания западной морали продуктам (и) ИИ за возврат к техногенной безнравственности.
Самый больной вопрос состоит в компьютерной малограмотности большинства обычных пользователей, которые ведомы программами и не способны вступать с ними в диалог, а уж тем более в религиозный диспут!
Путешествие героя в исполнении потомственной сибирской шаманки по образованию квантового физика с исходно успешной карьерой в банке, последующим счастливым браком с американским коучем и активной деятельностью в институте нейро-лингвистического программирования – прекрасный пример безграничных возможностей самореализации современного человека, независимо от «точки входа» в этот мир, следуя своему внутреннему зову реализовать исходно заложенные цели жизни. Наглядную иллюстрацию интересной методики «Путешествие героя» дал на прямой трансляции психотерапевт Стивен Гиллиген, развивающий концепцию известного религиоведа Джозефа Кэмпбелла, пригласив в прямой эфир давнего организатора своих мероприятий в России.
В целом данный подход весьма органично синхронизируется с моей авторской методикой «Стратегия самобытности», хотя делает акцент на телесном заякоривании и душевном чувстве более, чем на развитии чистого объемного осознания с вербальной рефлексией саморазвития. Ответ на риторический вопрос, почему «путешествие героя» необходимо именно сейчас, сводится к открытию в современном мире таких возможностей трансформации для каждого человека, о которых в прошлые века могли мечтать лишь избранные. Это отнюдь не вопрос выживаемости, хотя другие примеры «героев» подчеркивают шансы на спасение в безнадежных ситуациях – парализованный в юности Милтон Эриксон, выживший в фашистском концлагере Виктор Франкл, похищенный колонизаторами Малидома Соми. Это громкие имена.
Не ставя себе целью пропагандировать данное учение, отмечу один рефлективный момент, который считаю важным при работе с людьми. Многие жалуются на то, что трудно находить время для самого себя, и на консультации ходят так называемые «выгоревшие» психологи и тренеры. Аналогичную проблему решала героиня, пытаясь уравновесить работу в институте с семьей, и получила от наставника весьма эффективную рекомендацию записывать в распорядок время для себя как для своего клиента. Здесь отражается основной принцип саморазвития с позиции буддхи (как способности различения), отделяющий собственную сущность от внешних оболочек, культивированием которых она занимается – тела, чувств, ума и пр.
Обращаясь к публикациям о невменяемом шамане, предлагаю сравнить судьбы двух героев и сделать соответствующие выводы. Гораздо большую пользу народу и обществу можно принести не путем протестов против власти, рискуя попасть в психушку, а вкладываясь в образование и целительство, используя все возможности, которые предоставляет огромная социальная свобода при имеющимся государственном устройстве. Человек с внутренним даром прекрасно может социализироваться и приносить пользу окружающим, используя свой внутренний ресурс на благо других людей, – вот путь цивилизованного шаманизма. Надеюсь, что рьяные последователи нашумевшего якутского шамана пересмотрят свое отношение к применению шаманизма с революционных на эволюционные идеи саморазвития!
Пользуясь названием «индуизм», многие россияне не понимают, что индийцы смирились с внешней рефлексией сначала персов, а потом британцев, которые не слишком разбирались, а точнее и не слишком хотели разбираться в сложных и многообразных верованиях народов, живущих в долине реки Инд, которые они постепенно захватывали. По сути, задача была отличить всех остальных от оформившихся религий, таких как ислам, буддизм, джайнизм и пр. Все, что было трудно понять и классифицировать, огульно называлось «религией индусов», как пелось и у нас в известной песне для советского народа. Впервые лишь в XIX веке, а окончательно в середине ХХ века термин «индуизм» стал самоназванием исконных народов в борьбе с колониализмом, прижившись во всем мире.
Кто же такие эти загадочные «индусы», которых никогда раньше не было, хотя эта религия считается древнейшей? По крупному данное название объединило прежде всего заклятых антагонистов, которые на протяжении всей истории вели идеологическую борьбу в диспутах – это пришлые арии, принесшие веды, и аутохтонные дравиды, чьи ритуалы заложили основы тантры. В дальнейшем многие ритуалы и даже боги смешались, однако принципиальное отличие сохранялось и отразилось в разных направлениях йоги. Главное отличие – ведическая религия была чисто духовной и предполагала освобождение духа от всех оболочек воплощенного существования, тогда как тантрическая магия была направлена на создание бессмертного тела для управления всей природой. Все дальнейшее – компромиссы между духом и телом.
Примерно к VIII веку, когда персы впервые стали использовать название «индуизм», в Индии уже установилось брахманическое общество, основанное на ведической религии, вытеснившей тантру на периферию. Самоназванием духовного учения индийцев служил санскритский термин санатана дхарма, или «извечный закон». Понятие дхарма чаще известно применительно к личному долгу каждого человека, который он обязан осуществить в своей жизни. Однако здесь возникает еще одна частая путаница у россиян – это повальное смешение двух прилагательных «ведический» и «ведантический», где первое отсылает к ритуальным текстам Вед, а вот второе относится к уже рафинированной философии, которую религией можно назвать с большой натяжкой, поскольку вместо пантеона богов там есть лишь безличный Брахман – Единое, или Абсолют. Адвайта-веданта (учение о недвойственности) – это вообще никакая не религия, однако всех его последователей огульно записывают в индуисты.
Следующая трудность в определении принадлежности к индуизму состоит в том, что он относится к так называемым «неканоническим» религиям, то есть там нет общего для всех верующих «символа веры». Каждый волен верить в избранное божество (ишта девата), выбирая тот или иной способ его истолкования и ритуальную канву богообщения. Общим является лишь признание единства каждого человека с Единым. При достижении полной самореализации каждый индуист и вовсе может объявить себя Богом. Злоупотребления случаются нечасто, поскольку признаки божественной личности как таковой известны каждому индусу, отличаются лишь конкретные формы, поэтому долго прикидываться не получится – просто не найдется последователей, а значит, придется продолжать поклоняться самому себе в полном одиночестве, что в традиционном обществе было аскезой или наказанием – на выбор.
Наконец, еще большую путаницу вносит способность индусов присваивать себе любую новую или пришлую религию. Так, никаких особых проблем не возникло с признанием Иисуса Христа за аватара (боговоплощение) бога Вишну. Индусы трогательно украшают распятия цветочными гирляндами как и всех своих богов. Не случайно Свами Вивекананда, выступая на первом всемирном конгрессе религий в конце XIX века имел огромный успех у американцев, а потом и европейцев, позиционируя индуизм как универсальную религию, способную вобрать в себя все религии. Отсюда возникает частое непонимание религиозного конфликта между православной церковью и российскими йогами – если для вторых принятие христианства не составляет проблемы, то для первой занятия йогой неприемлемы, поскольку у РПЦ возникает подозрение в приобщении к чуждой религии, а это неканонично!
Что же касается индуистской йоги, то здесь придется сделать глубокий вдох – и выдохнуть. В рамках лаконичной статьи однозначно невозможно описать все многообразие йогических школ, – я давно читаю лекции по философии йоги на курсах подготовки инструкторов по йоге, – достаточно только отметить, что на развитии йоги как духовной практики отразилась прежде всего исходная дилемма между ведантой и тантрой. Здесь мы уже выходим за рамки индуизма как религии, однако главная трудность в том, что существует бхакти-йога, или богореализация путем преданности, которая во многом сохраняет ритуальную практику, внешне неотличимую от обычных культовых действий. Принципиальная разница в том, что часто религиозный человек молится богам с целью что-то получить от них, тогда как йогу не нужно ничего, кроме любви самого Бога. Это внутренний мир.
Итак, никакого индуизма на самом деле не существует. Пользуясь данным названием, мы облегчаем себе жизнь подобно нашим предшественникам. Среднему россиянину недосуг разбираться, во что эти индусы там верят, но хотелось бы дать один практический совет. Если вы встретились сначала с одним индусом, а потом с другим, не спешите априори вести себя так, как будто они закадычные «единоверцы». Сначала спросите одного, во что он верит, а затем другого – и сравните. Не удивляйтесь, если услышите совершенно разные вещи, а то и прямое заявление одного из двух индусов, что истина передается только в нашей парампаре (линии духовной преемственности), а тот другой индус вас просто обманывает. Если вы справитесь с этой задачей, то спросите еще и третьего! Никто не врет, просто вы начнете сталкиваться с исконной вариативностью.
Астрология соперничает с детективами по захватывающим сюжетам борьбы темных и светлых сил в небесах. Астролог рисует завораживающие картины 13-летних циклов соединения Юпитера и Плутона, где последний вызывает пандемию коронавируса. Однако на горизонте звездного неба появляется некая спасительная комета, которая распадается в космосе, порождая новую комету, грозящую карой всем нехорошим людям, успевшим нажиться на страданиях. Тем не менее, их ждут последующие трудности, связанные с социальными катаклизмами, там ведь затмения… Мне вспоминается ответ Шри Сатья Саи Бабы в индийском ашраме, когда все ждали какого-то очередного ужасного знамения с небес: «Когда вы едины с Богом, который управляет звездами, никакие звездные войны вам не страшны!» Вот о чем хотелось бы напомнить любителям астрологии.
Каждый человек, приходящий в мир, обречен на преодоление трудностей, которые могут возникнуть в любой момент. Важно не столько уметь предсказывать, когда наступит то самое роковое стечение обстоятельств, вызванное хоть звездами, хоть личной кармой, сколько заниматься самосовершенствованием постоянно, чтобы быть готовым преодолеть все тяготы обусловленного человеческого существования. А иначе получается, когда звезды не благоприятны, приходится наверстывать упущенное и срочно мобилизоваться, а пока звезды отдыхают, можно предаваться всем смертным грехам в свое удовольствие. Когда же человек сосредоточен на главном – самореализации, тождественной богореализации – череда созвездий в небе для него такая же пустяковая смена декораций как ежедневные погодные колебания в атмосфере.
Можно возразить, что личный гороскоп отражает индивидуальную карму, включая склонность человека к духовному развитию в принципе. Однако карма создается поступками самого человека, поэтому ее можно менять на протяжении текущей жизни, не особо оглядываясь на звезды. Здесь возникает порочный круг, где звезды просто вынуждены предсказывать ту судьбу, которую сам человек себе выбирает, нет у них никакого другого шанса. Когда я сидела длительный ритрит по випассане в буддийском монастыре Таиланда, чтобы получить ежедневные личные наставления мастера, перед входом висели разные назидательные надписи, одна из которых гласила: «Хочешь знать, кем ты был в прошлых жизнях? Посмотри в зеркало!» Применительно к астрологии, уж если вы хотите узнать, что вам уготовали звезды, так извольте потрудиться над своей судьбой – и тогда звезды непременно будут к вам чрезвычайно благосклонны.
Ничего нового о том, что будущее человечества богато на испытания, никакая астрология не добавляет, разве только создает красочный антураж из парада планет и сияющих комет. Подготовка к испытаниям состоит не в изучении натальных карт и астрологических прогнозов, а в непрерывном самосовершенствовании, чтобы даже вероятная гибель была достойной и душеспасительной. А иначе будет как в том анекдоте, когда владелец бизнеса удивляется, почему нет прибыли, раз уже и подкову повесили и монетку закопали, пока не сталкивается с прямым вопросом: «А работать не пробовали?» Если человек работает над собой, то личная трансформация приводит к единению с божественным началом, которое управляет небосводом, и звезды будут «подтягиваться» как надо.
Представляется, что «существенные подвижки в ограничительных мерах произойдут, когда Сатурн сдвинется с места и перейдет в первый градус Водолея». А что сделали вы для того, чтобы сдвинуть Сатурн с места – и снять ранее наложенные ограничения?
Как только сняли карантин и открыли границы, сразу вернулась протестная повестка в связи с законом о свободе вероисповедания, принятым в Черногории. Проблема в том, что данный документ предусматривает изъятие церковной собственности у Сербской православной церкви. Однако, заявления о том, что он якобы прямо «взорвал общество» и «сплотил оппозицию», сильно преувеличены. Дело обстоит, по-видимому, не совсем так, как хотелось бы видеть или хотя бы представлять. Не случайно, сербский президент обратился к России с просьбой о защите православной церкви на Балканах, чье «выживание в регионе находится под угрозой». Хотя после вступления Черногории в НАТО сложно говорить о серьезном влиянии России на эту страну, не говоря уже о том, что обязательная регистрация иностранцев по месту проживания была введена сразу после разгрома пророссийской оппозиции, хотя туризм и политика – совсем разные вещи.
Давайте оставим геополитику профессиональным дипломатам, и просто глянем на обычную жизнь черногорцев. Я сама провела две зимовки в Черногории до и после принятия вышеупомянутого закона. Могу с полной ответственностью заявить, что я не увидела в жизни общества вообще никаких изменений, хотя часто посещаю разные церкви и монастыри с исследовательскими целями. Демонстрации удается собрать в столице, однако в таких малых городках, как Герцег-Нови, Котор, Тиват, где я бывала в те самые даты, на которые были назначены пресловутые протесты, их вообще было не видно и не слышно. Более того, нередко звучали от местных такие реплики, что дескать завтра в церковь лучше не ходить, потому что там будут эти «маргиналы» собираться. Отношение к раскачиванию общества у самого людей, очевидно, весьма нелестное.
Спрашивается, почему черногорское общество в массе своей на самом деле довольно равнодушно к новому закону. Во-первых, а что плохого в свободе вероисповедания? Да, теперь ею могут воспользоваться адепты новейшей черногорской церкви, однако их крайне мало и они никому не мешают. Во-вторых, именно старшее поколение, которое по идее должно составлять костяк прихожан, выросло еще при коммунизме и доселе не слишком религиозно, а то и вовсе откровенные атеисты (например, мои последние хозяева-пенсионеры – он неверующий, а она католичка). В-третьих, прихожане ходят в храмы молиться, им совершенно неважно, кому принадлежит здание церкви как объект недвижимости, они не будут за это биться. В-четвертых, реальных проблем в Черногории хватает в экономической сфере, народу интереснее зарабатывать на туризме, а не заниматься спасением души. В-пятых, исторически территории страны входили в состав таких разных империй, что несмотря на преобладание сербской церкви, веротерпимость там на довольно высоком уровне.
Церковь Св. Николая – древний и главный православный храм в старом городе Котор оказался в фокусе скандала в самом начале карантинных мер, принятых правительством Черногории. Священник этой церкви был вызван в полицию на допрос по поводу богослужения, несмотря на запрет массовых собраний. Он аргументировал свою невиновность тем, что пришло всего два десятка прихожан, а храм вместительный, поэтому социальная дистанция была соблюдена. Однако показательно другое: по большим праздникам в храме не протолкнуться, да и обычные вечерние службы происходят при изрядном скоплении верующих (я свидетель). Вывод простой: ведь черногорцы сами предпочли не нарушать постановления правительства и добросовестно отказались от литургии. Тогда священника отпустили – но выбор народа достаточно очевиден, никто особенно не собирается бороться за церковь против государства.
Вот и получается, что имеется скорее очередное раздувание протестов в масс-медиа, тогда как на самом деле они слабы и локальны.
Повышенное внимание к явлению младостарчества спровоцировал строптивый священник, будучи далеко не единственным духовным отцом с подобными склонностями. Сектоведы считают, что отказ подчиниться церковным властям свидетельствует о растущей в церкви проблеме младостарчества – неправильной и опасной практики наставничества, которая приобретает все более тревожные черты. Младостарчество – это такое порочное и осуждаемое явление в церковной жизни, связанное со злоупотреблением пастырской властью, характеризуется стремлением полностью подчинить себе волю или сознание прихожан, присвоением себе завышенных полномочий. Это подход неопытного священника, который думает, будто он все вопросы может разрешить без личного опыта своего подопечного. Обратите внимание: без личного опыта.
Давайте теперь оглянемся вокруг пошире, так сказать за пределы сектоведения. Главное в явлении младостарчества – это требование безусловного подчинения, лишающее другого человека возможности набираться личного опыта. Оно основано на предпосылке, что «старший» знает лучше, поскольку у него уже имеется опыт, поэтому «младшему» остается только слушаться, чтобы совершать исключительно правильные поступки и никогда не ошибаться. Возникает закономерный вопрос, а будет ли такое наставничество продуктивным, если человек вообще лишен возможности набираться личного опыта, а значит, по каким-то причинам оставшись без того, кто постоянно дает ему указания, вообще не справится ни с духовным деланием, ни с обычной жизнью. Где такое поведение может проявляться помимо религиозных структур?
Семья. Наверное, лучшим эквивалентом младостарчества будет новомодный термин «токсичные родители» в семейной психологии. Это люди, использующие деструктивные методы воспитания, травмирующие психику и характер. Прежде всего, они подавляют личность взрослеющего человека своей излишней приставучестью с советами, отчего никакого выбора не остается: «Найди работу, какую хочет отец. Выйди замуж за кого скажет мать. Роди на радость бабушке. Всегда подавай хороший пример сестре» и т. д. Никаких самостоятельных решений, следовательно, никакого взросления не предусматривается, ведь у человека нет опыта. Такие люди считают себя хорошими родителями – и попробуй обвини их в плохом воспитании. Это вызовет резкий протест, дескать всю душу в него вкладываем. А вот этого как раз делать не надо – душа у человека своя!
Образование. Если учительница в школе сродни токсичным родителям, то высшее образование открывает совсем новые просторы для явления младостарчества, особенно в плане научного руководства дипломами и диссертациями. Однако построение программ и экзаменов в нынешних вузах тоже граничит с младостарчеством, поскольку студентам часто не дано почти никакого выбора, а остается только следовать стандартам образовательной системы, превращаясь в профессионала определенного образца с головой, набитой вполне конкретным материалом, но редко умеющей думать и принимать решения. Проверка знаний тоже зачастую состоит лишь в необходимости воспроизвести сказанное преподавателем на лекции, чтобы подтвердить свое послушание. Навязанные сверху темы для дипломных работ совсем не дают молодому специалисту развиваться.
Работа. Конечно, есть творческие профессии, где начальнику приходится холить и лелеять подчиненного, чтобы он что-то сам придумал, однако большинство так называемых наемных работников испытывают на себе подлинный гнет младостарчества. Начальник всегда прав, и его всегда надо слушаться, а мечты о карьерном росте – непозволительная вольность. Причем, в отличие от духовной жизни у начальника есть действенный метод манипулирования подчиненным – это размер зарплаты. Только исполнительный труженик получает премии и надбавки. Полностью всех построить и не давать никому даже пикнуть – вполне обычное дело на многих предприятиях. Более того, томиться у дверей кабинета начальника с любым вопросом, чтобы дождаться решения этого вопроса как манны небесной, хотя за это время давно уже все можно было и самим сделать, однако здесь важнее не сделать быстро и хорошо, а сделать по указке.
Итак, явление младостарчества – далеко не только церковная болесть. Люди вообще склонны пытаться лишить других возможности получать личный опыт, пытаясь навязывать им готовые решения на том основании, что они опытнее и мудрее, поэтому лучше их послушаться без лишних потуг на поиски истины. Осмотритесь вокруг – сколько их собралось?
Пик затмения уже прошел – никаких катаклизмов не произошло, однако вопрос «как жить дальше» остается для многих астрозависимых людей весьма насущным, хотя новолуние в принципе приносит облегчение и дарует возможность начинаний. Я скептически отношусь к астрологии в формате гаданий и предсказаний будущего, поэтому во избежание абсурдного следования рекомендациям звездочетов, разберу основные предостережения и напутствия с позиций здравого смысла. Имею полное право, ведь мы вступили в созвездие рака, и я нахожусь в своей родной стихии.
«По мнению астрологов ― это очень непредсказуемый день, когда эмоции будут зашкаливать, из-за чего многие из нас могут совершать резкие и необдуманные поступки». Вообще, среднестатистический человек почти всегда живет на эмоциях, которые зашкаливают по самым разным поводам, да и совершение резких и необдуманных поступков – дело настолько обыкновенное, что «затмение» у населения каждый божий день. Никому не привыкать к внутренней борьбе с эмоциональными вихрями, поэтому любой психолог скажет, что не надо ждать затмения для того, чтобы поупражняться в самоконтроле, а заниматься психотренингом ежедневно, как вы принимаете душ и чистите зубы – такой же режим психической гигиены, а иначе «черного козла не отмоешь добела».
«Затмение произойдет в знаке рак, а значит, в несколько раз усилятся разрушительные и деструктивные влияния». Вообще, правильное использование так называемых «разрушительных» тенденций всегда позволяет человеку освободиться от всего лишнего, расчистить место для жизни, создать пространство для творчества, избавиться от накопленной кармы и пр. Иными словами, только от вектора силы зависит, что конкретно вы разрушите, а каждому человеку совершенно необходимо постоянное обновление, избавление от прошлого с продвижением вперед, поэтому единственные опасения перед указанными влияниями состоит в направлении приложения усилий, то есть разумной оценки ситуации. А само по себе уничтожение ненужного – совершенно благое дело.
«Многие люди под влиянием сильной энергетики покажут не самые лучшие стороны своего характера». Так и замечательно – представьте только, сколько времени можно сэкономить на психоанализ, да и денег, если вы платите психоаналитику. Здесь возникает тема избытка энергии, которую многие начинающие отчаянно стараются накапливать, выискивая с данной целью специальные практики на повышение личной энергетики. Я всегда предостерегаю от преждевременного накопления энергии, и как раз ситуация энергетического всплеска может показать, насколько вы вообще готовы к управлению силами стихий. Таким образом, благодаря текущему явлению, мы убиваем двух зайцев – и характер вырабатываем, и силу воли развиваем. Если кому-то не нравится – пусть отлеживается.
«Сам день затмения идеально подходит для составления планов на ближайшие шесть месяцев». Мечтать не вредно, а вот грамотное планирование в современном мире предполагает построение алгоритмов, а не фиксацию желаний. Например, так: если молодой человек делает мне предложение, то я выхожу замуж и занимаюсь семьей, а если нет, то ухожу на полгода в морской круиз вокруг света». Разумеется, такие планы можно строить при наличии как партнера, так и денег, а не просто фантазировать от скуки. При вариативности в программе, никаких особых проблем не возникает – не одно, так другое. А вот при сильном желании, допустим, выйти замуж, которое может не сбыться (а вдруг молодой человек под влиянием затмения пошел в другую сторону), придется грешить на оба предыдущих пункта, и совершенно напрасно.
«А вот приступать к свершению задуманного лучше после того как Меркурий войдет в прямое движение». В текущих условиях это совпадает со снятием ограничений после карантина. Сейчас все равно многое невозможно воплотить в жизнь, ибо Меркурий пока дублирует действия властей, или они его – господь разберет. В любом случае, планам всегда лучше вылеживаться, поскольку «вся поступающая к нам информация в день затмения будет восприниматься немного остро и искаженно». Можно днем с огнем искать человека, который строго объективно воспринимает поступающую информацию, опять-таки речь идет о совершенно типичном поведении. Каждый человек рассматривает ситуацию со своей точки зрения, поэтому дополнительное время «повертеть» ее со всех сторон никому не помешает.
Как выясняется, затмение, как и все на свете, – лишь повод для самосовершенствования.
Пыталась промолчать после выхода статьи «Он умел плести сеть, как паук» о знаменитой секте советских времен, созданной мнимым психиатром Столбуном, известным в диапазоне от уголовного дела до номинации на Нобелевскую премию. У него было две законных дочери – и судьба свела меня с беглянкой Катей в начале 90-х годов, когда мы встретились на лекциях в Высшей Религиозно-Философской Школе. Я часто бывала у нее дома и целый месяц даже прожила там в порядке эксперимента – сейчас смутно помню, какой зимой, а место и вовсе на карте не найду, но как говорила сама Катя, «суть не в сути, а в колорите». Не вдаваясь в обстоятельства ее жизни, тем более что тогда она всерьез скрывалась от возможных преследований со стороны секты своего отца, попробую передать необыкновенную атмосферу, которую она создавала.
Безусловно, Катя производила впечатление харизматической личности с первого взгляда и притягивала внимание как магнитом своим одновременно волевым и наивно-детским ореолом в общении. Было сразу понятно, что она усмиряет свой крутой характер, чтобы говорить с людьми в просительной манере «снизу». Да, Катя прекрасно владела сценическим мастерством, но подкупала прежде всего именно своей искренностью и стремлением к поиску истины в каждой ситуации вплоть до бытовых мелочей. В институте она была вольнослушателем, который скорее перетягивал на себя аудиторию, так что беседовать на философские темы к ней ходили не только студенты, но даже некоторые преподаватели, благодаря неформальной обстановке. А мыслителем она была утонченно-искушенным, как змий-соблазнитель!
Хотя ее готовили в преемники лидера секты Столбуна, наблюдая с детства подавление личности, Катя стремилась стать свободной и независимой, что ей удалось после достижения совершеннолетия, когда она сбежала. Хотя она выросла в общине, совершенно изолированной от мира, не посещая даже школу, возможно, именно это дало запал выдерживать реальную жизнь – самой зарабатывать деньги, быть открытой людям, справляться с трудностями. Отсюда и концепция «мужика», которая гласила: «Мужик никому не позволит встать между собой и Богом!» Стремление убрать всех психиатров, довлеющих над принятием решений, лишающих ответственности за личный выбор, – это яркое бунтарство, непонятное нормальному человеку, у которого никто никогда не отнимал базовые свободы. Вот почему Катю бесило мещанство, когда люди даже не задумываются о самоопределении, которым они исходно обладают.
Протест против закрытой системы с насильственным удерживанием людей вылился у Кати в чрезмерную открытость, так что через ее дом шел поток людей, большинство из которых там не задерживалось надолго не только потому, что не выдерживал накала мыслительной активности Кати (она могла добиваться от собеседника истины всю ночь напролет до утра, приводя все новые аргументы), но и потому, что та сама выгоняла людей, неспособных думать, по ее компетентному мнению, если ей было с ними просто скучно разговаривать. Итак, это была не община, а концепт «жить вместе», построенный лишь на том, что есть люди, которые каким-то чудом встречаются… или не встречаются. Именно поэтому она так дорожила своими тремя малыми детьми, надеясь, что хотя бы из них вырастут «свои люди», повторяя здесь ошибку своего знаменитого отца.
Переступая через порог Катиного дома, гость окунался прежде всего в оглушительный лязг рокенрола, который гремел на полную громкость даже по ночам, невзирая на жалобы соседей. Я тяжело переносила чуждую для меня музыку, предпочитая в те годы классику, но Катя была неумолима – и выключить удары децибелами по голове не удавалось. Вполне закономерно появлялся Джим Моррисон, кроме The Doors запечатлелся Dead Can Dance – вообще превалировал именно западный репертуар. Наверное, это было для меня самым тяжелым испытанием, однако возможность послушать завораживающие выводы ситуативного мышления самобытного философа Кати все перевешивала.
В заключение я просто обязана выразить свою благодарность за ту роль, которую Катя сыграла в моем непростом становлении в юности в качестве философа, хотя спасла меня скорее ВРФШ со всем уникальным по тем временам преподавательским составом. Катя была одним из немногих людей, которые абсолютно серьезно верили, что из меня выйдет что-то необыкновенное, тогда как многие сомневались, что я вообще выживу. Я была уже сильно поломана и тяжелым детством, и экстремальными опытами юности (работа в дурдоме, орден воинов, чистки экстрасенсов, конфликт с церковью, суицидальные тенденции), и в самые критические моменты, когда мне казалось, что я не выдержу очередного наката невыносимых противоречий бытия (а не выдержавших в начале 90-х было очень даже немало, как известно), я могла без приглашения заявиться к Кате и вывалить все кипевшее в воспаленном мозгу – она была только рада, что появился ненадуманный повод для пламенной дискуссии!
Получив диплом бакалавра философии, я почти сразу вылетела на полгода в Индию. Наши пути разошлись навсегда.
В продолжение американских погромов связанных со сносом памятников, крайний левый активист Шон Кинг заявил, что все изображения Иисуса в виде «белого европейца» надо снести, потому что это разновидность «белого шовинизма». Приводимый им аргумент довольно наглядный: «В Библии, когда семья Иисуса захотела спрятаться и стать незаметной, угадайте, куда они отправились? В Египет! А не в Данию. Снести их!» Многие в данной связи стали вспоминать разработки ученых, которые попытались восстановить исторический облик Иисуса Христа несколько лет назад, и действительно получили портрет типичного выходца с Ближнего Востока. Однако, вопрос остается открытым, ведь нигде в Новом Завете нет описания внешности Иисуса; ни одного его изображения также не обнаружено. А долгая борьба иконопочитателей с иконоборцами завершилась победой лишь на Константинопольском соборе в 843 году.
В данном контексте становится чрезвычайно интересной история происхождения редкой Ченстоховской иконы Божией Матери, которая почитается как католиками, так и православными, будучи главной святыней Польши. По преданию, она написана евангелистом Лукой, а из-за тёмного оттенка лика широко известна как Чёрная Мадонна. Однако, по мнению искусствоведов, икона была создана в Византии в IX – XI веках. Достоверно история иконы прослеживается лишь с конца XIII века, когда галицко-волынский князь перевёз икону в город Белз, где она вскоре прославилась многочисленными чудесами. После завоевания Польшей западно-русских земель в 1382 году ее перенесли на Ясную Гору около Ченстоховы, во вновь построенный монастырь паулинов. Именно там данная икона получила своё название, сохранившееся до наших дней. В кратких молитвенных песнях ее зовут «Непобедимая победа», она помогает при тяжелых и неизлечимых болезнях, спасает от гибели, защищает путешественников и содействует примирению конфликтов.
Впервые я узнала о существовании Черной Мадонны совершенно случайно, когда посещала церковь Св. Александра Невского в поселке Усть-Ижора на окраине Петербурга. Часто бывая в Европе, моя спутница с удивлением остановилась перед одним из образов – и удивленно заметила, что ведь это очень редкая икона, которую она всего несколько раз встречала даже в Европе и никогда в России. Мы подошли к служительнице, по нашей просьбе та порылась в книгах и записала для нас точное название Ченстоховская икона Божией Матери, по которому мы уже позже ознакомились с ее историей. Примечательно, что годом позже, когда я захотела показать икону своему другу, мы уже не нашли ее на прежнем месте, а служительница объяснила, что по каким-то причинам священник перенес ее внутрь алтаря и добавила: «Эта икона в нашем храме есть, вы можете на нее молиться». А по каким причинам ее скрыли от взоров прихожан, она не смогла или не стала рассказывать. Сейчас возникают сомнения, действительно ли это была та самая икона.
Считается, что икона потемнела от древности, но существует много старинных икон, а Черная Мадонна – только одна. Здесь какая-то тайна!
Отдельно подчеркну, что религиозные и религиоведческие трактовки часто не совпадают, и вопрос в данном случае относится лишь к научной области, тогда как каноническое истолкование совершенно определенно. Конечно, у меня нет никакой возможности проводить экспертизу, что за материалы использовались для изготовления иконы, остается только задать вопрос искусствоведам: является ли темный лик следствием времени или образ изначально был именно таким? В последнем случае возникает два других вопроса уже к историкам: это тот редкий случай, когда иконописец пытался отразить реальный образ с учетом всех известных данных (как это сделали современные ученые) или же образ создавался нарочито темноликим для миссионерской деятельности с проповедническими целями, чтобы сделать его ближе и понятнее тем народам, которые предполагалось крестить? Последнее крайне маловероятно, если учитывать местонахождение иконы в Польше.
Итак, за неимением какой-либо возможности ответить на все вопросы, ограничимся лишь констатацией факта, что есть такая загадочная икона.
Свами Рамсукхдас оставил тело в возрасте 102 лет, и в моем переводе с английского языка стал доступным для русского читателя сборник его бесед, составленный индийскими последователями. Он вышел скромным тиражом сто экземпляров в расчете исключительно на тех, кто ценит и понимает. Однако многие наставления чрезвычайно полезны в духовной жизни и актуальны для современного человека. Само имя Рам-сукх-дас означает Счастливый Преданный Рамы, то есть аватара, или боговоплощения Вишну, поэтому в целом мировоззрение учителя можно считать вайшнавским, хотя он довольно самобытен, что вполне нормально для индуизма в целом, который, как известно, ничуть не является канонической религией. Итак, как предлагается выкорчевать эгоизм.
«Воспринимать тело как «я» или «мое» – это ошибка. Самая большая ошибка заключается в том, чтобы принимать тело за свое «я». Поразмыслите о том, что все приобретенное не является вашим, тогда как то, что действительно принадлежит вам, всегда останется с вами. Вы никогда не лишитесь того, что постоянно присутствует в вас от начала до конца. Однако все полученное на время несомненно исчезнет. Следовательно, разве можно называть нажитое «я» или «мое»?
«Самость» существовала прежде обретения тела и также сохранится после разложения тела. А значит, разве можно отождествлять тело с Самостью? Это важный момент. Есть ли здесь какие-либо сомнения? Есть ли возражения против такой позиции? Тело есть некое приобретение…
Признайте с полной уверенностью тот факт, что «я» не тело. «Я» никогда не было, не является, не может быть и никогда не будет телом. «Я» отличается от тела. Как это понимать? Допустим, тело тождественно «я», тогда после смерти либо тело умирало бы вместе с «я», либо «я» продолжало бы жить вместе с телом. Однако ни «я» не живет вечно вместе с телом, ни тело не умирает вместе со мной. В таком случае, как можно отождествлять тело с «я»?
Когда мы начинаем воспринимать эту раздельность, эгоизм исчезает, отчего «я» и тело представляются отдельными, каждое со своей собственной идентичностью. «Тело – это я», «тело мое» и «тело создано для меня» – вот три ложных концепции, которые в нас заложены. На самом деле, ни «я» не тело, ни тело не мое, ни тело для меня. Тело не может быть создано для меня, поскольку «я» неизменно все время, тогда как тело постоянно меняется. Оно не остается тем же самым хотя бы на мгновение…
Теперь подумайте о том, можете ли вы контролировать тело. Если можете, то не давайте ему болеть, не позволяйте ему слабеть, да и в конце концов не велите ему умирать. Но если вы ничего не можете сделать, разве можно считать его своим? «Я» вечно живое, я тот же самый, каким я был в детстве, тогда как тело изменяется каждый момент. Итак, как это тело может быть мной? Далее, разве может это тело быть для меня, коль скоро Тот, кто живет во мне все время, существует для меня? Коль скоро тело не живет со мной вечно и не может мною использоваться во все времена, разве оно создано для меня?
Мойность – это мерзость. Что пользы в том, если мы практикуем постоянное памятование о Боге годами, а наш ум остается нечистым? Причина в вашей привязанности, или мойности в уме. Сущность мойности – это нечистота. Вы полагаете, что памятование о Боге приведет вас к блаженству. В действительности, посредством памятования о Боге, громкого пения, медитации и иных практик, внутреннее чувство очищается, и тогда вы поймете, что ум не вы и не ваш…
Если при служении ближним вы гордитесь тем, что вы сделали что-то хорошее для других, это ваша собственная ошибка, поскольку будь то искусность, знание, способности или владения, которые у вас есть, все это вы получили от общества. Итак, нет никакой повинности в том, чтобы использовать все это на благо общества. Если же вы гордитесь собой, вы развиваете эгоизм, а эгоизм ведет к мойности.
Следовательно, все вышеназванное не есть ни «я», ни «мое», ни «для меня». Как можно считать это все собой? Это не я, а я не то. Разве может это тело, этот ум, этот разум, эта жизнь, это самочувствие быть Самостью? Все это не «я», и все это не «мое». Постарайтесь глубоко поразмыслить, чтобы понять».
Неискушенный в индийской философии читатель может легко запутаться в терминологии, которая здесь отсылает к строгой и выверенной системе санкхья. Если восстановить санскритские термины, то Самость – это Атман, или Пуруша, а мойность – это ахамкара, или эгоизм. Вот почему приверженность Самости ни в коем случае не отсылает к эгоистическому поведению, которое, наоборот, осуждается учителем именно потому, что препятствует достижению единства с Богом. Как синонимы в тексте используются Высшее «Я» и низшее «я», где избавление от эгоизма предполагает переход с точки зрения последнего на позицию первого. Большинство аргументов учителя сводятся к отождествлению низшего «я» с физическим телом, привязанность к которому в жизни лишает человека целостного видения мироздания, искажая восприятие реальности.
Когда я принимаю поздравления с гуру-пурнимой от индийских друзей, причем я сама выступаю в роли ученика для одних и учителя для других, мне мерещится в происходящем торжественный фарс на грани ханжества и лицемерия. Вместе с расширением института гуруизма на такие сферы общественной жизни, которые всегда были далеки от безоговорочного принятия авторитета, вроде «гуру новостроек» и т.п., возвышенный статус гуру стал утрачивать свое первичное значение, да и сами отношения с гуру давно уже не соответствуют идеалам. Хорошо это или плохо, каждый решает для себя. Однако, факт остается фактом, что гуруизм приобретает рудиментарный характер в целом, и как например, уж простите за такое сравнение, копчик есть у каждого без всякой надобности, гуру теперь есть у каждого тоже, к сожалению, без какой-либо надобности и ценности. В обществе уже складываются совершенно иные формы передачи знаний и навыков, нежели те, которые закреплены за гуру как духовным учителем.
Знание больше не требует самоотдачи его источнику, коим является безличный интернет. Даже если по ту сторону экрана присутствует вполне конкретная личность, ее вещание можно включить и выключить по своему усмотрению, попросить вернуть деньги и перевести другому источнику, если что-то не устроило придирчивого потребителя, может просто зевнул некстати. Знание больше не зафиксировано за одним единственным источником, а существует в виде широкого информационного поля с бесчисленными точками входа-выхода. Знание больше не требует реальной самоотдачи, преодоления испытаний, терпения в ожидании – любые подобные требования заставляют ищущего просто переключить канал и настроиться на другую волну. За знания даже стало модно не платить благодаря огромному бесплатному сегменту, в котором ловкий предприниматель может выудить все необходимое без особых затрат. Итак, знание никак не связано с таким особым человеком, как гуру.
И наоборот, гуру теперь вещает из каждого утюга, а не является редкой труднодоступной всеми признанной личностью в обществе, где все знают, кто чего стоит. Чтобы стать гуру, достаточно признания в нише в пару-тройку тысяч потенциальных клиентов, а в соседней тысячи его имя может быть никому неизвестно, но это нестрашно. Сегментирование каналов передачи информации напоминает парампары (линии передачи) в древнем мире лишь внешне, а не по глубинной сути. Ореол особенности создается элементарными навыками брендирования, где человек с эффектной прической лучше сойдет за гуру, нежели блестящий знаток предмета с плохо стриженными волосами. Наглость – залог успеха, и самым востребованным гуру становится неопытный молодой человек с апломбом, что мы видим на примере несовершеннолетних миллионеров, имеющих наглость учить жизни взрослых неуверенных дяденек и тетенек.
Спрашивается, почему мы не откажемся от термина «гуру» в словаре, а наоборот, он становится все более распространенным, если он теряет всякий смысл. Здесь происходит то же самое, что с любым рудиментом, просто «глаз замыливается», а уста воспроизводят привычную формулу. Нам мерещатся гуру повсюду, начиная с западных аналогов «финансовых гуру», где стоило бы использовать термин «воротилы», но так круче звучит. Вы сталкивались когда-нибудь с «гуру доставки», или у вас все впереди? Это просто такая весьма авторитетная служба доставки для интернет-магазинов, а гуру здесь и вовсе не при чем, но ведь клиенту приятно. А еще в скринере «гуру-фокус» вы можете узреть математическую формулу, оценивающую степень риска банкротства вашего предприятия. Гуру снова отсылает к рефлекторной, совершенно импульсной доверительности, – раз здесь настоящий гуру, значит, информация совершенно достоверна. Впрочем, вы и сами можете продолжить список никчемных гуруизмов.
Будьте же бдительны – все относительно! Все-все…
«В каких отношениях состоит неоадвайта с глубоким философским мышлением», – спрашивает коллега, добавляя с долей самоиронии: «Остро страдаю от своего несовершенства». Здесь действительно много недоразумений в понимании российских «йогов», начиная с терминологической путаницы. Ведь параллели между восточной и западной философией проводились только начиная с ХХ века, причем исследователи приходили к разным выводам, еще более усугубляя ситуацию, поскольку теперь нам приходится вырабатывать некоторое отношение к имеющимся сравнительным анализам, прежде чем мы можем выработать собственное мнение. Однако давайте оставим за кадром Шопенгауэра, Юнга, Хоружего, Зильбермана и прочих почтенных мыслителей, и я выскажусь кратко по результатам.
Если мы возьмем труд Радхакришнана (которого тоже причисляют к неоведантистам) под названием «Индийская философия», то увидим, что в качестве главных философских систем он разбирает то, что на санскрите именовалось «даршана». Данный термин знаком многим, посещавшим индийские ашрамы (что сейчас сделать совсем не трудно), где под даршаном на хинди понимается выход святого к народу, то есть наглядное богоявление. Именно так следует понимать древние даршаны, в которых фиксировались философские воззрения индуистов: текст выступает фиксацией явления божественной сущности, он служит теоретической базой для духовной практики, в результате которой можно достичь богореализации. Не случайно передача знаний исконно была устной, где сами звуковые вибрации были призваны передавать реальное воздействие текста. Никакое отвлеченное умствование не приживалось в культуре Индии.
Теперь обозначим место веданты среди даршан (философских систем в индийском понимании) – и обнаружим, что она не только представляет собой одну из шести главных школ (уттара-миманса), но и задает все мыслительное поле ведической религии, в котором развивалась философия как таковая до появления альтернатив в виде буддизма и пр. Таким образом, появление адвайта-веданты в учении Ади Шанкарачарьи можно считать кульминацией глубокого философского мышления в том контексте, который мы определили в предыдущем абзаце. Постулат об абсолютной недвойственности Атмана и Брахмана (индивидуальной души и всеобщего духа) лежит в основании всякой йогической практики, какой бы современный стиль индуистской йоги мы не рассматривали, ведь даже поздние тантрические практики пошли на компромиссы. Правда, остается не совсем понятно, как следует трактовать само «мышление», продуктом которого является та или иная философская система. И здесь нам снова придется наводить мосты между западной и восточной терминологией.
В принципе, сделать это несложно, тем более опираясь на превосходные труды Зильбермана. В целом, терминологически наиболее очевидны параллели между парами ум-разум и манас-буддхи как противопоставление информированности и рефлексии. Как восточная, так и западная философия совершенно согласны в том, что нужно очищать мышление от накопленных предвзятых рассудочных суждений и развивать способность различения как таковую, которая может оставаться незадействованной у обычного человек хоть до конца жизни. Философское мышление не сводится к накоплению знаний, а занимается пониманием процесса познания и выявлением зависимости результатов мышления от выбора метода и умения им управлять. Итак, нигде философия не считается абстрактным умствованием, а имеет живое практическое применение в саморазвитии и самореализации. Что же касается чистого сознания, оно вообще выходит за пределы мышления.
Возвращаясь к неоведанте как современной трактовке адвайта-веданты, для которой характерна социальная направленность в стремлении приблизить высокие истины к пониманию простого человека, придется тоже сильно «обкорнать» выводы в силу чрезвычайного разнообразия неоведантических школ в неоиндуизме в целом. Хотя со многими из них я работала непосредственно в Индии, сейчас они растут как грибы после дождя, и трудно за всеми уследить. Если классическая адвайта-веданта является по сути результатом глубочайшего философского мышления, которое в неоведанте называют особым методом самоисследования, то современных адептов неоведанты именно по причине поверхностности (за исключением некоторых основателей данных направлений) сложно называть хоть «глубокими», хоть «философами», хоть «мыслителями». Даже такие действительно великие личности, как Рамакришна Парамахамса, Свами Вивекананда, Рамана Махарши, Шри Ауробиндо и другие оставили после себя весьма разношерстное племя последователей, ни один из которых не может считаться буквальным преемником такого же уровня.
Имея уже готовые описания того состояния, в котором должен находиться просветленный (а он попадает в него за годы углубленного самоисследования), нынешние ведантисты просто ленятся воспроизводить необходимую духовную практику в личном опыте, а сразу стараются имитировать достижения по внешним признакам. Оставим это на совести каждого, без досужей внешней рефлексии, ведь на то она и недвойственность, в конце концов.
Фанатизм последователей фалуньгун всегда вызывал недоумение. Когда читаешь о мученичестве, которому подвергаются адепты этого учения в на родине в Китае, отказываясь подписать отречение от принадлежности к конкретной организации, будучи готовы отправиться в трудовые лагеря для «перевоспитания» на долгие годы (оставим сейчас доказательства, насколько правдивы сведения о подобных перспективах), возникает очень простой и внятный вопрос: неужели нельзя достичь просветления другим способом, раз изначально выбранный путь почему-то запретили в стране проживания? Вроде все так просто: откажитесь от фалуньгун и займитесь тайцзы-цюань, например, или буддийской медитацией, да и мало ли еще разрешенных вариантов, проверенных временем. Ведь даже в советский период, когда не было иной идеологии, кроме коммунизма, многие умудрялись успешно совершенствоваться, пользуясь только идеалами компартии. Отсутствие гибкости у сектантов всегда поражает: зачем вообще цепляться за те или иные внешние формы организации, когда «дух дышит, где хочет», и всегда можно изменить стратегию личностного роста.
Сразу шесть неправительственных организаций из США и одна из Великобритании были признаны нежелательными в России. Большинство из попавших в черный список поддерживают как раз возникшее в Китае, но впоследствии запрещенное местными властями движение фалуньгун, оно же Фалунь Дафа. В нашей стране оно доселе не числится в списках экстремистских организаций, хотя часть распространяемой литературы давно под запретом. Примечательно, что востоковеды считают признание в РФ нежелательными НКО в поддержку «Фалуньгун» влиянием властей Китая, что небезосновательно. Данную ситуацию сравнивают отчасти со случаем с Далай-ламой XIV, которого также давно не приглашают на территорию России по просьбам китайских властей. Конечно, само учение слишком безобидно, а эксперт называет его и вовсе «глупым», чтобы представлять некую опасность помимо политических амбиций. Но именно этот факт вызывает вопросы к его последователям.
Что же такого особенного в самом учении фалуньгун, чтобы его нужно было запрещать, а главное, зачем за него всеми силами держаться? Фалуньгу́н (переводится как духовная энергия колеса закона, усердная работа с колесом учения), или фалу́нь да фа́ (великий закон колеса учения, практика колеса дхармы, «великий метод колеса дхармы) – это новое религиозное движение, возникшее в начале 90-х годов в Китае. В основе лежит традиционная китайская гимнастика цигун в сочетании с элементами буддизма, даосизма, конфуцианства и китайских народных верований. Тремя главными ценностями в фалуньгун выступают конфуцианские принципы истина, сострадание и терпение. А теперь вопрос на засыпку, разве хоть что-то из перечисленного по отдельности запрещено в России или даже в самом Китае, где цигун практикуют на площадях и уделяют внимание возрождению буддизма? Или компартия против таких замечательных качеств китайских граждан, как сострадания и терпения? Разумеется, все дело в лидере движения, целях создания секты и влияния на адептов в социальной плоскости.
Чрезвычайно интересным является то обстоятельство, что все три главных источника фалуньгун, а именно даосизм, конфуцианство и буддизм, будучи тремя основными традиционными религиями Китая, обычно представлены все вместе в китайских храмах за границей. Путешествуя по странам Юго-Восточной Азии, я встречала такие храмы повсеместно, особенно в Малайзии и Индонезии. На острове Бали такое святилище называется «клентенг», куда направляются местные китайцы, независимо от того, являются они буддистами, даосами, конфуцианцами или просто соскучились по родине. Если учесть, что это многовековая традиция китайских экспатов, которым за границей проще объединяться по нации, чем выяснять отношения по конфессиональным склонностям (насколько компактно держатся китайцы за границей хорошо известно по обособленным китай-городам также и в западных странах), то ведь основатель фалуньгун фактически использовал данную тенденцию, создав нечто вроде «внутренней эмиграции» в самом Китае, а это уже не могло понравиться государству, ратующему за единство общества.
Итак, основной конфликт фалуньгун с правительством Китая лежит на самом деле в политической плоскости – история противостояния хорошо известна, а главная претензия к основателю состоит в приписываемом ему намерении свергнуть КПК и установить власть некой теократии. Таким образом, «юноше, обдумывающему житье, сделать бы жизнь с кого, скажу не задумываясь…» – не надо делать себя с товарища Ли Хунчжи, вот и все. Перед современным искателем истины и начинающим практиком открывается настолько широкий выбор методов самосовершенствования в самом легальном спектре традиционных религий и новейших научных достижений, что плюс/минус одно синкретическое учение вовсе никакой принципиальной разницы для перспектив саморазвития не представляет. Из тех же самых источников создаются также и другие синкретические учения, однако они не засветились в борьбе за власть, поэтому спокойно продолжают свое существование без всяких гонений. В общем, наличие или отсутствие фалуньгун в мировых масштабах отнюдь не влиятельно, поэтому странная упертость в фалуньгун сама по себе подозрительна.
Не буду анализировать сведения международных правозащитников о якобы «изъятии органов» у адептов фалуньгун в Китае, ведь обычному гражданину все равно никак не проверить достоверность информации с той или иной стороны. Однако, найдется ли хоть один человек в здравом уме и трезвой памяти, который будет рваться вступать в организацию со столь сомнительной репутацией, рискуя быть разобранным на части? Что должно происходить с психикой конкретного человека, чтобы выбирать путь, заведомо опасный для жизни, при том, что он не содержит ничего эксклюзивного, чего нельзя было бы найти в тех составляющих, которые существовали задолго до его появления и продолжают быть легальными и доступными? Правда это или нет, проще держаться подальше от любых сомнительных мероприятий, если только у вас нет веских оснований отдать жизнь за политические амбиции предприимчивого китайца.
Рекомендую внимательнее следить за изысками сектоведения, чтобы вовремя фильтровать «базар» тренингов личностного роста, не попадая в серые зоны, не говоря уже о законодательно запрещенных организациях.
Введение аналога «закона божьего» в российских школах на поверку не спасает души подрастающего поколения от диавольских козней, хотя можно списать проблему на то, что многие родители выбирают альтернативный предмет для своих детей – «светскую этику». Доверчивая девушка, пожелавшая стать «слугой сатаны», видимо из юношеских романтических соображений, встретила бывшего одноклассника, и тот согласился очень дешево выступить посредником между ней и дьяволом. Однако, оказалось, что «продажа души» связана с запретом на золотые украшения, поэтому маг предложил девушке заложить их в ломбарде, а деньги он сохранит. И, наконец, в целях сохранности переписки, которая не подлежала удалению, энергетически въевшись в жесткий диск ноутбука, маг отобрал у дезориентированной особы также и технику, отнюдь не самую дешевую. В общем, родители заявили в полицию, и юному предпринимателю грозит пять лет тюрьмы.