Введение. Самоизоляция

Все статьи в данном сборники стали продуктом первого года пандемии коронавируса, когда большинству людей значительное время пришлось провести в режиме самоизоляции, наблюдая за событиями в стране и мире через разные экраны. Невозможность повлиять на происходящее, реализовать собственные цели и задачи, вынужденные переживания по самым разным поводам, – все это создавало особый тип размышлений, где человек внутренне проигрывал свое соучастие в тех ситуациях, в которые он никогда не попал бы в реальной жизни, примеряя на себя совершенно неподходящие роли. Это мучительное состояние сопричастности чему-то лишнему и непричастности по-настоящему важному для себя деформировало границы личности, но вело к внутренней свободе.

Ситуативное мышление не является чем-то диковинным, оно хорошо известно в психологии, где «характеризуется приоритетным влиянием жизненных обстоятельств, связанных с сиюминутными ориентациями личности». При полной поглощенности трудно вычленить глубинное исходное противоречие, решая поверхностные проблемы по мере поступления. Человек еще не успел ничего понять, а ситуация уже изменилась – приходится начинать сначала! Здесь довлеет обусловленность, доходящая до загнанности в угол, когда нужно принять какое-то решение или сформировать мнение, но уже слишком поздно, и ситуация разрешилась как-то сама собой или под влиянием совершенно других факторов. Так наступает бессилие, доходящее вплоть до отчаяния…

Но если в повседневности человек имеет дело хотя бы отдаленно с результатами собственных действий в прошлом, принимая ответственность за происходящее, то будучи выключенным из событийной канвы как сторонний наблюдатель, он жертва фатума, констатирующая свою ненужность и бесполезность своих мыслей по всякому поводу. Это уже не просто «чужой опыт», как при просмотре кино, где можно чему-то научиться на ошибках или достижениях главных героев по мере отождествления с их чувствами и растождествления с их действиями. Данный опыт является совершенно чуждым, поскольку человеку приходится проживать те обстоятельства, куда он не собирается попадать в принципе. Такой опыт ему вообще не нужен, однако он просто есть по факту

Итак, можно мысленно «повертеть» отдельные ситуации, условно находясь в полной недосягаемости за их пределами, ведь ничего подобного с вами никогда не произойдет, и даже примерять на себя бесполезно. Здесь нет никакой предвзятой позиции, а по каждому поводу берутся все возможные ракурсы рассмотрения. Большинство событий безразличны автору, включая упоминания медийных персон в СМИ. Это упражнение в чистом мышлении, развитие самой способности ситуативно мыслить, не привязываясь к конкретному содержанию, поскольку оно все равно будет другим, и снова придется думать самостоятельно.

Мы открываем новости – и видим, что случилось то, чего не ждали. И так каждый день, привыкая к абсурдности мироздания, опровержению своих выводов и прогнозов вчерашнего дня, но также и удивительной непредсказуемости бытия. И если внеситуативное мышление просто выводит на абстрагирование и обобщения, развивает критическое мышление, то сверхситуативное мышление дарует свободу, выводя на позицию трансцендентности, с которой можно трансформировать собственную личность, не втягиваясь в ситуации, куда попадают другие люди. Мы смотрим на каждую ситуацию, где условный «я» мог бы быть на месте любого героя, без личных предпочтений, размышляя о том, каким будет оптимальное поведение с позиций всеобщности, чтобы в итоге всем было хорошо.

Мария Владимировна Николаева

Санкт-Петербург, 2021

Загрузка...