Кэти – дружелюбная и жизнерадостная девушка, которая часто улыбается прохожим на улице. Она работает менеджером по продажам и любит свою работу, потому что та предполагает активное общение. Будучи привлекательной женщиной чуть за 20, она встречалась с разными молодыми людьми, а теперь находится в серьезных отношениях с Брайаном.
Брайан мил, заботлив и внимателен, а еще страдает от тревоги и страхов. К каждому новому знакомому он относится с подозрением. Когда Кэти и Брайан отправляются на прогулку, Кэти искрит открытостью и общительностью. Она легко может заговорить с человеком, который заблудился, или женщиной, выгуливающей собаку. Брайан же постоянно ее критикует. Разве Кэти не видит, что люди смеются над ней? Лишь кажется, что прохожим по нраву случайные разговоры, на самом деле они закатывают глаза и пытаются понять, почему девушка так болтлива. А тот мужчина, который спросил дорогу? Он просто пытался ее соблазнить. Если бы Кэти видела, как он пялился на нее, когда она отвернулась. К тому же такое поведение означает неуважение к нему, ее молодому человеку. Или она думает, что он не заметит, как она строит глазки каждому прохожему?
Первое время Кэти смеется, услышав жалобы Брайана, и говорит ему, что всегда была такой, ей нравится дружелюбие. Однако через несколько недель постоянной критики в ее голову закрадываются сомнения. Возможно, люди и правда смеются, глазеют на нее. А она флиртует с незнакомцами прямо перед носом своего молодого человека. Какое ужасное отношение к любящему мужчине!
Теперь, когда Кэти идет по улице, она не знает, как себя вести. Ей не хочется расставаться со своим теплым и дружелюбным отношением к жизни. Но, улыбаясь незнакомцу, она думает: «Что бы сказал Брайан?»
Лиз – старший руководитель крупного рекламного агентства. Стильная женщина около 50, за плечами – 20 лет брака, детей нет. Она много работала, чтобы подняться на вершину, направляла всю энергию на карьеру. Теперь она почти достигла цели и вот-вот возглавит офис компании в Нью-Йорке.
Но в последний момент кто-то другой получает работу мечты. Лиз переступает через гордость и предлагает новому начальнику помощь. Поначалу он кажется приятным и признательным. Но вскоре Лиз замечает, что ей не сообщают о важных решениях и не приглашают на главные совещания. До нее доходят слухи: кто-то сказал клиентам, что она хочет уволиться и попросила всех обращаться к новому начальнику. Лиз жалуется коллегам, но те в замешательстве. «Он всегда хвалит тебя, – настаивают они. – Стал бы он говорить такие приятные вещи, если бы строил козни?»
Наконец Лиз поговорила с начальником, у которого на все есть правдоподобное объяснение. «Послушай, – мягко говорит он под занавес встречи. – Мне кажется, ты слишком переживаешь из-за этого. По-моему, у тебя паранойя. Может, возьмешь пару выходных?»
Лиз чувствует себя совершенно разбитой. Она понимает, что начальник пытается ее подставить, но почему так считает только она?
Митчелл учится в аспирантуре, чтобы стать инженером-электриком. Ему слегка за 20. Будучи высоким, неуклюжим и немного застенчивым парнем, он долго искал любимую женщину и наконец встречается с той, кто действительно ему нравится. В какой-то момент девушка аккуратно замечает, что Митчелл до сих пор одевается, как ребенок. Он расстраивается, но соглашается с ней, идет в местный торговый центр и просит консультанта подобрать ему гардероб. В новой одежде он чувствует себя по-другому – красивее и привлекательнее. По пути домой Митчелл радуется одобрительным женским взглядам.
Но когда в воскресенье он приезжает на ужин к родителям в новой одежде, мама смеется, увидев его. «Митчелл, это совсем не твой стиль, ты выглядишь нелепо, – заявляет она. – Когда в следующий раз пойдешь по магазинам, возьми меня с собой». Митчелл обижается и просит маму извиниться, но она расстроенно качает головой. «Я только пыталась помочь, – говорит она. – Это ты должен извиниться за свой тон».
Митчелл в замешательстве. Ему нравится новая одежда, но вдруг он действительно выглядит нелепо? И разве он грубил матери?
Кэти, Лиз и Митчелла объединяет одно – они подверглись газлайтингу. Эффект газлайтинга возникает в отношениях между двумя людьми: газлайтером, который должен доказать свою правоту, чтобы укрепить достоинство и власть, и жертвой, которая позволяет ему определять ее реальность, так как идеализирует его и ищет одобрения. Газлайтеры и жертвы могут быть одного пола, и данный эффект может возникнуть в любых отношениях. В этой книге многие газлайтеры – мужчины, а жертвы – женщины, потому что в своей практике я чаще видела такое соотношение. Мы рассмотрим разные виды отношений – с друзьями, членами семьи, начальниками и коллегами, но главное внимание я уделяю любовным отношениям между мужчиной и женщиной.
Например, молодой человек Кэти, газлайтер, считает, что мир опасен, а Кэти ведет себя неуместно и неприемлемо. Когда он нервничает или боится, ему нужно доказать свою правоту, и он заставляет Кэти соглашаться с ним. Кэти ценит свои отношения и не хочет потерять Брайана, поэтому начинает смотреть на мир его глазами. Вероятно, прохожие и правда смеются над ней. Возможно, она флиртует с незнакомцами. С этого момента начинается газлайтинг.
Начальник Лиз настаивает, что заботится о ней и что ее опасения похожи на паранойю. Лиз хочет, чтобы начальник хорошо относился к ней – в конце концов, на кону ее карьера. Она начинает сомневаться в своем восприятии и перенимает восприятие начальника. Но Лиз не понимает его точку зрения. Если он не пытается подставить ее, почему она пропускает все совещания? Почему клиенты не перезванивают? Почему она взволнована и растеряна? Лиз настолько доверчива, что не может поверить в возможность открытого манипулирования. Она должна найти оправдание его ужасному поведению. Лиз отчаянно желает, чтобы начальник оказался прав, хотя в глубине души понимает, что это не так. Из-за этого она чувствует себя сбитой с толку и не доверяет себе. Это газлайтинг в разгаре.
Мать Митчелла считает, что у нее есть право говорить сыну все что угодно и что он грубит, если возражает ей. Митчеллу хотелось бы, чтобы мама была хорошим и любящим человеком, который не говорит обидные вещи. Когда она ранит его чувства, Митчелл винит себя, а не ее. Митчелл и его мать приходят к согласию: мать права, Митчелл не прав. Вместе они создают эффект газлайтинга.
Разумеется, у Кэти, Лиз и Митчелла есть выбор. Кэти может игнорировать неприятные комментарии своего молодого человека, попросить его вести себя по-другому или, в крайнем случае, расстаться с ним.
Лиз может сказать себе: «Ого, новый босс – тот еще тип. Возможно, его очарование и льстивые слова обманули всех в компании – но не меня!» Митчелл может спокойно ответить: «Прости, мам, но это ты должна извиниться». Каждая жертва может решить, что выживет без одобрения своего газлайтера. Эти люди знают, что они хорошие, умные, любящие, и это главное. Если они примут такое решение, газлайтинг исчезнет. Возможно, газлайтеры не изменятся, но их поведение перестанет оказывать пагубное воздействие. Газлайтинг работает, только если вы верите газлайтеру и нуждаетесь в том, чтобы он хорошо к вам относился.
Но есть одна проблема: газлайтинг трудно распознать. Газлайтер играет на наших самых больших страхах, тревожных мыслях, глубочайших желаниях быть понятыми, оцененными и любимыми. Когда человек, которому мы доверяем, которого любим и уважаем, говорит так уверенно (особенно если в его словах есть доля правды или если он играет на нашем чувстве тревоги), мы, скорее всего, поверим ему. Когда мы идеализируем газлайтера – считаем его любовью всей жизни, потрясающим начальником или лучшим родителем, нам еще сложнее придерживаться собственной точки зрения. Наш газлайтер должен убедиться в своей правоте, а мы – получить его одобрение. С этого начинается манипулирование.
Вы можете не осознавать происходящее. Газлайтер способен искренне верить в каждое сказанное слово или чувствовать, что он заботится о вас. Но помните: газлайтером движут его потребности, он может казаться сильным и уверенным мужчиной или неуверенным и вспыльчивым ребенком. В любом случае он слаб и беспомощен. Чтобы почувствовать себя сильным и защищенным, он должен доказать свою правоту и заставить вас согласиться.
Вы идеализировали своего газлайтера и отчаянно добиваетесь его одобрения, даже не осознавая этого. Но если крошечная частичка вас считает, что вы недостаточно хороши сами по себе, если в глубине души вы чувствуете, что нуждаетесь в любви или одобрении газлайтера для полноценной жизни, вы уязвимы для газлайтинга. Газлайтер воспользуется вашей уязвимостью и заставит постоянно сомневаться в себе.
ВЫ СТАЛИ ЖЕРТВОЙ ГАЗЛАЙТИНГА?
Проанализируйте свои отношения. Проверьте, нет ли в них двадцати явных признаков газлайтинга.
Газлайтинг не всегда вызывает все описанные ниже ощущения и чувства, но если вы узнали себя, стоит задуматься.
1. Вы постоянно сомневаетесь в себе.
2. Вы несколько раз в день спрашиваете себя: «Не слишком ли я ранима?»
3. Вы часто растерянны и почти сходите с ума на работе.
4. Вы всегда извиняетесь перед своей матерью, отцом, молодым человеком, начальником.
5. Вы часто задумываетесь, «достаточно ли хорошая» вы девушка/жена/сотрудница/подруга/дочь.
6. Вы не понимаете, почему при таком количестве хороших моментов в жизни вы несчастны.
7. Вы покупаете одежду, вещи для своей квартиры и другие предметы, думая, что понравилось бы вашему спутнику, а не что нравится вам.
8. Вы часто оправдываете поведение спутника перед своими друзьями и членами семьи.
9. Вы скрываете информацию от друзей и членов семьи, чтобы вам не пришлось ничего объяснять или оправдываться.
10. Вы знаете: что-то пошло не так, но не понимаете, что именно.
11. Вы начали лгать, чтобы избежать оскорблений и искривлений реальности.
12. Вы с трудом принимаете даже простые решения.
13. Вы думаете дважды, прежде чем затронуть невинные темы в разговоре.
14. До возвращения спутника с работы вы мысленно пытаетесь понять, что сделали неправильно за день.
15. Вам кажется, что раньше вы были другим человеком – более уверенным, веселым, расслабленным.
16. Вы начинаете общаться со своим мужем через секретаря, чтобы не пришлось его расстраивать.
17. Вам кажется, что вы все делаете не так.
18. Ваши дети пытаются защитить вас от вашего мужа.
19. Вы злитесь на людей, с которыми всегда ладили.
20. Вы чувствуете, что ваша жизнь стала безнадежной и безрадостной.
На протяжении последних 20 лет я работала психиатром частной практики. А еще учителем, коучем для лидеров, консультантом и научным сотрудником Института этического лидерства в Вудхалле, где мы с коллегами разрабатывали и проводили тренинги для женщин всех возрастов. Я постоянно встречаю сильных, умных и успешных женщин. Тем не менее слышу от них одну и ту же историю: многие из них попали в ловушку деморализующих, разрушительных и запутанных отношений. Хотя друзья и коллеги этих женщин считали их сильными и способными, сами женщины чувствовали себя несамостоятельными, не верили ни в свои способности, ни в собственное мировоззрение.
В этих историях было что-то до боли знакомое, и со временем я поняла, что оценивала их не только с профессиональной точки зрения. Они отражали мой опыт и опыт моих подруг. В каждом случае когда-то уверенная женщина находилась в отношениях с молодым человеком, супругом, подругой, коллегой, начальником или членом семьи, который заставлял ее усомниться в своем ощущении реальности. В итоге она начинала переживать, чувствовала замешательство или впадала в глубокую депрессию. Такие отношения поражали еще больше, потому что в других сферах жизни женщины оставались сильными и уверенными. Но всегда находился один человек (спутник, начальник или родственник), одобрение которого женщина пыталась получить, хотя он относился к ней даже не плохо, а ужасно. Наконец, я придумала название этому болезненному состоянию, вдохновившись старым фильмом «Газовый свет»: эффект газлайтинга.
В фильме 1944 года Пола (Ингрид Бергман), молодая ранимая певица, выходит замуж за Грегори (Шарль Буайе), харизматичного и загадочного мужчину. Любимый супруг пытается свести ее с ума, чтобы получить наследство. Он постоянно говорит Поле, что она слаба и хрупка, переставляет предметы в доме и обвиняет ее в этом, а главное – управляет газом так, что свет в лампах начинает гаснуть без причины. Попав в ловушку дьявольских идей мужа, Пола начинает верить, что сходит с ума. Испуганная и растерянная, она впадает в истерику, действительно становясь хрупкой и дезориентированной. Чем больше она сомневается в себе, тем более растерянной и истеричной становится. Пола отчаянно хочет получить одобрение мужа и услышать, что он любит ее, но Грегори настаивает, что она не в себе. Пола приходит в себя, лишь когда инспектор полиции говорит ей, что тоже видит, как тускнеет свет в лампах.
Фильм «Газовый свет» показывает, что газлайтинг всегда предполагает отношения двух людей. Грегори нуждается в Поле, чтобы почувствовать свою силу и контроль. Но и Пола нуждается в Грегори. Она идеализировала этого сильного привлекательного мужчину и отчаянно хочет верить, что он позаботится о ней и защитит. Когда Грегори начинает претворять свой коварный план в жизнь, Пола отказывается обвинять его или менять свое отношение к нему. Ей хочется сохранить романтический образ идеального мужа. Неуверенность в себе и идеализация Грегори становятся отличной возможностью для манипуляций.
В «Газовом свете» газлайтер гонится за наследством. Он хочет свести жену с ума, чтобы получить ее драгоценности. В настоящей жизни редко кто строит такие дьявольские планы, хотя последствия поведения газлайтера могут быть не менее разрушительными. Однако, с точки зрения газлайтера, он просто защищает себя. Как правило, газлайтер обладает настолько раздутой самооценкой, что не выдерживает ни малейших сомнений в собственном мировоззрении. Как бы он ни смотрел на мир, вы должны соглашаться с ним – или уйти, тем самым очень его расстроив.