расположенные в двадцати двух отделах. Сочинение Б. Федорова, СПб., 1858, 2 части
Дети, разумеется, должны идти за взрослыми: у взрослых книжки стихотворений десятками появляются; надобно и детям дать стихотворения. Г-н Борис Фёдоров позаботился о том, чтоб наделить детей всякими стихотворениями, и произвел их – пятьсот (их, то есть стихотворений, а не детей). Такая плодовитость поистине изумительна! Не менее изумительно и разнообразие детского таланта г. Федорова. Он пишет: басни для детей, Эзоповы басни, картины природы, молитвы детей, семейные разговоры, детские приветы, детские игры и забавы, загадки, шарады, омонимы, повести и рассказы для детей, исторические анекдоты, отечественные воспоминания, наконец, стихи на разные случаи. У г. Федорова на все есть стихи; ни один цветочек не ушел из-под его стихотворного пера, всякую птичку описал он в стихах, полководцев русских поднял на ноги, философов древних потревожил, – ничто не ускользнуло от него:
На все он ответил стихами своими,
Что даже не просит ответа.{1}
Но мы не удивились бы до такой степени разнообразию таланта г. Федорова, если бы в нем не проявлялась вместе с тем непостижимая предупредительность. Не говоря уже о детских играх, уроках и пр., г. Федоров предвидел почти все возможные случаи семейной жизни и на каждый написал стихотворение. Например, может случиться, что дедушка ваших детей ослепнет; какой тогда «приает» сказать ему? – г. Борис Федоров сочинил два привета детей дедушке, потерявшему зрение. Может случиться, что вы возвращаетесь из похода и дети должны вас встретить: что они вам скажут? – г. Федоров и на этот случай сочинил два детских привета родителю, возвращающемуся из похода. Кроме того, он сочинил отдельные стихотворения для поздравлений с праздником, с Новым годом, с ангелом, при поднесении венка, прописи, васильков, детских трудов и пр. Неоцененная услуга для детей! Как бы хорошо было, если бы наши «поэты для взрослых» тоже последовали примеру г. Федорова и сочинили бы для родителей-то поздравительные стишки к нужным лицам! Право, лучше бы было, чем пересмеивать-то все. А то что хорошего: только разлад в общественной жизни выходит. Пока мы малы, так и держат нас нравственно, – стишки г. Федорова дают учить, поздравления заученные говорить родителям и пр. А как вырастем, так тут и пойдет фанаберия всякая, тут уж не то что поздравительные стишки знатной особе поднести, а просто расписаться в приемной на листочке, так и то иной раз не каждый праздник исполняем… К чему же тогда и в детстве учили нас? Зачем и маленьким давали поздравительные стишки заучивать? Не затем ли делали все это, чтоб приготовить из нас скромных и почтительных граждан? А вот вам и успехи!.. Да и каких же успехов ждать, когда уж нынче во всех школах хрестоматия Галахова{2}