Ната Косякина, Михаил Потапов Книга стихотворений

Ната Косякина Стихи

Сны о счастливом детстве

Школа 72

Контрольную пишут дети

В школе 72.

В классе бесстыдный гвалт.

Последний урок на свете

(просто четверг).

Гуляют ответы.

Болит у звонка голова.

В школе 72

Училки пьют в кабинете.

Физичка и алгебраичка.

В лабораторной комнате.

Два стареющих личика

И некто в сером:

– Вы помните? Вы помните?

– Лида, может, споёмте?

– Вы помните? Вы всё помните!

– Вы скоро, скоро умрёте!

Физичка пускает руку

В знакомый ящик стола.

В руку ложится синяя «Умка».

Как хорошо, что «Умка» цела.

Она поделит конфету

Не по законам наук.

Бледных губ полукруг

(Выпил стакан помаду).

– Лида, съешь сама, мне не надо.

В углу темнеет паук.

И повторит, поборов испуг,

Уже в пустоту:

– Не надо.

А те всё кружат,

Летают по комнате:

– Вы помните, помните?

– Мы знаем, что помните!

Звонок. Лида сгребёт помыть

Спасительный инвентарь её,

Подумает, что ж поделать, мы

Не какие-то гуманитарии.

А впрочем, жизнь над всеми права.

Не ясно зачем, но чего-то ради

Пойдёт собирать у детей тетради

С контрольными в школе 72.

«Сидит на подоконнике ребёнок…»

Сидит на подоконнике ребёнок

И смотрит в немигающую высь.

Сидит на ветке жёлтый воробьёнок

И мальчику чирикает «держись!».

А по ветру, разматываясь мыслью,

Летит звезда из пуха тополей.

И маленькие пальчики зависли,

Нелепо растопыренные к ней.

И кажется ребёнку, что на свете

Любая досягаема звезда.

И превратились пустота и ветер

В воздушные пути и поезда.

Того, что нам отмерено по праву,

Не стыдно и не страшно захотеть.

И видела пустующая рама,

Как радостно взмывают над дубравой

Ребёнок, воробьёнок и орава

Пушинок – звёзд всех птиц и всех детей.

Главред

У мальчишки, жившего в нашем дворе,

Был отец – районки нашей главред.

Обижать мальчишку – себе во вред.

Это все в округе ребята знали.

И худого, щуплого его отца

Все боялись больше, чем парня-борца,

Чем больного скитальца

И мента-пловца.

А ведь он рукаст и носил медали!

«А мой папа напишет, что ты дебил!

А мой папа напишет, что ты водку пил!

Что в башке крокодил, а ещё я снабдил

Его снимком, где ты на горшке краснеешь!»

Я жила с тем мальчишкой в одном дворе.

Я влюбилась в отца его. О главред!

Я красива, за 20 – каков дуэт,

Повелитель мнений села Панеева!

Эта любовь моя не удалась.

Я не стала женой главреда.

Но отодвину ящик стола

И достану его газету,

Где красива, за 20, лукавый взгляд,

Платье синее, локоны, плечи горят

И на стёртой бумаге буквы гласят:

«Лучше всех в Панеевке – Света!»

«Девочка зашла из нашего отдела…»

Девочка зашла из нашего отдела

В кабинет к директору. Ты чего хотела?

Девочка хотела, чтобы было счастье,

Только вот к кому за счастьем обращаться?

Девочка хотела, чтобы у ребёнка

В этот Новый год праздник был и ёлка.

Девочка хотела, чтобы говорили

С нею о душе. А с ней не говорили.

Да а впрочем ладно, пусть не говорите,

Только возвращайтесь, вешайте в прихожей

Чёрное пальто и глаз не отводите.

Вслух она сказала:

– Канцелярский ножик.

Он ответил ей, от дел не отвлекаясь:

– Этими вопросами я не занимаюсь.

Колыбельная для мальчика

Колыбельная для мальчика

В Коктебеле, сам из Нальчика.

На белёсо-серой наволочке

В ночь глядит его лицо.

В темноте всё неразборчиво:

Что-то было и закончилось.

Не мешай ты, не ворочайся —

Обхватил себя кольцом.

Он не глупый – да вот молодость.

Сознавал, старался – молодость.

Чист, умён – да только молодость.

Ну прости ты мир, малыш:

Колыбельные обманчивы,

Коктебели вас не прячут, вы

Как резиновые мячики —

Оттолкнулся и летишь.

Не скажу тебе я дельного.

Я такая ж, только девочка.

Я сильней, да вот поделена

На две тысячи частей.

Колыбельная для девочки —

Это выстрелы у темечка,

Это марш, и свыклись стеночки

С горькой поступью моей.

Наши стены не кончаются,

Щёки горячи, как чайники,

Ты лежишь сейчас, отчаявшись,

Под бедой, как под свинцом.

Ты прости нас, что заплакали.

Над тобою мы заплакали.

А в трубе застряло, в раковине,

Обручальное кольцо.

«Уже потеплело, и девочки наперевес…»

Уже потеплело, и девочки наперевес

Несли вчера куртки, щурясь и улыбаясь.

И мысли тянулись гусиным семейством в лес,

И жизнь легко наматывалась на палец.

Уже потеплело, и девочки наперебой

Задумывались о том, как сбежать с уроков.

И я даже снова решила, что есть любовь,

Но следующим утром снова над головой

Серое небо, молчание и тревога.

Но девочки не сдаются: они уже

В открытую говорят о счастливой жизни.

Природа против голых девчачьих шей

Чуть-чуть постоит – и сдастся на рубеже

Ключиц. Она любит таких, как сама, капризных.

Сестра моя купит ещё одну новую вещь

И станет ещё быстрее сбегать из школы,

И я уже слышу музыку в голове,

И нет ничего, чем это старьё, новей.

И мало что есть прекрасней и бестолковей.

Зимний день рождения

Беспокоясь за зи́му,

В тёплый январский четверг

Маму из магазина

Пятилетний ждал

Человек.

Он казался седым,

Снегом припорошённый.

Шапка под капюшоном

Цвета летящей звезды.

Цвета песочной горсти́

Вязаные ладони.

Надо бы унести

Зиму, а то прогонят —

Папа читал ему

Это из детской книжки.

Нужно сказать мальчишкам.

Есть во дворе Тимур,

Старше на целый палец,

Красный катал «Камаз».

Если б они не спали,

Всё бы успели враз.

Жгло снегопадом тьму,

Месяц болел, пылая.

Думают почему

Все, что зима злая?

– Добрая! – закричал

Мальчик от нетерпенья. —

У меня день рождения! —

И весь мир замолчал.

«Мы спускались ниже, ниже…»

Мы спускались ниже, ниже,

У меня был новый фонарик.

– Оля, что там?

Мы с сестрой и Миша.

Он испугался, у двери следил за нами.

– Здесь есть слизняк, – говорит, отступая,

Оля. Почти к стене прижалась.

Стена, как рассыпчатое молоко, ей

Отпечаталась на пижаме.

– Девчонки, пойдёмте лучше назад, —

Мише прохладно, он топчется, мнётся

На месте. Сегодня будет гроза,

А нам и хочется, и живётся.

Мы вошли в приоткрытую тьму,

И тьма приняла нас, сомкнулась за спинами.

Наверное, именно потому

Миша жив, а мы уже сгинули.

Почему ты плачешь, Аркадий Юрьевич?

Звоночек

Мне перестало везти с автобусом.

Он не приходит за мной, не приходит.

А я всё делаю привычным образом.

Прихожу, становлюсь, жду его – верно же вроде?

Тучи по-прежнему были синими,

Люди водой запивали икоту —

Всё так, но автобус не шёл везти меня.

И я перестала ходить на работу.

Виктор Петрович носил платочек в верхнем

Кармане затёртой рубашки розовой.

Коровы так радостно рожали на ферме,

Тучи семь раз разрешились грозами.

Что же мне делать, люди добрые?

В киоске крутится, крутится вертел.

Беды-подружки смеются: дома я

Спать перестала, верьте не верьте.

В тяжёлой дремоте явились мне люди.

Я узнала: это спасители, ангелы ночи.

Говорят: всё потому, что сердце твоё не любит.

Беги, беги отсюда, это был первый звоночек.

Звенит, звенит мой первый звоночек

Звенит Вагнером, а потом Мандельштамом.

Беги, потому что ни одна жизнь не хочет

Того, кому и бежать невмочь, и

Не успокоиться под одеялом.

Дашенька-журналистка

Уже бывшая замужем

В девятнадцать-двадцать,

Неудачно,

Будет теперь только себе

Стараться,

Будет себе батрачить

Дашенька-журналистка.

Мне она кажется

Девочкой-переростком,

Девочкой-гермафродитом,

Кучно застывшим воском

После свечи. Поди ты

Ей расскажи стишок.

Подумает – не мужчина.

А вот когда приходит

В клуб она на тусовку,

Кажется всем, что может

Быть и любовь высокой,

Как эта Даша. Нежной,

Как её пальцы, вьющиеся

У стакана.

Мало мне перекрестий

В мире и в человеке

Линий плавных и резких.

А Даше хочется в пекло,

Мало ей подноготной

Бедной суровой ночи.

За полночь Даша в «Скорой»

Едет с дежурным. Хочет

Даша писать про пьяных.

Хочет смотреть им в лица.

– Дашенька, просыпайся! —

Снится ей в «Скорой» голос.

Снится какой-то майский

Ветер, и бывший, холост,

Будит её на пару.

Вот за кого бы замуж

В платье и под гитару.

Даша проснулась. «Да уж, —

Думает, – ну и приснится же всякое».

Альберт и Альбертина

Альберт и Альбертина

Поклонялись разным богам,

Зато аккурат к ногам.

А ноги были в ботинках.

Они расстались у входа,

Порога и четверга,

А солнце, как курага, —

Жухло, мято, противно.

Альберт писал на стене

Протяжные буквы «Ууу»,

Но не посвящал никому,

А всем говорил: «Садитесь».

Альберт и Альбертина

Оказались нужны четвергу.

И проделав дыры в снегу,

Они встретились на убийстве.

– А помнишь, ты говорила,

Мы Альберт и Альбертина

И Бог написал, что мы —

Две части одной кутерьмы?

– Да, говорила, помню.

С нами шептались корни,

И райские птицы, и вишни в садах…

Но нет, с именами – ты что, ерунда.

Сейчас всё гораздо лучше,

И муж у меня крутой,

И я бы не стала слушать

Бредни себя молодой.

Они постояли молча.

Альберт шевельнул плечом.

Буква «Ууу» разрасталась тучей

И била его хвостом, как бичом.

Альберт и Альбертина

Молча глядели вперёд,

Где с человека слетает ботинок

И кровь в облаках плывёт.

Долгая счастливая жизнь

Никто не пил вчерашним вечером

В дощатом танцевальном зале.

Таблички вспыхнули аптечные,

У каждой по мильон терзаний.

Стянули девочки колготочки

И чешки шумно побросали.

Никто не пил, занятье кончилось,

Живите – сами.

И не пила я после этого,

Когда в затихшем детском гуле

Пришёл всех позже папа Светы

И ждал с деньгами в вестибюле.

И не пила, когда поднялся он

Взглянуть в журнал и распоясался,

У юбки пояс распоясался,

И лампа ныла в абажуре.

Никто не пил, клянусь вам. Только вот,

Разговорившись друг о друге,

Мы по трубе слетели стоковой

Навстречу привокзальной вьюге.

И узелки в руках, как бусинки

(Большой багаж оставим в прошлом),

– Я так искал тебя, опустим всё!

– Да, мой хороший!

Вот потому-то мне так страшно, что

Я проснуться не решаюсь.

Ведь мы себе на ночь вчерашнюю

Себя самих наобещали.

А кто мы? Вывески, потухшие

Навстречу утреннему свету.

Зачем смотреть, по всем приметам —

Тебя здесь нету.

Муж полюбил иностранку

Муж полюбил иностранку,

Ходит соседский толк:

Может быть, за осанку,

Может, за кожу гладкую —

Трудно сказать, за что.

Муж полюбил иностранку

С кафедры СМИ – РИСО.

В спальне с женой Оксанкой

Вдруг вскочил спозаранку.

Глядь – а он наизнанку.

В общем-то вот и всё.

Что ему было делать?

Сложенные в квадрат,

Из шкафов полетели

На просторы постели

Стаи рубашек в ряд.

В сорок с собой прощается,

А виноват секрет:

В сердце страна забивается,

Он с ней давно не знается.

Раз в своей – иностранец,

То в чужой – вдруг бы нет?

Окна мои выходят

К ним на вечерний совет.

Страшные окна-иконы,

Гоголевский «Портрет»!

Смотришь – такая горечь,

Страх, окончанье, месть

В том, как он, бедный, хочет,

Хочет в неё залезть!

Боже, ты только обоим

Не поломай бока.

Славно сдаются, с боем,

Пялясь на облака.

Вон он, за дым цепляясь,

Махом с окна, в обрыв.

Или нет, показалось…

Всё это показалось.

Всё искажают занавесь,

Ливни и комары.

Муж живёт с иностранкой.

Петуньи, халат, Брандо.

Тих, послушен, и сам не

Знает, на что готов.

Мелкие перебранки

В свете узорных штор.

Нет, полюбил иностранку

Всё-таки он за осанку,

Или за кожу гладкую,

Или ещё за что.

Наблюдатель

Он знал на 90 процентов из ста,

Что нельзя уходить с наблюдательного поста.

Здесь никакого долга, наука его проста:

Жив человек, пока он своё ваяет.

С детства он понял, что рождён наблюдать.

Должен знать, как сегодня лежит у отца борода,

С какими оттенками смотрит мать,

Как перешагивает сестра.

Сколько песчинок придвинулось к краю ямы.

В Новосибирске сегодня метут снега.

Сквозь леса промелькнули заснеженные рога.

В мире ни одного похожего четверга,

Как ни одной похожей водительской брани.

Но почему-то сегодня грустно глядеть на окно.

Сердце рвётся: здесь с ночи множество новых «но»,

Хотя ничего не случилось. На кухне уже темно.

Он смотрит и чувствует, что этот день умирает.

– Боже, как я устал от наблюдательного поста. —

То есть, хочешь сказать, от жизни своей устал.

Что с идиотом случилось? – Опять ничего, —

Говорит всемирная суета.

Что с человеком случилось?

Он город в себя вместил,

Рассказывать никому не стал.

Никто не узнал, что каждый мельчайший сдвиг:

Рождение утра, подавленная рябина, гибель любви,

Конец человека, шаг на снегу, точка в пространстве

Больной городской крови —

Всё это новая смерть для этого человека.

Как же мне жалко правду, не видную сквозь бардак,

Летающую со снегом, сосланную за брак:

Привилегия умирать даётся только тому, кто жив.

Всё остальное можно найти за так.

Медленно

Мама мной была беременна,

И чем дальше, тем ходила медленнее.

Поднималась по ступенькам медленно, медленно.

Дольше прочих лежала на сохранении.

А за окном ходила жизнь, наверно, быстрая,

Но всё внизу. А на маминой высоте

Последнего этажа жизнь зависла,

Пушинкою в занавеску влетев.

Мама угодила в застывшее время.

Стала тиха, как крылечко летнее,

Стала одинокая и уверенная.

Так иногда бывает, если ты последняя.

Небо темнело, потом светлело.

Мама рожала одна и медленно.

«Не спеши», – говорила мне она,

Но я родилась и стремглав полетела.

Я хотела вместить в себя всё целиком.

То, что мне нужно, было где-нибудь далеко.

Я скидывала всё, что цепляется за подол.

А мама становилась широкой, что циферблат.

Мне снилось: ноги её, прибитые под столом,

Несмотря ни на что, шагают назад.

А головы её никогда не видно за той луной,

И я всё время куда-то бежала во сне.

Она говорила: «Остановись, побудь со мной»,

И её голова превращалась в снег.

Она сидела в парке под разросшейся липой

В красивом бледно-рыжем платке.

И если бы Бог допивал наш литр,

Она была бы в последнем глотке.

Если бы всё происходило медленно,

Как матерями и временем велено,

Меня бы догнал то ли Бог, то ли бес, но

Пока я петляю – ему интересно.

Одним невезучим тридцатым летом

Чья-то рука мне обвила цепь

Зелёного грустного велосипеда,

И я научилась всерьёз лететь.

В больнице меня лечили медленно.

Висли врачи надо мною кранами.

Кости и связки срослись, но странное

Что-то проснулось во мне от матери.

Я вышла на свет в воскресенье рано

И поняла, что начала отставать.

Сперва это было едва заметно.

Я опережала крыши и ветки,

Я даже была быстрее ответов.

Но дальше пошли тревожные знаки.

Мне стало неинтересно всё это.

Я уступила чужой собаке.

Я уступила кому-то свой велик,

Я бросила бегать по вечерам.

На кассе кто-то сказал, что я медлю,

Прохожий сказал, подо мной дыра.

Я послушала и посмотрела вниз.

Воронка действительно разрасталась.

Мама взглянула и сказала: «Молись,

С тобой самое страшное – это старость».

Старость моталась за мной, как половая

Тряпка, чёрная до краёв.

Старость была молодая, живая.

Преждевременная, как всё моё.

А передо мной стояла мать.

Вот круглый живот и морщины, но

Матери очень легко стоять.

Под нею светлое есть пятно.

И тогда она, гладя по шее,

Стала что-то тащить из моих ушей.

И потом, чтобы избежать искажений,

Шепнула мне в ухо: «Где твоя жизнь?».

Но жизнь не откликнулась ей уже.

«Одолели тебя и меня…»

Одолели тебя и меня

Пересуды, звонки, переводы.

И не только тебя и меня,

Но и парня с моей работы.

На работу мы утром пришли,

Как приходят все на работу,

Сторожа наши лампы зажгли,

Только переменилось что-то.

Кто-то пьяный здесь надышал,

Надышал, что мы все заметили.

Он здесь ночью пьяный лежал.

На полу темнеют отметины.

Видно, ноги сюда упирал,

В своды стен истерично-жёлтые.

В телефон набирал номера,

То кричал, то бурчал шёпотом.

Загрузка...