До сих пор в нашем обществе преобладает детский, упрощённый взгляд на историю гражданской войны в России, которая трактуется как борьба «красных» и «белых». Стерлитамакская трагедия 1918 года наглядно демонстрирует, что в реальной жизни всё было намного сложнее.
1918 год в истории России стал годом, насыщенным эпохальными событиями. Начинался он в одной России, а закончился в совершенно другой, изменившейся до неузнаваемости.
Всякое действование во времени и пространстве есть реализация соответствующей идеи. В 1918 году казавшиеся долгое время незыблемыми политические идеи быстро изменялись, столкнувшись с суровой действительностью, а вместе с идеями изменялись и их носители. Большевики ещё в январе 1918-го делились властью с эсерами, сотрудничали с националистами, не препятствовали парадам суверенитетов вплоть до самоопределения наций и народностей с последующим отделением некоторых из них от России, а летом того же года приняли идею единой и неделимой России и установили власть одной партии, то есть диктатуру. С того момента они уже именовали себя коммунистами.
Старая большевистская гвардия в большинстве своём погибла в боях, от голода, холода и болезней. Во второй половине 1918-го в ряды коммунистической партии начало приходить массовое пополнение, в большинстве своём незрелая молодёжь, энтузиасты, слабо образованные, ожесточённые войной, нетерпимые к чужому мнению, сторонники простых решений. Поэтому отождествлять дореволюционных большевиков с коммунистами, которые приняли страну после гражданской войны, неправомерно.
На примере Стерлитамака 1917–1918 годов видно, насколько богатой была политическая палитра России до начала второй, ожесточённой фазы гражданской войны. Отличительной особенностью советских органов власти в Стерлитамаке до июля 1918-го была разумная, взвешенная политика, основанная на сотрудничестве со всеми революционными силами, включая умеренно националистические, с опорой на традиции местного самоуправления. Старые большевики, в лице авторитетных лидеров, в условиях изоляции от центральных органов власти, в окружении врагов, сделали всё, чтобы не допустить в городе хаоса, разгула преступности, погромов, межнациональной вражды, голода и эпидемий. Стерлитамакский ревком представлял собой коалицию большевиков и эсеров, причём эсеры имели преимущество, поскольку контролировали воинский гарнизон города. Стерлитамакский ревком не сбежал, не бросил город на произвол судьбы, но остался с народом после того, как Стерлитамак был захвачен врагами. Все ревкомовцы и многие советские работники города и уезда были злодейски убиты. Большевики и эсеры, русские и башкиры, татары и украинцы лежат в одной братской могиле, в «Старом городе» Стерлитамака.
В июле 1918 года, в самом начале гражданской войны, в Стерлитамаке сошлись четыре идеи. Против сторонников идеи советско-социалистической единым фронтом выступили носители либерально-социалистической, европоцентристской и консервативной идей. Строго говоря, «белые» в захвате Стерлитамака в июле 1918 года не участвовали, ибо белое движение к востоку от Волги сформировалось позже, в ноябре того же года (Колчак).
Инициаторами нападения на мирный город Стерлитамак были Комуч и Чешский легион.
Комитет членов Всероссийского Учредительного собрания (сокращённо Комуч) стал первым альтернативным правительством России после Октябрьской революции. Организовали его бывшие члены Учредительного собрания, которые не признали роспуск Собрания большевиками 19 января 1918 года, в подавляющем большинстве эсеры.
Комуч позиционировал себя как революционный орган и ставил своей целью создание парламентской республики на всей подконтрольной ему территории. При этом его руководители были готовы на любые уступки и компромиссы ради сохранения своей власти, в том числе на сотрудничество с интервентами. Уголовное законодательство Комуча было невнятным, что позволяло исполнительной власти на местах толковать его по своему усмотрению. Например, 20 июня 1918-го вышел приказ о привлечении гражданских лиц к военному суду, приговором которого, как правило, был расстрел. Одним из оснований для привлечения гражданских лиц к военному суду было «сопротивление властям», что создавало широкий простор для произвола.
Чешский легион состоял в основном из военнопленных, молодых людей, неискушённых в политике. Их целью было скорейшее возвращение на родину, не с пустыми руками, чтобы там добиться независимости от Австро-Венгрии. В России они называли себя «Чешско-Словацким революционным войском». Как истинные европейцы немецкого толка, чехи видели себя носителями высшей, передовой цивилизации в варварской стране и действовали по обстоятельствам, не гнушались грабежами и массовыми казнями мирного населения. Проблемы туземцев их интересовали настолько, насколько они затрагивали их шкурные интересы.
Народная армия Комуча представляла собой разношёрстное образование под командованием бывших офицеров императорской армии и выходцев из семей крупных землевладельцев и промышленников, которые были убеждёнными антисоветчиками, социалистических идей не приняли и после краха и самороспуска Комуча перешли к Колчаку.
Командование Народной армии не брезговало ничем и набирало в свои ряды откровенное отребье, уголовников, алкоголиков и психопатов. Именно этот сброд действовал в оккупированном Стерлитамаке с особой жестокостью, грабил и убивал мирных жителей, не щадя стариков, женщин и детей.
18 ноября 1918 года, в результате переворота в Омске, белое движение возглавил адмирал А. В. Колчак, провозглашённый временным Верховным правителем России. Именно тогда началось противостояние “красных и белых” в Поволжье, на Урале и в Сибири. До этого красным приходилось иметь дело с эсеровским Комучем и кадетско-эсеровским Временным Сибирским правительством. Называть войска Народной армии Комуча белогвардейцами или просто белыми некорректно. Комуч состоял преимущественно из социалистов правого направления, в основном эсеров, над зданием в Самаре, где заседал Комуч, развевался красный флаг. Так же некорректно называть и бойцов Чешского легиона «белочехами». Именовать всех противников Советов «белыми» (белочехи, белополяки, белофинны, белоэстонцы и т. д.) было пропагандистским приёмом, фигурой речи, рассчитанной на широкие народные массы. Примечательно, что к осени 1918-го идея великой и неделимой России, управляемой диктатурой, стала всероссийской, к ней пришли основные стороны конфликта. Промежуточные идеи угасли, утратили какую-либо существенную поддержку внутри России. Отказавшиеся сложить полномочия члены Комуча, по приказу Колчака, были арестованы в Уфе и расстреляны в Омске.
Восстановление исторической правды в описании событий тех дней в Стерлитамаке для меня дело чести, ибо в них непосредственно участвовали члены моей расширенной семьи, моего рода. Историю их жизни и смерти я постарался изложить в этой книге в контексте грозных исторических событий, обрушившихся на Россию.
* * *
Наш родовой дом, в котором я был рождён и сформирован как личность, стоял на левом берегу тогда ещё живой и полноводной реки Ашкадар, в славном городе Стерлитамаке, что на Южном Урале. Первым хозяином дома был мой прадед, Александр Александрович Ивлев. Он погиб задолго до моего рождения, но память о нём сохранялась и в семье, и в городе. Я пользовался инструментами прадеда, читал книги, которые читал он, изучал документы и артефакты минувших дней.
Александр Александрович Ивлев (1875–1918+) был рабочим, представителем старой революционной гвардии. Членом партии большевиков он стал в 1905 году, в зрелом, 30-летнем возрасте. Революционной деятельностью занимался на постоянной основе, осознанно и безвозмездно.
В те годы быть большевиком было очень опасно. Все умные люди в России понимали, что революция неизбежна, царское правительство к ней готовилось не менее напряжённо чем революционеры. В результате волны репрессий и преследований после подавления революции 1905 года во всей Российской империи оставалось не более чем 10 тысяч социал-демократов, из них менее 10 процентов составляли большевики.
1905 год породил целую плеяду непримиримых борцов с самодержавием, считавших победу революции главной целью своей жизни и тщательно её готовивших. Рядовые большевики, вступавшие в партию до 1917 года, были сильными духом, отважными, просвещёнными, хорошо образованными, феноменально трудоспособными, безкорыстными людьми, готовыми на самопожертвование. После 1905 года их основной деятельностью была подготовка победоносной революции в России. Почти все они погибли в годы гражданской войны.
Уже в зрелом возрасте я понял, что трагические события 1918 года, когда, в самом начале гражданской войны, на территории Стерлитамака и окрестностей бандиты убили и покалечили несколько тысяч мирных жителей, в их числе и моих прадеда и прабабушку, во многом определили судьбу нашего рода и моей семьи. А. П. Чехов заметил: «Прошлое…связано с настоящим непрерывною цепью событий, вытекающих одно из другого». Историю обязательно нужно изучать, если последовательность событий восстановить, настоящее становится осмысленным, а будущее не таким уж туманным.
К сожалению, история гражданской войны в России всегда была и остаётся сейчас крайне политизированной, обросла мифами и небылицами. Неолиберальные историки и журналисты в наши дни пытаются переписать историю России в угоду своим хозяевам. Правдивые свидетельства непосредственных участников происходившего исключительно важны.
В события тех далёких лет активно были вовлечены пятеро членов моей расширенной семьи. Они оставили воспоминания в виде рассказов, записок, также документы и артефакты, на основании которых я и написал эту книгу. Кроме того, я использовал все доступные мне источники достоверной информации, в том числе рассказы очевидцев описываемых в книге событий. Поскольку я не принадлежу к какой-либо политической партии и не разделяю чьей-либо идеологии, единственным ориентиром в моей работе над книгой был поиск истины. Все выводы в ней сделаны мной и никем больше.
* * *
За четыре десятка лет, которые прошли со дня Стерлитамакской трагедии до дней моего детства, облик «Старого города» Стерлитамака изменился незначительно, он оставался административным центром города. Да, были уничтожены Казанский храм, Тихвинская церковь, мечеть, застроена Ярмарочная площадь, исчезли обе пристани. Сезонный деревянный мост через Ашкадар заменили стационарным «висячим» мостом. На севере города возникла гигантская промзона, а его население увеличилось более чем в десять раз, в основном за счёт переселенцев. Но старый Стерлитамак не исчез безследно.
Мне довелось ходить по тем же улицам и дорожкам, заходить в те же дома, где бывал мой прадед, разговаривать с людьми, которые его знали и помнили, общаться с потомками стерлитамаковцев, совершивших подвиг самопожертвования в далёком 1918 году.
Работая над книгой, изучая семейный архив и рассматривая старые фотографии, мысленным взором я видел старый Стерлитамак, в котором жили, трудились и геройски погибли мой прадед и его соратники. Какими они были? За что боролись? В чём был источник их несгибаемого мужества и силы духа? Об этом я попытался рассказать в этой книге, которую посвящаю всем стерлитамаковцам, любящим свой город.
Фотография: А. А. Ивлев, столяр-краснодеревщик, отец троих детей, в 1917–1918 годах – член Стерлитамакского ревкома, член уездного Совнаркома, народный комиссар социального обеспечения.