Процесс развития и нормативного определения самоуправления Гренландии в ХІХ – первой половине ХХ вв. прошел сложный, эволюционный путь от статуса фактически колонии до равноправной провинции датского королевства [1, с. 464- 471; 2].
Однако, многочисленные факторы, в числе которых существенная географическая отдаленность; сложность коммуникаций; специфика социально-экономической жизни Гренландии, вызванная в том числе ее климатически-географическими условиями и многие другие факторы, по мнению местного населения и его представителей в парламенте Дании, все это говорило о том, что наиболее удачной формой территориально-административной организации данного региона с метрополией все является более широкая автономия.
Следует также напомнить, что третья четверть ХХ в. в мире характеризуется мощным подъемом национально-освободительного движения, распадом колониальной системы, появлением новых государств, эволюцией взаимоотношений правительств многих стран с входящими в них регионами. Не обошел этот процесс и Данию. Напомним, что в состав Дании к началу ХХ в. кроме Гренландии, входили Фарерские острова, Датские Виргинские острова, а ранее Золотой Берег в Африке, Транкебар, Серампур и Никобарские острова, Исландия [3-5].
Потеряв часть этих территорий еще в ХІХ в., а Исландию в 1944 г., правительство Дании, безусловно, было весьма заинтересовано в сохранении столь огромного, стратегически важного, хотя и малопригодного для широкой колонизации Гренландии. Данный фактор, а также многовековой опыт управления и взаимодействия с заморскими провинциями и колониями, очевидно, также сыграл свою важную роль. К тому-же, как известно, в годы 2-й Мировой войны Гренландия приобрела самостоятельный опыт непосредственного международного общения, заключив договор с США в условиях оккупации Дании Германией в 1940 г. [6; 7, s. 230-231].
29 ноября 1978 г. был принят АКТ № 577 «Закон о самоуправлении Гренландии», в которым, в «знак признания особого положения, которое Гренландия занимает в Королевстве в национальном, культурном и географическом отношении, Фолькетинг в соответствии с решением Национального совета Гренландии принял, а Мы с Нашего согласия ратифицировали следующий закон о Гренландии».
В нем устанавливалось, что «Гренландия составляет особое народное сообщество в составе Датского королевства. Правительство Гренландии решает дела Гренландии в рамках национального единства в соответствии с правилами, изложенными в этом законе» (§ 1, гл. 1). Правительство Гренландии в дальнейшем должно было состоять из избранного в Гренландии представительства, называемого советом графства, и администрации, возглавляемой советом графства (п. 1, § 1, гл. 1). При этом, члены Совета графства избирались на 4 года путем всеобщих, прямых и тайных выборов (§ 2).
Более подробные правила выборов, в том числе право голоса и правомочность, а также количество членов окружного совета, должны были устанавливаться актом окружного совета. При этом, правила процедуры должен был устанавливать Совет графства. Кроме того, устанавливалось, что уездный совет избирает председателя уездного совета и других членов уездного совета. В свою очередь председатель национального совета распределял дела между членами национального совета (§ 3).
Вторая глава закона была посвящена весьма важному вопросу – делам самоуправления. В его разделе 4 п. 1 было предусмотрено, что за правительством Дании сохранялось право принять решение о том, что территории или часть территории, указанные в приложении к закону, должны быть переданы правительству.
Соответственно вышеуказанному, правительство Дании сохраняло законодательные и административные полномочия в отношении территорий, которые были переданы в соответствии с подразделом 1, и брало на себя связанные с этим расходы (п. 2).
В тоже время, закон оставлял за местной властью право, после переговоров с правительством, принять решение о том, что такие территории или части таких территорий должны быть переданы, по необходимости, правительству Дании (п. 3). Также закон устанавливал, что постановления, принятые земским советом и утвержденные председателем уездной управы для этих областей, называются законами земского совета (п. 4, разд. 4, гл. 2).