Роман Хрущев Становление и эволюция деятельности полиции в Гренландии

Правоохранительная деятельность является одной из важнейших задач государственной власти. Однако в Гренландии, в силу ее специфики, осуществление данной задачи длительное время было практически невозможно. Важнейшими препятствиями к тому были: 1) колониальный статус Гренландии, 2) малая численность населения, распыленного по огромной территории и его низкая правовая культура; 3) отсутствие целенаправленной государственной политики Дании в данном вопросе. При этом, до судебных реформ начала 1950-х годов, местная судебная власть также отвечала за расследование и уголовное преследование, исполнение приговоров по уголовным делам. В тоже время, функция поддержания правопорядка практически также не осуществлялась, а для выполнения полицейских задач назначалось несколько авторитетных лиц, в основном выполнявшим функции судебным приставов. В некоторых колониях (Западная Гренландия) полицейские функции были настолько обширны, что было сочтено необходимым нанять специальных полицейских. К таким колониям относятся Паамиут, Маниицок, Сисимиут, Аасиаат, Кутдлиссат и Упернавик. Лишь в некоторых местах были изданы положения или инструкции о деятельности этих лиц, поэтому неясно, какими полномочиями они обладают. Однако основной задачей было поддержание порядка. В некоторых местах они также выполняли роль своеобразной полиции нравов, не подпуская женскую часть населения к экипажам судов и незнакомым людям. Они были экипированы в униформу, дубинку и фуражку [1, c. 1206]. До 1951 г. полицейская власть в Гренландии осуществлялась муниципальными советниками, а судебные приставы являлись высшим органом власти в соответствующих частях страны и находились под управлением губернатора [1, с. 1206]. Впервые в отношении Гренландии полномочия полиции и прокуратуры были закреплены на законодательном уровне Законом об отправлении правосудия от 14 июня 1951 г. (№ 271, гл. 1 D) [2, c. 8]. Датским полицейским помогали 5 гренландских субофицеров и муниципальные судебные исполнители, которые являлись местным полицейским органом. 16 ноября 1954 г. губернатор издал инструкцию о полиции Гренландии. В ней содержались правила управления полицией, разделения округов, штатного расписания округов, прокурора, исполнения приговоров и других задач полиции, включая обеспечение поисково-спасательных операций. В разделе 7 гл. 7 Закона 1951 г. было установлено, что полиция должна обеспечивать исполнение судебных решений по уголовным делам (соответствует действующей гл. 7, § 25). В соответствии со ст. 20 Закона № 271 от 27 мая 1951 г. о Национальном совете Гренландии и муниципальных советах часть полиции. Вместе с муниципальными судебными исполнителями полиция стала оказывать значительно большее влияние на гренландское общество, поскольку полиция больше не была полиция теперь существовала не только в крупных городах, но и в небольших населенных пунктах [3; 4, с. 14]. После своего создания гренландская полиция была организована в рамках Министерства Гренландии. Одновременно с этим были созданы 5 полицейских округов в Западной Гренландии с центром в родах Какорток, Нуук, Сисиут, Асиат, Уусмманнак, с входящими в них соседними муниципалитетами. Полицейские полномочия в Северной Гренландии (Туле) и Восточной Гренландии по-прежнему осуществлялись инспекторами в Туле, Тасиилак и Иллоккортоормиут соответственно. Учитываю специфику региона, на полицию были возложены не только традиционные полицейские задачи, но и более широкий набор административных задач и исполнительных функций. Основными задачами полиции в соответствии с Законом об отправлении правосудия стали поддержание мира и порядка, расследование и преследование, а также исполнение приговоров по уголовным делам. В 1952 г. создан офис начальника полиции, в состав которого также входили 1 служащий, прошедший юридическую подготовку, 1 помощник, заимствованный из датской полиции, 1 служащая-женщина и 1 гренландский служащий-стажер. 5 сержантов, каждый из которых имел свой участок, подчинялись непосредственно начальнику полиции [1, с. 1210].

На основании поправки к Закону об отправлении правосудия в Гренландии от 4 июля 1964 г. полиция была передана из ведения Министерства Гренландии в ведение Министерства юстиции, что более соответствовало принципу разделения властей и сложившийся в Дании система организации органов власти. По закону об отправлении правосудия в Гренландии, вступившего в силу в 1965 г., Гренландия стала независимым полицейским округом наравне с 55 другими округами Датского королевства. Сегодня Гренландская полиция состоит из Управления главного констебля в Нууке и 17 подчиненных ему полицейских округов. Повседневное управление округами осуществляют начальники участков. В силу географической протяженности страны гренландские полицейские округа занимают независимое положение по сравнению с датскими участками. Служебные и административные функции полиции выполняются в соответствии с ежедневными командами начальника полиции [1, с. 1215]. Благодаря росту населения вообще и городов Гренландии в частности, к настоящему периоду существенно возросло количество муниципалитетов – 18. В каждом из них организован собственный полицейский округ, с центрами содержания под стражей, транспортными средствами и связи. К 2001 г. полиция Гренландии насчитывала 1 начальника полиции и 1 его заместителя, по 2 полицейских асессора и помощника полицейских; 121 полицейский (в т.ч. 22 датских); 47 офицеров резерва; 59 муниципальных судебных исполнителей и их помощников; офисный персонал; экипажи полицейских катеров; курсанты полиции. Согласно Гл. 3 «Полиция и прокуратура» закона об отправлении правосудия 2007 г., задачей полиции является поддержание безопасности, спокойствия и порядка, обеспечение соблюдения законов и правил, а также принятие необходимых мер для предотвращения преступлений, а также для расследования и судебного преследования таких случаев. Полиция также выполняет функции прокуроров (п. 1, § 61). По согласованию с министром юстиции на полицию могут быть возложены и другие задачи (п. 2, § 61). Министр юстиции является высшим начальником полиции и осуществляет свои полномочия через местное руководство полиции (п. 1, § 62). Начальник полиции назначает муниципальных судебных исполнителей и назначает офицеров запаса, которые помогают полиции в осуществлении местных полицейских полномочий. Министр юстиции может установить подробные правила в этом отношении (п. 2, § 62). Также министр юстиции может наделить полицейскими полномочиями других лиц (п. 3, § 62). При этом, Гренландия, независимо от своего автономного статуса, в плане организации полиции, является полицейским округом Дании, возглавляемый начальником полиции. Он или она должны проживать в Гренландии (п. 1, § 63). В случае отсутствия начальника полиции высшее руководство полицией в полицейском участке осуществляет заместитель начальника полиции, полицейский заседатель или полицейский (п. 2, § 63). Для того, чтобы поступить на службу в полицию, заинтересованные лица должны иметь хороший авторитет в обществе и репутацию (п. 1, § 64). Главный констебль, заместитель главного констебля, полицейские асессоры и полицейские офицеры для занятия своей должности должны сдать экзамен по юриспруденции (п. 2, § 64). Для трудоустройства на должность начальника полиции обычно требуется, чтобы соответствующее лицо занимало руководящую должность в полиции или прокуратуре не менее 3 лет. (п. 3, § 64) [5].

Загрузка...