Эти муки твои – суть посланники. Слушай же их.
Наш герой принялся изучать целительские методики. Он больше не работает по той специальности, которой учился. Он посвящает себя служению другим и очень скоро впадает в великое искушение помогать страдающим.
Он беспокоится обо всем и обо всех. Занимается помощью другим и не получает за свою деятельность никакой платы. Начинает работать с самого утра и остальной день проводит, опекая всех, кто приходит к его дому с просьбой о помощи.
Из-за этого он места себе не находит; это невыносимо. Он в недоумении; он словно горит изнутри. Он все учится и учится; все печется и печется. С одной стороны, ему от этого хорошо, но, с другой стороны, это утомляет. Здесь противоречие; похоже на зависимость: делая добро, он чувствует себя от этого плохо, но, не делая, тоже чувствует себя плохо.
Наш герой в глубоком кризисе; ощущает внутри какое-то безумие. Его страдания и жертвы не дают ему покоя, и он считает, что поступает неправильно.
– Я убежден, что поступаю правильно. И верю и чувствую, что должен это делать, хоть никакие мои поступки меня не утешают. Муки не прекращаются, если о них постоянно печься, наоборот, только усиливаются. Запросы тоже не только не уменьшаются, но все растут и растут. Людям всегда хочется больше и больше внимания.
Прошло несколько лет с тех пор, как он уволился из компании. Сейчас он работает на себя, женат второй раз и помогает жене в ее бизнесе. Это его способ заботиться о новой семье. Вторая жена сильна, красива, скромна и во всем его поддерживает, хотя не очень хорошо понимает. Она тоже много страдала, и это сделало ее сильнее.
– Господи, что мне делать? Я схожу с ума. Так много мук и страданий просто не может быть. Должен иметься другой путь!
Он подумывает все бросить, но это слишком сложно сделать. Во всяком случае, ему непонятно, почему тот, кто хочет помочь другим, непременно должен страдать и постоянно сталкиваться с трудностями.
– Бог, должно быть, безумен!!! Чего он от нас хочет? – не единожды восклицает наш герой. Он не верит, что, жертвуя собой ради других и страдая вместе с ними, в результате нужно еще мучиться еще сильнее.
Заботиться только о себе – эгоистично, ведь истинная любовь предполагает заботу о других и забвение себя. Эта мысль закреплена в его подсознании и стала рефлексом. Сколько раз ему говорили, что он эгоист, потому что заботится только о себе! Жертвовать собой – это хорошо, кротость и терпение приближают тебя к Богу. Он слышал это с детства, и эти слова постоянно звучат в его голове. Заботиться о других, а не о себе – вот что хорошо, вот что правильно. Он вспоминает мать, которая уделяла детям время только по чрезвычайной необходимости, а весь ум и душу посвящала молитвам богу и строгому соблюдению всех догматов своей религии. Он с самого детства учился самостоятельно заботиться о себе и теперь вот столкнулся с дилеммой, которая сводит его с ума.
К нему в дом забираются воры, и единственное, что они крадут, – это его вещи. Забирают все, что у него есть: немного одежды, которую купила ему новая жена.
Осознав, что произошло, он погружается в глубокое молчание.
– Господи, я уже простил их. Я действительно не знаю, почему это происходит со мной. И полностью полагаюсь на тебя.
Он уверен, что не знает, как помочь другим. По прошествии стольких лет у него снова ничего нет. Отношения с женой все еще неопределенны; возможно, дело здесь больше в необходимости, чем в любви. Он живет в ее доме, работает в ее бизнесе и ничего своего до сих пор не имеет.
– Если это тот путь, по которому следует идти, понятно, что я по нему не пойду.
Однако, хотя все, кажется, утрачено, его мир разрушен, а то немногое, что он сумел выстроить, уничтожено, что-то мешает ему бросить все это. И тут его озаряет.
– Кто-нибудь получает пользу от моих действий? Учится на моих поступках и словах? Кто-нибудь испытывает благодарность за мою работу?
Ответ на его вопросы краток и однозначен – «да». Он дает нашему герою силы продолжать, и тот, конечно, прислушивается к внутреннему голосу.
Путешествие продолжается.
Герой всегда находил прибежище в книгах. Не двигаясь ни в каком конкретном направлении и не следуя никакой конкретной теме, он читал все, что его интересовало на тот момент: политику, классику и т. д.
Теперь он усердно старается читать книги, посвященные иным способам видения и понимания мира, восприятия реальности и болезней. Каждый день, давая консультации, он замечает, что люди представляют собой повторяющиеся шаблоны. Затем он начинает понимать, и в глубине его души начинает прорастать идея, что у концепции помощи должна быть другая основа.
Одно из его первых решений – перестать быть спасением для семьи. От него зависят несколько братьев, и это заставляет его страдать. А смотреть, как еще молодой умирает сестра, было и вовсе невыносимо.
Он размышляет о жизни сестры и понимает, что та жила для всех, кроме себя. Вот образец жертвования собой ради других, которое приводит к смерти того, кто, по всей видимости, любит.
Он понимает: сестра поступала так не из любви к другим, а из катастрофического недостатка любви к себе. Она всегда шла навстречу людям, и окружающие считали ее хорошим, чудесным человеком. Сестра всегда улыбалась, но наш герой чувствовал ее страдания. Он не понимал этого, хотел ей помочь, но все, что мог сделать, – это страдать рядом. Мукой было все. При каждой возможности сестра была готова служить другим, и это пожирало ее жизнь.
Наш герой принимает радикальное решение: он больше не намерен идти на поводу у других. Он даже разговаривать начинает по-другому. Когда один из братьев звонит, чтобы попросить об услуге, он отвечает: «Ты всегда звонишь, чтобы попросить что-то. А как насчет того, чтобы просто позвонить и поинтересоваться, как мои дела?»
И на этом все заканчивается. Они внезапно перестают ему звонить, и наш герой тоже не навязывается.
– Смотри-ка, сработало. А до сих пор я, оказывается, подкармливал акул. Теперь-то понимаю.
В его уме начинает прорастать другая мысль: новое понимание того, что такое безусловная любовь.
– Может быть, безусловная любовь начинается и заканчивается на самом себе. Интересно: получается, эгоистом быть хорошо, а страдать с другими, наоборот, плохо? И ведь, по-моему, так и есть.
Вопреки распространенному мнению и всему, чему он научился в детстве и отрочестве – что его новое отношение эгоистично, – он продолжает двигаться в этом новом направлении.
Он продолжает читать, учиться и давать консультации. Теперь он чувствует себя гораздо уравновешеннее; он научился чему-то очень важному: правильно использовать свою эмпатию. Теперь он понимает, как сочувствовать страдающему, не страдая самому, а если страдалец настойчив в своих притязаниях и поведении – как с ним распрощаться, посоветовав продолжать в том же духе, поскольку очевидно, что сам-то он меняться не намерен, зато ждет, что изменятся окружающие.
Наш герой осознает что-то очень важное: абсолютно невозможно изменить другого человека. А кто попробует и будет упорствовать – заболеет.
И это, разумеется, логично и нормально. Кто мы, чтобы знать, что для другого лучше? Это закон, который нельзя нарушать. Это корень мировой проблемы: одна половина вечно хочет изменить другую. В других мы видим собственных демонов. Надежда, что другой изменится, приводит к крайнему отчаянию. Это – проявление душевной жесткости, которая в конечном счете уничтожает вас.
Теперь наш герой чувствует себя способным противостоять новым вызовам, новым трудностям. Он узнал, что безусловная любовь вовсе не подразумевает совместного страдания с другими, когда ты позволяешь использовать себя снова и снова, пока не умрешь, как это случилось с его сестрой.
Он усвоил главный урок.
Безусловная любовь – это всегда любить себя и делать то, что ты действительно хочешь и к чему тянешься, больше ничего.
Величайший дар, который вы можете принести, – это заставить себя сиять собственным светом, чтобы другие увидели в вас то, что они пока не знают, как видеть в себе. Покажите им их силу, ту любовь, которую они питают к себе, то самоуважение, которое приводит ум в состояние, позволяющее им исцелить жизнь.
Растворившись в страданиях и проблемах других людей, вы им не поможете, а себя растратите, их же система ценностей лишь укрепится.
Наш герой теперь понимает, как легко запутаться в паутине чужих проблем и как наша культура и убеждения подталкивают к жизни, которая принадлежит не нам, а запрограммированному подсознанию.
– Умение любить себя и вовремя сказать «нет» – это величайший дар, который я могу преподнести другим. Понятно, что многим это не понравится. Но это не имеет значения, моя самооценка зависит не от того, что обо мне думают другие, а от того, что я сам думаю о себе и согласованности своих действий.
Ну что ж, дорогой читатель, я пока не появился перед нашим героем. Он еще не дозрел.
Он только входит в то состояние ума, в тот настрой, в котором рано или поздно окажемся все мы, если пока еще не там.
Мы живем как под гипнозом. Пробудились очень немногие из нас. Если вы посмотрите на мир вокруг, то увидите настоящее безумие. Но божественность не безумна – безумен ум, который считает себя отделенным от Сущего, от Единого.
Мы должны начать осознавать, что попались в ловушку убеждений, которые определяют, как мы воспринимаем мир.
Одним из таких убеждений является себялюбие, и в этот самый момент наш герой как раз занимается преобразованием своего себялюбия.
Запечатлейте эту фразу в голове огненными письменами: себялюбие рождается из недостатка любви к себе.
Нельзя безусловно любить кого-либо, пока сначала столь же безусловно не полюбишь себя. Чем больше у вас страха, тем вы более эгоистичны.
Себялюбие проистекает из ощущения бесполезности и приверженности к одиночеству. Вот почему мы создали эгоистичную культуру, которая заставляет нас верить, будто себялюбие состоит именно в том, чтобы его отвергать, тогда как в действительности это оно стремится вызвать в нас чувство вины, чтобы владеть нашей волей. Как сказал Наполеон: «Заставь врага чувствовать себя виноватым, и ты завладеешь его волей».