Принимая во внимание важнейшую роль в современном обществе самой массовой из медицинских профессий – профессии медицинской сестры, учитывая традиционно большое значение этического начала в медицине и здравоохранении, руководствуясь документами по медицинской этике Международного совета медицинских сестер и Всемирной организации здравоохранения, Ассоциация медицинских сестер России принимает Этический кодекс медицинской сестры.
Этической основой профессиональной деятельности медицинской сестры являются гуманность и милосердие. Важнейшими задачами профессиональной деятельности медицинской сестры являются: комплексный всесторонний уход за пациентами и облегчение их страданий; восстановление здоровья и реабилитация; содействие укреплению здоровья и предупреждение заболеваний.
Этический кодекс дает четкие нравственные ориентиры профессиональной деятельности медицинской сестры, призван способствовать консолидации, повышению престижа и авторитета сестринской профессии в обществе, развитию сестринского дела в России.
Медицинская сестра должна уважать неотъемлемые права каждого человека на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья и на получение адекватной медицинской помощи. Медицинская сестра обязана оказывать пациенту качественную медицинскую помощь, отвечающую принципам гуманности и профессиональным стандартам.
Медицинская сестра несет моральную ответственность за свою деятельность перед пациентом, коллегами и обществом. Профессиональная и этическая обязанность медицинской сестры оказывать, в меру своей компетенции, неотложную медицинскую помощь любому человеку, нуждающемуся в ней (ст. 1 Кодекса).
Медицинская сестра должна всегда соблюдать и поддерживать профессиональные стандарты деятельности, определяемые Министерством здравоохранения Российской Федерации. Непрерывное совершенствование специальных знаний и умений, повышение своего культурного уровня – первейший профессиональный долг медицинской сестры.
Медицинская сестра должна быть компетентной в отношении моральных и юридических прав пациента (ст. 2 Кодекса).
Медицинская сестра должна превыше всего ставить сострадание и уважение к жизни пациента. Медицинская сестра обязана уважать право пациента на облегчение страданий в той мере, в какой это позволяет существующий уровень медицинских знаний. Медицинская сестра не вправе участвовать в пытках, казнях и иных формах жестокого и бесчеловечного обращения с людьми. Медицинская сестра не вправе способствовать самоубийству больного.
Медицинская сестра ответственна, в пределах своей компетенции, за обеспечение прав пациента, провозглашенных Всемирной медицинской ассоциацией, Всемирной организацией здравоохранения и закрепленных в законодательстве Российской Федерации (ст. 3 Кодекса).
Медицинская сестра должна быть постоянно готова оказать компетентную помощь пациентам независимо от их возраста или пола, характера заболевания, расовой или национальной принадлежности, религиозных или политических убеждений, социального или материального положения или других различий. Осуществляя уход, медицинская сестра должна уважать право пациента на участие в планировании и проведении лечения.
Проявления высокомерия, пренебрежительного отношения или унизительного обращения с пациентом недопустимы. Медицинская сестра не вправе навязывать пациенту свои моральные, религиозные, политические убеждения. При установлении очередности оказания медицинской помощи нескольким пациентам медицинская сестра должна руководствоваться только медицинскими критериями, исключая какую-либо дискриминацию. В случаях, требующих по медицинским показаниям контроля над поведением пациента, медицинской сестре следует ограничивать свое вмешательство в личную жизнь пациента исключительно профессиональной необходимостью (ст. 4 Кодекса).
Медицинская сестра не вправе нарушать древнюю этическую заповедь медицины «Прежде всего – не навредить!». Медицинская сестра не вправе безучастно относиться к действиям третьих лиц, стремящихся нанести пациенту такой вред. Действия медицинской сестры по уходу, любые другие медицинские вмешательства, сопряженные с болевыми ощущениями и иными временными негативными явлениями, допустимы лишь в его интересах. «Лекарство не должно быть горше болезни!» Производя медицинские вмешательства, чреватые риском, медицинская сестра обязана предусмотреть меры безопасности, купирования угрожающих жизни и здоровью пациента осложнений (ст. 5 Кодекса).
Медицинская сестра должна быть правдивой и честной. Моральный долг медицинской сестры информировать пациента о его правах. Она обязана уважать право пациента на получение информации о состоянии его здоровья, о возможном риске и преимуществах предлагаемых методов лечения, о диагнозе и прогнозе, равно как и его право отказываться от информации вообще.
Учитывая, что функция информирования пациента и его близких по преимуществу принадлежит врачу, медицинская сестра имеет моральное право передавать профессиональные сведения лишь по согласованию с лечащим врачом в качестве члена бригады, обслуживающей данного пациента.
В исключительных случаях медицинская сестра имеет право скрыть от пациента профессиональную информацию, если она убеждена, что таковая причинит ему серьезный вред (ст. 6 Кодекса).
Медицинская сестра должна уважать право пациента или его законного представителя (когда она имеет дело с ребенком или недееспособным душевнобольным) соглашаться на любое медицинское вмешательство или отказываться от него.
Медицинская сестра должна быть уверена, что согласие или отказ даны пациентом добровольно и осознанно. Моральный и профессиональный долг медицинской сестры в меру своей квалификации разъяснять пациенту последствия отказа от медицинской процедуры.
Отказ пациента не должен влиять на его положение и негативно отражаться на отношении к нему медицинской сестры и других медицинских работников.
Медицинская сестра вправе оказывать помощь без согласия пациента (или без согласия законного представителя некомпетентного пациента-ребенка до 15 лет или недееспособного душевнобольного) только в строгом соответствии с законодательством Российской Федерации. При оказании медицинской помощи некомпетентным пациентам медицинская сестра должна, насколько позволяет состояние таких пациентов, привлекать их к процессу принятия решения (ст. 7 Кодекса).
Медицинская сестра должна сохранять в тайне от третьих лиц доверенную ей или ставшую ей известной в силу исполнения профессиональных обязанностей информацию о состоянии здоровья пациента, диагнозе, лечении, прогнозе его заболевания, а также о личной жизни пациента, даже после того, как пациент умрет.
Медицинская сестра обязана неукоснительно выполнять свои функции по защите конфиденциальной информации о пациентах, в каком бы виде она ни хранилась.
Медицинская сестра вправе раскрыть конфиденциальную информацию о пациенте какой-либо третьей стороне только с согласия самого пациента. Право на передачу медсестрой информации другим специалистам и медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь пациенту, предполагает наличие его согласия.
Медицинская сестра вправе передавать конфиденциальную информацию без согласия пациента лишь в случаях, предусмотренных законом. При этом пациента следует поставить в известность о неизбежности раскрытия конфиденциальной информации. Во всех других случаях медицинская сестра несет личную моральную, а иногда и юридическую, ответственность за разглашение профессиональной тайны (ст. 8 Кодекса).
Медицинская сестра должна с уважением относиться к праву умирающего на гуманное обращение и достойную смерть. Медицинская сестра обязана владеть необходимыми знаниями и умениями в области паллиативной медицинской помощи, дающей умирающему возможность окончить жизнь с максимально достижимым физическим, эмоциональным и духовным комфортом. Первейшие моральные и профессиональные обязанности медицинской сестры: предотвращение и облегчение страданий, как правило, связанных с процессом умирания; оказание умирающему и его семье психологической поддержки.
Эвтаназия, то есть преднамеренные действия медицинской сестры с целью прекращения жизни умирающего пациента, даже по его просьбе, неэтична и недопустима.
Медицинская сестра должна относиться уважительно к умершему пациенту. При обработке тела следует учитывать религиозные и культурные традиции. Медицинская сестра обязана уважать закрепленные в законодательстве Российской Федерации права граждан относительно патолого-анатомических вскрытий (ст. 9 Кодекса).
Медицинская сестра должна стремиться участвовать в исследовательской деятельности, в приумножении знаний в своей профессии. В исследовательской деятельности с участием человека в качестве объекта медицинская сестра обязана строго следовать международным документам по медицинской этике (Хельсинкская декларация и др.) и законодательству Российской Федерации.
Интересы личности пациента для медицинской сестры должны быть всегда выше интересов общества и науки. Участвуя в научных исследованиях, медицинская сестра обязана особенно строго обеспечивать защиту тех пациентов, которые сами не в состоянии об этом позаботиться (дети, лица с тяжелыми психическими расстройствами). Участие пациента в учебном процессе допустимо лишь с соблюдением тех же гарантий защиты их прав (ст. 10 Кодекса).
Медицинская сестра должна поддерживать авторитет и репутацию своей профессии. Опрятность и соблюдение правил личной гигиены – неотъемлемое качество личности медицинской сестры. Медицинская сестра несет личную моральную ответственность за поддержание, внедрение и улучшение стандартов сестринского дела. Она не должна претендовать на ту степень компетентности, которой не обладает. Право и долг медицинской сестры отстаивать свою моральную, экономическую и профессиональную независимость.
Медицинская сестра должна отказываться от подарков и лестных предложений со стороны пациента, если в основе лежит его желание добиться привилегированного положения по сравнению с другими пациентами. Медицинская сестра вправе принять благодарность от пациента, если она выражается в форме, не унижающей человеческого достоинства обоих, не противоречит принципам справедливости и порядочности и не нарушает правовых норм. Интимные отношения с пациентом осуждаются медицинской этикой. Поведение медицинской сестры не должно быть примером отрицательного отношения к здоровью (ст. 11 Кодекса).
Медицинская сестра должна отдавать дань заслуженного уважения своим учителям. Во взаимоотношениях с коллегами медицинская сестра должна быть честной, справедливой и порядочной, признавать и уважать их знания и опыт, их вклад в лечебный процесс.
Медицинская сестра обязана в меру своих знаний и опыта помогать коллегам по профессии, рассчитывая на такую же помощь с их стороны, а также оказывать содействие другим участникам лечебного процесса, включая добровольных помощников. Медицинская сестра обязана уважать давнюю традицию своей профессии – оказывать медицинскую помощь коллеге безвозмездно. Попытки завоевать себе авторитет путем дискредитации коллег неэтичны.
Моральный и профессиональный долг медицинской сестры помогать пациенту выполнять назначенную врачом программу лечения. Медицинская сестра обязана точно и квалифицированно производить назначенные врачом медицинские манипуляции. Высокий профессионализм медицинской сестры важнейший моральный фактор товарищеских, коллегиальных взаимоотношений медицинской сестры и врача. Фамильярность, неслужебный характер взаимоотношений врача и медицинской сестры при исполнении ими профессиональных обязанностей осуждается медицинской этикой. Если медицинская сестра сомневается в целесообразности лечебных рекомендаций врача, она должна тактично обсудить эту ситуацию сначала с самим врачом, а при сохраняющемся сомнении и после этого – с вышестоящим руководством (ст. 12 Кодекса).
Медицинская сестра, столкнувшись с нелегальной, неэтичной или некомпетентной медицинской практикой, должна становиться на защиту интересов пациента и общества.
Медицинская сестра обязана знать правовые нормы, регулирующие сестринское дело, систему здравоохранения в целом и применение методов традиционной медицины (целительства) в частности.
Медицинская сестра вправе обращаться за поддержкой в государственные органы здравоохранения, Ассоциацию медицинских сестер, предпринимая меры по защите интересов пациента от сомнительной медицинской практики (ст. 13 Кодекса).
Моральный долг медицинской сестры как члена медицинского сообщества заботиться об обеспечении доступности и высоком качестве сестринской помощи населению. Медицинская сестра должна активно участвовать в информировании и медико-санитарном просвещении населения, помогающих пациентам делать правильный выбор в их взаимоотношениях с государственной, муниципальной и частной системами здравоохранения. Медицинская сестра, в меру своей компетенции, должна участвовать в разработке и осуществлении коллективных мер, направленных на совершенствование методов борьбы с болезнями, предупреждать пациентов, органы власти и общество в целом об экологической опасности, вносить свой вклад в дело организации спасательных служб. Ассоциация медицинских сестер, медицинское сообщество в целом должны способствовать привлечению медицинских сестер в районы страны, где медицинская помощь наименее развита, предусматривая стимулы для работы в таких районах (ст. 14 Кодекса).
Моральный долг медицинской сестры способствовать развитию реформы сестринского дела в России. Медицинская сестра должна поддерживать, развивать автономию, независимость и целостность сестринского дела. Долг медицинской сестры привлекать внимание общества и средств массовой информации к нуждам, достижениям и недостаткам сестринского дела.
Медицинская сестра должна защищать общество от дезинформации или неправильной интерпретации сестринского дела. Самореклама несовместима с медицинской этикой. Если медицинская сестра участвует в организованном коллективном отказе от работы, она не освобождается от обязанности оказывать неотложную медицинскую помощь, а также от этических обязательств по отношению к тем пациентам, кто в данный момент проходит у нее курс лечения (ст. 15 Кодекса).
Гуманная роль медицинской сестры в обществе создает основу требований законной защиты личного достоинства сестры, физической неприкосновенности и права на помощь при исполнении ею профессиональных обязанностей как в мирное, так и в военное время. Уровень жизни медицинской сестры должен соответствовать статусу ее профессии. Размер гонорара, определяемого частнопрактикующей сестрой, должен быть соизмерим с объемом и качеством оказываемой медицинской помощи, степенью ее компетентности, особыми обстоятельствами в каждом конкретном случае. Безвозмездная помощь бедным пациентам этически одобряется. Ни медицинских работников вообще, ни кого-либо из медицинских сестер в частности нельзя принуждать к работе на неприемлемых для них условиях. Обеспечение условий профессиональной деятельности медицинской сестры должно соответствовать требованиям охраны труда.
Медицинская сестра вправе рассчитывать на то, что Межрегиональная Ассоциация медицинских сестер России окажет ей полноценную помощь по: защите чести и достоинства (если ее доброе имя будет кем-либо необоснованно опорочено) своевременному получению квалификационной категории в соответствии с достигнутым уровнем профессиональной подготовки; созданию и применению процедур страхования профессиональных ошибок, не связанных с небрежным или халатным исполнением профессиональных обязанностей; профессиональной переподготовке при невозможности выполнения профессиональных обязанностей по состоянию здоровья; своевременному получению льгот, предусмотренных законодательством Российской Федерации для медицинских работников (ст. 16 Кодекса).
Требования настоящего Кодекса обязательны для всех медицинских сестер России.
Врачи и медицинские сестры, ведущие преподавание на факультетах сестринского дела, в медицинских колледжах и училищах, должны ознакомить студентов с Этическим кодексом медицинской сестры России.
Студенты, по мере включения в профессиональную медицинскую деятельность, обязаны усваивать и соблюдать принципы и нормы, содержащиеся в Кодексе.
Врачи и медицинские сестры, ведущие преподавание, должны своим поведением показывать пример студентам (ст. 17 Кодекса).
Ответственность за нарушение Этического кодекса медицинской сестры России определяется Уставом Межрегиональной Ассоциации медицинских сестер России. За нарушение норм Кодекса к членам Ассоциации могут быть применены следующие взыскания:
1) замечание;
2) предупреждение о неполном профессиональном соответствии;
3) приостановление членства в Ассоциации на срок до одного года;
4) исключение из членов Ассоциации с обязательным уведомлением об этом соответствующей аттестационной (лицензионной) комиссии (ст. 18 Кодекса).
Право пересмотра Этического кодекса медицинской сестры России и толкования его отдельных положений принадлежит Межрегиональной Ассоциации медицинских сестер России. Рекомендации и предложения по изменению или усовершенствованию отдельных статей Кодекса принимаются к рассмотрению Президиумом названной Ассоциации и приобретают законную силу после утверждения этим органом Ассоциации (ст. 19 Кодекса).
На медсестру возложены четыре основные обязанности: сохранять здоровье, предотвращать заболевания, восстанавливать здоровье и облегчать страдания.
Потребность в работе медсестры универсальна. Сестринское дело подразумевает уважение к жизни, достоинству и правам человека. Оно не имеет ограничений по национальным или расовым признакам, по признаку вероисповедания, цвета кожи, возраста, пола, политического или социального положения.
Медсестры оказывают медицинскую помощь отдельным лицам, семьям и сообществу и координируют свою деятельность с работой других групп.
Основную ответственность медсестра несет перед теми, кто нуждается в ее помощи.
Оказывая помощь, медсестра старается создать атмосферу уважительного отношения к ценностям, обычаям и духовным убеждениям пациентов.
Медсестра хранит полученную конфиденциальную личную информацию и делится ею с большой осторожностью.
На медсестре лежит личная ответственность за осуществление сестринского дела на практике и за постоянное повышение квалификации.
Медсестра старается выполнять работу на самом высоком уровне, возможном в данной ситуации.
Медсестра принимает взвешенные решения о личной компетенции, давая и беря на себя поручения.
Выполняя профессиональные обязанности, медсестра должна постоянно вести себя так, чтобы не подорвать доверие к профессии.
Медсестра, как и другие граждане, несет ответственность за осуществление и поддержку мер, направленных на удовлетворение общественных запросов в области здравоохранения.
Медсестра поддерживает отношения сотрудничества с другими медсестрами и с теми, с кем ей приходится работать в других областях.
Медсестра принимает необходимые меры для безопасности пациента, если его состоянию есть угроза со стороны сотрудников или других людей.
Медсестра играет главную роль в определении и воплощении желательных стандартов сестринской практики и специального образования.
Медсестра принимает активное участие в развитии профессиональных знаний.
Медсестра, работая в профессиональной организации, участвует в разработке и обеспечении справедливых социальных и экономических условий работы.
Психология общения с больными – это не только наполнение психологическим содержанием всех видов деятельности, связанных с работой по уходу за больными. Работа сестры не может быть сведена только к этому. В работе с больными имеет значение все: и личность сестры, и ее связь с окружающей средой, с коллегами по работе, с врачом, и личность самого больного и т. д. Психологические зависимости в отдельных областях медицины удесятеряют число задач в процессе обычного ухода за больными. К сожалению, в литературе для сестер все еще много таких книг и журнальных статей, которые по существу представляют собой упрощенные варианты статей и книг, написанных для врачей. Но ведь сестра – не «упрощенный» врач, а потому вместо материалов для врачей-специалистов, материалов, пестрящих сложными специальными понятиями, необходимо простое и доступное изложение важных для работы сестер сведений, что является одним из основных средств усовершенствования медсестер.
Обобщая вышесказанное, мы определили бы деонтологию как практическую (отчасти прикладную) дисциплину, которая занимается психологическими взаимосвязями проблем лечебной деятельности и деятельности по уходу за больными, проблем воздействия на больных в самых различных ситуациях, возникающих в ходе этой деятельности, а также проблем поведения медицинских работников. В центре внимания этой дисциплины стоит вопрос о взаимоотношениях больного со средой лечебного учреждения, отношениях между врачом и больным, сестрой и больным, врачом, сестрой и больным.
У многих может возникнуть вопрос: насколько нужно и необходимо ли вообще заниматься психологией ухода за больными, решением психологических проблем, возникающих в ходе этой деятельности, ведь среди врачей и сестер немало настоящих мастеров своего дела. Эти виртуозы обладают замечательными способностями и практическими навыками, которые помогают им инстинктивно, стихийно почувствовать, как следует поступить в том или ином случае. Можно было бы привести целый ряд примеров истинного гуманизма, мудрости, такта. Однако одной практики недостаточно. Целесообразно сформулировать и логически обосновать те положения, которыми медицинский персонал должен руководствоваться в своей повседневной деятельности. Даже те специалисты, которые располагают незаурядными способностями и прекрасной интуицией, могут углубить свою деятельность, сделать ее более эффективной, усвоив основные понятия и механизмы, осознав их. Высокое мастерство и совершенство профессиональной техники не бывают врожденными. Все мы постоянно подвержены опасности допустить ошибку. Поэтому и необходим психологический подход в этих тонких материях.
Любая болезнь оказывает влияние на человека в целом. Сердце, печень или ухо заболевают не отдельно, в патологическом процессе принимает участие весь организм. Каждый из нас по своему опыту знает, что самое банальное простудное заболевание, небольшая ранка на пальце или удаление зуба могут серьезно повлиять на самочувствие, заставляя уделять состоянию своего здоровья повышенное внимание. Даже при таких (вроде бы несерьезных) заболеваниях у самых дисциплинированных людей появляются опасения и тревога, они не могут выполнять свои привычные трудовые обязанности, у них всплывают воспоминания о своих прежних болезнях, портится настроение. Весьма остроумна несколько перефразированная для нашего случая мудрость: «Скажи мне, какой ты, когда болеешь, и я скажу, кто ты». Конечно, наряду с этими факторами основное значение имеет само заболевание, патологический процесс, его распространение, протяженность и т. п. Болезнь и связанные с ней чувства, впечатления и реакции неотделимы друг от друга. Важно и третье слагаемое, которое носит социально-психологический характер, – это связи больного человека с другими людьми, с коллективом и их взаимовлияние. Все описанное выше обобщают под термином «поведение во время болезни». В благоприятных случаях больной в результате разъяснений врача старается принять к сведению симптомы заболевания и сам его факт, приспособиться к создавшейся ситуации. Это приводит к улучшению контакта с лечащим персоналом, реальнее становятся и шансы на выздоровление. В других же случаях, если человек не знает, чем он болен или что он болен вообще, возникают различные патологические реакции, больной плохо приспосабливается или вообще не способен приспособиться к сложившейся ситуации. Он в принципе не идет к врачу или обращается к нему за помощью, когда уже поздно. Возникают различные осложнения, которые затрудняют восстановление здоровья и возвращение к труду. Именно поэтому так важно узнать больного и понять его, понять, что происходит в душе страдающего человека. Это может способствовать лучшему приспособлению его к новой ситуации, успешному лечению и выздоровлению.
Человеку на протяжении всей жизни угрожает много различных заболеваний, которые могут быть легкими и тяжелыми, кратковременными и длительными. Преходящие заболевания у здорового человека обычно протекают без особых последствий. Но если речь идет о тяжелом заболевании, приковывающем больного к постели, то такое заболевание заставляет на долгое время отказаться от привычного хода жизни, а при попадании в больницу – и от привычной среды. Согласно современному подходу болезнь может рассматриваться как кризис. Индивидуум реагирует на необычную для него нагрузку, которую представляет собой заболевание, путем активирования той способности к приспособлению, которой он располагает. Если же эти защитные силы организма истощаются, нарушается равновесие, наблюдаются патологические проявления, патологические реакции личности, в том числе психотические и невротические.
Значительной нагрузкой для больного в случае его попадания в больницу является отрыв от привычной среды. Мать оторвана от ребенка, ребенок от матери или родителей, постоянная связь с которыми обеспечивает ему безопасность. Людей, целиком отдающих себя работе, часто беспокоит и то, как будет без них идти работа. Им очень не хватает деятельности, составляющей цель их жизни.
Все это нарушает не только социальные связи больного, его отношения с внешней средой, но затрагивает и его душевное равновесие. Привычная среда, любовь и забота семьи, забота о детях, привычное место работы означают внутреннюю уверенность, создают покой и гармонию. При заболевании же спокойная семейная жизнь, удовлетворение от добросовестно выполняемой работы подвергаются опасности.
Эта опасность, угрожающая как привычным условиям существования человека, так и стабильности его внутреннего мира, вызывает мучительное беспокойство, страх и тревогу.
Как мы видели, наиболее частыми осложнениями, сопровождающими те или иные заболевания, являются тревога, страх и депрессивные состояния. Однако со всем этим можно бороться, все эти явления можно предупредить, если стремиться в ходе лечебной деятельности понять больного, лечить при любой болезни не болезнь, а страдающего человека.
С развитием медицинской науки постоянно развивается и растет роль сестры, значение ее деятельности. В наши дни для ухода за больным она должна обладать все более сложными медицинскими, естественно-научными и техническими познаниями и навыками. В то же время задачи, возложенные на сестру, чрезвычайно многосторонни. Согласно статистическим данным, для выполнения непосредственных задач, связанных с лечением, для занятий с больными, бесед с ними остается очень мало времени. Преобразования в сфере обучения и подготовки сестер также направлены на то, чтобы организация их деятельности проводилась на более высоком уровне, чтобы они получали более высокие знания.
Одной из наиболее актуальных проблем является механическое, автоматическое выполнение сестрами своих обязанностей. Работа сестер в таких случаях ограничивается дачей лекарств, измерением температуры, выполнением инъекций и т. д. Очень даже возможно, что все это осуществляется прекрасно, только сам больной во всем этом отсутствует, о нем забыли. Эта обезличка в работе с живыми людьми – самая серьезная опасность, препятствующая созданию действенного контакта между сестрой и больным. Естественно, что в таких случаях отношения между сестрой и больным становятся самыми официальными, формальными и, конечно, очень холодными. Собственно говоря, с больным делают все, что необходимо, но как раз при такой бездушной работе отмечается больше жалоб, столкновений и напряженности, которые являются результатом неблагоприятного психологического воздействия на больных.
С примерами хороших отношений, тесного контакта между сестрой и больным можно встретиться повсюду. Важность такого контакта подчеркивается тем, что сестра постоянно находится при больных. Ее работа, ее отношение к больному действуют постоянно, поэтому психология этой деятельности и представляет одну из основных проблем всего комплекса работы с больными, на чем следует остановиться особо.
Из каких нитей создается связь с больным? Рано или поздно больной человек обращается за помощью к врачу. Стремление преодолеть болезнь, вернуть здоровье и равновесие неразрывно связано у него с людьми, которые призваны помочь ему в этом, которые лечат его, – врачи, сестры. Таким образом, сама ситуация, когда жизни угрожает опасность, является условием, способствующим формированию тесной связи, должного контакта между больным и лечащим персоналом. В ходе различных обследований, работы врача, сестры, занятий с больным создаются различные эмоциональные связи, возникновению которых способствует и сама среда лечебного учреждения. Подготовка больного, советы, направление его поведения и действий во время болезни оказывают нужную помощь. Связь между сестрой и больным является основной составной частью тех связей, которые необходимы в любом лечащем коллективе. Основная деятельность по излечению проводится в рамках связи между больным и врачом. Это оказывает свое воздействие и на работу сестры. Если между врачом и больным создан хороший контакт, то и работа сестры становится гораздо легче. Естественно, для этого необходимо, чтобы сотрудничество врача и сестры было не формальным, а основывалось на глубокой гармонии. Если атмосфера в лечебном учреждении здоровая, больные действительно чувствуют себя членами большой семьи, где люди, так много делающие для них, становятся близкими им.
Несмотря на недостатки, на рутинность работы по уходу за больными, ни на минуту нельзя забывать о том, насколько важны специальные профессиональные знания и навыки в этой области. О психологии общения с больными, работе с ними можно говорить, только предполагая глубокие профессиональные знания и навыки сестры, касающиеся физического ухода за больными. Это основа контакта с больными, поскольку физический уход за ними служит наиболее существенной нитью, связывающей их с сестрами. Добросовестная работа сестры на должном профессиональном уровне не только повышает уверенность больного в выздоровлении, но и объективно содействует этому выздоровлению. На практике просто невозможно провести резкую грань между физическим уходом за больным и психологическим воздействием на него в ходе этой работы. Метод, посредством которого сестра удовлетворяет физические потребности больного, т. е. стиль ее работы, – мостик к благоприятному психологическому воздействию, к эффективному излечению.
Забота и внимание жизненно важны и физически, и психически, эти две сферы воздействия неразделимы. Физически (или психически) больной человек, стремясь освободиться от болезни и выздороветь, ожидает помощи, поддержки, заботы. Эти ожидания, свойственные человеку в любой жизненной ситуации, особенно остро проявляются во время болезни. Неудовлетворенность их часто выражается в повышенной чувствительности и обидчивости больных. Помощь, оказываемая больному сестрой, ее любовь и забота проявляются не только в делах, но и в словах. Кроме конкретных факторов работы сестры, о многом говорит и сам стиль этой работы. В том, как сестра подает больному стакан воды, как поправляет постель, может найти выражение весь мир чувств, связывающих ее с больным. Слова сестры имеют не только конкретное содержание, об очень многом говорит их эмоциональная окраска. Одно и то же слово может иметь сотни оттенков, оно может быть произнесено по-разному, и уже на основе того, каков тон обращения к больному, он может судить о том, чего ему в данном случае следует ожидать от сестры, в какой мере проявляются ее забота и внимание. Нежность, ласка, терпение и вежливость – вот неотъемлемые элементы хорошего стиля работы сестры. В работе сестры очень часто «как» бывает гораздо важнее, чем «что».
Необходимо особо остановиться и на допустимой мере контакта между сестрой и больным. Методы и формы проявления заботы и внимания зависят от сестры, больного и ситуации, в которой проводится уход за больным. Очевидно, что любовь и забота сестры проявляются по-разному, если больной – десятилетний ребенок, сорокалетний мужчина или страдающая склерозом восьмидесятилетняя женщина.
Любовь, нежность и теплота со стороны сестры никогда не должны носить интимного характера, не должны побуждать больных к ухаживаниям, вызывать у них сексуальное влечение. Сестра никогда не должна забывать о возможности этого, а поэтому необходим постоянный самоконтроль и пристальное наблюдение за поведением больного, за его реакциями на поведение сестры, на ее отношение к нему. Сестра должна знать, чувствовать, когда ей следует отдалиться от больного, а когда, наоборот, приблизиться к нему, она должна уметь устранить возникшее недоразумение, при необходимости даже обратившись за помощью к врачу. Иногда контакт с больным возникает именно в результате бесед сестры, замечаний, свидетельствующих о внимании, благодаря ее доброй улыбке. В других случаях достаточно поправить подушку, вытереть мокрый от пота лоб, взять больного за руку, когда он чего-то боится.
Все эти действия по уходу за больным одновременно служат и проявлениями внимания к нему, заботы о нем. Если сестра делает все это сознательно, хорошо зная и постоянно контролируя себя, она работает хорошо и ей не грозит опасность быть неправильно понятой. Но если, пусть даже не по ее вине, такое случится, она должна сделать из этого выводы, которые послужат развитию ее умения подойти к больному, помогут познать себя и своих больных, научат лучше разбираться в них.
Очень важными факторами являются доверие больных к медперсоналу и вера в свое выздоровление. Если больной верит в сестру и врача, он чувствует себя в безопасности, знает, что получит все, что необходимо для восстановления его здоровья, и может спокойно отдыхать безо всякой напряженности. Но если у него возникают сомнения в отношении лечащего персонала, то эти сомнения находят выход в капризности и повышенной требовательности. Неудовлетворение просьб больного, запаздывание сестры, заставляющей себя ждать, – все это усугубляет у больного чувство беспомощности и зависимости.
Определенное постоянство в поведении сестры усиливает доверие больных. На нее всегда можно рассчитывать. Она всегда должна быть там, где в ней имеется наибольшая потребность, но она никогда не должна излишне тяготить больных своим присутствием.
Усиливает доверие и умение хранить тайны больных. Часто сестры не обладают таким умением, разбалтывают о том, что случилось в соседней палате, распространяют вести о тяжелобольных, тем самым вызывая страх и беспокойство.
Сплетни, фамильярность, дурной тон в обращении и разговоре очень мешают созданию нормальных отношений между сестрой и больным, установлению контакта между ними в ходе лечебной деятельности.
Не менее существенно и проявление уважения к больному, что начинается уже с формы обращения к нему. Определенный вред наносит подход к больным (пусть даже только в официальных беседах медицинского персонала между собой) как к медицинским случаям («тот 22-летний с аппендицитом» и т. п.). Никогда нельзя забывать о конкретном человеке, к которому обращаешься, об уважении к нему. Кто стремится создать тесный контакт с больным, должен постоянно помнить обо всем этом. Должным образом обращаясь к больному, мы можем дать почувствовать ему, что действительно уважаем его и ценим.
Наиболее важной задачей в связи с этим являются способность и необходимость понять больного. Прежде всего это касается его запросов и потребностей в связи с уходом. Очевидно, что ситуация в случае молодого больного с переломом кости будет совсем иной, чем в случае ослабленного болезнью пожилого человека. При наличии должного опыта сестра всегда сумеет распознать, кому, когда и насколько необходима помощь (например, при вставании с постели, питании и пр.). Есть, однако, как проблемные больные, так и проблемные ситуации, более того – спорны и формы поведения, обязательные в таких ситуациях для лечащего персонала. Чрезмерная строгость («это вы должны уже уметь», «не настолько вы слабы»), иногда доходящая до полного равнодушия, точно так же вредна, как и чрезмерное внимание, которое усиливает несамостоятельность, зависимость больного от окружения, тем самым провоцируя регрессию его личности. В деятельности по уходу за больным неминуемо встает вопрос о том, что означает заболевание для самого больного, как он на него реагирует, что стимулирует его к должному поведению в отношении болезни, что мешает ему в этом. Совсем иначе подойдем мы к больному, если будем ясно видеть его страхи, сомнения, надежды и доверие к нам. Очень полезно изучить особенности личности больного, знать его личностные данные, чем он занимается. Очень существенно знать, каков уровень умственного развития больного, каково его образование. Вполне естественно, что подход к каждому больному должен быть сугубо индивидуальным, учитывающим особенности именно этого человека.
Однако приближение к больным на основе их умственного развития, их индивидуальных особенностей само по себе недостаточно. Очень многие исследователи подчеркивают роль сочувствия в работе с больными, способности «вжиться» в их страдания, как можно полнее разделить их.
Все сказанное и составляет основу, на которой должны строиться отношения между сестрой и больным. В работе с больными, порученными заботам сестер, все это необходимо прежде всего. С больным, который чувствует себя потерянным, чужим в стенах такой привычной нам больницы (или поликлиники), нужно установить контакт. Этому могут способствовать и формы привычной повседневной деятельности, такие как взаимное знакомство с соседями по палате, упоминание о возможных общих знакомых, сообщение необходимых сведений о больнице, немедленный отклик на запросы больного, их учет и т. п. Важнейшим методом установления такого контакта с больным является умение выслушать его. В работе сестры это не менее важно, чем в работе врача. Если, согласно известной пословице, молчание – золото, то умение слушать можно сравнить только с бриллиантом чистой воды. Овладеть искусством слушать – чрезвычайно важно и ценно. Сестра должна научиться слушать с интересом и соответствующим образом реагировать на услышанное. В таких случаях помогает даже то, как сидит сестра во время разговора, насколько естественно она себя ведет. Играют роль и умело и вовремя заданные вопросы, и одобрительный кивок головой, и продолжение незаконченных предложений, а в нужный момент – обращение к проблемам, которые больного интересуют. Все это помогает познать внутренний мир больного, помочь ослаблению его напряженности. Больной изливает душу, и это приносит ему облегчение. В такой ситуации вряд ли можно избежать беседы с больным, тем более что сам больной проявляет активный интерес к характеру своего заболевания. Отсюда, однако, сразу же вытекает первое затруднение. Больной может спросить о своей болезни в самых разных формах. Например: «Почему я должен принимать это лекарство?», или «До каких пор будет продолжаться эта боль?», или «Что будет, если..?». Сестра, имеющая достаточный опыт, знает, как нужно встречать такие вопросы, как ответить на них встречным вопросом, а главное – в какой мере удовлетворить любопытство больного, знает, когда направить его с вопросами к врачу Гораздо больше трудностей обычно вызывает обсуждение личных дел и проблем. Больные часто за несколько минут успевают рассказать про всю свою жизнь, подкрепив рассказ фотографиями детей и внуков. Таких же откровений и сообщений они ждут от сестры. Телефонные звонки, разговоры личного характера и т. п. – все это пробуждает еще большее любопытство к личной жизни сестры. И, несмотря на все это, следует помнить, что семейные дела сестры не относятся к сфере ухода за больным. Сестра должна выслушивать любые рассказы и сообщения больных, но ее личные проблемы лишь мешают их выздоровлению и созданию нормальных контактов. Однако поведение сестер, направленное на избежание ненужных вопросов, не должно быть резким, отталкивающим. Беседы на невинные обыденные темы допустимы. Так, например, сестра, возвратившись из отпуска, спокойно может рассказать о любимом городе и своих впечатлениях, что только улучшит самочувствие больного.
Большую роль с точки зрения создания контактов с больными играет и учет всех оттенков поведения, всех проявлений и сообщений больного. Наряду с самим содержанием беседы большое значение имеют тон и мелодика речи, ударения, жесты, мимика и др. Известно, что коммуникация между людьми многослойна, динамика ее основана на огромном количестве различных чувств и впечатлений. Невидимая эмоциональная связь существует и между сестрой и больным, поэтому выявить ее и проследить за ее изменениями весьма ценно. Часто больные читают по нашим улыбкам, выражению лица, голосу. Естественно, и мы многое воспринимаем от них.
Контакт сестры с больным нельзя воспринимать как некую неизменную постоянную. Это процесс, изменяющийся прежде всего во времени, процесс, на который могут влиять различные факторы, который и формироваться, и складываться может по-разному. Именно в его лабильности и скрывается возможность вмешиваться в его ход, изменять его течение в благоприятном направлении.
В рамках контакта между сестрой и больным, кроме личности больного и эмоциональных нитей, связывающих его с сестрой, следует уделить особое внимание и личности сестры. В повседневной практике можно встретить много отличных сестер, обладающих прекрасными данными и профессиональными навыками. Однако каждой сестре необходимо разобраться в себе, чтобы понять, как в ходе своей работы она воздействует на больных. Каждая сестра должна пройти долгий и нелегкий путь самопознания и самовоспитания. В формировании индивидуального стиля работы большую помощь могут оказать групповые собеседования, обсуждение проблем, замечания более опытных сестер или врача. Любая работа формирует не только профессиональные знания, но и личность в целом. Необходимо, чтобы сведения по общей психологии и психологии работы с больными стали составной частью личностных особенностей сестер, а не оставались лишь теоретическими, отвлеченными сведениями и знаниями. Хорошая сестра испытывает постоянную необходимость и потребность в пополнении своих знаний, в развитии своей личности.