Специальные налоговые режимы применяются не только в России, но и за рубежом, так налоговое стимулирование в виде особых налоговых режимов распространено в таких странах, как Соединенные Штаты Америки, Великобритания, Франция, Чехия. За рубежом существует две основных конструкции специальных налоговых режимов:
– режимы для отдельных категорий налогоплательщиков, например, для сельхозпроизводителей, которые традиционно поддерживаются в разных странах;
– сниженные или дифференцированные ставки для субъектов малого предпринимательства.
Наиболее распространенной конструкцией является применение пониженных ставок по налогу на прибыль для компаний, относящихся к малому и среднему предпринимательству, в частности, подобная система действует в таких странах, как Канада, Япония, Великобритания.
Решение вопроса развития малого бизнеса за счет специальных налоговых режимов за рубежом зависят от различных причин:
– наличие дополнительных мер поддержки, таких как инвестиционное кредитование, предоставление налоговых льгот на обновление основных средств и оборудования;
– простоты и понятности системы специальных налоговых режимов, а также унификации действия налогового режима на территории всей страны;
– простой система налогового и бухгалтерского учета, позволяющей использовать упрощенную отчетность, а также упрощенные методы бухгалтерского учета, не требующие особых знаний, в некоторых странах используются активно инструменты внешних консультантов, сдающих один раз в год электронную отчетность в налоговый орган и берущих на себя ответственность за подачу отчетности.
Вопросу исследования специальных налоговых режимов в России посвящен целый ряд работ, среди которых можно выделить работы Зиновьева И.В., Симоновой Н.Ю., Матинова А.С., Гюльмагомедова Г.А., Ждановой В.Ю., Косолапова А.И., Симоновой Н.Ю.
Гюльмагомедова Г.А1. относит к проблематике совершенствования специальных налоговых режимов саму проблему понимания термина, которая основывается на юридической трактовке, при этом «экономическая сущность остается не раскрытой, что снижает эффективность налоговой политики».
Симонова Н.Ю2. выделяет сдерживающие факторы в области предпринимательской деятельности, которые нашли отражение еще в 1993 году. К таким факторам относятся большой совокупный размер налогов, заполнение большого количества форм отчетности, неоднозначные формулировки и постоянные изменения законов. Автора считает, что вышеперечисленные препятствия в налогообложении малого бизнеса не устранены и сейчас, кроме того в последнее время факторы, ограничивающие предпринимательскую деятельность, только усиливают свое влияние. В частности, для субъектов малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения с 2015 года, введена обязанность по уплате налога на имущество в отношении объектов недвижимости, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость, с 2015 года также введен в ряде регионов торговый сбор, кроме того, пересматривается налогооблагаемая база, в частности в отношении увеличения кадастровой стоимости, действующей для расчета земельного налога. Кроме того, увеличивается документооборот, вводятся новые формы отчетности, так с 2013 года введена обязанность ведения субъектами малого предпринимательства бухгалтерского учета, а также сдачи бухгалтерской отчетности, и несмотря на возможность использования упрощенных методов бухгалтерского учета для многих микропредприятий и самозанятых лиц ведение бухгалтерского учета представляет определенные сложности. Также следует обратить внимание на ежегодный пересмотр форм отчетности, в частности, форм деклараций по упрощенной системе налогообложения, а также отчетности в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, введение новых ежеквартальных форм отчетности с 2016 года по налогу на доходы физических лиц. Одновременно сохраняются неоднозначные формулировки Налогового кодекса, позволяющие трактовать положения о применении специальных налоговых режимов в ту или иную сторону, использовать понятие «необоснованной налоговой выгоды» при осуществлении тех или иных расходов, осуществлении реорганизации, взаимодействии между субъектами малого предпринимательства. Таким образом, факторы, влияющие негативно на предпринимательскую активность в 1993 году, сохраняют свою актуальность и сегодня, кроме того, в условиях кризиса усиливают негативное влияние, поскольку при решении вопроса об открытии собственного бизнеса многие оценивают не в последнюю очередь административные барьеры, стоящие на пути предпринимательской деятельности.
Матинов А.С.3 полагает, что для хозяйствующих субъектов, применяющих упрощенную систему налогообложения, проблемным вопросом является возможность добровольного применения налога на добавленную стоимость и предлагает сделать данный переход и применение НДС добровольным. Вместе с тем, с введением электронной отчетности по НДС для субъектов малого предпринимательства наблюдается также обратный эффект, когда компании фактически должны проводить постоянные сверки с контрагентами, отслеживать сдачу отчетности, уплату налога на добавленную стоимость контрагентами, что представляет дополнительные трудозатраты, в результате, компании вынуждены отказываться от общего режима налогообложения и переходить на специальные налоговые режимы, теряя возможность принять к возмещению НДС.
Автор видит следующие меры по стимулированию малого бизнеса через специальные налоговые режимы.
Во-первых, требуется унификация работы в рамках специального налогового режима. Субъект малого предпринимательства должен обладать возможностью уплаты всех налогов по месту регистрации юридического лица, а также возможностью проведения сверок взаиморасчетов. Это касается как оплаты патента при использовании патентной системы налогообложения, так и уплаты имущественных налогов и сборов вне зависимости от места нахождения имущества.
Во-вторых, вне зависимости от видов деятельности, которые ведет субъект малого предпринимательства, он должен обладать возможностью комплексной уплаты налога без ведения раздельного учета, уплаты нескольких патентов. В этой связи автор предлагает введение единого патента для индивидуальных предпринимателей на ведение деятельности, позволяющего упростить администрирование налогообложения в рамках патентной системы, расширить ее применение, поскольку уплата нескольких патентов в различных субъектах федерации несет дополнительные расходы для предпринимателей, а стоимость патентов может превысить многократно уровень налогообложения при применении упрощенной системы налогообложения и единого налога на вмененный доход. Фактически, патентная система налогообложения выгодна предпринимателям только в условиях, когда предприниматель ведет один вид деятельности в одном регионе. Кроме того, при просрочке платежа, связанного даже с объективными причинами, например, со сбоем платежной системы, предприниматель теряет право на применение патентной системы налогообложения вне зависимости от суммы уже уплаченных налогов. В этой связи целесообразно предусмотреть возможность получения кредитных налоговых каникул при применении патентной системы налогообложения, позволяющей на срок до одного месяца получить рассрочку платежа, позволяющую сохранить право на применение патентной системы налогообложения.
В-третьих, специальные режимы налогообложения должны учитывать гендерные особенности ведения бизнеса, в частности, подобные программы поддержки инвалидов, женщин, осуществляющих социально-ориентированные виды бизнеса, существуют в Соединенных штатах Америки. Предоставление налоговых льгот в виде моратория на уплату налогов и уплате страховых взносов для молодых мам, которые находятся в отпуске по уходу за ребенком, многодетных семей, инвалидов позволило бы расширить микробизнес на уровне данных категорий лиц, позволило бы повысить самозанятость населения, увеличить уровень жизни. В настоящее время существует неэффективная система поддержки в виде налоговых вычетов по НДФЛ лиц, имеющих детей, подобная система не способствует ни увеличению рождаемости, поскольку вычет является не значительным, ни развитию малого предпринимательства и самозанятости населения. Одновременно стандартные вычеты на детей представляют определенные сложности для работодателей, поскольку работодателю необходимо получить от работника заявление на получение налогового вычета, а также комплект документов, в противном случае, предоставление вычета будет признано незаконным и повлечет доначисление налогов. Вместе с тем, введение практики, позволяющей получить освобождение от налогообложения для женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком, многодетных матерей позволило бы повысить эффективность налогообложения в части поддержки семей с детьми, где не только один родитель, но и двое могли бы приносить доход в семью, развивать совместный бизнес, не рассчитывая на дополнительную поддержку государства. Представляется, что предоставление стандартных налоговых вычетов исчерпало себя и на смену стандартных налоговых вычетов должны прийти преференции в части налогообложения малого бизнеса, развития социально ориентированных предприятий, таких как частных детских садов, курсов по изучению иностранных языков, спортивных школ, бассейнов, медицинских учреждений, в которых, как и за рубежом могли бы осуществлять деятельность самозанятые женщины, лица с ограниченными возможностями.