Из определения электронного курса следует, что с точки зрения информационных и коммуникационных технологий ЭУК – это программный продукт. С педагогический стороны ЭУК – это учебный материал. Таким образом, ЭУК можно представить как в виде совокупности электронных материалов и настроек, размещенных в некоторой системе дистанционного обучения, так и в виде самостоятельного объекта различной степени интеграции с другими системами. Оба эти представления не противоречат сути определения ЭУК, но представляют собой принципиально разную реализацию.
Это обстоятельство и определяет первый классификационный признак разделения ЭУК по принципу «отчуждаемости», то есть возможности отделить материалы ЭУК вместе с их дизайном, настройками и прочими потребительскими свойствами для передачи третьим лицам и тиражирования (см рис. 1). Проще говоря, отчуждаемые электронные курсы можно просто скопировать в виде некоторого архива файлов и перенести в другую систему обучения или запустить автономно. При этом его дизайн, внутренняя структура и логика работы останутся неизменными.
Неотчуждаемые ЭУК, по сути, представляют собой настройки конкретной системы дистанционного обучения – в виде сконструированных с помощью встроенного инструментария тестов и загруженных файлов с лекциями. Такие ЭУК можно перенести в другую СДО только путем полного повторения процесса сборки курса, то есть практически для тиражирования курса требуется его создавать заново.
«Отчуждаемые» ЭУК, в свою очередь, можно разделить по критерию интеграции: на интегрируемые в системы дистанционного обучения и не требующие такой интеграции. Под категорией «интегрируемые» ЭУК в данном случае понимаются электронные учебные курсы, разработанные в одном из форматов, предполагающих их последующую загрузку в СДО. Доступ к таким курсам возможен только через конкретный экземпляр системы дистанционного обучения, а внутри самого электронного курса сохраняется неизменной внутренняя организация информации, пользовательский интерфейс, дизайн и логика прохождения обучения.
Интегрированный в систему дистанционного обучения электронный курс может транслировать информацию, необходимую для управления образовательным процессом – такую, как, например, время, затраченное на изучение конкретной темы, результаты выполнения практических заданий, набранные баллы в тестах и т.п. В этом состоит его огромное преимущество с точки зрения администрирования учебного процесса: возможность по нажатию одной кнопки в системе управления обучением видеть всю статистику обучения (по группам студентов, пройденным разделам, выполненным заданиям и т.д.).
Отчуждаемые ЭУК, не требующие интеграции в СДО могут представлять собой исполняемые файлы, запускаемые под управлением операционной системы на локальном компьютере или набор HTML-страниц с внутренними ссылками, открываемые в любом браузере также на локальном компьютере. В качестве наиболее распространённых примеров таких курсов можно привести всевозможные самоучители иностранным языкам, курсы обучения теории вождения и т.п., которые можно купить на CD или скачать на свой телефон или компьютер для изучения в дороге. Главное преимущество таких курсов – отсутствие необходимости поддерживать сетевое соединение в процессе работы с курсом, а значит большая доступность для выбора времени на его изучение.
Каждая категория электронных учебных курсов имеет свои достоинства и недостатки.
Бесспорным преимуществом отчуждаемых ЭУК по сравнению с неотчуждаемыми является возможность их передачи третьим лицам для тиражирования в образовательной деятельности без необходимости организации и управления образовательным процессом.
Материалы неотчуждаемых ЭУК при переносе их в новую систему управления обучением фактически требуют повторного конструирования курса из набора медиафайлов, текстов, настройки внутренних связей, правил, создания тестов и т.п..
Еще одним недостатком неотчуждаемых электронных учебных курсов является сложность в обеспечении охраны их как объектов авторского права, так как смысловое содержание ЭУК отчасти составляют настройки конкретной системы дистанционного обучения или встроенных в нее конструкторов элементов (шаблонов оформления, тестов, логики переходов, авторизации, и т.п.), право на которые весьма проблематично описать и отделить от прав на саму систему дистанционного обучения.
К достоинствам неотчуждаемых ЭУК следует отнести простоту их создания, сравнительно невысокие требования к квалификации разработчиков, низкую стоимость конечного продукта и, как следствие, большое распространение в России и за рубежом.
Интеграция отчуждаемых ЭУК с системами дистанционного обучения также имеет свои плюсы и минусы. К плюсам интеграции относятся, как уже было отмечено, возможность управления образовательным процессом изучения электронного курса, предоставляемые системой дистанционного обучения. Это и получение сводной картины успеваемости слушателей по курсу, и анализ наиболее распространенных ошибок, допускаемых учащимися при тестировании, и управление временем предоставления доступа к курсу и многое другое.
Но за любое преимущество, как известно, приходится расплачиваться: в данном случае, необходимостью поддержания сетевого соединения для изучения курса. Работа всех систем дистанционного обучения построена по архитектуре «клиент-сервер» и требует наличия высокоскоростного сетевого соединения между клиентскими (пользовательскими) компьютерами и сервером, на котором установлена база данных СДО. Также на функционирование электронных курсов в такой системе большое влияние оказывает пропускная способность каналов связи, по которым осуществляется доступ учащегося к серверу системы дистанционного обучения. Особенно это ограничение актуально в случае наличия в составе ЭУК «тяжелых» мультимедийных материалов (видеозаписей, эмуляторов с трехмерной визуализацией и т.п.).
Электронные учебные курсы, работающие без интеграции с системами дистанционного обучения, вышеперечисленных минусов лишены. Они могут быть установлены на локальный компьютер пользователя и не требовать больше никаких коммуникаций для своей работы. Это делает такие курсы удобными ля изучения в поездках, в зонах с плохими каналами связи или полным их отсутствием, удобными для продажи и тиражирования, позволяют обеспечивать необходимый уровень защиты авторских прав и объектов, содержащих конфиденциальную информацию. Данный вид ЭУК также получил широкое распространение ввиду простоты и эффективности коммерческой модели распространения.