Жизнь современного человека изобилует сложными ситуациями, связанными с выбором адекватного способа разрешения различных жизненных затруднений, психологических проблем и конфликтов с окружающими, а также с урегулированием всевозможных кризисов – от личностных до экономических. Каждый человек неизбежно сталкивается с необходимостью разрешать сложные психологические проблемы в течение всей своей жизни. При этом мы всегда стремимся к тому, чтобы справиться с трудностями наиболее эффективным образом. Но что отличает эффективные стратегии поведения от неэффективных? Какие стратегии приводят человека к желаемым результатам, а какие ведут к психологическому неблагополучию? Каким образом психологическая наука может помочь «обыденному психологу», которым согласно Келли (Н. Kelley, 1992) является каждый из нас, справляться с жизненными трудностями наиболее успешным образом? Именно с поиском ответов на эти вопросы связана разрабатываемая автором концепция Совладающего Интеллекта, направленная на систематическое изучение эффективных и неэффективных способов разрешения жизненных затруднений, а также применение полученных знаний в клинической и прикладной психологии, в управленческой, медицинской и консультативной практике и в повседневной жизни.
В настоящее время изучение поведения человека в сложных повседневных ситуациях стало как никогда актуальным именно благодаря развитию дифференциальной психологии. И это далеко не случайно. От индивидуального предпочтения способов разрешения неблагоприятных жизненных ситуаций и создания благоприятных зависит психологическое, психосоматическое и социальное благополучие как отдельного человека, так и общества в целом. От того, насколько эффективно человек справляется с задачами, выдвигаемыми жизнью, зависит, насколько успешно он осваивает мир, насколько гармонично развивается его личность, насколько полно раскрывается его индивидуальность. Следовательно, оптимально ли складывается его образ жизни, удовлетворен ли человек собой и жизнью, своим местом среди других и достигнутыми результатами.
Овладение успешными способами совладания с трудностями, неизбежно возникающими на жизненном пути человека, является чрезвычайно актуальным для каждого из нас. Осознание же неуспешных способов взаимодействия с повседневными трудностями, традиционно называемых психологической защитой, важно вдвойне. Однако, несмотря на несомненную значимость, проблемы как совладания (coping), так и защиты (psychological defense) в современной психологии относятся к числу наиболее противоречивых и малоизученных. Традиционно эти феномены не сопоставляются друг с другом. Их изучение ведется в непересекающихся областях психологии. Концепция Совладающего Интеллекта разрешает это противоречие за счет разработки универсального подхода к анализу, диагностике и применению совладающего и защитного поведения в психологической теории и практике, а также в повседневной жизни.
Под Совладающим Интеллектом мы понимаем как личностные, так и психические процессы, характеризующие взаимодействие человека с конкретными жизненными ситуациями с точки зрения успешности или неуспешности результата этого взаимодействия.
Совладающий Интеллект как психологический феномен тесно связан с личностной компетентностью, совершенствованием мастерства жизни и позитивным психологическим опытом в целом.
Термин СОВЛАДАЮЩИЙ ИНТЕЛЛЕКТ (COPING INTELLIGENCE) объединяет в себе такие понятия, как совладание (сорing), психологическая защита (psychological defense) и интеллект (intelligence) личности, рассматриваемые с позиций дифференциальной психологии, изучающей индивидуальное своеобразие каждого человека.
Концептуально идея Совладающего Интеллекта связана с представлением об интеллекте Вильгельма Штерна (Stern, 1900, 1925), создателя всемирно известной концепции «Intelligence Quotation» и термина «IQ», переводимого на русский язык как «коэффициент интеллектуального развития». В понятие интеллекта Штерн включал не столько развитие конкретных способностей человека, сколько способность человека к развитию, к освоению знаний самой жизни и совершенствованию умений в разрешении выдвигаемых ею задач (Stern, 1909).
В данном учебном пособии:
> Дается описание основных теоретических и практических подходов к изучению феноменов защитного и совладающего поведения человека.
> Анализируются современные концепции совладания человека со сложными жизненными ситуациями и повседневными трудностями.
> Описывается разработанная автором оригинальная классификация стратегий совладания и защиты, построенная на единых общепсихологических основаниях. Универсальный характер классификации послужил отправной точкой создания целостной концепции Совладающего Интеллекта.
> Прослеживается эмпирическая взаимосвязь между сформированностью Совладающего Интеллекта, проявляющейся в широте-узости репертуара совладающего поведения, и индивидуальной успешностью в предметной, социальной и личностной сферах.
> Приводятся результаты экспериментального изучения связи между совладающими и защитными стратегиями, формальными характеристиками индивидуальности человека (темпераментом) и такими содержательными факторами, как субъективная удовлетворенность человека жизнью, собой, а также взаимоотношениями с ближайшим и отдаленным окружением.
> Описывается методика проведения индивидуальных консультаций и психологического тренинга, направленного на развитие Совладающего Интеллекта и на освоение знаний и навыков психологической компетентности в различных сферах жизни и деятельности.
> Приводятся примеры использования теории и практики нового подхода в клинической психологии и консультативной практике.
> Предлагаются практические рекомендации по выявлению и развитию Совладающего Интеллекта человека в повседневной жизни.
Создание единой концепции Совладающего Интеллекта, объединяющей совладающее и защитное поведения с точки зрения общепсихологических оснований, открывает широкие возможности для сравнительного анализа традиционных классификаций успешных и неуспешных способов поведения, выполненных на основе различных теорий и подходов. Универсальный характер предложенной концепции делает возможным интеграцию огромного множества разрозненных и ранее несопоставимых друг с другом данных об эффективных и неэффективных способах взаимодействия человека с жизненными трудностями, полученных в рамках различных подходов. В данном случае речь идет о психодинамическом подходе, теории стресса и адаптации, концепции личностных черт и стиля человека, анализе жизненного пути, феноменологии повседневной жизни и научного исследования взаимодействия личности и ситуации.
Совладающий Интеллект служит своеобразным мостом между психологической наукой и практикой, а также самой жизнью. Жизненные события и научные открытия находятся в постоянной и тесной взаимосвязи. Задачей любого психолога является поддержание живой связи и обмена между психологической наукой и повседневностью. Как неоднократно подчеркивалось создателем школы дифференциальной психофизиологии, выдающимся психологом Борисом Михайловичем Тепловым (1940, 1941, 1943, 1957–1966), психологическая мысль должна развиваться в контексте широких явлений самой жизни и ее актуальных моментов. Исследование Совладающего Интеллекта связано с актуальнейшей жизненной и научной проблемой – изучением способов разрешения повседневных трудностей.