Алексей Козлов Советско-иранские отношения по материалам советской прессы

Введение

История взаимоотношений России и Ирана имеет богатую историю, которая знает как периоды мирного экономического, политического сотрудничества так и военного противостояния, а также жёсткой конфронтации и выгодных союзов.

Российская империя, в силу своего географического и геополитического положения всегда имела свои экономические и политические интересы в регионе Юго-Западной Азии, где одним из ключевых игроков был Иран.

СССР также был заинтересован в расширение своего политического, экономического, идеологического влияния в данном регионе, в укрепление дружественных связей с южным соседом, в поддержание мира и стабильности. Отношения СССР и Ирана на всём своём протяжении развивались неоднозначно, наблюдались как расширения межгосударственных связей в разных областях сотрудничества, так и периоды жёстких разногласий.

Особое место в истории взаимоотношений занимает период 1979-1991 гг. так как в данный период умеренно развивающиеся дружественные отношения СССР – Ирана сменились долгим временным промежутком враждебных отношений со стороны Исламской Республики Иран, образованной после Исламской революции 1978-1979 гг., по отношению к Союзу Советских Социалистических Республик.

Актуальность темы состоит в изучении и осмыслении исторического опыта конфронтации светского коммунистического государства и религиозного Исламского государства, где лидирующие позиции занимают представители духовенства, выработки приёмов и инструментов сотрудничества. Для России важен исторический опыт отстаивания своих позиций в регионе Юго-Западной Азии, так как он имеет особую значимость для создания единой системы безопасности, предотвращения вооружённых конфликтов и очагов эскалации на Среднем Востоке, где Российская Федерация по-прежнему имеет свои стратегические интересы. Практическую ценность имеет изучение опыта, специфики Ирано-Иракской войны 1980-1988 и роли СССР в прекращении данного вооружённого конфликта, налаживании мирного диалога между Ираком и Ираном, стабилизации международной обстановки в районе Персидского залива.

Особую ценность для исторической науки представляет изучение роли средств массовой информации, а именно, прессы на формирование мнений, позиций, представлений в массовом сознании советского общества о внешней политики СССР в отношении ИРИ – Исламской Республики Иран, в условиях враждебного отношения к совместном сотрудничеству со стороны Исламской Республики Иран. Важное значение имеет изучение отражение внешнеполитического курса со стороны СССР в отношение Ирана, в печатных изданиях СССР.

Научное значение для политологов, международников, социологов, историков имеют исследования изучения отражения межгосударственных отношений СССР-ИРИ в печатных изданиях.

Объектом исследования являет межгосударственное сотрудничество между СССР и Исламской республикой Иран в период 1979-1991 гг. Тенденции, спады и подъёмы.

Предметами исследования являются влияние Исламской революции 1978-1979 гг. на формирование вектора внешней политики в отношение СССР, изменений в экономическом сотрудничестве после событий Исламской революции, отношение к СССР в массовом общественном сознании иранцев, роль и деятельность СССР в урегулирование вооружённого конфликта между Ираном и Ираком 1980-1988 гг., влияние ввода советских войск в Афганистан на отношения с Ираном, изменения в политическом, экономическом, культурном СССР-Ирана в период на протяжении 1980-х и в начале 1990-х годов.

Целью исследования является изучение тенденций, спадов и подъёмов межгосударственных отношений Союза Советских Социалистических Республик и Исламской Республикой Иран в 1979-1991 гг. Специфики отношений в условиях жёсткой конфронтации, отражения внешнеполитического вектора обоих государств в советских печатных изданиях.

В задачи исследования входят: показать изменения в политическом, экономическом и культурном сотрудничестве, последовавшие после событий Исламской революции, выявить отношение иранских народных масс к СССР, отразить роль и деятельность СССР в разрешение вооружённого конфликта между ИРИ и Ираком, показать основные внешнеполитическое конфликты, выявить изменения в политическом, экономическом, сотрудничестве между СССР и ИРИ после принятия М. С. Горбачёвым концепции «нового политического мышления».

Хронологические рамки определены 1979-1991 гг., что обусловлено Исламской революцией 1978-1979 гг., сменой политического и государственного строя, приходом к власти в Иране теократических элементов, сменой внешнеполитической линии Ирана в отношение СССР, направленной на конфронтацию с СССР продолжающуюся до второй половины 1980-х годов.

Географические рамки исследования представлены в основном регионом Юго-Западной Азии, а именно, Ираном, Ираком, зоной Персидского залива.

Изучение данной тем проходило в соответствие с принципами историзма – изучение событий и явлений во всём его многообразие; объективизма – непредвзятого изучения данного исторического процесса; системности – изучение проблем, явлений, а также их причинно-следственных связей.

В исследовании были использованы основные общенаучные методы: анализ, синтез, сравнение, единство логического и исторического, а также специальные методы исторической науки и теории международных отношений:

– историко-генетический, содержащий в себе выделение этапов развития советско-иранских взаимоотношений, событий, исторических и геополитических процессов, происходивших на мировой геополитической арене, причины, определившие основные направления и характер связей СССР и Ирана,

– историко-системный, который заключается в анализе отношений двух стран в контексте региональной и в целом международной политики,

сравнительно-исторический – что подразумевает под собой сопоставление внешнеполитических, экономических и иных задач, стоявших перед СССР и Ираном на разных на разных этапах своего взаимодействия, а также сравнение инструментов, методов решения конфликтов и проблем, возникающих между двумя государствами, изучений позиций по тем или иным вопросам.

Было затронуто сравнение влияния СССР и США на политику Ирана, сопоставление интересов и противоречий между центрами двух биполярных систем в Исламской республике Иран, но в большей степени внимание было сосредоточено на влиянии СССР на политику Ирана.

Был использован конкретно-проблемный метод – заключающийся в изучение отдельных явлений и проблем экономического, политического, международного характера, показывающие специфику и сущность отношений между СССР и Ираном, в период 1979-1991 гг.

Описательно-повествовательный метод, направленный на освещение основных сторон изучаемого исторического процесса.

Научная новизна работы состоит в использовании статей корреспондентов, работавших в Иране и публикуемых в изданиях советской печати, в период рамки которого охватывают данные исследования.

Источниковая база исследования представлена материалами газет «Правда», «Известия», «Аргументы и факты».

Историография исследования состоит из изданий, в которых освещалась история Ирана и конкретно события Исламской революции 1978-1979 гг.

Особое место занимает фундаментальный труд Алиева. С. М. История Ирана. XX век1. Это первое в научной и учебной литературе исследование общественно-политической истории Ирана XX века. Исследование С. М. проведено на основе архивных и документальных материалов России, Ирана, ряда европейских и арабских стран.

Хотелось бы также отметить труд Фёдоровой И. Е. «Иран – США: Диалог и противостояние»2, посвящённый проблемам отношений Исламской Республики Иран и Соединенных Штатов Америки от полного разрыва и захвата заложников до появления тенденций к их налаживанию.

Нельзя не отметить важность труда Калинина Е. Л. «Исламская революция 1979 года в Иране. Записки очевидца»3 Работавшего переводчиком в советской проектно-изыскательской экспедиции, проводившей работы для строительства железной дороги Мешхед – Серахс. Постоянные поездки по стране позволили ему увидеть происходившее изнутри, так как он нередко попадал в самую гущу событий. Недовольство населения правлением шаха Реза Пехлеви выплеснулось на улицы городов и привело к революции, уничтожившей монархию в стране, что ярко освещается в данном труде.

Стоит отметить исследования Мамедовой Н. М. «Иран в XX веке. Роль государства в экономическом развитии»4. Интерес привлекают исследования Л. Е. Авдеева, С. М. Алиев, А. З. Арабаджяна «Иранская революция1978-1979 гг. Причины и уроки»5. Представляют интерес для исследования и воспоминания советского посла в Иране Владимира Виноградова, в которых рассказываются о революционных событиях в Иране, о первые шагах советской дипломатии в установлении контактов с новым правительством6.

Из иностранных исследователей нужно отметить М. С. Эль-Аджари, «Отношение сверхдержав к войне в Персидском заливе», где даётся описания отношения сверхдержав в вооружённому конфликту между Ираком и Ираном7.

Имеют научную ценность исследования профессора Университета США в штате Пенсильвания, Элвин З. Рубинштейна «Советский Союз и Иран при Хомейни», где приводится анализ отношений двух государств8.

Интересны исследования Карен Давиша «СССР на Ближнем Востоке: сверхдержава в затмении?»9, где анализируется политика СССР на Ближнем и Среднем Востоке в 1980-е годы.

Для изучения важны исследования Галя Голана «Стратегия Горбачёва на Ближнем Востоке»10, где даётся анализ политики Горбачёва. Дэвид Сигала «Ирано-иракская война: Военный анализ»11, описывающая характер боевых действия между Ираном и Ираком.

Научную ценность имеет работа Ширин Т. Хантер «Иран после Хомейни»12, посвящённые изучению ИРИ после режима аятоллы Хомейни. Кэрол Сайвец «Ислам и Горбачёв. Политика на Ближнем Востоке»13 Вызывают интерес исследования Мелвина А. Гудмана и Каролин Гиферта «Тенденции в советской политике на Ближнем Востоке и в Персидском заливе» 14. Анализ внешней политики СССР также приводится в работе Фреда Холлидея «Горбачев и "Арабский синдром": Советская политика на Ближнем Востоке»15.

Отношения СССР-Ирана в 1979-86 описываются в одноимённой статье Мансур Акбара16

Суруш Ирфани, также посвятил отношениям СССР-Ирана свою работу «Советско-Иранские отношения»17.

В работе «Ориентации внешней политики Ирана»18 приводится внешнеполитический вектор Ирана, автор Р. К. Рамазания. Георгий Ленчовский в своей работе «Советский союз и Персидский залив»19, проанализировал интересы и влияние СССР в данном регионе.

Структура работы построена по проблемно-хронологическому принципу и представлена соответственно введением, тремя главами, заключением и списком источников и литературы.

Во введении отражаются актуальность работы, объект и предмет исследования, цель и задачи, методологическая основа исследования, обзор источников и литературы,

Основное содержание работы представлено тремя главами. Глава первая Советско-Иранские отношения в 1979-1980 годы делится на два раздела: «Влияние Исламской революции на отношения СССР и Ирана» и второй раздел «Влияние афганского кризиса на отношения СССР и Ирана».

В первом разделе данной главы освещаются влияние Исламской революции на экономические связи с СССР, первые предпосылки к осложнению отношений с Советским Союзом, влияние революции на отношения Ирана и США, работа над совместными ирано-советскими проектами.

Уделяется внимание проблеме поставок газа из Ирана в СССР, возникшей сразу после Исламской революции, заметим, что с 1970 по начало 1980 г. Иран поставил в СССР около 72 млрд. куб. м газа в счет оплаты поставок комплектного оборудования. В конце 1979 г. иранская сторона потребовала пятикратного увеличения цен на газ, хотя цены на комплектное оборудование, поставляемое Советским Союзом, не менялись. В феврале 1980 г. ИРИ прекратила поставки газа. Между тем только с февраля 1980 по середину 1983 г. Иран бесполезно сжег в факелах более 40 млрд. куб. м газа. Даже по ценам 1979 г., которые Иран посчитал невысокими, это составило более 4 млрд. долл.

Также в этой главе отражается, что несмотря на недоброжелательное отношение исламского режима к экономическому сотрудничеству с СССР, Советский Союз в трудную для ИРИ пору экономической блокады, последовавшей со стороны западных держав, откликнулся на её просьбы. В этот период был увеличен железнодорожный, морской, автомобильный транзит иранских грузов через территорию СССР. Во время блокады жизненно важной для Ирана стала проблема внешней торговли. Страна пыталась найти новые рынки сбыта для своих товаров. В этих условиях Советский Союз более чем вдвое увеличил товарооборот со своим южным соседом, что было выгодно для обеих сторон и одним из первых дипломатически признал Исламскую Республику Иран.

Отражается в главе и антисоветизм, набиравшей в Иране силу и поддерживаемый высшим руководством страны. Особенно это ярко проявилось и в связи с так называемым афганским вопросом, чему посвящён второй раздел. Иран был превращен во вторую после Пакистана базу подготовки вооруженных отрядов сил контрреволюции и плацдарм для совершения диверсий против Демократической Республики Афганистан. Более того, власти ИРИ попустительствовали неоднократным нарушениям афганскими эмигрантами экстерриториальности посольства СССР в Тегеране.

В качестве примера приводятся события 1 января 1980 г., когда около 2 тыс. иранцев и афганцев приняли участие в «демонстрации протеста» перед зданием посольства СССР в Тегеране. Силы охраны порядка воспрепятствовали попытке захвата посольства. 3 января группа афганцев, проживающих в Тегеране, совершила новую попытку захватить советское посольство, но была разогнана силами охраны порядка. Если эти акции можно отнести на счет импульсивности каких-то групп, то события, происшедшие 27 декабря 1980 г., явились заблаговременно подготовленной акцией. В гот день было совершено преступное нарушение экстерриториальности посольства СССР в Тегеране, в результате чего в некоторых помещениях посольства были уничтожены многие предметы, имеющие не только материальную, но и большую культурную и историческую ценность. В связи с этим нападением послу Ирана в Москве 28 декабря была вручена нота, в которой выражался решительный протест, но подобные нападения повторялись и в дальнейшем и если давать оценку афганскому кризису в отношениях СССР и Ирана, то необходимо отметить, что его роль сыграла негативную роль и выступал импульсом к дальнейшей конфронтации в отношениях.

Глава вторая. называется «Отношения СССР – Ирана во время Ирано-Иракской войны 1980-1988 гг.», и представлена двумя разделами: раздел называется 2.1. «Ход Ирано-Иракской войны», раздел 2.2. «Позиция СССР по -Ирано-Иракской войне».

В первом разделе коротко освещаются основные события войны, успешные наступательные действия вооружённых сил Ирака, захват стратегически важных объектов на территории Ирана. Наступление армии Ирака сменилось успешным контрнаступлением вооружённых сил Ирана и частей Корпуса Стражей Исламской Революции, в результате которых удалось перенести боевые действия на территорию Ирака, после чего началась затяжная позиционная война, переходящая в активные наступательные действия как со стороны Ирака, так и со стороны Ирана.

Война отмечается ожесточённым характером с обеих сторон, широко использующие методы так называемой «танкерной войны» и «войны городов» в ходе которых обоюдным атакам подвергались нефтяные танкеры, как воюющих держав, так и государств, не принимающих участие в войне. Полномасштабные авиа и артиллерийские удары наносились по мирным городам с обеих сторон.

В 1988 годы конфликт, напрямую, затронул, дислоцированные корабли ВМС США в Персидском заливе, после чего вероятность вмешательства США и их союзников в войну стала очень велика, а вооружённые силы Ирана были истощены и нуждались в привлечении новых ресурсов для продолжения войны, живой силы и вооружения. Ирак же восполнил все свои потери и использовал вооружение, покупаемое у Советского Союза.

Во втором разделе выражается позиция СССР по войне между Ираком и Ираном, которая была направлена на скорейшее прекращение войны, со стороны Советского Союза неоднократно вносились предложения, способствующие ослаблению международной напряженности и обеспечению безопасности в районе Персидского залива.

В 1980 г. СССР выдвинул предложил план нормализации отношений между Ираном и Ираком. Было предложено следующее:

– Соединённым Штатам Америки, другим западным державам, а также Китаю, Японии и всем заинтересованным государствам не создавать в этом районе иностранных баз, не размещать там ядерного оружия;

– не применять силы или угрозы в отношении воюющих сторон, не вмешиваться в их внутреннюю политику, уважать статус неприсоединения, избранный государствами Персидского залива;

– не вовлекать их в какие-либо военные группировки с участием ядерных держав;

– уважать суверенное право государств этого района на их природные ресурсы;

– не создавать препятствий нормальному торговому обмену и судоходству.

В Москве, в Тегеране и в Багдаде в ходе обмена мнениями по данной проблеме, советская сторона настойчиво рекомендовала незамедлительно прекратить войну.

СССР также принял самое деятельное участие в выработке резолюции №598 Совета Безопасности ООН от 20.06. 1987 г., направленной на прекращение конфликта и активно содействовал принятию её обоими участниками вооруженного конфликта. СССР приветствовал прекращение огня на ирано-иракском фронте (с 20 августа 1988 г.) и вступление сторон в прямые переговоры друг с другом при посредничестве Генерального секретаря ООН Переса де Куэльяра.

Данную позицию советское правительство изложило председателю собрания исламского совета и исполняющего обязанности верховного главнокомандующего вооруженными силами Исламской Республики Иран Али Акбару Хашеми-Рафсанджани, во время его визита в Москву в июне 1989 года. С началом 2 августа 1990 г. Ирак начал военные действия против Кувейта, после чего произошел крутой поворот в ирано-иракских отношениях. Находясь перед угрозой войны на два фронта, иракские руководство Ирака пошло на установление добрососедских отношений с соседним Ираном. Начался отвод иракских войск с иранской территории. Со стороны Ирана начался процесс передачи иракских военнопленных.

Глава третья звучит следующим образом, «Отношения между СССР и ИРИ в 1980 –е начале 1990 – х годов». И разбита на два параграфа: параграф 3.1. «Межгосударственные контакты в экономической сфере» и второй параграф «Изменения в отношениях Советского Союза и Исламской Республики Иран на протяжении 1980- начале 1990 годов».

Первый параграф главы, посвящён совместным экономическим связям, на которых негативно сказались политические расхождения Советского Союза и Ирана, по целому ряду вопросов, все совместные проекты реализовывались лишь в рамках соглашений, заключённых ещё с правительством шаха Мохаммеда Реза- Пехлеви. Советские специалисты продолжали работать на иранских предприятиях, но в 1985 году в связи с участившимися авиационными, артиллерийскими и ракетными ударами по иранским городам и предприятиям, советские специалисты были эвакуированы из Ирана, но уже через год между СССР и Ираном были заключены первые соглашения в экономической отрасли с момента революции.

В 1987 г. состоялся ряд встреч советских и иранских официальных лиц, на которых широко обсуждались вопросы, связанные с перспективами сотрудничества на долгосрочной взаимовыгодной основе. Весной того же года в Тегеране представители «Техноэкспорта» и министерства нефти Ирана обсудили вопросы сотрудничества в области разработки нефтяных и газовых месторождений в южной части Каспийского моря.

В октябре 1987 г. состоялись переговоры о сотрудничестве в переработке на предприятиях Советского Союза некоторого количества иранской сырой нефти и о поставке соответствующей части выработанных нефтепродуктов для нужд северных районов Ирана. Были заключены контракты на поставки для завода и его угольно-сырьевой базы запчастей и некоторых необходимых для нормальной работы завода материалов.

В ноябре 1987 г. состоялось XIV заседание Постоянной советско-иранской подкомиссии по транспорту. Весной 1988 г. началась подготовка к очередному, XI заседанию Постоянной комиссии по экономическому сотрудничеству между Советским Союзом и Ираном. Описанные выше шаги создали прочную основу для активизации советско-иранского экономического сотрудничества. Для их реализации необходимы готовность руководства ИРИ изменить свой вектор политики в отношении СССР.

В то же время, 27 декабря 1987 г. и 6 марта 1988 г. против советского посольства в Тегеране и генерального консульства СССР в Исфахане, экстремистские элементы в исламистских радикальных организаций провели ряд провокаций и выкрикивали обвинения в адрес СССР, якобы Советский Союз занимал позицию, мешавшую урегулированию ирано-иракского конфликта и тем самым завершению ирано-иракской войны. Между тем общеизвестны роль Советского Союза в принятии Советом Безопасности ООН резолюции № 598 об условиях, соблюдение которых сторонами позволяло положить конец войне, и его усилия, направленные на претворение ее в жизнь (поскольку руководство ИРИ в отличие от иракского правительства считало ее неприемлемой), его стремление по возможности оттянуть обсуждение в Совете Безопасности вопроса о введении эмбарго на продажу оружия Исламской Республике Иран, с тем чтобы не поставить ее в невыгодное относительно Ирака положение.

Во втором параграфе освещается нарастание антикоммунистических настроений в иранском обществе запрет и политические репрессии в отношении коммунистической иранской партии ТУДЕ, продолжалась поддержка Ираном афганских моджахедов, но в 1987 году в связи с изменением геополитической обстановки в регионе и внешнеполитического вектора развития СССР в связи со сменой руководства и принятия концепции «нового политического мышления» стало наблюдаться заметное сближение двух держав. В 1987 году министра иностранных дел СССР Эдуард Амвросиевич Шеварнадзе совершил ряд встреч с высшими должностными лицами Ирана, а именно, с президентом страны Сейедом Али Хосейни Хаменеи, с министром иностранных дел Али Акбаром Велаяти, с председателем собрания исламского совета (парламента) Исламской Республики Ирин Али Акбаром Хашеми-Рафсанджани, в результате встреч между СССР и Ираном были достигнуты соглашения и взаимопонимания по урегулированию конфликта между Ираном и Ираком и войны в Афганистане.

Настоящим прорывом в отношениях стали соглашения в области военно-технического сотрудничества, Иран заключил с Советским Союзом ряд соглашений о поставках крупных партий современного вооружения, что создало предпосылки для плодотворного сотрудничества между Россией и Ираном, после распада Советского Союза.

В заключение отражается следующее Отношения СССР с Исламской Республикой Иран на протяжении 1979-1991 гг. проходили в состояние политических и экономических конфликтов, которые как правило провоцировали правящие круги Ирана исходя из доктрины «экспорта идей Исламской революции», СССР представляли как угрозу безопасности и независимости Ирану, необходимо подчеркнуть, что СССР был заинтересован в дружественных отношениях с Исламской республикой Иран и неоднократно делал дружественные шаги навстречу Ирану и не раз показывал свои мирные намерения, путём экономической поддержки. Также если провести анализ советских статей из таких изданий как «Правда», «Известия», то наглядно видно, что ИРИ представляли как государство, где враждебный по отношению к СССР курс взяла лишь правящая элита и все антисоветские провокации спровоцированы правящей верхушкой, а народ Исламской республики нуждается в поддержке.

Необходимо отразить и тот факт, что Советский Союз был заинтересован в поддержании, порядка, безопасности и стабильности в регионе. Это подтверждает факты неоднократных попыток, повлиять на Ирак и Иран с целью заключения мира и дальнейшего предотвращения войны.

В конце 80-х можно наблюдать «потепление» в отношениях, что вылилось в экономическое сотрудничество, но это можно оценивать скорее как формирование предпосылок для дальнейшего сотрудничества, которое начнёт развиваться бурными уже после распада СССР.


Глава первая. Советско-иранские отношения в 1979-1980 годы.

Влияние Исламской революции на отношения СССР и Ирана

В 1978-1979 гг. Иран переживал значительные революционные потрясения, в результате которых в Иране сменился государственный строй, пала конституционная монархия, изменились многие стороны жизни общества, шахский двор, бюрократическая буржуазия, промышленная и банковская олигархия, высшее командование вооружённых сил лишились власти. Функции власти перешли в руки, Революционного совета, инициатором создания которого был лидер революции, первый рахбар (верховный лидер) Ирана аятолла (почётное звание шиитских богословов) Сайид Рухолла Мусави Хомейни.

Новые иранские лидеры, представленные аятоллой Хомейни и шиитскими религиозными деятелями, встали во главе нового государства – Исламской Республики Иран, избрали новый антикапиталистический путь развития, направленный на борьбу со всяким проявлением какого-либо иностранного влияния, абсолютно во всех сферах жизни иранского общества. С этого момента идеология, внешняя политика, развитие экономики, социальной сферы стали развиваться исходя из концепции всеобщей справедливости, исламского государства, которое должно возглавить «экспорт» Исламской революции в другие мусульманские страны. ИРИ сразу же дистанцировалось от контактов с США и другими капиталистическими державами, так как любое сотрудничество с капиталистическими странами, воспринималось религиозными деятелями Ирана, стоявшими во главе революции, как пережиток шахского режима.

Внешняя политика государства, в первую очередь, стала определяться волей Хомейни и других религиозно-политических деятелей из его окружения. Её основным принципом, стало освобождение Ирана из-под влияния сверхдержав, в чём видели необходимые условия для строительства государства по «исламскому образцу» и сохранения власти шиитского духовенства20.

Вскоре антиамериканские призывы религиозных лидеров Ирана нашли свое конкретное воплощение. На переговорах в Тегеране с представителем Пентагона Э. фон Марбодом иранская сторона расторгла контракты на общую сумму около 12 млрд. долл. Вооружённые силы Исламской Республики Иран, отказались от приобретения американских истребителей F-16, от помощи американских специалистов в сооружении военной базы Чахбахар в Оманском заливе и это при том, что до революции шахским режимом с США был заключён контракт на поставку в Иран 6-8 ядерных реакторов общей стоимостью в 10 миллиардов долларов, что уже в конце 1970-х годов дало бы Ирану высокие возможности в создании своею ядерной энергетики и усиление своих геополитический позиций на Ближнем и Среднем Востоке. Данный контракт был также расторгнут21.

14 февраля 1979 года экстремистские группировки захватили посольство США в Тегеране, был ранен один морской пехотинец, охраняющий посольство, около сотни американцев, включая посла США в Иране У. Салливена, были захвачены в качестве заложников и продержаны около двух часов, пока силы, подконтрольные аятолле Хомейни, не освободили их.

21 февраля 1979 года Иран объявил о запрете США пользоваться разведывательными установками электронного слежения в северном Иране. Такие установки, были расположены в Кабкане и Бехшехре, с которых осуществлялся радиоэлектронный шпионаж за территорией Советского Союза. Этой "работой" руководили полковник Шефер, полковник Джонсон и капитан Робинсон.

В самом посольстве США в Тегеране был оборудован мощный центр радиоэлектронной разведки, сотрудники которого прослушивали радиопередачи в Иране, включая служебные разговоры иранских правительственных чиновников. Ответственным за эти операции был военный атташе США в Иране полковник Джон Шефер22.

Среди иранского общества нарастали антиамериканские настроения, услышав на улице иностранную речь и узнав, что иностранец является американцем, он мог сразу же на месте подвергнуться избиению и надругательствам23. 25 февраля 1979 года американское посольство в Тегеране объявило, что больше не в состоянии защищать жизни американцев в Иране и настоятельно рекомендует всем американским гражданам, не имеющим дипломатического статуса, покинуть страну24. В этом же месяце из Ирана были эвакуированы почти все американские специалисты, а 7 апреля были разорваны дипломатические отношения и введена система санкций, включающих прекращение закупки иранской нефти, блокировку иранских вкладов в американских банках и их зарубежных филиалах, запрет продажи Ирану запчастей для военного снаряжения, запрет на денежные переводы и экспорт американских товаров в эту страну, включая продовольствие и медикаменты, а также на импорт иранских товаров.

В советской прессе называли политику Вашингтона экономическим и военным шантажом, что, кстати, полностью отражало характер американской политики, в апреле 1980-го года представитель Белого дома, выступая на пресс-конференции, угрожающе заявил: "Мы пока воздержались от применения сипы, но не исключаем этого". По его словам, для давления на Иран США "располагают мерами экономического, политического, а также военного характера".

Между тем Соединенные Штаты приняли очередную дискриминационную меру против Ирана. Пресс-секретарь постоянного представительства США при ООН Дж. Шукер сообщила, что американское правительство приняло решение о введении ограничений на передвижение по территории США иранских дипломатов, являющихся сотрудниками миссии Ирана при ООН. Как известно, их статус определяется специальным соглашением между ООН и США как страной пребывания. Осуществляя подобную произвольную акцию, США демонстрируют полное пренебрежение элементарными международными нормами25. Политика США в отношении Ирана остро критиковалась советскими СМИ и выставлялась в самом неприглядном свете.

В феврале 1980 года, советский корреспондент газеты «Известия», работавший в Иране, взял интервью у министра нефти А. Моинфара, что говорило о расположенности иранских чиновников к советским средствам массовой информации. «США, заморозив валютные авуары Ирана, вложенные в американские банки, планируя экономические санкции и угрожая военной интервенцией в Иране, наносят ущерб не столько нашей стране, сколько вредят своему престижу в мире», заявил министр нефти Исламской Республики Иран и член Революционного совета А. Моинфар в беседе с корреспондентом "Известий".

«США повели себя как страна, на которую ни в чем нельзя положиться», заявил А. Моинфар. «Отныне другие страны будут опасаться хранить свои накопления в США. Что касается антииранских акций США, то их воздействие не столь велико. Иран заручился поддержкой других государств мира. Пять-шесть миллиардов долларов, замороженных в банках США, не единственные наши средства. Иран имеет накопления и в других странах мира. Кроме того, на нефтепромыслах Ирана ежесуточно добывается 3-3,5 миллиона баррелей нефти, из которых две трети идет на экспорт. Таким образом, доходы от нефти продолжают поступать. Эти поступления покрывают 60 процентов всех расходов Ирана. В свою очередь Иран принял ответные меры: прекратил поставки нефти в США и их приспешникам: Израилю, Египту и расистскому режиму ЮАР».

Касаясь экономических отношений с северным соседом Ирана – Советским Союзом – А. Моинфар заявил: "Как я полагаю, нет никаких оснований, чтобы не поддерживать дружественные отношения между нашими странами, которые являются друг для друга естественными рынками. Новый Иран может покупать в Советском Союзе промышленное оборудование и поставлять природный газ. Основываясь на принципе невмешательства в дела друг друга, мы можем иметь тесные торговые и экономические отношения"26.

22 апреля со стороны Ирана начались ответные действия, министр нефти Ирана А. Моинфар заявил, что правительство Ирана решило прекратить продажу нефти странам, которые по примеру Вашингтона займут враждебную позицию в отношении Ирана и присоединятся к экономическому шантажу, осуществляемому США. Министр нефти указал, что Иран в случае необходимости может и сократить добычу нефти27.

Иран заявил также об отказе выполнять роль "жандарма" Персидского залива, вступил в движение неприсоединения. Позднее ИРИ вышла из СЕНТО (англ. CENTO) – организации центрального договора, военно-политического объединения, состоящего из государств Среднего Востока и созданного по инициативе Великобритании, США, Турции с целью отражения «коммунистической агрессии»28.

Следствием усиления антиамериканских настроений, стал повторный захват 4 ноября 1979 года американского посольства в Тегеране, осуществлённый силами радикально-настроенной организации «иранские студенты-мусульмане – ученики имама Хомейни», примерно сто сотрудников посольства стали их заложниками29, которых США попытались освободить в 1980 году при проведении, отрядом специального назначения «Дельта», спецоперации «Орлиный коготь», которая закончилась провалом и заложников освободили только в 1981 году.

Иран будет использовать заложников как «разменную монету» в отношениях с США и будет готов освободить заложников только при выполнении ряда условий: создание международной комиссии для расследования преступлений, совершенных бывшим шахом во время его правления, признание ООН права Ирана требовать выдачи шаха и признание права Ирана на собственность и капиталы его семьи. На что со стороны США лишь последовали угрозы о военно-морской блокаде, минировании морских путей30, что говорит об ожесточённом характере отношений Ирана и США, во-многом это объясняется долгими годами контроля западных стран, сначала Великобритании, которая во время колониального господства имела контроль над всеми сферами жизни иранского общества и подрывало суверенитет Персии, потом уже США, которые в сознании подавляющей части иранского общества ассоциировали участие США во внутренней и внешней политике Ирана, как продолжение колониального владычества, подрывающее экономику и независимость Ирана.

Исламская революция с одобрением была встречена в СССР и с надеждой на укрепление своего влияние в регионе Среднего Востока и конкретно в Иране официальные советские СМИ, подпольный «Голос Ирана», действующий с советской территории, последовательно занимались репортажами и комментариями, которые все более враждебно были настроены по отношению к режиму шаха.

Освещение события было явно односторонним: большая огласка была дана требованиям оппозиции и цитате или перефразированию их лозунгов. Новостное освещение из Ирана практически никогда не включало мнения и реакции шаха и его правительства и неизменно связывали его власть с американской поддержкой. «Империалисты поддерживают существующий гнилой и средневековый режим», – говорилось в комментариях московского радио. «Конечно, советский народ, будучи верным своим международным обязанностям, с энтузиазмом и волнением выражает счастье и приветствует справедливую борьбу любого народа, особенно соседнего народа, страдающего от угнетения и жестокости империализма и его соратников. Мы хотим, чтобы Иран, наша соседняя страна, был свободным, независимым, счастливым и процветающим, а его нация была успешной и счастливой. В то же время наша страна никогда не вмешивается в дела какой-либо страны, и хочет, чтобы другие страны сделали то же самое». Корреспондент Игорь Савченко так прокомментировал успехи революции: «Эта победа является кульминацией многолетней борьбы иранского народа против деспотического и коррумпированного режима, который имел тесные связи с США31.

Но высшим руководством ИРИ был провозглашён лозунг «Ни Запад, ни Восток», предполагавший под собой, ограничение контактов не только с США и ведущими капиталистическими державами, но и с СССР, аятолла Хомейни объявил США «Большим Сатаной», то СССР получил статус «маленького Сатаны», что было провозглашено в одной из речей лидера ИРИ 5 ноября 1979 года, несмотря на то что со стороны СССР не создавалось никаких предпосылок для осложнения отношений со стороны Ирана, СССР наоборот всячески подчёркивал свою готовность сотрудничества, так газета «Правда» сообщала: «Советско-иранское экономическое и техническое сотрудничество, являясь составной частью межгосударственных отношений, вносит весомый вклад в укрепление экономической независимости Ирана и развитие доверия между двумя соседними странами с разным общественным строем. Советский Союз и впредь готов поддерживать и развивать эти добрые, сложившиеся в течение десятилетий отношения»32.

Более наглядно позицию Советского Союза к революционным событиям в Иране показывает тот факт, что СССР стал первым государством, признавшим новое революционное правительство во главе с премьер-министром Мехди Базарганом (1908-1995) и направил в Тегеран в качестве медицинской помощи для лечения иранских граждан, пострадавших в ходе революционных волнений, 500 литров консервированной крови, 4 т медикаментов и перевязочных средств . В связи с этим первый министр иностранных дел Исламской республики Иран Карим Санджаби (сентябрь 1904 – 4 июля 1995) заявил советскому послу в Тегеране, что отношения Ирана с СССР должны теперь обрести искренний характер33.

Кроме того, Советский Союз выступал решительно против военного вмешательства западных держав во внутренние дела Ирана, особенно США, Генеральный секретарь ЦК КПСС, Председатель Президиума Верховного Совета СССР Л. И. Брежнев сделал ряд решительных предупреждений о недопустимости вмешательства во внутренние дела Ирана. Ещё 18 ноября 1978 года Л. И. Брежнев предупредил: «Любое вмешательство, не говоря уже о военном вмешательстве в дела Ирана, государства, которое имеет общий рубеж с Советским Союзом, будет рассматриваться СССР как вопрос, осуществляющий его интересы безопасности».

Так же было подчёркнуто: "B этой стране имеют место события чисто внутреннего порядка, и решаться связанные с этим вопросы должны самими иранцами…", – заявил Л. И. Брежнев. Именно благодаря твердой позиции Советского Союза, по сообщениям газеты «Известия» были сорваны планы империалистической интервенции против Ирана34.

В своём официальном сообщении об отношении к революции в Иране Леонид Ильич Брежнев заявил: «Мы приветствуем победу этой революции, которая положила конец деспотическим репрессивным режимам… Мы желаем новому революционному Ирану успехов и процветания и надеемся, что отношения добрососедства между народами Советского Союза и Ирана будут плодотворно развиваться на прочной основе взаимного уважения, доброй воли и невмешательства во внутренние дела друг друга».

Подобным образом к революции отнеслись и другие страны социалистического лагеря: Болгария, Польша, Венгрия, Румыния, ЧССР, МНР, КНДР, Вьетнам, ГДР, Польша уже 14 февраля эти страны признали временное революционное правительство.

Более того, Москва поддержала оправданность тюремного заключения 52 американцев, захваченных в посольстве.

Но, несмотря на поддержку со стороны СССР, сложившиеся выгодные экономические контакты, которые динамично развивались с иранской стороной, помощь СССР в заложении основ металлургии и машиностроения. При поддержке СССР, в 1970-е годы были построены Исфаханский металлургический комбинат полного цикла, заводы тяжелого машиностроения, тракторный завод, обустроены крупные угольные шахты и рудники по добыче и обогащению железной руды. СССР в свою очередь занимал первое место в иранском нефтяном экспорте, советские специалисты принимали участие в строительстве около 150 объектов в Иране35

Загрузка...