Летом 2020 года, во время карантина, у меня был интересный проект – «Умный город». По моим меркам, проект был очень успешным, полезным и интересным. Но его реализация была категорически сложной из-за отсутствия свободного времени.
Проект состоял из нескольких частей, одна часть была направлена на образовательную сферу, другая – на предпринимательскую деятельность.
В ближайшем будущем наш мир изменится до неузнаваемости во многих городах, различные службы, коммунальные службы, дороги в этих районах будут контролироваться через Интернет, и будут развиваться интеллектуальные решения с использованием искусственного интеллекта. Процессы сбора мусора, оповещение жителей, магазины самообслуживания и другие прогнозируемые моделирования.
К таким переменам следует не готовиться, а создавать их. Поэтому я и разработал проекты, чтобы как говорится скоротать время. Мне казалось тогда, что легко все реализуется, но через полгода я понял, что ещё не пришло время.
Поэтому у меня возникла идея, что данную информацию оставить в информационном источнике и написать книгу о социальном предпринимательстве.
В первых главах я опишу, что такое социальное предпринимательство, правовая и финансовая организация социальной предпринимательской деятельности, маркетинг и виды социального предпринимательства.
В России многие сталкиваются с недопониманием, как можно получать прибыль в данном сегменте бизнеса, а кто-то еще и не разобрался в том, как успешно реализовать свой социальный проект.
Что такое социальное предпринимательство?
Социальным предпринимательством может заниматься не каждый человек, такой бизнес имеет характер социальный, деятельность которого направлена на решение общественных проблем.
В основе социальной предпринимательской деятельности заложены: эмпатия и неравнодушие к людям, приносить пользу другим и получать при этом прибыль. Социальный бизнес может затрагивать сферы – от образовательной, культурно-развлекательной до окружающей среды.
Социальное предпринимательство – нестандартный вид бизнеса, он выполняет социальные задачи:
– Забота об экологии;
– Образовательная деятельность;
– Профессиональная переподготовка;
– Трудоустройство инвалидов, мам-одиночек, сирот;
– И многое иное, установленное законом.
Социальный предприниматель – субъект малого и среднего бизнеса, деятельность которого направлена на достижение прибыли, решая социальные проблемы общества.
26 июля 2019 года в России официально вступил в силу федеральный закон № 245 – Ф3, о понятии социального предпринимательства и социального предприятия. Компании, которые занимаются общественно полезными целями на решения социальных проблем общества, могут претендовать о социальном статусе. При социальном статусе государство обязано предоставлять государственную поддержку и упростить для компании ведение ее предпринимательской деятельности.
Статус социального предприятия и государственную поддержку имеют права, получить компании, которые занимаются основным или частичным социальным предпринимательством. Социальным предпринимательством, таким как:
– Продажа товаров производимые социально уязвимыми категориями граждан;
– Производство товаров для социально уязвимых категорий граждан;
– Образовательные услуги для осуществления социальных целей;
– Трудоустройство;
– Культурное просвещение и деятельность по оздоровлению социально уязвимых категорий граждан.
Категории социально уязвимых граждан:
– Инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья;
– Одинокие и (или) многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, в том числе детей-инвалидов;
– Пенсионеры и граждане предпенсионного возраста (в течение пяти лет до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно);
– Выпускники детских домов в возрасте до двадцати трех лет;
– лица, освобожденные из мест лишения свободы и имеющие неснятую или непогашенную судимость;
– Беженцы и вынужденные переселенцы;
– Малоимущие граждане;
– Лица без определенного места жительства и занятий;
– Граждане, признанные нуждающимися в социальном обслуживании.1
Социальное предпринимательство нацелено на получение прибыли за счет предоставления услуг и торговли, а не благотворительных пожертвований. Такие компании за счет ряда мотиваций могут быть гораздо эффективнее, чем некоммерческие компании. В будущем социальная интеграция организаций коммерческого и некоммерческого вида деятельности для достижения общественно полезных целей станет весьма полезным. Что создаст приятную атмосферу общества, выполняя общие цели, решая общественные проблемы, достигая измеримый социальный результат. Для целей любого бизнеса всегда требуется искать новые эффективные подходы, которые позволят расширять возможности социального проекта.
Построить бизнес не всегда просто. А социальный бизнес, предпринимательство которого направлено на достижение прибыли путем оказания помощи социально уязвимым и малоимущим гражданам, решая общественные задачи. Совсем непросто. Ведь бизнесмен должен быть необычным человеком – неравнодушным.
Прежде чем начать бизнес – начните быть – амбициозным. Рост и развитие будущего бизнеса зависит от вас одного и принимать важные решения исключительно придется самому предпринимателю.
Ваш доход будет являться ориентиром сделанных добрых дел. Какую получили прибыль, столько же внесли добра в мир благодаря своему делу? чтобы начать бизнес, то потребуется сперва разобраться со своей миссией, что вы хотите. Поэтому требуется найти свою нишу, где важно соизмерять свои возможности.
Самое тяжелое в начале любого предпринимательского дела это отсутствие знания и опыта, которое вначале требуется подкреплять теоретическими знаниями, применяя их на практике.
В книге будет подробно расписан каждый шаг, который подтверждается большим опытом предпринимательской среды занимающийся социальным бизнесом – с чего начать и как управлять бизнесом.
Если самостоятельно не получается определиться с выбором категорией направления бизнеса, то вам придется провести самостоятельную исследовательскую работу по психологической типологии своей личности, чтобы выявить свои сильные стороны: интеллектуальные и физические возможности. Для идеальной типологии человека в бизнесе может подойти методика И. Адизеса, которая поможет вам разобраться с общим потенциалом: творить, продавать или производить товар, или все в одном целом (методика Ицхака Адизеса, доступно в публичном доступе любой поисковой базы Яндекс и Гугл).
Помните! Опыт человека – субъективное явление, поэтому содержание информации в книге требуется использовать как инструкцию до достижения вашей цели, а никак источник советов, как нужно делать.
Перечень категорий малого и среднего бизнеса, установленного законодательством Российской Федерации:
Предприниматели осуществляет – деятельность по производству товаров (работ, услуг), предназначенных для граждан, указанных в первой главе.
Создание для них условий, позволяющих преодолеть, или компенсировать ограничения их жизнедеятельности, а также возможностей участвовать наравне с другими гражданами в жизни общества при условии, что доля доходов от осуществления предпринимательской деятельности по итогам предыдущего календарного года составляет не менее 50% в общем объеме доходе. А доля полученной чистой прибыли за предшествующий календарный год, направленная на осуществление такой деятельности в текущем календарном году, составляет не менее 50 процентов от размера указанной прибыли:
– Оказание социально-бытовых услуг, направленных на поддержание жизнедеятельности в быту;
– Оказание социально-медицинских услуг, направленных на поддержание и сохранение здоровья путем организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения для выявления отклонений в состоянии здоровья;
– Оказание социально-психологических услуг, предусматривающих оказание помощи в коррекции психологического состояния для адаптации в социальной среде;
– Оказание социально-педагогических услуг, направленных на профилактику отклонений в поведении;
– Оказание социально-трудовых услуг, направленных на оказание помощи в трудоустройстве и в решении иных проблем, связанных с трудовой адаптацией;
– Оказание услуг, предусматривающих повышение коммуникативного потенциала, реабилитацию и социальную адаптацию, услуг по социальному сопровождению;
– Производство и (или) реализация медицинской техники, протезно-ортопедических изделий, программного обеспечения, а также технических средств, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации (абилитации) инвалидов;
– Деятельность по организации отдыха и оздоровления инвалидов и пенсионеров;
– Оказание услуг в сфере дополнительного образования;
– Создание условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной, транспортной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации;
– Оказание психолого-педагогических и иных услуг, направленных на укрепление семьи, обеспечение семейного воспитания детей и поддержку материнства и детства;
– Организация отдыха и оздоровления детей;
– Оказание услуг в сфере дошкольного образования и общего образования, дополнительного образования детей;
– Оказание психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации;
– Обучение работников и добровольцев (волонтеров) социально ориентированных на некоммерческие организации, направленные на повышение качества предоставления услуг;
– Культурно-просветительская деятельность (в том числе деятельность частных музеев, театров, библиотек, архивов, школ-студий, творческих мастерских, ботанических и зоологических садов, домов культуры, домов народного творчества);
– Оказание услуг, направленных на развитие межнационального сотрудничества, сохранение и защиту самобытности, культуры, языков и традиций народов России;
– Выпуск периодических печатных изданий и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, включенных в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень видов периодических печатных изданий и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, облагаемых при их реализации налогом на добавленную стоимость по ставке десять процентов.2
После того как вы определили свой потенциал, проанализируйте рынок.
Экскурс. Что входит в потенциал?
– Выбор категории предпринимательства;
– Финансирование. Существуют разные способы привлечь средства для старта или развития социального бизнеса:
а) Собственные средства, если у вас нет опыта в бизнесе, не берите долгосрочные займы, кредиты, отложенные на выплаты по кредитам, лечение, образование детей и т.д.
б) Грант, краудфандинг, привлечение инвестора, подробнее о финансовых инструментах, читайте в следующих главах;
– Чем вы рискуете в случае провала вашего бизнеса?! (ответить обязательно)
Поиск предпринимательской идеи для построения своей компании или тождественного бизнеса, начинается с вопросов:
1. Что искать?
– потребности покупателей (то, что необходимо или желаемые покупателям);
– возможности производителей и продавцов (то, что можно произвести и продать).
2. Где искать?
– средства массовой информации, в том числе интернет;
– знакомые;
– центры развития предпринимательства.
3. Источники3
Перечень категорий малого и среднего бизнеса, установленного законодательством Российской Федерации, указан выше.
Направление поиска идеи предпринимательства:
– применение метода мозгового штурма – оперативного метода решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных;
– применение SWOT-анализа (все факторы делятся на четыре категории: strengths (сильные стороны), weaknesses (слабые стороны), opportunities (возможности) и threats (угрозы));
– применение PEST-анализа (маркетинговый инструмент, предназначенный для выявления политических (Political), экономических (Economic), социальных (Social) и технологических (Technological) аспектов внешней среды, которые влияют на бизнес компании);
– применение метода «анализа пяти сил Портера» (анализ угрозы появления продуктов-заменителей, анализ угрозы появления новых игроков, анализ рыночной власти поставщиков, анализ рыночной власти потребителей, анализ уровня конкурентной борьбы). 4
Анализируйте рынок аналогичных или тождественных видов предпринимательства.
1. Сравнивайте;
2. Анализируйте;
3. Предпринимайте;
4. Подводите итоги.
Обязательно пообщайтесь с опытными предпринимателями разных ниш социального бизнеса, сделайте их своими партнерами, запишите их контакты, подпишитесь на них в социальных сетях.
После выбора направления вашего бизнеса или дополнение его в свою деятельность, предварительного анализа рынка и финансового инструмента. Рассмотрим пошагово дальнейшие направления действия.
Первым шагом будет с ознакомления инструментов мониторинга рынка.