Введение

Актуальность исследования социальных представлений молодежи об эффективности антитеррористической политики Российской Федерации обусловленна следующими причинами и обстоятельствами:

Во-первых, в современном мире постоянно возрастает значение комплексных исследований восприятия населением терроризма, террористической угрозы и непосредственно методов и стратегий борьбы с ним. Сегодня существует значительное количество, отечественных и зарубежных исследований в области изучения восприятия различных аспектов терроризма и образов самих террористов, социальных представлений о политических явлениях, антитеррористического сознания, связи социальной структуры и действия. Однако большинство данных методологий, концепций и подходов требует адаптации для практического применения к анализу представлений граждан о действующей и желаемой государственной антитеррористической политике и политическом курсе в области противодействия терроризму в современной России.

Во-вторых, политика противодействия терроризму в большинстве своих аспектов взаимосвязана с другими сферами, а ее эффективность сильно зависит от сопряженных направлений общегосударственной политики, а также от степени общественной поддержки и позитивных социальных представлений населения. Ввиду активизации как национальных, так и международных террористических организаций, государственная антитеррористическая политика находится в ряду наиболее приоритетных направлений общегосударственной политики. От позитивных социальных представлений населения о целях, задачах, методах и эффективности осуществления антитеррористической политики государства зависит уровень общественной поддержки принятых или готовящихся политических курсов, стратегий и решений, а также уровень поддержки политических акторов, государственных и общественно-политических институтов. Также очевиден тот факт, что повышение эффективности антитеррористической политики невозможно без координации действий государственных органов, силовых структур и институтов гражданского общества, а также средств массовой информации и непосредственно самих граждан.

В-третьих, растет необходимость повышения эффективности информационной работы не только среди целевых групп и социальных слоев, склонных к принятию террористической идеологии, но также среди российской молодежи и широких слоев населения. Средства массовой информации нередко косвенно или прямо могут способствовать распространению культуры насилия, радикальной и террористической идеологии. В ходе современного идеологического противостояния с террористическими организациями, воздействующими на сознание молодежи, государственные структуры и общественно-политические институты пока в значительной степени уступают в вопросах оперативности и эффективности. Подобная работа возможна только в ходе эффективных информационно политических кампаний в СМИ и кампаний по работе с общественным мнением, проведение которых должно быть основано на результатах прикладных научных разработок в области изучения особенностей и структуры общественного сознания.

Однако, несмотря на то, что в вышеперечисленных работах затрагиваются различные аспекты изучаемой проблемы, тем не менее, комплексного политологического осмысления социальных представлений молодежи об антитеррористической политике Российской Федерации в качестве самостоятельного объекта научного политологического анализа нет. Исходя из этого, были сформулированы объект, предмет, цель и задачи исследования.

Объект исследования: эффективность антитеррористической политики РФ.

Предмет исследования: социальные представления молодежи об эффективности антитеррористической политики РФ.

Цель: повысить информационную эффективность антитеррористической политики РФ в среде молодежи.

Гипотеза: повышение информационной эффективности антитеррористической политики РФ влияет на формирование антитеррористического сознания молодежи, выраженного в социальных представлениях о приоритетах и эффективности политики, в общественной поддержке мер противодействия терроризму, а также в уровне развития социального капитала и степени информированности.

Методы исследования. Общетеоретические. Основу исследования составил неоинституциональный метод. Статистические методы. Использовались такие статистические методы как: вычисление Хи-квадрата, проводился корреялицонный и линейный регрессионный анализ, иерархический кластерный анализ и кластерный анализ методом К-средних, применялись непараметрические тесты для несвязанных и парных выборок (U Манна-Уитни; H Крускала-Уоллеса), проводилось сравнение средних значений. Анализ надежности шкал (и используемых индексов) осуществлялся с помощью Альфы Кронбаха. Эмпирические методы. Социологический анкетный интернет-опрос, анализ статистического материала, контент-анализ, эксплицитный анализ, дескриптивное описание, математическое моделирование, SWOT-анализ, абстрагирование, сравнительный анализ. Структура социальных представлений определялась путем математического подсчета коэффициента позитивных ответов TCP (Taux categorique positif), предложенного Ж. Абриком [42].

В задачи представленного исследования входит:

1. Выявить сущность эффективности государственной антитеррористической политики и их взаимосвязь с социальными представлениями населения;

2. Выделить социально-политические маркеры эффективности антитеррористической политики воспринимаемых в сознании российской молодежи;

3. Охарактеризовать социальные представления молодежи об эффективности российской антитеррористической политике;

4. Определить уровень общественно-политической поддержки российской антитеррористической политики среди молодежи;

5. Предложить пути и механизмы повышения информационной эффективности антитеррористической политики РФ.

Теоретическая значимость представленного исследования заключается в систематизации и применении оригинальной методологии анализа социальных представлений молодежи (в перспективе и других групп населения) об эффективности государственной антитеррористической политике Российской Федерации. Определены особенности формирования позитивных социальных представлений о существующем политическом курсе в сфере противодействия терроризму, восприятии террористической угрозы, информированности, доверия и поддержки молодежью деятельности органов государственной власти и институтов гражданского общества. В дальнейшей перспективе это позволит не только формировать позитивное общественное мнение и поддержку политического курса по противодействию терроризму в среде молодежи, но и корректировать выбор пути повышения эффективности самой антитеррористической политики.

Практическая значимость исследования заключается в том, что в работе даны практические рекомендации по совершенствованию информационно-политических кампаний по формированию общественного мнения среди молодежи. Результаты представленного исследования могут быть применены органами законодательной и исполнительной власти России, субъектов и местного самоуправления, политическими партиями, общественными и религиозными организациями, СМИ в их практической деятельности по обеспечению антитеррористической безопасности в Российской Федерации. Также результаты могут использоваться при разработке государственными и политическими структурами внутренней и внешней политики государства в вопросах противодействия терроризму, форм и методов участия в ней общественных организаций.

Загрузка...