Нина Гайкова Соборная молитва России

Часть первая.

«Соборная Молитва Старцев Святых и Апостолов Первоверховных».

Глава первая. «Святая Обитель многострадальная…»

Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить всё, что принесёт мне наступающий день.

Дай мне всецело предаться воле Твоей Святой.

На всякий час сего дня во всём наставь и поддержи меня.

Какие бы я ни получал известия в течение дня, научи меня принять их со спокойной душою и твёрдым убеждением, что на всё Святая воля Твоя.

Во всех словах и делах моих руководи моими мыслями и чувствами.

Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что всё ниспослано Тобой.

Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи моей, никого не смущая и не огорчая.

Господи, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и все события в течение дня.

Руководи моею волею и научи меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить

Аминь.

Проникновенные слова соборной молитвы Четырнадцати Святых Старцев, на протяжении трёх веков в Оптиной Пустыни, что в честь Введения во Храм Пресвятой Богородицы возведена.

Вряд ли есть такие, кто о Месте сем благодатном не слышали – хотя бы раз.

С чем связано Имя это для нас, русских людей православных?

Прежде всего вспоминаются, наверное, слова о том, что надо «жить нелицемерно и вести себя примерно» – потому что «иначе выйдет скверно». И ещё: «Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено, там ни одного». Где нет простоты, там одна пустота». Лукавое «мудрствование» присуще тем, кто внутреннюю пустоту прикрыть старается.

Помните замечательный, с христианским подтекстом фильм «Белые росы»? В конце звучит диалог умудрённого опытом восьмидесятилетнего Федоса с младшим сыном Василием. «Живи набело», – говорит отец, словно продолжая мысли Святого Старца Амвросия – пожалуй, самого большинству народа известного. И эта мысль о сути земного бытия лейтмотивом звучит во многих словах героев.

Ещё вспоминается, что имел Старец тайный дар исцелять – словно невзначай слегка к болящему прикасаясь.

В житии Святителя Филарета Московского читаем, как явился он по преставлении своём Старцу Оптинскому Амвросию. Духовная преемственность – то, что «сверхвременно», русскому сознанию, русской душе, испокон веков присуще…

И должно нам – русским людям осознать, наконец, что многие произведения нашей литературы словно получили благословение Старца Амвросия – ехали к нему за советом писатели. Неслучайно в одном из литературных музеев – в центре экспозиции – долгое время пребывал макет известного всему миру Монастыря.

Явлены были мысли Святого Амвросия и в образе знаменитого Старца Зосимы у Ф.М. Достоевского. (Вместе с мыслями Святителя Тихона Задонского)…

«Музыкальное воспитание очищает душу и подготавливает её к восприятию впечатлений из Духовного Мира», – сии слова неоспоримые тоже Старцами Святыми изречены. Вспоминали бы о том пространство телевидения создающие…

Литература и музыка, как сказал автор «Похвалы учению книжному», «нравственности научать должны»…

«Помилуй, Господи, душу раба Твоего (имя), отшедшего в жизнь вечную без Святаго Крещения. Неисследимы судьбы Твои».

Только никому не должно произносить слова эти, если священник не благословил – иначе можно и в Вечность ушедшему не помочь, и себе бед натворить. А ещё неплохо бы причаститься прежде, чем начинать чтение. (По личному опыту).

Молитва Старца Оптинского Льва о тех, кто ушёл в Жизнь Вечную, Святого Крещения не сподобившись. Для России, век окаянный пережившей, слова эти особенно «актуальны». Какая Великая Милость Божия, в молитве Старца явленная! Через Угодника Своего Господь руку помощи в бездну протягивает…

И читающему молитву о своей огромной ответственности забывать не пристало…

А есть ещё молитва Старцев за тех, что сами счёты с жизнью свели… Но…пусть те, кому она необходима, сами найдут. Не должно автору, трагедии этой не знающему, слова молитвы здесь приводить…

А мы продолжим.

Не могла избежать Святая Обитель трагической судьбы – охвативших Россию повального беснования и человеконенавистничества. И вспоминается невольно Старец Анатолий (младший). Арестовали, бороду сбрили, чтобы сильнее оскорбить, унизить – чтобы растоптать… Но вернулся Старец к братии – измождённый, да духом не сломленный…

А когда вновь явились за ним слуги антихриста, забрал Господь душу Угодника Своего – «исхитил» из рук палачей, как в Житии сказано…

Годы восьмидесятые – у власти пока ещё партия, верховным божеством себя возомнившая. Но всё же не кровью залитые тридцатые, не безумно богоборческие шестидесятые – и невозможно, слепых, глухих, беспамятных изображая, забыть, что приближается Тысячелетие Крещения Руси. Вся Европа знает – она в те времена ещё не настолько в бездне греха утонула. И вот атеистическая власть «милостиво» разрешает вернуть в лоно Матери-Церкви одну из святынь, веками на Руси почитаемых и за пределами России известных. Тогда выбор пал на древнейшую Обитель Московскую, князем Благоверным Даниилом основанную. Но был уже не за горами, как сказал бы великий Н.С.Лесков, «приход часа Воли Божией» и для Обители Оптинской, и для великого множества святынь, властью антихриста порушенных. Для всей Руси, что испокон веков Святой величают…

А ещё невозможно не вспомнить, что один из последних насельников Обители Даниловской – Святой Исповедник Георгий из Оптиной Пустыни пришёл…

Годы девяностые – Второе Крещение Руси, как после называть будут. Если бы не возвращение к нашим корням духовным, то не выжить бы нам тогда в разгуле низменных страстей, среди попыток стыд уничтожить и все нравственные идеалы растоптать.

Год 1993… Всю Россию потрясает страшная новость – в Оптиной Пустыни в Пасхальную Ночь убиты трое иноков – Василий, Трофим и Ферапонт. Они Мученики нового времени, от служителя сатаны смерть принявшие. Схваченный «по горячим следам» убийца деяния своего не отрицал – убил – потому что «монахи».

Антихрист, чьи слуги не одно десятилетие святыни рушили, душу русскую оскверняли, приходили под покровом ночи и уводили, часто «суд» за углом с помощью револьверов «совершая»… Ныне, не имея возможности нечто подобное совершать, вложил он ненависть к Матери-Церкви в ритуальный нож сатаниста…

Вспоминаются невольно слова И.С.Шмелёва из знаменитых «Записок неписателя» – слова о том, как зло в ответ на анафему Церкви воплотилось в цареубийстве.

А век спустя – в начале девяностых – в ритуальном убийстве трёх иноков возрождающейся Обители – преемников Старца Амвросия и всех Старцев Оптинских…

«Кто курит табачок, тот не Христов мужичок» – вспоминают очевидцы, как «поучал» отец Трофим незатейливыми «стишками», как когда-то сам отец Амвросий.

И многие курить бросали – безо всяких современных «методов»…

Вскоре после мученической кончины иноков на их могилах исцеления происходить начали, как и на могиле Георгия Даниловского, которого мы ранее упомянули.

Не оставляют Новомученики Оптинские, как и Старцы Святые, заступничеством своим нас, слабых и грешных…

Есть, конечно, иконописные образы Новомучеников Василия, Трофима и Ферапонта – как им не быть?! Только сейчас хочется вспомнить грандиозную выставку в Манеже к 20-летию Второго Крещения Руси – в 2011 году. Несколько картин ученика И.С.Глазунова Руслана Абрамочкина (в интернете не сочли почему-то нужным отчество художника написать) посвящены Новомученикам Оптинским. Особенно вспоминается одна – в Ночь Пасхальную идут иноки Василий, Трофим и Ферапонт – и горят в руках у них светильники. Эта Ночь стала для них на земле последней – но просияли Мученики Святые над Обителью Оптинской – и над всей Россией многострадальной.

В ту ночь снова было явлено, что враг рода человеческого «не дремлет» – и посылает легионы свои против Матери-Церкви, против всех, от Христа не отрекшихся. Так что расслабляться не должно…

Святые Новомученики Оптинские! Вымолите Россию – чтобы в стране нашей, окаянный век пережившей, не было больше разгула бесовского!

Святые Оптинские Старцы! Молите Бога о нас…

А об Апостолах Первоверховных побеседуем дальше.

Глава вторая «От времён апостольских к Старцам Святой Руси».

У музеев и театров филиалы, а у обителей святых подворья. Хорошее слово – в нём некая основательность звучит. И связь глубинная.

В Столице нашей – по современным «меркам», конечно, подворья «вырастать» начали вскоре после возведения Обители Троицкой Преподобным Сергием. Замечательное место, высоко над бульваром вознёсшееся. А совсем неподалёку подворье Обители Серафимо-Дивеевской…

Наш век, наверное, – время духовной «реконструкции» того, что в окаянном двадцатом по неразумению, вернее, о душе, о совести забыв, порушили. И возрождаются, как птица Феникс, из пепла, святыни, вырастают подворья прославленных, всей России, а иногда и всему миру христианскому известных обителей, являя зримо духовную связь, что над временем…

Юго-западная окраина Столицы – конечная станция метро. Предыдущая от ясеня имя своё получила, а эта – с прибавлением «ново». Возвышаются над московской окраиной купола цвета неба ночного с золотыми звёздами, венчающие Храм солнечного цвета.

Надо лишь через сквер небольшой пройти, хоть ненадолго остановившись у памятника героям Отечества, в сражении жизни сложившим…

И вот врата в Подворье Благословенной Обители Оптинских Старцев. А этот – вознёсшийся в конце века прошедшего над всем районом Храм в честь Апостолов Первоверховных возведён – оттого и название беседы такое. Словно «мостик» Святости над временем и пространством – от времён апостольских к Старцам Святой Руси. (Как в Подворье Обители Свято-Даниловой, что в Измайлове, – от Святителя четвёртого века Николая к Князю Благоверному скорбного века тринадцатого).

Апостолы Первоверховные словно всех в Обитель приходящих встречают, со стены Храма взирая.

Итак, осенив себя Крестным Знамением, войдём.

Почти у входа Образ того, к которому ехали из всех уголков России, о ком мы немало в первой главе беседовали.

Заве́т Пастыренача́льника испо́лнив/ ста́рчества благода́ть насле́довал еси́,/ боле́знуя се́рдцем о всех, с ве́рою притека́ющих к тебе́,/ те́мже и мы, ча́да твоя́, с любо́вию вопие́м ти:/ о́тче святы́й Амвро́сие,// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

А в главном приделе Хранители Отечества нашего – все четырнадцать Старцев со стен взирают. Взирают с Образа Иконописного и со стенной росписи. Взирают, словно вопрошая каждого из нас…

Образы Пречистой – Казанский, Всех Скорбящих Радость… А Этот Спорительницей хлебов величают. И как не быть Образу сему рядом со Старцем Амвросием?! Благодаря Старцу Оптинскому была Икона миру христианскому явлена. Она среди хлебов созревших – и словно плод всех трудов человеческих благословляет…

Глава третья «Напоминание…»

А теперь всмотримся в образы Святых Угодников Божиих… Кроме Преподобного Сергия и Мученицы времён нечестивых римских палачей – императоров Варвары, в честь которых приделы освящены, кроме всем миром христианским почитаемого Святителя Мирликийского Николая, взирает на прихожан Святой восемнадцатого века, о котором Сама Пречистая сказала: «Этот Нашего Рода». Святитель Иоасаф Белгородский, духовную, кровную связь двух народов славянских являющий.

А вот – сколько раз смотришь на Образ сей – столько раз и раны сердечные кровоточить начинают. И совесть – на «уровне генетическом».


Положили жизни для России новой

Страшно распрощавшись с жизнью во Христе.

Екатеринбургской русскою Голгофой

Семеро Вас было на одном Кресте.


Великомученики Царственные… Взгляд их, к нам, через столетие живущим обращённый, заставляет вспомнить о том, как народ «клялся на верность Романовых роду

вплоть до второго прихода Христа» – да стало большинство клятвопреступниками.

И через поколения звучит из многих уст «отречение».

Господи! Вразуми…

И почти рядом ещё одно скорбное напоминание – здесь высота подвига Новомучеников с особой силой, можно сказать, «физически» ощущается. Основательница Марфо-Мариинской Обители, вдова слугами дьявола убиенного Московского Губернатора, в Алапаевске мученическую кончину принявшая сестра последней императрицы -Матушка Елизавета – Елизавета Фёдоровна.


И Херувимская иначе понималась,

Но было слышно только лишь окрест

И ту, кто с песней на Голгофу поднималась,

И ту, кто вторила, неся за нею крест -


написал о ней и о не покинувшей Настоятельницу Инокине Варваре известный поэт В.Г.Волков.

Рядом – язык такое выговорить не поворачивается – тот, кого и в тюрьму, и на расстрел скорая помощь везла… Восьмидесятилетнего Митрополита Серафима (Чичагова). Истинно русский потомственный офицер, ставший «старшим» из мучеников Бутовской «Голгофы», смерть как Воин Христов принявший. Митрополит, благодаря которому Святого Старца Саровского «официально» прославили, в честь которого Святой новомученик имя своё в монашестве получил. Иконописец, создавший Образ Христа в белом хитоне и Образ Святого Старца, на камне молящегося, автор нескольких православных песнопений и трудов по медицине… Разве мог столь Создателем одарённый власть «бестворческих» бесов не раздражать, не быть им «костью в горле»… И выпустили заряд в старика – в Старца Святого…

Рядом с ним мученическую кончину принявший Святитель Тверской Фаддей – какую – по этическим нормам произнести невозможно…

Страшны слуги антихриста – страшны «глубиною» бездны, «наполненной» безумием, желанием разрушать и осквернять, звериной жестокостью. Страшны попранием Образа Божьего в человеке…

Загрузка...