Сюжет 2

В праздничные дни метро вымирало. Людей под землей становилось мало, они собирались в торговых центрах, концертных залах, за городом. Станции работали, дежурные улыбались пассажирам, тетеньки в приэскалаторных будках мирно дремали. Йола любила бесшумные дни. Только в такие дни можно было услышать в залах собственное эхо.

В теплое время года, когда календарный год был в самом разгаре, а учебный завершал свой цикл, в школах начинался особый праздник. Справедливости ради скажем, что праздник был не один, а два. Впрочем, тема у них была общая. В этот раз праздник не обошел стороной и Йолу. Давний друг маленькой волшебницы получал аттестат. Это тот самый Ваня (сын капитана первого ранга), с которым было пережито немало самых невероятных приключений. Традиции школы каждый раз проходили согласование с планом работы городской администрации, каждый работник которой когда-то тоже торжественно заканчивал школу. И вот когда инструктажи, приглашения, репетиции остались позади, Йола оказалась в гуще толпы. Яркие шары, цветы, улыбки, атмосфера веселья с небольшой примесью ностальгии.

Толпа бывает разной. Людей много, а подходящих синонимов этому слову так и не придумано. Собрание, публика, группа, народ… Но, как ни крути, скопление людей есть самая настоящая толпа. И особенности у толпы самые что ни на есть своеобразные. Вы когда-нибудь встречали лавину в горах? Если нет, то уж точно видели по телевизору. Снежинки, ставшие сугробами, с грохотом падают вниз, увлекая за собой все новые массы снега. Да-да, чудеса превращений подвластны не только волшебницам. Йола однажды видела, как группа людей, оказавшихся вместе совершенно случайно, вдруг приобрела единую цель и стала совершать нелепые поступки.

Если о человеке остается память, значит, он хороший человек. Плохое, несмотря ни на что, забывается быстро. Сегодняшние школьники один за другим подходили к микрофону и говорили о памяти. Они хотели запомнить директора, многих учителей. Йоле казалось, что у них это получится. Выступления закончились, организатор праздника, заглянув в сценарий, сообщил о дальнейших действиях, четко указав последовательность и напомнив правила. Как всегда бывает в любом коллективе – кто-то слушал внимательно, кто-то не очень, кто-то и вовсе передразнивал, искажая слова, не принимая всерьез их смысл. Центр внимания находился все еще на школьном крыльце, но вскоре лидерство сменилось. Толпа пришла в движение. Масштаб события не преувеличивался. Это был их день – день выпускников.

Все, что Йола знала о толпе до этого дня, укладывалось в рамки истории, кинопоказов и краткого экскурса в безопасность руководства школы. Она почти не имела представления о разновидностях толпы, ее опасностях, манипулировании, провокациях, эмоциональном состоянии. Она находилась в толпе школьников и родителей, испытывала радость и переживания, почти те же, что и сами выпускники. Меж тем толпа, как и прочие организмы, имела свои меняющиеся характеристики, двигалась в определенном направлении, даже скандировала лозунги. Большой город заранее готовился к этому дню, организуя пути движения выпускников разных школ. Власти сделали все возможное и для того, чтобы избежать образования на пути шествия каких-либо случайных групп, легкость создания которых не вызывала сомнений. Щит правопорядка был на страже. На пути к центру Ваня объяснял Йоле топографию местности, подчеркивая необходимость запоминания улиц и переулков, как запасных выходов с площади. Он посоветовал на всякий случай снять развевающийся шарф и избавиться от него. Йола сочла это преувеличенной мерой предосторожности, но противиться не стала.

Впереди шел оркестр. Барабаны и трубы помогали сохранять темп, не растягиваться. Непонятно откуда набежали тучи. У природы свое расписание. Впрочем, тень, сошедшая на город, даже привела школьников в восторг. В городе перемена погоды редко воспринимается как угроза. Впереди школьников ждал флешмоб. Договорившись заранее о представлении, они с нетерпением ждали своего часа. Движение к центру продолжалось. Со временем строй сбился, образовалась разреженная толпа. Подходя ближе к цели, ребята замедляли шаги. Площадь была уже наполовину заполнена, узкие улочки сдерживали колонны входящих на нее людей. Толпа становилась плотнее. Участники стали наступать на ноги, чувствовать локти друг друга. Но это была все еще организованная толпа.

Искусство управления толпой известно не каждому. Она легко поддается панике, создает опасность для окружающих и самих участников, провоцируется, теряет разум, индивидуальный опыт и статус участников. Она похожа на облако, гонимое капризом ветра, участвующее в перемене погоды, вызывающее в природе хаос. Превратить нормальных людей в опасную толпу, разбудив звериные инстинкты, можно прямо на глазах, впрочем, как и преобразовать ее при особом умении в нечто менее опасное.

Погода вмешалась неожиданно. Пепельного цвета облака, по форме напоминающие египетские пирамиды, в конце концов привлекли внимание. Нагромоздившись друг на друга, облака полностью закрыли площадь. Между небом и землей осталась небольшая полоска. Нижний слой облака вытянулся в форме воронки. Восходящий воздушный поток поднял с земли и закружил в воздухе пыль и мелкие камни. Школьники жмурились и защищали руками глаза.

События в толпе могли развиваться по-разному. Но определенно ясно, что природа уготовила свое, сценарий погодных условий приближался к выпадению града. С одной стороны, град не может длиться долго. Его работа непродолжительна, всего несколько минут. Однако град может достичь огромной силы. Обычной формой привычного ледяного гороха мало кого удивишь. Но градины бывают разными. Восторг от падающих с неба ледяных фигурок цветного оттенка может смениться повреждением машин, крыш домов, стекол, травмами людей. Послышался шум сыплющегося льда. Дети ловили падающие сверху диковины, наклонялись, подбирая их с земли. Вскоре удары холодных копий стали доставлять неудобства. Становилось больно и холодно. Уже никто не разглядывал ледяные скульптуры, одежда намокла, началась суета. Йола все чаще вспоминала о спасателе. Хорошо бы, чтоб он оказался рядом. Как известно, желания волшебниц сбываются, и уже через минуту Йола смогла задать свой первый вопрос. Насколько опасен град для людей и нужно ли искать укрытия от него или лучше потерпеть?

* Спасатель ответил:

– Град, как ты уже могла почувствовать, очень неприятное и болезненное для незащищённых людей, явление. Градины, особенно, если они крупнее гороха, могут наставить синяков, а то и голову разбить. Особо невезучие получают сотрясения и другие травмы, а для маленьких детей может быть уже серьёзная угроза жизни. Однако в мегаполисе, где дома очень высокие и стоят довольно близко друг к другу, крупный град, сопровождающийся сильным ветром, может создавать новые опасности: оторванные листы кровельного железа, выбиваемые окна и т. д. Так что, как обычно, приходится выбирать между «потерпеть» и «приложить усилия». В обычной ситуации, когда народу на улице немного, я, безусловно, посоветую найти какое-нибудь укрытие: подъезд дома, «грибок» на детской площадке. А вот в толпе возникает другая опасность – могут задавить, затоптать. И выбор стоит между «неприятно» и «опасно». Тут я предпочёл бы не оказаться в побежавшей толпе, а прикрыть голову сумкой или книжкой или просто руками, сначала покинуть толпу, а потом уже искать укрытие. *


Йоле было важно понять, отличается ли поведение взрослых в толпе от поведения подростков, молодежи. И что в конце концов опасней – находиться в уличной толпе или в толпе в замкнутом пространстве?

* Спасатель разъяснил:

– Толпа, как выяснили учёные, изучая записи с камер видеонаблюдения в переходах и павильонах метро, подчиняется в целом тем же законам, что и жидкость. Скорость движения резко сокращается, а плотность (и давление!) резко растёт в любых сужениях, поворотах (особенно крутых), при наличии любых препятствий (колонн, выступов стен, урн, ступеней, даже при резкой смене освещения). Так что толпа на открытом пространстве, как правило, имеет заметную плотность только вблизи того, что её собирает (сцена и экраны на концерте или митинге, касса, куда стоит очередь, и т.п.), и оттуда не так сложно выбраться. А вот в замкнутом пространстве толпа может превратиться в мясорубку. И люди, составляющие такую толпу, уже не властны над этим: они становятся только лишь инструментом воздействия толпы и одновременно – жертвами. Что же касается сравнения поведения в толпе взрослых и подростков, молодежи, то оно практически не отличается. Скопление людей превращается в толпу, индивидуальность стирается. Различия обнаруживаются потом, при подсчёте ущерба и потерь: толпа, состоящая из молодежи, более разрушительна. *


Йола получала удивительные уроки. Она хотела знать как можно больше. И вполне естественным стал вопрос, как быстро человек может обессилеть и как в конце концов покинуть опасную территорию.

Загрузка...