Сокровище Ивана Грозного


Однажды вечером папа Женя остался один на один сразу с тремя сорванцами: Ванечкой, Костиком и Олежкой. Мальчишки за час превратили весь дом в военный полигон, перевернули его вверх тормашками.

– Мама нас превратит в котлеты! – с тоской крикнул папа Женя, но ребята совсем не слушали. И как только учителя справляются с ними в школе? И тогда он решил прибегнуть к хитрости, негромко произнёс: – А знаете ли вы, что под Кремлём есть клад?


Царь Иван III и его супруга Софья Палеолог


На миг движение ураганов по комнате приостановилось.

– Да-да! Главное сокровище царя Ивана Грозного! – продолжил обнадёженный затишьем папа.

– И что, его так никто и не нашёл? – бросил Олежка с большим сомнением, смотря с интересом на мамин шкаф с одеждой.

– Пока что нет!

– И где же закопаны драгоценности? – скептически спросил самый взрослый – Костик.

– Пап, расскажи, – подбежал самый маленький среди мальчишек – Ванечка.

– Только, чур, не перебивать и не отвлекать! Так вот, главным богатством начитанного и умного царя Ивана Грозного была Либерия, так называлась его библиотека. Многие книги были привезены его бабушкой – византийской принцессой Софьей Палеолог. Это супруга Ивана III, в правление которого как раз и был построен красный Кремль. – Папа Женя сделал паузу. – В этом драгоценном собрании были и египетские свитки, и древнегреческие сочинения, и переписанные с глиняных табличек произведения, и рукописи на пергаменте.



– А что такое пергамент? – поинтересовался Ванечка.

– До того как книги начали печатать на бумаге, для написания использовали страницы из сыромятной кожи животных. Шестьсот лет назад одна рукописная книжка стоила, как целый дом! Такая же драгоценность, как и ювелирное украшение. Поэтому-то Либерия стала частью приданого Софьи Палеолог. Её семья спасла древние книги после того, как Византия пала под натиском турецкого нашествия.

Говорят, что Софья, боявшаяся пожаров в Москве, хранила книги в тайнике под церковью Рождества Богородицы в Кремле. И её внук, Иван Грозный, решил спрятать Либерию от всяких ненастий, врагов и жадных людей в особое место, о котором знали лишь избранные. И это царю с блеском удалось! До сих пор его библиотека будоражит умы кладоискателей, – заинтриговал папа Женя.



– В Москве есть три места, где много копали в поисках Либерии. Конечно же, главным местом притяжения стал Кремль и его подземные лабиринты и тайники. Пытались обнаружить библиотеку и у Тайницких ворот на Житном дворе, и под Арсенальной башней, и у колокольни Ивана Великого.

Привлекал для раскопок исследователей и Дом Пашкова, который сейчас является филиалом Российской государственной библиотеки. По некоторым данным, строители метро нашли там странный подземный колодец, но книг не было.

И, наконец, ещё одним местом притяжения кладоискателей стало Коломенское. Это бывшая царская резиденция, которую очень любил Иван Грозный. Он праздновал там свои именины, даже построил церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Говорят, что под Коломенским есть система подземных ходов… – Папа Женя замолчал.

Он посмотрел на трёх мальчишек, недавно слушавших его с большим любопытством, а сейчас клюющих носом от усталости.

– Мы обязательно найдём Либерию, – тихо прошептал Костик и заснул.

Папа Женя улыбнулся:

– История Москвы творит чудеса!


Дом Пашкова

Загрузка...