Согласно З. Фрейду сновидение представляет собой чисто психическое явление, выполняющее важную функцию – виртуальное осуществление бессознательных влечений, импульсов, аффектов. То есть, попросту говоря, сновидение – иллюзорное исполнение вытесненных, подавленных, запретных желаний. Но так как, не только во время бодрствования, но и во сне действует ЦЕНЗУРА (особое внутрипсихическое образование), не допускающая к осознанию вытесненные и неосознанные влечения – сексуальные и агрессивные, – то работа сновидения заключается в переводе этих явных желаний в завуалированные образы, т. е. в символы. Эти символы и составляют явное содержание сновидения.
Таким образом, любое сновидение имеет смысл, сокрытый за символикой. Для того чтобы понять глубинный смысл сновидения, необходимо перевести его содержимое с универсального языка символов на доступный язык, т. е. истолковать его. Подобная интерпретация (толкование) сновидения осуществляется двумя способами: методом свободных ассоциаций и пониманием скрытого смысла через расшифровку сновиденческих символов.
У Фрейда такие символы имеют в основном сексуальный и агрессивный характер. Сновидения же он подразделял на такие, которые осуществляют желания, и те, что наказывают сновидца за его реальные и мнимые проступки, желания, намерения (здесь задействована работа Супер-Эго). Сновидения, представляющие собой ночные кошмары, являются одновременно исполнением запретных желаний и наказанием за них.
Вообще у Фрейда, что ни символ, то мужские или женские гениталии, либо процесс совокупления. Примитивные движения души – похотливые устремления, злобная агрессивность, страх, тяга к смерти и разложению – и ничего более. Есть только личный ад – ПОДсознание, индивидуального же рая – СВЕРХсознания (любовь, совесть, сострадание, долг, мудрость) – Фрейд, увы, не знал.
Вот, как писал об этом один из биографов Фрейда, его современник и соотечественник, писатель Стефан Цвейг: «Оказывается, что за символическими образами сна скрываются по большей части неисполнившиеся, подавленные желания… То, что по каким-либо причинам не могло воплотиться днем в слово или действие, выявляет себя там в красочных фантазиях, при посредстве образов и очертаний… изживается там все то, что не могло воплотиться в реальной жизни, самые темные желания, опаснейшие и запретнейшие помыслы; в этой свободной от постороннего контроля области душа, …может, наконец, освободиться от бремени всех своих сексуальных и агрессивных вожделений… (…(Не свободными путями, открыто и без утайки, шлет сновидение свою весть ввысь, из области бессознательного, но проводит ее контрабандным путем, …в самой затейливой маскировке… В сновидении взрослого чувство хочет высказаться, но не решается высказаться свободно. Оно высказывается, из страха перед «цензором», намеренно извращенно и чрезвычайно тонко, оно неизменно выдвигает на первый план бессмыслицу, чтобы не дать возможности разгадать подлинный смысл… Следует, поэтому, тщательно разграничивать две категории: то, что «вымышлено» во сне ради утайки, так называемую «продукцию сна», и те подлинные элементы переживаний, которые скрываются за этой красочной завесою, – «содержание сна»… Не то, что говорит сон, а то, что он собственно хотел сказать, вводит нас в область бессознательных душевных переживаний»[1].
С моей точки зрения, толкование сновидений (интерпретация символов сна) возможно с двух позиций: 1) сон – как осуществление желаний и влечений (вытесненных, подавленных) – позиция З. Фрейда; 2) сон – как определенная информация (подсказка подсознания) из глубин психики – позиция К.Г. Юнга. В первом случае рассматриваются символы проявления сексуальной энергии (либидо, Эрос) и агрессивной энергии (деструдо, мортидо, Танатос). Во втором случае рассматриваются процессы индивидуации, прохождения личностью необходимых уроков внутри своей психики.
Как я уже говорил, сны, а точнее сновидения – это особый язык, с помощью которого наше собственное подсознание разговаривает с нами, пытаясь обратиться к сознанию («дневному разуму», Я-Эго), донести до него некую информацию. Язык сна – это язык символов, имеющих скрытый смысл. Расшифровав (интерпретировав) этот смысл, мы поймем послания подсознания. А так как подсознание каждого человека (неосознанная часть психики наряду с сознанием) состоит из двух областей – индивидуального Бессознательного (Оно-Ид) и коллективного Бессознательного (Навь-Астрал), то и послания (информация) поступают от обоих источников. Информация индивидуального Бессознательного – это в основном импульсы, поступающие от различных внутрипсихических комплексов, конфликтов, вытесненных влечений, подавленных желаний, забытых и запрятанных внутрь аффектов и психотравм, возникших в течение всей предыдущей жизни от рождения (а скорее даже от зачатия и начала внутриутробного развития плода) и до настоящего момента – биографический и добиографический (перинатальный) периоды. Послания же коллективного Бессознательного – это уже так называемый сверхбиографический уровень, и эта теория тесно связана с такими понятиями и постулатами эзотеризма, как теория реинкарнации, теория семеричного строения человеческой сущности (физическое тело и шесть тонкоматериальных тел человека) и семи планов (плоскостей, миров) бытия, теория существования коллективного разума и разумных сущностей сверхчеловеческой природы (Бог-Абсолют, ангелы, дэвы, Эгрегоры, инферносущества). Коллективное Бессознательное включает присутствие в психике человека особых первообразов – архетипов, символически выражающих различные стороны мироустройства и аспекты человеческой личности. Прежде всего, это – Самость, представляющая психический центр, ядро человеческой сущности, дух и «искру Божью» в человеке. Затем Анима (у мужчин) и Анимус (у женщин) – образ противоположного пола, женское начало у мужчин и мужское – у женщин, некий внутренний идеал души. Также у каждого человека в душе (подсознании) присутствует образ Тени – олицетворение всех негативных, отрицательных черт характера, которые присущи личности. Можно сказать, что, если Самость – это личный Бог (Атман), то Анима-Анимус это – ангел-хранитель, а Тень – демон-искуситель.
Таким образом, получается, что сновидения есть разновидность виртуальной реальности – то есть реальности второго порядка (по отношению к материальной реальности – первого порядка), представляющей собой мир идеального, духовного, попросту говоря – информационное пространство. Образы сновидений являются информобъектами с присущими им жизнями, поведением и даже разумом. Пожалуй, следует говорить о трехуровневом устройстве сновиденческой реальности. Первый уровень, как уже указывалось, это личное Бессознательное со свойственными ему объектами и процессами. Второй уровень – это коллективное Бессознательное, населенное архетипами, имаго-первообразами и Эгрегорами, которые (все) представляют собой общий для человечества опыт семиотическо-психических переживаний. И, наконец, третий уровень – мир Высших Идей, управляющих всем проявленным бытием: на этом уровне индивиды вступают в контакт с сущностями наиболее высокого порядка – личным Богом, Ангелами, Демонами. Отсюда, сновиденческие символы несут всегда двойную, а иногда и тройную нагрузку. Символы одновременно обозначают язык, на котором с нами разговаривает наше подсознание – как личное, так и коллективное, а в некоторых случаях являются знаками общения с Высшими сущностями. При этом один и тот же знак-символ может означать и исполнение запретных желаний (на одном уровне), и подсказку Бессознательного (на втором, более глубоком уровне), и (не обязательно) обращение к нам существ нематериальной природы (третий трансперсональный уровень).
Необходимо сделать одну существенную оговорку. Дело в том, что любые словари символики сновидений будут, в конечном счете, не совсем точными. Происходит это потому, что у каждого индивида существуют собственные, присущие только ему системы интерпретации информации (в том числе и сновидческие переживания). Сновидение – это личный проект одного из Тоннелей Реальности, соответственно и образы сна могут нести совсем иную информационную (смысловую) нагрузку, чем это общепринято. Впрочем, существуют универсальные символы, значение которых, так или иначе, прочитывается однозначно. Так, например, богиня или фея в большинстве случаев (но не обязательно всегда) означают проявление архетипа Анимы в психике мужчин, или архетипа Самости в психике женщин. И все же подходить к интерпретации символов необходимо строго индивидуально, но с оглядкой на общепринятые толкования универсальных символов, эмблем и прочих знаков.