- Напрасно Германия все это затеяла, - сказал Борис Сорокин, ставя подстаканник на толстый том с названием «Всемирная история». – Зачем им расширение страны?
- Абсолютно ясно зачем, - сонно сказала сидящая напротив Вилена.
На другом конце длинного стола Загорский и Сметана рассматривали карту. Исай Гаврилов придвинул Вилене блюдце с наколотым сахаром.
- Спасибо, - отказалась девушка. – Я сладкое вечером не ем.
- Худеешь? – поднял голову Николай Прокопьевич. – И так тоща, как вобла.
- Германия до объединения, - Борис постучал по фолианту. – Когда она была суммой маленьких княжеств, графств, ее значение было выше с точки зрения вклада в мировую науку. Лейбниц, братья Гумбольты…
- Отличные братья! Там бременские музыканты, там храбрый портняжка, - вспомнил Гаврилов.
- Это другие братья, - сказал Борис. – Но и писатели, какие были! Композиторы! Мыслители. Лучшие в то время университеты в германских городах! После объединения маленьких княжеств под Пруссией стало как-то не очень. А после начала экспансии, после гонений на вольнодумцев немецких – еще хуже. И в чем тогда выгода большой территории, если качество народа падает?
- Большая территория всегда хорошо, - без выражения сказала Вилена. – Вся история эта… А ты что, уже всю книгу прочел? Тут листов тысяча!
- Я быстро читаю, - без хвастовства сказал Борис. – Предположим, Вилена, Исай, вы родились в средние века. Есть на выбор большая и могучая Османская империя – великая держава тех времен. А рядом – Италия. Даже не Италия, а набор мелких по размеру городов-республик: Генуя, Венеция, Флоренция. Там горит эпоха Возрождения – науки, искусства, торговля процветает. Какая страна привлекательней? Где бы вы хотели жить?
- В Турции, - выбрала Вилена. – Могучая страна – завоевательница, покорительница многих народов. Там же, наверное, полиция тоже была.
- Только там баб… - сказал Гаврилов и осекся. – Прости, хотел сказать: женщин. Их до важных дел не допускали, они сидели по гаремам.
- И дружили с евнухами, - тихо вставила Вилена.
- Я бы был командиром янычар, - мечтал Гаврилов. - Бежим мы по Стамбулу, сечем направо и налево. Всем лежать! Руки за голову! Где Махмуд?! Ты Махмуд? Руки в гору, работает…- Тут Исай задумался, стало слышно, как Сметана вполголоса говорит Загорскому: «Львов предупрежден. Сюда, сюда, направлены ориентировки, - он постукивал карандашом по карте, - а сюда я ездил. Тут начальник ГОВД смешной. Непейвода его фамилия. Его прям парализовало от страха, когда мы с Вилькой зашли…». – Работает ЯПОГ! – придумал, наконец, Исай.
- ЯПОГ? – переспросил Борис, у него пурпурным пылало лицо.
- Янычарская полицейская особая группа, - расшифровал Гаврилов.
- Ты забыл самый наглядный пример, - сказала Вилена. – В одно время существовали греческие полисы и государство персов. Тут роль Афин, Спарты и прочих выше стократ, чем азиатской империи. К тому же греки потом Персию завоевали.
Загорский встал, потянулся и предложил:
- Давайте отдыхать, историки. В любой момент могут цинкануть.
- Говорят, хуже нет, чем ждать и догонять, - сказал Сметана, тоже поднимаясь. – Это я не согласен. Догонять – дюже гарно! Ждать новостей от невидомой людыны – дюже погано.
- Прокпьич уже хохляцкий выучил, - саркастически сказал Гаврилов. – А ты знаешь как по-украински называется Венгрия? Ни в жизнь не догадаешься. Угорщина!
***
Начальник городского отдела внутренних дел Ефим Лукич Непейвода выдвинул ящик стола и незаметно полюбовался на себя в маленькое зеркальце, лежащее в тумбочке. Подкрутил вверх кончики усов, не уступающих ни в чем усам маршала Буденного. Пришла фраза: «Маршал Буденный во время войны сыграл выдающуюся роль – он, в общем, ни во что не вмешивался». Неплохо. Последние сорок лет своей жизни Ефим Лукич занимался литературным трудом. Четыре чемодана рукописей, к неудовольствию супруги Степаниды Андреевны, он возил за собой в каждый новый район или город, к каждому новому месту службы. И хотя ни один его роман не был опубликован, ни одна пьеса не поставлена, ни один сценарий не экранизирован, Непейвода не оставлял литературного поприща. Он посылал черновики критикам и писателям. Ему отвечали: «Как-то у вас все простенько. Буднично как-то». Ефим Лукич возражал: «Если автору есть, что сказать, он хочет донести до многих. Чтобы донести до многих, надо писать проще. Надо интересно, в тоже время знакомо, и с веселинкой».
Конечно, Непейвода как законспирированный писатель мирового уровня не мог не затрагивать в своих произведениях и вечных экзистенциальных тем. Он считал себя обязанным, он старался. Но лет шесть назад произошел творческий переворот. Ефима Лукича назначили в Западную Украину, недавно с восторгом вступившую в Советский Союз, где он получил возможность познакомиться с книгами, которые у нас не издавались. Вот же! Вот! Комиссар Мегрэ! Вот тот герой – в смысле литературный, реальных героев и так прорва – герой, который нужен русскоязычному читателю. В этом направлении Ефим Лукич и начал работать, сочиняя рассказы и пьесы о нашем советском Мегрэ. Прототипом главного героя стал, конечно, сам подполковник Непейвода, только без тяжелого живота и многоскладчатого подбородка, напоминающего мокрого удава, обвившего шею человека.