Введение

В условиях рыночной экономики предприятие, которое поставляет свою продукцию на рынок, не может длительное время занимать устойчивую позицию, опираясь в своей стратегии только на показатели конкурентоспособности продукции, то есть не учитывать собственные совокупные затраты связанные с созданием и реализацией этой продукции.

Актуальность исследования конкурентоспособности предпринимательства как важной и методологически продуктивной категории современной экономической науки обусловлена следующими причинами. Во-первых, на нынешнем этапе развития рыночных отношений в России, когда усиливается роль потребителей, возрастает риск и неопределенность условий функционирования предприятий, увеличивается степень зависимости от маркетинговой среды, усиливается конкурентная борьба за рынки сбыта товаров, особую актуальность приобретает проблема обеспечения конкурентоспособности предприятий. Во-вторых, для того, чтобы сегодня успешно действовать на рынке, организациям мало обладать материально-финансовыми ресурсами.

Достижение предприятием конкурентоспособного статуса напрямую связано с продвижением своих товаров к конкретной группе потребителей и прямо зависит от полноты удовлетворения их запросов. Конкурентоспособность продукции является следствием функционирования конкурентоспособного предприятия. Для обеспечения конкурентоспособности продукции необходимо эффективное управление факторами, условиями и причинами, определяющими качество продукции, издержки производства и достижения максимального потребительского эффекта.

Конкурентоспособность является показателем, что характеризует рыночное положение товара в определенный момент времени и не отражает долгосрочные перспективы развития предприятия.

В современной мировой литературе теоретические проблемы конкуренции и конкурентоспособности исследуются достаточно широко, однако авторы еще не пришли к единому мнению относительно определения конкурентоспособности. Понятие анализируется в трудах таких исследователей: Н. Портера, Ф. Котлера, Г. Фатхутдинова и других. Проблемы оценки, анализа и повышения конкурентоспособности продукции предприятий является предметом научного интереса отечественных авторов, среди которых Г. Азов, А. Гудзинский, Ю. Иванов, А. Юданов, Н. Язновская и другие. В своих трудах они также изучают вопросы деятельности предприятия в условиях конкуренции, приводят основные факторы конкурентоспособности продукции предприятий.

Конкурентоспособность предприятия является важным атрибутом рыночной экономики. Исследование конкурентоспособности предприятия в российских условиях даст возможность рассматривать ее как комплексную характеристику потенциальных возможностей обеспечения конкурентных преимуществ в долгосрочной перспективе. Источниками конкурентных преимуществ является прогрессивная организационно-технологическая и социально-экономическая база предприятия, умение анализировать и своевременно осуществлять мероприятия по укреплению его конкурентных преимуществ. Последнее следует отметить особо потому, что анализ и оценка уровня конкурентоспособности предприятия необходимы на всех ступенях внепроизводственного процесса. Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что проблема повышения уровня конкурентоспособности предприятия является важным вопросом, решение которого и происходит в дипломной работе.

Целью работы является оценка конкурентоспособности предприятия и формирование предложений по повышению уровня конкурентоспособности предприятия.

Согласно сформулированной цели работы предполагается выполнение следующих задач:

1. Изложить теоретические основы исследования конкурентоспособности организации в условиях рынка.

2. Осуществить конкурентный анализ предприятия.

3. Разработать предложения по повышению конкурентоспособности

Объектом исследования является процесс управления конкурентоспособностью предприятия.

Предметом исследования в работе является теоретико-методические и прикладные аспекты управления конкурентоспособностью ООО «Жакот».

Решение поставленных задач в работе осуществлялось при помощи следующих методов исследования: исторический анализ, функциональный анализ.

Практическое значение полученных результатов заключается в том, что после проведения основательного анализа управления конкурентоспособностью и анализа конкурентоспособности предприятия, были предложены рекомендации по совершенствованию управления конкурентоспособностью, внедрение которых повысит эффективность деятельности ООО «Жакот».

Глава 1. Анализ деятельности предприятия ООО «Жакот».

1.1 Организационно – экономическая характеристика организации

Общество с ограниченной ответственностью «Жакот» было создано 27 апреля 1987 года.

ООО «Жакот» занимается производством и продажей детской одежды оптом и в розницу.

Все материалы в ассортименте компании ООО «Жакот» сертифицированы и имеют успешный опыт продаж в России.

ООО «Жакот» самостоятельно:

- формирует программу своей деятельности, определяет перспективы ее развития, исходя из спроса на продукцию, повышения доходов;

- осуществляет любые виды деятельности, не запрещённые законом РФ;

- реализует закупленную продукцию в соответствии с заключенными договорами;

- формы и системы оплаты труда работников, при этом предельные размеры заработной платы работников регулируются законодательством;

- распорядок рабочего дня, сменность работы, порядок предоставления выходных дней и отпусков; продолжительность ежегодных оплачиваемых отпусков, в размере не менее установленной для соответствующих категорий рабочих и служащих государственных предприятий.

Для выполнения работ (оказания услуг) предприятие имеет право принимать на работу лиц по трудовым договорам, соглашениям, контрактам, а также заключать договора подряда с гражданами и временными трудовыми коллективами.

Трудовые отношения работников организации регулируются законодательством о труде с учетом особенностей, установленных Уставом и Правилами внутреннего распорядка. Все работники подлежат обязательному социальному и медицинскому страхованию, для этого предприятие вносит необходимые отчисления в порядке, установленном законодательством.

Для данной организации характерна рыночная организационно-правовая модель поведения на рынке. Предприятие быстро и адекватно реагирует на рыночные регуляторы: спрос населения, на продаваемую продукцию, конъюнктуру рынка, ориентируясь на собственные ресурсы, самостоятельно прогнозирует ситуацию и принимает профилактические меры.

Предприятие активно в поиске новых хозяйственных связей, расширяет географию рынка сбыта.

Собрание учредителей является высшим органом управления предприятия, который решает стратегические задачи по его развитию, ему подчиняются генеральный директор и ревизор, который курирует работу предприятия и отчитывается впоследствии о проделанной работе.

Во главе предприятия находится генеральный директор, в подчинении у которого находятся коммерческий директор, зав. складами, главный бухгалтер, начальник транспортного отдела.

Директор ООО «Жакот» выбирается на собрании участников общества, может быть избран из состава участников или может быть назначен профессионал со стороны - это может быть наемный работник-менеджер. Директор осуществляет текущее руководство деятельностью предприятия. Полномочия директора определяет собрание.

В организации директор заключает договоры и сделки от имени общества, производит наем и увольнение работников, представляет общество в других организациях, утверждает штат, системы и оплаты труда, распоряжается имуществом, счетом в банке и др. средствами, издает приказы и занимается текущими вопросами.

Ревизор избирается собранием из числа участников. К его функциям относится: контроль за деятельностью директора и должностными лицами общества; проверки проводятся периодически или по требованию участников общества. Должностные лица должны представлять ревизору все необходимые документы и давать точные объяснения. Результаты проверок ревизор докладывает на собрании участников. Для профессиональной проверки общество ежегодно привлекает аудитора, который подтверждает правильность годовой финансовой отчетности общества.

Организационная структура управления деятельностью «Жакот» представлена на рисунке 1.1.

Отдел кадров

Генеральный директор

Отдел продаж

Отдел закупок

Бухгалтерия

Начальник отдела

Менеджеры по работе с клиентами

Начальник

отдела

Менеджеры по закупкам

Специалисты

Вспомогательный персонал

Начальник отдела

Бухгалтера

Водители

Мерчендайзер

Заместитель директора

Рис. 1.1. Организационная структура управления ООО «Жакот»

Как видно из рисунка 1.1, ключевой фигурой является генеральный директор, который контролирует работу всех отделов предприятия. В подчинении директора находятся заместитель директора и начальник отделов.

2.2 Анализ внешней и внутренней среды

Для характеристики внешней среды организации воспользуемся SWOT-анализом.

Таблица 2.1

Оценка влияния факторов ближнего окружения

hepAAAAAElFTkSuQmCC