Пособие предлагает доступный метод создания военно-спортивных игр, превращая это из индивидуального «искусства» в общедоступное знание. Практика жизни нашей страны показала необходимость военно-патриотического воспитания и военно-спортивной подготовки не только молодежи, но и взрослого населения. Участники военно-спортивных игр лучше подготовлены к реальным боевым действиям и обладают большей дисциплиной.
Грамотно продуманные военно-спортивные игры дают больший эффект, чем традиционная военно-патриотическая и военно-спортивная подготовка. Игры надолго вовлекают людей и делают военную тематику интересной и познавательной.
Данное пособие может быть полезно:
· Тем, кто организует игры для друзей, а также постоянным организационным группам в различных видах военно-спортивных игр.
· Работникам военно-патриотических организаций, детских, юношеских и молодежных объединений, а также общественных организаций.
· Гражданским и военным чиновникам, занимающимся профильной деятельностью в сфере военно-патриотической и военно-спортивной подготовки.
· Представителям военных училищ и специалистам, работающим в министерстве обороны, занимающимся организацией обучения военнослужащих по военно-учетным специальностям и взаимодействию между родами войск.
· Представителям любых силовых структур, которые занимаются тренировкой и обучением сотрудников и персонала.
· Преподавателям вузов гуманитарной и спортивной направленности.
· Организаторам коммерческих игр (пейнтбол, лазертаг и так далее).
· Производителям пневматического оружия, игрового и военно-спортивного оборудования.
· Создателям многопользовательских компьютерных игр.
Активистам, работникам военно-патриотических и других молодежных и детских организаций, а также организаторам коммерческих игр — это пособие является своего рода справочником, который описывает весь процесс создания игры от начала и до конца.
Гражданским и военным чиновникам, представителям военных училищ и сотрудникам министерства обороны — это пособие будет полезно для организации профильной деятельности и сотрудничества с общественными структурами, а также для улучшения профильной работы.
Представителям любых силовых структур — это пособие поможет в организации тренировок сотрудников и привлечении гражданских лиц в качестве статистов.
Преподавателям вузов гуманитарной и спортивной направленности — это пособие будет полезно для создания новых направлений профессиональной деятельности.
Производителям пневматического оружия, игрового и военно-спортивного оборудования — это пособие станет источником для усовершенствования продукции и разработки стратегий маркетинга.
Создателям многопользовательских компьютерных игр — это пособие будет интересно в тех главах, которые описывают элементы игры, способы воскрешения игроков и игровые полигоны.
Одним из распространенных видов военно-патриотической деятельности является реконструкция военных действий, таких как события «Второй мировой войны» или «Отечественной войны» 1812-го года. Однако эта деятельность имеет коренное отличие от военно-спортивной игры. Реконструкция нацелена на зрителя и играет положительную роль в привлечении внимания к военно-патриотической тематике. Военно-спортивные игры, в свою очередь, ориентированы на самих участников, и зрелищность в этом случае играет второстепенную роль. Зрелищность может даже полностью отсутствовать, так как игра проходит на большом участке пространства. Тем не менее, современные средства позволяют при необходимости организовать трансляцию военно-спортивных игр.
Кроме того, реконструкция и военно-спортивные игры отличаются по нелинейности сюжета. Игра может развиваться различными путями, что приближает её к соревнованиям и спортивным мероприятиям. Можно сказать, что военно-спортивные игры занимают промежуточное положение между театральным зрелищем (к которому относится, в частности, реконструкция) и спортивными соревнованиями.
Для организации зрелищных реконструкторских мероприятий в вузах существуют определенные специальности режиссерской направленности, тогда как для организации военно-спортивных игр специализированных направлений почти нет. Наиболее близки по профессии «игровики» из спортивных вузов, но их не обучают специфике данной тематики.
Таким образом, задача данного пособия заключается в том, чтобы восполнить данный пробел.
Эта глава будет полезна работникам отделов по молодежной политике и спорту различных уровней власти, руководителям местных спортивных и военно-спортивных организаций, а также руководителям учебных учреждений.
Различным государственным структурам иногда необходимо организовать массовые мероприятия военно-спортивного направления. Однако работники официальных организаций не всегда знают, как привлечь участников на такие мероприятия. В провинции часто бывает, что местные чиновники непосредственно знакомы с лидерами сообществ, занимающихся военно-спортивными направлениями, такими как страйкбол. Иногда эти лидеры сами занимают должности в государственных структурах, например, в качестве руководителей клубов, отделов или специалистов. Поэтому собрать людей по своим связям не представляет особой сложности.
Однако данная схема может не сработать, если государственная структура сталкивается с новым направлением, с которым ранее не работала. Представьте, что местные власти никогда не организовывали военно-спортивные страйкбольные игры и не имеют контактов в этом направлении. Особенно это усугубляется в больших городах.
Характерен случай, произошедший в 2016-м году, когда крупнейший организатор военно-спортивных игр из Москвы разослал предложения местным властям организовать бесплатные автобусы для перевозки участников из регионов. В одном из крупных городов местные власти начали рассылать письма в официальные военно-спортивные клубы и народные дружины, следуя стандартному бюрократическому пути. В результате практически никого не удалось собрать. При этом в данном городе существует достаточно большое сообщество страйкболистов, состоящее из нескольких тысяч человек, с которым у местных властей не было никакого контакта.
Для того чтобы находить такие контакты, лучше всего следовать путем цифровизации. Чем крупнее город, тем сложнее его сообщества по интересам. Чиновнику или другому представителю государственной структуры достаточно зайти в поисковик, например, Яндекса, или в социальную сеть «ВКонтакте», набрать необходимые теги и найти группы, относящиеся к нужным им сообществам. Например, можно ввести в поисковике «название города, страйкбол, команды, организации, полигоны». Таким образом, можно найти контакты лидеров данного сообщества и пригласить их на встречу.
Бывает, что в городе или области существует только одна такая организация, и, скорее всего, она будет неформальной. Иногда такие сообщества имеют официально зарегистрированные структуры, через которые действуют, например, ячейки ДОСААФ. В крупном городе может быть несколько таких организаций, и их можно рассматривать как элементы гражданского общества. Попытка навязать одну организацию может вызвать отторжение, поэтому лучше приглашать всех представителей.
Как оценить деятельность разных представителей организаций?
Это довольно просто. Зайдите в группы их мероприятий и посмотрите число зарегистрированных участников. Однако это не общее число людей в группе, а число зарегистрированных в обсуждениях конкретной игры. Вы можете найти людей из сообществ, которые объяснят, как и где это посмотреть. В любом случае молодежь умеет пользоваться социальными сетями. Чем больше людей посещает мероприятия конкретного организатора, тем он значимее. Однако в некоторых подвидов игр это не является критерием. Есть игры более сложные, в которых участвуют далеко не все любители данного направления. Например, игры, имитирующие реальные боевые действия со сложными правилами ранений, или игры с ролевым элементом, где моделируется ситуация по мотивам известных произведений или компьютерных игр, такие как «Сталкер». Поэтому вам лучше узнать, какие подвиды игр существуют в данном направлении, и выбирать представителей из разных подвидов. Собрав такой совет, вы сможете вести полноценный диалог с данным сообществом.
Если вы сами организуете мероприятия, вам будет достаточно договориться с администраторами групп данной направленности в социальных сетях и форумах, чтобы они предоставили возможность оставить объявления о вашем мероприятии.
Как оценить эффективность мероприятий?
Военно-спортивные игры отличаются от традиционного спорта. Существуют, конечно, турниры, но в них далеко не всегда участвует большая часть сообщества. Большая часть мероприятий – это игры, в которых побеждает одна сторона, но назвать это чистой спортивной победой сложно. Критерии бывают расплывчатыми. В основном любители таких игр приезжают, чтобы получить удовольствие от самого процесса, а не только ради результата. Поэтому, как в футболе, оценить качество команд по количеству побед на играх не получится, тем более что они могут меняться из игры в игру. Одну сторону на большой игре невозможно собрать из одной команды, и команда, игравшая в одной сборной, может на следующей игре играть в другой.
Оценить качество игр проще всего по отзывам в группах игр в социальной сети «ВКонтакте».