Может ли хорошее общество состоять из «плохих» людей?
ЭССЕ
Представьте себе такую группу люде, где собрались не самые светлые личности. Там и преступник, и злодей, и тунеядец, и злостный неплательщик алиментов, и содомит, и даже антисемит. А куда без него в такой симпатичной компании? Брр! Продолжать не хочется. Но надо! Труба зовет. Не канализационная! Музыкальная! Представить надо. Ссылки на отсутствие воображения не принимаются. Сделать это совсем не трудно. И даже заманчиво, как чтение очередного детектива любимого писателя. Любители поймут эту остроумную фразу.
Теперь ответьте: может ли эта разношерстная публика превратиться в единый коллектив и создавать что-то позитивное? «Не может!!» - скажет кто-то. И этот кто-то будет неправ. Вполне возможно. И примеров предостаточно: и в реальной жизни, и в созданной фантазией писателей. Да многие вспомнят подобные истории из своей жизни.
Что же их может превратить в коллектив, людей, изначально настроенных друг против друга? Единая цель для всех. Выжить в опасных условиях, победить врага, иначе он победит и тогда всем каюк. А вот этого никому не хочется. И он готов пожертвовать собственными пороками. Построить. Выполнить норму. И так далее. Тогда лодырь будет пахать, как папа Карло, не хуже всех остальных. Иначе заклюют. На его голову обрушится гнев ни одного человека, а всего коллектива. А вот этого он уже не вынесет. Станет изгоем. Что хуже смерти. Вор не станет воровать, потому что у своих нельзя. Это уже не дело доблести и чести, а крысятничество. Мерзкое и отвратительное, за которое его жестоко накажут. Боли все боятся. И физической, и нефизической. И чтобы не допустить оную, пойдут против своей натуры. В других условиях восхищались бы его криминальными талантами. А сейчас низзя! Категорически! Под страхом смертной казни.
Нет резона врать, потому что ты постоянно на виду, и каждая твоя ложь тут же разоблачается. Каждое твое неправдивое слово будет опускать тебя всё ниже и ниже в глазах окружающих. Кому такое понравится? Гораздо выгоднее говорить правду. Это не случайное скопище людей, но коллектив, живущих по своим законам, которым хотят или не хотят вынуждены все подчиняться, иначе им придется держать ответ. Коллективная психология ведет к конструктивной деятельности. Для всех одна цель, все хотят ее достигнуть. Слабые становятся сильными. Если такой коллектив не распадется, если продолжится его существование, то и пороки отдельных его членов будут исправляться. Выгодно станет быть трудолюбивым, честным.
Забудет про свой преступный промысел вор, тунеядец станет стахановцем, и, вместо лежания на диване, будет ловить кайф от махания кувалдой. Эй, дубинушка, ухнем! Станет стройным и остроумным, потому что труд сделал из тунеядца человека. Зануду-молотобойца вы встречали? Нет! Потому что таких нет в природе.
Значит, за ним толпами будут ходить девушки и стрелять в него глазками и эсэмэсками. И сожалеть он будет об одном, что столько времени потерял даром по глупости.
Само собой, лжец станет правдивее даже Мюнхгаузена. Даже в мельчайших деталях не соврет.
Известный психологический парадокс. Когда двоих попросят называть белое черным, то третий, не знающий о сговоре, удивится, но следом за ними тоже скажет, что это черный цвет. Он решит, что скорее это он ошибается, но коллектив не может ошибаться. Коллективное подавляет личностные начала. Это может быть не всегда хорошо, но это так.
Что нужно для того, чтобы из плохих людей получилось хорошее общество? Сам по себе далеко не каждый плохой человек исправится, станет лучше. Скорее всего этого не произойдет.
Нужен лидер, который выдвинет привлекательную цель и убедит, что это именно то, о чем каждый мечтает, то, ради чего стоит жить, а если понадобится, то и отдать свою жизнь. Еще нужен организатор. Как бы ни хороша была идея, нужно уметь организовать выполнение ее. Это может быть одно лицо. Но не обязательно. Организатор расставит по местам, определит каждому фронт работ, напишет должные инструкции, обеспечит инструментом и спецовкой, возьмет кредиты и договорится с кем положено, установив связи с другими сообществами, странами. Еще он позаботится об инфраструктуре. Даст жилье, семейным выделит отдельные квартиры. Надо будет, начнет подгонять, развешивать дюли, выписывать премиальные, раздавать ордена и устраивать концерты любимого рэпера. Без организации любое начинание останется лишь благим помыслом.
Всегда находятся такие, которые начинают кричать об индивидуальности, учете мнения каждого, что он не такой, как все, а поэтому носит серьгу в носу и предпочитает нетрадиционный секс. Не рекомендуем! Изгой – это самоубийство. И тоталитаризм, ущемление прав тут ни при чем. Это уже когда все есть и можно беситься от жиру. Самоубийца отмучается раз и навсегда. А мучения изгоя могут длиться долго.
Всё так просто? Нет! Не просто и не так. Даже если появится лидер, который выдвинет цель, само по себе скопище людей не превращается в сообщество, которое занимается конструктивной деятельностью.
Распадется на автономные единицы. И так происходит сплошь и рядом. Убийца снова убивает, подлец бросает подлянки. А происходит это потому, что ничего не угрожает автономному существованию. Зачем же тогда объединяться и подчиняться каким-то правилам? Вот если они не могут существовать вне коллектива, тогда коллектив существует. То есть иная форма бытия, кроме коллективной, чревата неприятностями. Первобытный охотник не мог выжить вне общины. Решит стать индивидуалистом, и тут же попадет на закуску к саблезубому тигру или его запинают дубинками охотники из чужого племени. Потому что всякий чужак – это враг. Так уж устроена коллективная психология, особенно древняя.
Крестьянин в средние века не мог прожить вне общины. В России такое положение сохранялось до начала прошлого века. Через год на другой неурожай, саранча, чума. Какой-нибудь Карл Смелый регулярно играет со своими хлопчиками в войнушки. Если бы не община крестьянский мир исчез бы, утащив за собой в Марианскую впадину средневековую цивилизацию. В городах такую функцию выполняли цехи. Современное общество существует и даже процветает, хоть и не во всех местах, благодаря тому, что плохие люди со всеми своими недостатками физическими и духовными, пороками, слабостями объединяются в различные сообщества и ведут продуктивную коллективную деятельность: экономическую, социальную, духовную.